ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-7686/13 от 27.01.2014 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  31 января 2014 года

Дело № А33-7686/2013

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 31 января 2014 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Горно – металлургическая компания «Норильский никель» (ИНН 8401005730, ОГРН 1028400000298)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю

о признании незаконными действий по отражению в справке №06-1/19-3060 от 13.05.2013 суммы задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1 425 182 615, 63 рубля,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Берназ Л.П. на основании доверенности от 06.12.2012 № ГМК-115/249-нт,

от ответчика: Борисовой Л.М. на основании доверенности от 07.06.2012 № 01-2/20-3777,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анкудиновой А.В.,

установил:

открытое акционерное общество «Горно–металлургическая компания «Норильский никель» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю о признании незаконными действий по отражению в справке №06-1/19-3060 от 13.05.2013 суммы задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1 425 182 615, 63 рубля.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в отзыве на заявление.

Заявление рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

03.10.2011 Правительством Красноярского края издано распоряжение № 799-р об утверждении для ОАО «ГМК «Норильский никель» плановых объемов корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий в 2012 году в размере 1 171 013 040 рублей.

28.02.2012 между Министерством природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края и ОАО «ГМК «Норильский никель» заключен договор о корректировке размеров платы с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий в 2012 году, который предусматривал выполнение компанией в 2012 году природоохранных мероприятий, указанных в приложении № 1 к договору, расходы на выполнение которых согласованы в счет корректировки размеров платы за 2012 год и по каждому кварталу 2012 года.

Письмом от 03.12.2012 № ЗФ/1111 Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю направлен отчет по корректировке платы за 2012 год.

18.01.2013 Правительством Красноярского края издано распоряжение № 30-р об утверждении ОАО «ГМК «Норильский никель» фактических размеров корректировки платы за 2012 год в размере 1 129 250 096,44 руб.

Распоряжением от 11.09.2012 № 711-р Правительством Красноярского края для ОАО «ГМК «Норильский никель» утверждены плановые размеры корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий в 2013 году в размере 1 222 673 744 рублей.

20.02.2013 между Министерством природных ресурсов и лесного комплекса
 Красноярского края и ОАО «ГМК «Норильский никель» заключен договор № 3 о
 корректировке размеров платы с учетом освоения средств на выполнение
 природоохранных мероприятий в 2013 году, который предусматривал выполнение
 компанией в 2013 году природоохранных мероприятий, указанных в приложении № 1 к
 договору, расходы на выполнение которых согласованы в счет корректировки размеров
 платы за 2013 год и по каждому кварталу 2013 года.

ОАО «ГМК «Норильский никель» 22.04.2013 представило в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 года, в котором общий размер исчисленной платы в сумме 362 756 660,95 рублей уменьшен на размер плановой корректировки за 1 квартал 2013 года, указанный в договоре от 20.02.2013 № 3, в сумме 305 668 436 руб. В этой связи к уплате обществом заявлено 57 088 224,95 руб.

С целью подготовки документов, необходимых для оформления корректировки размеров платы на 2014 год, 23.04.2013 ОАО «ГМК «Норильский никель» обратилось в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю с заявлением о выдаче справки об отсутствии задолженности по плате по состоянию на 01.05.2013.

В справке от 13.05.2013 № 06-1/19-3060 управление указало на наличие у общества задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду по состоянию на 06.05.2013 в размере 1 425 182 615,63 руб., в том числе:

- сальдо на 01.02.2013 – задолженность 1 129 237 936,80 руб.;

- 1 квартал 2013 года – начислено 362 756 660,95 руб., оплачено 66 811 982,12 руб.

Считая, что включение в справку несоответствующих действительности сведений о наличии задолженности нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ОАО «ГМК «Норильский никель» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с настоящими заявлениями.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2).

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Из положений статьи 3 Закона № 7-ФЗ следует, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Статьей 16 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Из приложения № 6 к Федеральному закону от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» следует, что функции главного администратора доходов федерального бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую среду возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 30.07.2004 № 400 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

Территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Красноярского края, является Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю (Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.06.2011 № 401).

На основании приведенных норм оспариваемая справка о задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду выдана уполномоченным лицом.

Судом отклоняется довод ответчика о том, что справка о задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду не может нарушать права заявителя на основании следующего.

Постановлением Совета администрации Красноярского края от 12.07.2004 № 180-п утверждено Положение о порядке принятия решений о корректировке размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения природопользователями средств на выполнение природоохранных мероприятий (далее – Положение).

Согласно пункту 2.3 Положения обязательным приложением к заявлению о корректировке размеров платы является, в том числе справка уполномоченного органа по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду об отсутствии у природопользователя задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду по состоянию на первое число месяца подачи заявления. Заявление природопользователя, имеющего задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду, принимается к рассмотрению в случае, если им представлены документы, подтверждающие обжалование в судебном порядке наличия указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

В силу пункта 2.4 Положения материалы природопользователей, не соответствующие требованиям, в частности пункта 2.3, не принимаются к рассмотрению и возвращаются природопользователю в течение 8 рабочих дней со дня окончания срока приема заявлений о корректировке размеров платы.

Таким образом, учитывая, что данная справка является обязательным приложением к заявлению о корректировке платы, содержание в ней недостоверных сведений нарушает права заявителя и вынуждает обратиться в суд с соответствующим заявлением об оспаривании задолженности.

В этой связи довод ответчика о том, что обжалуемыми действиями не нарушаются права заявителя в связи с принятием к рассмотрению заявления о корректировке платы, является необоснованным.

В качестве основания для обжалования указанной справки ОАО «ГМК «Норильский никель» ссылается на то, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю при определении размера задолженности неправомерно не учтена фактическая корректировка платы за 2012 год в размере 1 129 250 096,44 руб. и плановая корректировка платы за 1 квартал 2013 года в сумме 305 668 436 руб.

Согласно пункту 1.3 Положения корректировке подлежит сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду на календарный год.

Общий размер корректировки платы для природопользователя не может превышать 80 процентов размера платы за фактические выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду, которая в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации подлежит ежеквартальному зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в течение года, и составлять более 50 процентов от фактических затрат на природоохранную деятельность на год предоставления корректировки.

Размер корректировки платы не может превышать фактических расходов на выполнение природопользователем природоохранных мероприятий, согласно утвержденному перечню.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения ежеквартальная сумма платы, составляющая разницу между фактически исчисленной природопользователем суммой платы и размером ее плановой корректировки, не может составлять менее 20 процентов от фактически исчисленной платы и подлежит уплате природопользователем ежеквартально в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Разница между утвержденным для природопользователя размером корректировки платы и утвержденными в соответствии с пунктом 3.6 настоящего Положения фактически произведенными им затратами на выполнение природоохранных мероприятий по итогам года подлежит уплате природопользователем в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1.5 Положения решение о корректировке размеров платы принимается Правительством Красноярского края на основании предложений комиссии Правительства Красноярского края по подготовке предложений о корректировке размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения природопользователями средств на выполнение природоохранных мероприятий.

Сбор материалов по корректировке размеров платы для их рассмотрения Комиссией и заключение договоров с природопользователями о корректировке размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения природопользователями средств на выполнение природоохранных мероприятий после принятия Правительством Красноярского края решения о корректировке размеров платы осуществляется министерством природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края (далее - Министерство).

Согласно пункту 1.7 Положения затраты на выполнение природоохранных мероприятий засчитываются в счет корректировки размеров платы при условии реализации мероприятий.

Плановая корректировка платы осуществляется на очередной финансовый год (пункт 1.8 Положения).

Разделом 2 Положения установлен порядок рассмотрения и принятия решений о корректировке размеров платы. Предложения о корректировке размеров платы разрабатываются природопользователями на основе планов природоохранных мероприятий, имеющих положительный отзыв исполнительных органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере природопользования и в области охраны окружающей среды.

На основании решения Правительства Красноярского края об утверждении плановых размеров корректировки платы на предстоящий год, до 1 марта года корректировки, Министерство заключает с природопользователем договор о корректировке размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий. Договор заключается при условии предоставления природопользователем сведений о наличии положительного заключения государственной экспертизы с указанием номера и даты или подтверждения уполномоченного органа об отсутствии необходимости в проведении государственной экспертизы (далее - сведения). В случае несоблюдения природопользователем указанного условия по отдельным природоохранным мероприятиям, соответствующие мероприятия в Перечень природоохранных мероприятий, расходы на выполнение которых засчитываются в счет размеров платы, являющийся неотъемлемой частью договора, не включаются. При отсутствии сведений по всем природоохранным мероприятиям договор с природопользователем не заключается, о чем природопользователь уведомляется Министерством в течение 5 дней с момента истечения срока для заключения договора (пункт 2.9 Положения).

Согласно пункту 3.1 Положения природопользователи, в отношении которых Правительством Красноярского края утверждены плановые размеры корректировки платы, до 10 декабря года, на который осуществляется корректировка платы, представляют в Министерство отчет об освоении средств на выполнение перечня природоохранных мероприятий, прилагаемого к договору о корректировке размеров платы (далее - отчет об освоении средств) по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению, и расчет фактических размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласованный уполномоченным органом по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В силу пункта 3.5 Положения комиссия в срок до 15 января года, следующего за годом, на который осуществлена корректировка размеров платы, готовит предложения для Правительства Красноярского края о корректировке размеров платы на основе отчета об освоении средств, приложенных материалов и представленных заключений.

Правительство Красноярского края в течение 5 дней со дня получения предложений Комиссии принимает решение об утверждении (отказе в утверждении) фактических размеров корректировки платы (пункт 3.6 Положения).

В течение 5 дней со дня принятия Правительством Красноярского края решений об утверждении (отказе в утверждении) фактических размеров корректировки платы Министерство направляет их в адрес природопользователей с предоставлением копий в контролирующие органы и в уполномоченный орган по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 3.7 Положения).

На основании пункта 3.8 Положения природопользователи, в отношении которых приняты решения об утверждении фактических размеров корректировки платы, производят окончательные расчеты и уплату платежей за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Природопользователи, не представившие в Министерство отчет об освоении средств, предусмотренный пунктами 3.1 и 3.2 настоящего Положения, и природопользователи, в отношении которых Правительством Красноярского края не принято решение об утверждении фактических размеров корректировки платы, вносят плату в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.9 Положения).

Как следует из материалов дела и подтверждается сторонами, в справке в качестве сальдо на 01.02.2013 в сумме 1 129 237 936,80 руб. отражена задолженность по исчисленным платежам за 2012 год, уменьшенная на имеющуюся у общества переплату в размере 12 159,64 руб.

Судебными актами по делу № А33-15588/2012, возбужденному по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю о взыскании с открытого акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 кварталы 2012 года в размере 585 494 360,36 руб., установлено отсутствие у компании задолженности за 2012 год с учетом произведенной корректировки платы.

Обществом за 1 - 4 кварталы 2012 года исчислена плата за негативное воздействие на окружающую среды в размере 1 399 407 924 рубля 09 копеек. В соответствии с пунктом 1.4 Положения с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий и размера корректировки (1 129 250 096 рублей 44 копейки) природопользователь должен уплатить в соответствующие бюджеты плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год в сумме 270 157 827 рублей 65 копеек. Уменьшение платы в каждом квартале 2012 года на размер затрат на выполнение природоохранных мероприятий осуществлялось ответчиком на основании поквартальных размеров корректировки, указанных в договоре от 28.02.2012 с Министерством природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.

С учетом положений пунктов 1.3, 1.4 Положения и фактической уплаты обществом разницы между утвержденным для него размером корректировки платы и фактически произведенными им затратами на выполнение природоохранных мероприятий по итогам года, задолженность у ответчика за все кварталы 2012 года отсутствует.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Учитывая, что при рассмотрении дела № А33-15588/2012 судом установлено отсутствие у ОАО «ГМК «Норильский никель» задолженности за 2012 год, указанные обстоятельства являются преюдициальными для настоящего дела и не подлежат доказыванию вновь.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии у Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю оснований по отражению в справке от 13.05.2013 № 06-1/19-3060 суммы задолженности за 2012 год в виде сальдо на 01.02.2013 в размере 1 129 237 936,80 руб.

В справке ответчиком также отражена задолженность общества за 1 квартал 2013 года, указано на начисление 362 756 660,95 руб., уплату 66 811 982,12 руб.

Как следует из материалов дела, распоряжением от 11.09.2012 № 711-р Правительством Красноярского края для ОАО «ГМК «Норильский никель» утверждены плановые размеры корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий в 2013 году в размере 1 222 673 744 рублей.

20.02.2013 между Министерством природных ресурсов и лесного комплекса
 Красноярского края и ОАО «ГМК «Норильский никель» заключен договор № 3 о
 корректировке размеров платы с учетом освоения средств на выполнение
 природоохранных мероприятий в 2013 году, который предусматривал выполнение
 компанией в 2013 году природоохранных мероприятий, указанных в приложении № 1 к
 договору, расходы на выполнение которых согласованы в счет корректировки размеров
 платы за 2013 год и по каждому кварталу 2013 года, в том числе за 1 квартал 2013 года –305 668 436 руб.

В представленном обществом расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 года общий размер исчисленной платы в сумме 362 756 660,95 рублей уменьшен на размер плановой корректировки за 1 квартал 2013 года, указанный в договоре от 20.02.2013 № 3, в сумме 305 668 436 руб., исчислено к уплате 57 088 224,95 руб.

Ответчик считает неправомерным произведенное обществом самостоятельное уменьшение размера платежей на размер плановой корректировки платы, указывая на несоответствие процедуре, установленной нормативными правовыми актами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации осуществляют корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей (подпункт "а" пункта 4). Поэтому к рассматриваемой ситуации должны применяться положения пункта 6.12 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993. Однако административная процедура участия территориальных органов в корректировке платежей на настоящий момент не определена. В этой связи основания для принятия сумм плановой корректировки у ответчика отсутствуют.

Указанный довод ответчика не принимается судом. Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации предписано разработать по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации и утвердить инструктивно-методические документы по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды и перечень природоохранных мероприятий, затраты на выполнение которых могут засчитываться в счет платежей.

Соответствующие Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (далее – Инструктивно-методические указания) утверждены Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, с предшествующим согласованием Министерства финансов Российской Федерации (25.01.1993), Министерства экономики Российской Федерации (20.01.1993).

Пунктом 6.12 Инструктивно-методических указаний установлено, что объем корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды конкретного природопользователя определяется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и в соответствии с законодательством утверждается исполнительными органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований или, в случае передачи этих функций, территориальными органами Минприроды России. Величина корректировки уточняется после окончания планового периода (год, квартал) как в сторону снижения, так и в сторону увеличения в зависимости от фактического освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий.

Согласно пункту 6.13 Инструктивно-методических указаний оформление корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий осуществляется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

Таким образом, территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, участвуют в оформлении корректировки размеров платежей природопользователей за негативное воздействие на окружающую среду.

ОАО «ГМК «Норильский никель», являясь плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, имеет право на корректировку размеров данных платежей с учетом освоения им средств на выполнение природоохранных мероприятий, в том числе и на плановую корректировку, уменьшающую ежеквартальный размер исчисленных платежей.

Материалами дела подтверждается, что размер плановой корректировки на 2013 год определен для ОАО «ГМК «Норильский никель» в соответствии с процедурой, установленной Положением от 12.07.2004 № 180-п.

Управление считает необоснованным уменьшение квартального платежа на размер плановой корректировки, указывая, что размер плановой корректировки платы был утвержден на целый отчетный период – год, а не поквартально.

Суд отклоняет указанный довод, поскольку действующее нормативно-правовое регулирование предусматривает ежеквартальные платежи за негативное воздействие на окружающую среду и предоставляет природопользователям право на корректировку размеров данных платежей с учетом освоения им средств на выполнение природоохранных мероприятий. В противном случае общество смогло бы воспользоваться своим правом на корректировку только по истечении 2013 года, однако это противоречит законодательству, установившему ежеквартальную уплату платежей, и смыслу корректировки, которая призвана облегчить бремя платежей общества взамен на исполнение им природоохранный мероприятий.

Судом также отклоняется ссылка ответчика на отсутствие у него технической возможности по осуществлению операций по списанию или корректировке платы в связи с отсутствием у администратора платы соответствующих полномочий, четко регламентированных в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995. Суд считает, что проблемы технического характера не могут служить препятствием для отражения в справке объективной и достоверной информации о наличии либо отсутствии задолженности.

Бремя последствий отсутствия у Управления ведомственных документов, регламентирующих организацию работы по корректировке размеров платежей конкретных природопользователей с учетом освоения ими в отчетном периоде средств на выполнение природоохранных мероприятий, не должно возлагаться на природопользователя, которому действующим законодательством гарантировано право на корректировку размеров платежей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий.

Установленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о правомерном уменьшении обществом размера исчисленного платежа за 1 квартал 2013 на сумму утвержденной плановой корректировки.

Вместе с тем при исчислении размера платежа за 1 квартал 2013 года ОАО «ГМК «Норильский никель» не было учтено требование пункта 1.4 Положения, предусматривающего, что ежеквартальная сумма платы, составляющая разницу между фактически исчисленной природопользователем суммой платы и размером ее плановой корректировки, не может составлять менее 20 процентов от фактически исчисленной платы и подлежит уплате природопользователем ежеквартально в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом случае разница между фактически исчисленной природопользователем суммой платы (362 756 660,95 руб.) и размером ее плановой корректировки (305 668 436 руб.) составила менее 20 процентов.

В этой связи с учетом требований пункта 1.4 Положения общество было обязано исчислить и уплатить в бюджет 20% от фактически исчисленной суммы платы (362 756 660,95 руб.), что составляет 72 551 332,19 руб.

Фактически в 1 квартале 2013 года обществом перечислено в бюджет 66 811 982,12 руб. Таким образом, задолженность за 1 квартал 2013 года составила 5 739 350,07 руб.

На основании изложенного, действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю по отражению в справке от 13.05.2013 № 06-1/19-3060 суммы задолженности за 1 квартал 2013 года в размере 290 205 328,76 руб. являются неправомерными.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

По результатам рассмотрения дела заявление открытого акционерного общества «Горно – металлургическая компания «Норильский никель» подлежит частичному удовлетворению.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

При подаче настоящего заявления в арбитражный суд заявитель уплатил государственную пошлину в размере 2 000 рублей, которая с учетом рассмотрения дела подлежит отнесению на ответчика в порядке распределения судебных расходов.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Заявление открытого акционерного общества «Горно – металлургическая компания «Норильский никель» удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю по отражению в справке от 13.05.2013 № 06-1/19-3060 суммы задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1 419 443 265,56 рублей, в том числе сальдо на 01.02.2013 в размере 1 129 237 936,80 руб., за 1 квартал 2013 года в размере 290 205 328,76 руб., как несоответствующие требованиям Положения о порядке принятия решений о корректировке размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения природопользователями средств на выполнение природоохранных мероприятий, утвержденного Постановлением Совета администрации Красноярского края от 12.07.2004 № 180-п.

В удовлетворении остальной части требований оказать.

В порядке распределения судебных расходов взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю в пользу открытого акционерного общества «Горно – металлургическая компания «Норильский никель» 2 000 рублей государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.


Судья

Е.В. Болуж