АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
28 мая 2018 года
Дело № А33-7587/2018
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено 28 мая 2018 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления от 07.03.2018 № А882-9.21(2)/17,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2, действующего на основании доверенности от 22.12.2015 №00/442,
от ответчика: ФИО3, действующей на основании доверенности от 09.01.2018 №3,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Селивановой А.И.,
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю(далее – ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 07.03.2018 № А882-9.21(2)/17.
Заявление принято к производству суда. Определением от 04.04.2018 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1
В предварительное судебное заседание явились представители сторон. Третье лицо в предварительное судебное заседание не явилось, извещено о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. В соответствии со статьей 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание проводится в отсутствие представителя третьего лица.
Возражения относительно возможности завершения предварительного судебного заседания и перехода к рассмотрению спора в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции от лиц, участвующих в деле, не поступили.
На основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», в связи с отсутствием возражений лиц, участвующих в деле, судом вынесено протокольное определение о завершении предварительного судебного заседания, окончании подготовки дела к судебному разбирательству и об открытии судебного заседания арбитражного суда первой инстанции.
Представитель заявителя заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, в котором заявитель не оспаривает, что им не исполнены мероприятия, возложенные на него техническими условиями к договору (отсутствует проектируемая линия 0,4 кВ возле объекта заявителя, в соответствии с п.25 (1) Правил), следовательно, ФИО1 не могла надлежащим образом исполнить мероприятия со своей стороны в виду отсутствия точки присоединения. В этой связи заявитель указывает на отсутствие причиненного вреда в результате несвоевременного составления акта.
Представитель ответчика заявленные требования не признал по доводам, изложенным в отзыве, указывает на отсутствие доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем необходимых и достаточных мер по осуществлению мероприятий по проверке выполнения технических условий, либо невозможности соблюдения указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении должной степени заботливости и осмотрительности. При назначении административного штрафа учитывалась неоднократность совершения административного правонарушения, учитывалось имущественное и финансовое состояние положения заявителя, штраф снижен вдвое.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило заявление ФИО1 (вх. №19524 от 16.10.2017) на бездействие ПАО «МРСК Сибири», выразившиеся в нарушении правил осуществления технологического присоединения, а именно неосуществление мероприятий по проверки выполнения заявителем технических условий.
По результатам рассмотрения материалов заявления определением от 09.11.2017 возбуждено дело об административном правонарушении № А882-9.21(2)/17 и принято решение о проведении административного расследования.
По итогам расследования законный представитель ПАО «МРСК Сибири» письмом (исх. №22296 от 25.12.2017) уведомлен о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП. Получение ПАО «МРСК Сибири» указанного письма подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 66097118202491.
Протокол об административном правонарушении от 12.01.2018 № А882-9.21(2)/17 составлен в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя, защитника ПАО «МРСК Сибири».
Указанный протокол получен ПАО «МРСК Сибири», что подтверждается почтовым уведомлением №66097118210571.
Защитником ПАО «МРСК Сибири» 06.03.2018 (№б/н) заявлено ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении № А882-9.21(2)/17 в отсутствие его представителей.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено следующее.
04.12.2017 между ПАО «МРСК Сибири» и гр. ФИО1 был заключен договор №20.2400.7138.17 об осуществлении технологического присоединения садового дома, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, урочище Боровое, СНТ «Земля», уч.41, КН №24:46:1501009:17 (далее – Объект) к электрическим сетям (далее - Договор).
Согласно пункту 10 технических условий к мероприятиям, исполнение которых возложено на ПАО « МРСК Сибири», относится:
- строительство ТП-6/0,4 кВ с трансформатором необходимой мощности;
- строительство ЛЭП-6 кВ от ближайшей опоры ВКЛ-6 кВ ф.28-25 до РУ-6 кВ новой ТП6/0,4кВ;
- строительство ЛЭП-0,4 кВ от РУ-6 кВ вновь установленной ТП-6/0,4 кВ до границы земельного участка заявителя.
В соответствии с пунктом 11 технических условий гр. ФИО1 необходимо осуществить следующие мероприятия:
- монтаж измерительного комплекса учета энергии;
- установка отключающего аппарата перед прибором учета;
- ввод до щита учета выполнить кабелем или самонесущим изолированный проводом типа СИП.
В соответствии с п. 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня подписания договора, т.е. до 05.08.2018.
02.10.2017 ФИО1 уведомила ПАО «МРСК Сибири» о выполнении технических условий о направлении специалиста для осмотра электроустановки и допуска в эксплуатацию приборов учета (вх.1.3/3249-фл от 02.10.2017) с приложением копии паспорта счетчика.
Согласно представленным потерпевшим пояснениям (вх. №21933 от 22.11.2017), проверка на предмет выполнения гр. ФИО1 технических условий проведена в отсутствие гр. ФИО1, по результатам которой составлен акт 0/18-524 от 19.10.2017. В данном акте указано о невыполнении сетевой организацией п. 10 технических условий №8000316106.
Постановлениями №А121-9.21(1)/16 от 06.04.2016, №А214-9.21(1)/16 от 27.04.2016 ПАО «МРСК Сибири» было привлечено к административной ответственности за аналогичное нарушение части 1 статьи 9.21 КоАП. Данные постановления о назначении административного наказания были исполнены платежным поручением №42213 от 01.11.2016, платежным поручением № 40255 от 17.10.2016 соответственно.
Доказательств, свидетельствующих о принятии ПАО «МРСК Сибири» необходимых и достаточных мер по осуществлению мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий, либо невозможности соблюдения указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, представлено не было.
Таким образом, действия ПАО «МРСК Сибири», выразившиеся в непроведении в установленный срок проверки выполнения заявителем технических условий, содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП.
Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 14.03.2018 № А882-9.21(2)/17 ПАО «МРСК Сибири» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 14.03.2018 № А882-9.21(2)/17, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административном правонарушении в соответствии с главой 23 настоящего кодекса.
Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ установлено, что Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.32.4, 9.15, частями 6 и 12 статьи 9.16, статьями 9.21, 14.3, частями 4 и 5 статьи 14.3.1, частью 1 статьи 14.9, статьей 14.9.1, частью 6 статьи 14.24, статьей 14.31частью 1 статьи 14.31.2, статьями 14.32, 14.33, частями 1, 3 - 5 статьи 14.38, статьями 14.40 - 14.42, частями 2.1 - 2.7 статьи 19.5, статьей 19.8 (в пределах своих полномочий), статьей 19.31 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 23.48 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе, в том числе, руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 23.48 КоАП РФ, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ).
Согласно Приказу Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2004 № 180 «О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протокол об административном правонарушении» вправе составлять и подписывать протокол об административном правонарушении на бланке территориального органа ФАС России: руководители территориальных органов ФАС России; заместители руководителей территориальных органов ФАС России; начальники отделов территориальных органов ФАС России; заместители начальников отделов территориальных органов ФАС России; иные должностные лица территориальных органов ФАС России.
Судом установлено, что протокол от 12.01.2018 № А882-9.21(2)/17 об административном правонарушении составлен специалистом-экспертом отдела информатизации и контроля рекламы управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, оспариваемое постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении вынесено руководителя Красноярского УФАС России, то есть уполномоченными лицами.
Протокол от 12.01.2018 № А882-9.21(2)/17 об административном правонарушении составлен в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя ПАО «МРСК Сибири» (исх. №22296 от 25.12.2017). Содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспариваемое постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 14.03.2018 № А882-9.21(2)/17 вынесено в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Протокол от 12.01.2018 № А882-9.21(2)/17 получен ПАО «МРСК Сибири», что подтверждается почтовым уведомлением №66097118210571.
Защитником ПАО «МРСК Сибири» 06.03.2018 (№б/н) заявлено ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении № А882-9.21(2)/17 в отсутствие его представителей.
Нарушений процессуальных норм при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судом не установлено.
Процедура возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования также соблюдена, определение вручено заявителю, заявителем данный факт не оспаривается.
Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности (один год) на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (часть 1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ).
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона правонарушения заключается в повторном несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов в течение одного календарного года.
Субъективная сторона может быть выражена в формах умысла или неосторожности.
Субъектами административной ответственности могут выступать должностные лица и юридические лица.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ «Об электроэнергетике»), настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации №861 от 27.12.2004 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимагощих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 85 Правил для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением следующих документов:
а) копии сертификатов соответствия на электрооборудование (если оборудование
подлежит обязательной сертификации) и (или) сопроводительной технической документации
(технические паспорта оборудования), содержащей сведения о сертификации;
б) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения,
обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего
электроснабжения (схеме выдачи мощности объектов по производству электрической энергии), релейной защите и автоматике, телемеханике и связи, в случае если такая проектная документация не была представлена заявителем в сетевую организацию до направления заявителем в сетевую организацию уведомления о выполнении технических условий (если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной);
в) документы, содержащие информацию о результатах проведения пусконаладочных
работ, приемо-сдаточных и иных испытаний;
г) нормальные (временные нормальные) схемы электрических соединений объекта
электроэнергетики, в том числе однолинейная схема электрических соединений
(электроустановки).
Сетевая организация рассматривает представленные заявителем документы, предусмотренные пунктом 85 Правил, и осуществляет осмотр электроустановок заявителя (пункт 87 Правил).
В соответствии с пунктом 82(1) Правил, одновременно с осмотром присоединяемых электроустановок заявителя осуществляется допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации.
Согласно с пунктом 88 Правил, по результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий, сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий (далее - акт о выполнении технических условий).
Заявитель в течение 5 дней со дня получения подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий возвращает в сетевую организацию один экземпляр подписанного со своей стороны акта о выполнении технических условий.
Акт о выполнении технических условий составляется в отношении заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно по одному источнику электроснабжения, а также заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, и подписывается заявителем и сетевой организацией непосредственно в день проведения осмотра.
Пунктом 90 Правил предусмотрено, что срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.
Как следует из материалов дела, 04.12.2017 между ПАО «МРСК Сибири» и гр. ФИО1 был заключен договор №20.2400.7138.17 об осуществлении технологического присоединения садового дома, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, урочище Боровое, СНТ «Земля», уч.41, КН №24:46:1501009:17 (далее – Объект) к электрическим сетям (далее - Договор).
Согласно пункту 10 технических условий к мероприятиям, исполнение которых возложено на ПАО « МРСК Сибири», относится:
- строительство ТП-6/0,4 кВ с трансформатором необходимой мощности;
- строительство ЛЭП-6 кВ от ближайшей опоры ВКЛ-6 кВ ф.28-25 до РУ-6 кВ новой ТП6/0,4кВ;
- строительство ЛЭП-0,4 кВ от РУ-6 кВ вновь установленной ТП-6/0,4 кВ до границы земельного участка заявителя.
В соответствии с пунктом 11 технических условий гр. ФИО1 необходимо осуществить следующие мероприятия:
- монтаж измерительного комплекса учета энергии;
- установка отключающего аппарата перед прибором учета;
- ввод до щита учета выполнить кабелем или самонесущим изолированный проводом типа СИП.
В соответствии с п. 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня подписания договора, т.е. до 05.08.2018.
02.10.2017 ФИО1 уведомила ПАО «МРСК Сибири» о выполнении технических условий о направлении специалиста для осмотра электроустановки и допуска в эксплуатацию приборов учета (вх.1.3/3249-фл от 02.10.2017) с приложением копии паспорта счетчика.
Согласно представленным потерпевшим пояснениям (вх. №21933 от 22.11.2017), проверка на предмет выполнения гр. ФИО1 технических условий проведена в отсутствие гр. ФИО1, по результатам которой составлен акт 0/18-524 от 19.10.2017. В данном акте указано о невыполнении сетевой организацией п.10 технических условий№8000316106.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается несоблюдение сетевой организацией 10-дневного срока, установленного пунктом 90 Правил, для проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (уведомление поступило 02.10.2017, акт составлен 19.10.2017).
Доказательств, свидетельствующих о принятии ПАО «МРСК Сибири» необходимых и достаточных мер по осуществлению мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий, либо невозможности соблюдения указанных требований в указанный 10-дневный срок в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, представлено не было.
Из оспариваемого постановления следует, что общество постановлениями №А121-9.21(1)/16 от 06.04.2016, №А214-9.21(1)/16 от 27.04.2016, вступившими в законную силу на момент совершения рассматриваемого правонарушения, ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, что является квалифицирующим признаком при квалификации административного правонарушения, предусмотренного частью 2 указанной статьи.
Таким образом, действия ПАО «МРСК Сибири», выразившиеся в непроведении в установленный срок проверки выполнения заявителем технических условий, содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП.
Довод заявителя об отсутствии объективной стороны правонарушения ввиду невозможности выполнения стороной своих обязательств до момента выполнения сетевой организацией возложенных на нее технических условий (отсутствие точки присоединения) судом отклонен, как не имеющий правового значения для рассмотрения настоящего дела. Пункт 90 Правил возлагает на сетевую организацию обязанность по проведению мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий вне зависимости от выполнения самой сетевой организацией технических условий. Проверка подразумевает установление факта надлежащего либо ненадлежащего выполнения соответствующих обязательств, установленных договором технологического присоединения.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суд полагает, что материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает доказанным наличие в действиях публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Суд не находит оснований для квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного применительно к статье 2.9 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60) квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).
Учитывая обстоятельства настоящего дела, повторность совершения указанного правонарушения, суд считает, что в действиях общества усматривается пренебрежительное отношение к исполнению обязанности по своевременному осуществлению технологического присоединения объектов потребителей.
Согласно частям 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
По части 2 статьи 4.2. КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Исходя из части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Таким образом, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, минимальный размер за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе положений статьи 4.1 КоАП РФ.
При рассмотрении антимонопольным органом дела об административном правонарушении учтено тяжелое материальное положение ПАО «МРСК Сибири», размер назначаемого штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП, снижен в два раза и составил 300 000 руб.
Проанализировав представленные документы, суд пришел к выводу о том, что постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 07.03.2018 № А882-9.21(2)/17 является законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 07.03.2018 № А882-9.21(2)/17 о назначении административного наказания отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.В. Болуж