ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-7679/08 от 08.10.2008 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

          Дело № А33-7679/2008

г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края  Мозолькова Л.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлениюУправления ФНС России по Красноярскому краю

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярск

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 23 по Красноярскому краю

заинтересованное лицо:

общество с ограниченной ответственностью «РегионПром»

о признании недействительной государственной регистрации юридического лица при создании

при участии: от заявителя – ФИО1 – представителя по доверенности от 20.03.2008,

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска: ФИО2 – представителя по доверенности от 23.07.2008,

от  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю: ФИО3 – представителя по доверенности от 29.02.2008,

при ведении протокола судебного заседания судьей Мозольковой Л.В.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании «01» октября 2008 года. В полном объеме решение изготовлено «08» октября  2008 года.

Управление ФНС России по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Красноярского краяк  Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району  г. Красноярска  с заявлением о признании недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации юридического лица ООО «РегионПром» при его создании, а также решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «РегионПром».

Определением арбитражного суда от 23.07.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «РегионПром» (далее - ООО «РегионПром»).

Определением суда от 20.08.2008 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 23 по Красноярскому краю.

Заявитель письменно уточнил заявленные требования, просит признать незаконным решение Инспекции ФНС России по Центральному району г. Красноярска № 1890 от 10.06.2005 и обязать регистрирующий орган - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы  № 23 по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения.

         Определением арбитражного суда от 17.09.2008 судебное разбирательство по делу назначено на 01.10.2008 в 15 час.   

Общество с ограниченной ответственностью «РегионПром» в заседание не явилось. Определение суда от 17.09.2008, направленное в адрес общества, возвращено почтовым отделением с отметкой «организация не разыскана». Адрес, по которому направлен судебный акт, является последним известным суду местом нахождения ответчика. В силу пункта 2 части 3 статьи  123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью «РегионПром» считается надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие общества с ограниченной ответственностью «РегионПром».

Инспекция ФНС России по Центральному району г. Красноярска представила письменное уточнение к отзыву на заявление, в котором указано, что при наличии у регистрирующего органа сведений о недостоверности данных, предоставленных для государственной регистрации, юридическое лицо не могло бы быть зарегистрировано, и изменения в сведения об ООО «РегионПром» в реестр юридических лиц не были бы осуществлены.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю представила письменный отзыв на заявление, требования заявителя  признает в полном объеме.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

10.06.2005 регистрирующим органом - инспекцией ФНС России по Центральному району г.Красноярска на основании заявления, подписанного единственным учредителем юридического лица ФИО4, принято решение о государственной регистрации юридического лица ООО «РегионПром» при его создании (решение № 1890 от 10.06.2005) и 10.06.2005 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации юридического лица ОГРН <***>.

Подпись ФИО4 в заявлении удостоверена нотариусом г. Красноярска ФИО5 Одновременно с заявлением в регистрирующий орган представлены документы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

01.11.2006 ФИО4 в качестве единственного учредителя ООО «РегионПром» принято Решение № 1 об изменении местонахождения юридического лица с <...> на <...>.

10.11.2006 по заявлению единственного учредителя ООО «РегионПром» ФИО4 решением № 3831 Инспекции ФНС России по Центральному району г. Красноярска зарегистрированы изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись ЕРН 2062466243409.

Подпись ФИО4  в заявлении удостоверена нотариусом г. Красноярска ФИО6 Одновременно с заявлением в регистрирующий орган представлены документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

На основании сведений, предоставленных Управлением по налоговым преступлениям ГУВД Красноярского края, а также в ходе проведения контрольных мероприятий установлено следующее:

- в ходе допроса в качестве свидетеля ФИО4, пояснил, что с ноября 2003 года работает в фирме «Сибагропромстрой» слесарем. С апреля 2006 года на адрес его регистрации: Красноярский край, Манский район, с. Шалинское, стали поступать требования ИФНС Центрального района, в которых было указано, что он является руководителем ООО «РегионПром». Он обратился в ИФНС Центрального района и написал заявление от 20.04.2006  о том, что никакого отношения к указанной фирме он не имеет, никаких документов на регистрацию данной фирмы он не подписывал, и согласия на это не давал. Документы регистрации ООО «РегионПром» он никогда не видел, их не подписывал, доверенность на имя ФИО7, не выписывал. Свой паспорт он также никогда не терял и никому не передавал;

-    согласно выводам эксперта  подписи от имени ФИО4 в документах:  заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в графе: «Заявитель» и сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, графе: «Заявитель»: - Изменение № Iвносимые в Устав Общества с ограниченной ответственностью ООО «РегионПром», в графе: «ФИО4». «Заявитель»; - Сведения об учредителях юридического лица -физического лица, в графе: «Заявитель»; - Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в графе «Заявитель»; сведениях о видах экономической деятельности, в графе «Заявитель»; - Устав ООО «РегионПром», в графе «ФИО4», «ФИО4»; - Акт /приема-передачи имущества/, в графе «Передал: ФИО4», «Принял: ФИО4»: - ООО «РегионПром» Решение, в графе «Директор: ФИО4 ООО «РегионПром»»; Доверенность, в графе «ПОДПИСЬ»; - РЕШЕНИЕМ 1 учредителя ООО «РегионПром» выполнены не ФИО4, а иным лицом. Подпись от имени ФИО4 в квитанции от 30.05.2005 г. в графе: «Плательщик (подпись)» выполнена не ФИО4, а иным лицом;

- подписи от имени ФИО5 в доверенности от 30.05.2005, и графе; «Нотариус»; - Изменение № Iвносимые в Устав ООО «РегионПром», в графе: «Подпись заявителя свидетельствую Нотариус»; - Оборотный лист документа Изменение № I«носимые вУстав ООО «РегионПром» в штампе «Прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью нотариуса ФИО5 в графе: «Нотариус» выполнены не ФИО5, а иным лицом с подражанием какой-то конкретной подписи ФИО5

- подписи от имени ФИО8 в документах: заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в графе: «Подпись заявителя свидетельствую «Нотариус»; оборотный лист документа заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в штампе «Прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью нотариуса ФИО6 в строке «Нотариус» выполнены не ФИО9 BП, а иным лицом с подражанием какой-то конкретной подписи ФИО6;

- оттиски круглой печати в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в графе: «Место печати» и на оборотной стороне листа заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица выполнены с помощью эластичного клише с выступающими печатающими элементами, изготовленном фотополимерным способом и нанесены не печатью нотариуса ФИО6;

- оттиски круглых печатей в доверенности от 30.05.2005 и на оборотной стороне листа изменений №1 вносимых в Устав ООО «РегионПром» выполнены с помощью эластичного клише с выступающими элементами, изготовленном фотополимерным способом и нанесены не печатью нотариуса ФИО5;

- согласно письма и.о. нотариуса города Красноярска ФИО10 30.05.2006 нотариальные действия по свидетельствованию подлинности подписи гр. ФИО4 на заявлении о государственной регистрации юридического лица ООО «РегионПром» при создании по форме Р11001 не совершалось.

Полагая, что решение регистрирующего органа № 1890 от 10.06.2005 не соответствуют действующему законодательству, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам:

в соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, иных органов, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражный суд, при рассмотрении дел об оспаривании решений государственных органов, иных органов, осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).

 В соответствии со статьей 1 Закона о регистрации государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 4 Закона о регистрации в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

В силу статьи 5 Закона о регистрации в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе: сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (пункты «д» и «л» части 1 статьи 5 Закона о регистрации).

Выполняя функцию информационного ресурса и исходя из назначения государственной регистрации как публичного акта органа государственной власти, государственный реестр должен содержать достоверные сведения.

Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (часть 4 статьи 5 Закона о регистрации).

Согласно статье 12 Закона о регистрации в заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны.

Таким образом, на заявителя законодателем возложена обязанность по предоставлению достоверной информации, требование о достоверности сведений, изложенных в заявлении о государственной регистрации, является обязательным в силу статьи 12 Закона о регистрации. Установление недостоверности сведений, подлежащих обязательному отражению в заявлении о государственной регистрации, в отношении которых податель заявления дал в установленном законом порядке гарантии достоверности, фактически означает незаполненность соответствующих граф заявления, что, в свою очередь, лишает поданный заявителем документ статуса заявления о государственной регистрации юридического лица.

Статьей 17 Закона о регистрации установлены требования к содержанию пакета документов, представляемого для внесения изменений в учредительные документы юридического лица. Учитывая, что в статье 17 указанного закона приводится не только перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений, но и требования к ним, в государственный реестр могут быть внесены только достоверные изменения в сведения о юридическом лице, соответствующие требованиям действующего законодательства.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения контрольных мероприятий установлено, что ФИО4 не никакого отношения к ООО «РегионПром» не имеет, никаких документов на регистрацию данной фирмы не подписывал, и согласия на это не давал. Документы, предоставленные для государственной регистрации ООО «РегионПром» не подписывал, доверенность на имя ФИО7, не выписывал. Подпись от имени ФИО4 на документах выполнена не ФИО4, а иным лицом.

Согласно письма и.о. нотариуса города Красноярска ФИО10 № 189 от 10.11.2006 нотариальные действия 30.05.2006  по свидетельствованию подлинности подписи гр. ФИО4 на заявлении о государственной регистрации юридического лица ООО «РегионПром» при создании по форме Р11001 не совершались.

Кроме того, согласно сведений, предоставленных Управлением по налоговым преступлениям ГУВД Красноярского края, подписи от имени нотариусов ФИО5 и ФИО6 выполнены не ФИО5  и ФИО9 BП, а иными лицом с подражанием какой-то конкретной подписи ФИО5 и  ФИО6 Оттиски круглых печатей в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании и заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, выполнены с помощью эластичного клише с выступающими печатающими элементами, изготовленном фотополимерным способом и нанесены не печатью нотариуса ФИО5 и нотариуса ФИО6.

Таким образом, заявление ООО «РегионПром»о государственной регистрации юридического лица при создании, заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, вносимых в учредительные документы, содержит недостоверную информацию.

При изложенных обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.

  Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

         признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска № 1890 от 10.06.2005 о государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «РегионПром» при создании.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месячного срока со дня его принятия  в Третий арбитражный апелляционный.

Судья

                         Л.В.Мозолькова