АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ | |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ноября 2015 года | Дело № А33-7697/2015 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26 октября 2015 года.
В полном объёме решение изготовлено 02 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Бычковой Л.К. , рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «СТАНДАРТ» (ИНН 2408005520, ОГРН 1102411001110), р.п. Большая Мурта Большемуртинского района Красноярского края
к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Красноярск,
о взыскании излишне уплаченных платежей,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
-Министерства финансов Красноярского края, г. Красноярск,
-Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, г. Красноярск,
в присутствии:
от истца: ФИО1, представитель по доверенности от 16.04.2015,
от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности от 30.12.2014 № мпр/1-07430, паспорт <...>,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО3
установил:
общество с ограниченной ответственностью «СТАНДАРТ» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Красноярскому краю в лице Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края о взыскании излишне уплаченных платежей по договору аренды лесных участков от 20.01.2012 № 603-з в размере 13 915 430 руб. 35 коп., включая платежи в федеральный бюджет – 993 996 руб. 03 коп., в краевой бюджет – 12 921 434 руб. 32 коп.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 17.04.2015 возбуждено производство по делу.
Определением от 17.04.2015 к участию в делев качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Красноярского края; Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю.
Определением от 17.08.2015 на основании статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом произведена замена ответчика на Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Представитель истца в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил исковые требования до 13 912 900 руб. 10 коп., в том числе 993 815 руб. 29 коп. - в федеральный бюджет, 12 919 084 руб. 81 коп. - в краевой бюджет за период с 30.01.2013 по 31.03.2015.
Уменьшение исковых требований принято судом.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное разбирательство не явились.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие третьих лиц.
Представитель истца поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика исковые требования не признал, пояснил, что арифметика расчета им не оспаривается.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
В рамках дела № А33-3052/2014 вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края (Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 решение суда Арбитражного суда Красноярского края от 17.09.2014 оставлено без изменения) установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела по существу.
Между агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «СТАНДАРТ» (арендатор) заключен договор аренды лесных участков от 20.01.2012 № 603-з.
По условиям договора в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола от 29.11.2011 № 11 о результатах аукциона по продаже прав на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять на срок 49 лет лесные участки, определенные пунктом 2 договора (далее – лесные участки) (пункт 1 договора).
Согласно пункту 2 договора лесные участки общей площадью 16 611 га расположены в Красноярском крае, Сухобузимском районе, Сухобузимском участковом лесничестве, кварталах № 32, № 52, № 54, № 55, № 61 (часть), № 63 и Кононовском участковом лесничестве, кварталах № 1, № 2, № 13, № 24 – 26, № 27 (часть), № 28 – 30, № 34 (часть), № 35 – 53, № 55, № 64, № 76 – 78, № 80, № 86, № 93, в том числе:
- лесной участок площадью 931 га., отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный по адресу: Красноярский край, Сухобузимский район, Сухобузимское лесничество, Сухобузимское участковое лесничество в квартале № 32 с номером учетной записи в государственном лесном реестре № 24-02253-2011-10-3345-1;
- лесной участок площадью 325 га., отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный по адресу: Красноярский край, Сухобузимский район, Сухобузимское лесничество, Сухобузимское участковое лесничество в квартале № 52 с номером учетной записи в государственном лесном реестре № 24-02254-2011-10-3345-1;
- лесной участок площадью 493 га., отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный по адресу: Красноярский край, Сухобузимский район, Сухобузимское лесничество, Сухобузимское участковое лесничество в кварталах № 54 и № 55 с номером учетной записи в государственном лесном реестре № 27-02255-2011-10-3345-1;
- лесной участок площадью 636 га., отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный по адресу: Красноярский край, Сухобузимский район, Сухобузимское лесничество, Сухобузимское участковое лесничество в кварталах № 61 (выделы 2 – 47, часть выдела 1), № 63 с номером учетной записи в государственном лесном реестре № 24-02256-2011-10-3345-1;
- лесной участок площадью 1 044 га., отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный по адресу: Красноярский край, Сухобузимский район, Сухобузимское лесничество, Кононовское участковое лесничество в кварталах № 1, № 2 с номером учетной записи в государственном лесном реестре № 24-02257-2011-10-3345-1;
- лесной участок площадью 2 052 га., отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный по адресу: Красноярский край, Сухобузимский район, Сухобузимское лесничество, Кононовское участковое лесничество в кварталах № 13, № 55, № 64 с номером учетной записи в государственном лесном реестре № 24-02258-2011-10-3345-1;
- лесной участок площадью 511 га., отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный по адресу: Красноярский край, Сухобузимский район, Сухобузимское лесничество, Кононовское участковое лесничество в квартале № 80 с номером учетной записи в государственном лесном реестре № 24-02259-2011-10-3345-1;
- лесной участок площадью 6 704 га., отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный по адресу: Красноярский край, Сухобузимский район, Сухобузимское лесничество, Кононовское участковое лесничество в кварталах № 24, № 25, № 26, № 27 (выделы 2, 5 – 22, часть выдела 1), № 28, № 29, № 30, № 34 (выделы 1 – 20, 22 – 28, часть выдела 21), 35 – 52 с номером учетной записи в государственном лесном реестре № 24-02278-2011-10-3345-1;
- лесной участок площадью 556 га., отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный по адресу: Красноярский край, Сухобузимский район, Сухобузимское лесничество, Кононовское участковое лесничество в квартале № 53 с номером учетной записи в государственном лесном реестре № 24-02279-2011-10-3345-1;
- лесной участок площадью 1 920 га., отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, предназначенный для заготовки древесины, расположенный по адресу: Красноярский край, Сухобузимский район, Сухобузимское лесничество, Кононовское участковое лесничество в кварталах № 76, № 77, № 78 с номером учетной записи в государственном лесном реестре № 24-02280-2011-10-3345-1;
- лесной участок площадью 927 га., отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, предназначенный для заготовки древесины, расположенный по адресу: Красноярский край, Сухобузимский район, Сухобузимское лесничество, Кононовское участковое лесничество в квартале № 93 с номером учетной записи в государственном лесном реестре № 24-02281-2011-10-3345-1;
- лесной участок площадью 512 га., отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, предназначенный для заготовки древесины, расположенный по адресу: Красноярский край, Сухобузимский район, Сухобузимское лесничество, Кононовское участковое лесничество в квартале № 86 с номером учетной записи в государственном лесном реестре № 24-0565-2009-06-3345-1.
В пункте 3 данного договора указано, что схема расположения лесных участков и их характеристика приводятся в приложениях № 1, 2 (границы лесных участков определены на кадастровых картах (планах) лесных участков, являющихся частью договора).
Арендатору передаются лесные участки для использования в целях и объемах согласно приложению № 3 (пункт 4 договора).
Пунктом 5 договора предусмотрено, что арендная плата составляет 2 781 200 руб.
Арендатор вносит арендную плату независимо от освоения лесосеки ежеквартально равными частями в размере ¼ части годового размера арендной платы с 1 до 15 числа последнего месяца текущего квартала согласно приложению № 4 к договору по реквизитам, указанным арендодателем, и представляет в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату. Датой поступления платежа, указанного в пункте 5 данного договора, считается день поступления денежных средств на счет по указанным арендодателем реквизитам по оформленному надлежащим образом платежному документу с обязательным указанием кодов бюджетной классификации, номера и даты договора, периода, за который производится оплата, назначения платежа. В случае, если платеж, указанный в пункте 5 договора, производится третьим лицом, в платежном документе в обязательном порядке указывается наименование плательщика – третьего лица, а также наименование лица, за которое производится оплата (арендатора). В этом случае вместе с документом, подтверждающим оплату, арендатор предоставляет арендодателю документы, подтверждающие обоснованность произведенного за арендатора платежа в срок, указанный в абзаце 1 данного пункта. В случае нарушения арендатором абзаца 4 данного пункта и предъявлением третьим лицом, внесшим за арендатора платеж, указанный в пункте 5 договора, требования о возврате такого платежа, арендатор несет риск неблагоприятных последствий, предусмотренных законодательством и данным договором (пункт 6 договора).
По правилам пункта 7 договора арендная плата рассчитывается на основе минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, с применением корректирующих коэффициентов, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 8 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Арендная плата подлежит обязательной уплате арендатором в новом размере без дополнительного согласования и внесения изменений в договор.
Разница в сумме арендной платы, образовавшаяся в результате перерасчета арендной платы, вносится арендатором одновременно со следующим платежом арендной платы (пункт 9 договора).
Согласно пункту 20 договора все изменения к договору оформляются путем подписания сторонами дополнительных соглашений, подлежащих государственной регистрации за исключением пункта 8 договора.
По требованию одной из сторон данный договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе VI договора (пункт 21 договора).
В силу пункта 22 договора при изменении положений лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов, данный договор подлежит приведению в соответствие посредством внесения в него соответствующих изменений.
Пунктом 26 договора предусмотрено, что срок действия договора устанавливается на 49 лет. В приложении № 1 к договору стороны согласовали схемы расположения и границы лесных участков, в приложении № 2 – характеристики лесных участков и их насаждений, в приложении № 3 – цели и объемы использования лесов на арендуемых лесных участках, в приложении № 4 – сроки внесения арендной платы, в приложении № 6 – объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, а также воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке.
По акту приема-передачи (приложение № 5 к договору) агентство лесной отрасли Красноярского края передало, а общество с ограниченной ответственностью «СТАНДАРТ» приняло указанные в договоре лесные участки, расположенные в Красноярском крае, Сухобузимском районе, Сухобузимском и Кононовском участковых лесничествах.
Дополнительным соглашением от 09.04.2013 № 1, государственная регистрация которого проведена 10.04.2013, стороны внесли изменения в договор аренды лесных участков от 20.01.2012 № 603-з, в том числе:
- пункт 5 договора изложен в следующей редакции: «Ежегодная арендная плата по договору составляет 12 414 740 руб., НДС не облагается»;
- приложения № 2, № 3, № 4, № 5, № 6 к договору изложены в редакции согласно приложениям № 1, № 2, № 3, № 4, № 5 к данному дополнительному соглашению.
Как следует из пояснений истца, ближайшим пунктом отгрузки заготовленной древесины являются площадки, расположенные в г. Красноярске с наличиемт железнодорожных путей отправки. В обоснование указанного довода истец ссылается в том числе на заключенные им договоры поставки пиловочного сырья от 02.12.2012, от 06.06.2011 № 31/1, от 04.02.2013 № 12-11-п.
Между Федеральным государственным унитарным предприятием «Рослесинфорг» (исполнитель) и обществом с ограниченной ответственностью «СТАНДАРТ» (заказчик) заключен договор от 28.03.2012 № 03/99-03л.
По условиям данного договора заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя выполнение работ по обследованию выделов с таксацией на лесном участке, переданном в аренду обществу с ограниченной ответственностью «СТАНДАРТ» для заготовки древесины в Большемуртинском и Сухобузимском лесничествах общей площадью 11 396 га. По акту от 14.02.2013 на основании договора от 28.03.2012 № 03/99-03л Федеральное государственное унитарное предприятие «Рослесинфорг» передало обществу с ограниченной ответственностью «СТАНДАРТ» ведомость распределения лесных кварталов, входящих в арендованные обществом с ограниченной ответственностью «СТАНДАРТ» лесные участки по разрядам такс, исходя из фактических расстояний до пункта отгрузки (железнодорожная станция «Красноярск»), в сравнении с приложением к постановлению от 14.12.1999 № 807-п администрации Красноярского края и карты-схемы фактического размещения кварталов Большемуртинского и Сухобузимского лесничеств относительно города Красноярска.
Письмом от 27.12.2013 № 20/л-16862 арендатор сообщил арендодателю о том, что арендатором в соответствии с пунктом 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516, на основании договора с филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» организовано выполнение работ по лесоустройству. Результатом проведенных лесоустроительных работ явилось уточнение расстояния вывозки древесины с мест рубок в границах арендованного лесного участка в соответствии с пунктом 4 примечаний к таблице № 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310. На основании результатов лесоустроительных работ, общество с ограниченной ответственностью «СТАНДАРТ» произвело расчет арендной платы в соответствии с требованиями постановления № 310, то есть исходя из расстояния вывозки древесины от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом.
В связи с тем, что существующий размер арендных платежей по договору аренды лесного участка от 20.01.2012 № 603-з значительно превышает арендную плату, исчисленную с учетом действительных лесотаксовых разрядов, арендатор направил в адрес арендодателя для подписания дополнительное соглашение следующего содержания:
«1. Изложить пункт 5 к договору в следующей редакции:
«Ежегодная арендная плата составляет 5 055 190 руб., НДС не облагается».
2. Приложение № 4 изложить в редакции, согласно приложению № 1 к настоящему соглашению.
3. Настоящее соглашение действует с момента его государственной регистрации и применяется к правоотношениям сторон, возникшим с 29.05.2013», а также приложения к дополнительному соглашению в виде расчетов арендной платы.
В письме от 09.01.2014 арендодатель сообщил арендатору о том, что выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (далее – погрузочный пункт). При расположении погрузочного пункта на расстоянии свыше 100 км. при выборе разряда такс учитывается расстояние от центра лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием, а ставки платы понижаются на один разряд такс. За период действия постановления администрации Красноярского края от 14.12.1999 № 807-п «Распределение лесного фонда по лесотаксовым разрядам» прошли изменения в инфраструктуре, а именно, построены новые автомобильные дороги, изменения в части присоединения лесов, ранее находящихся во владении сельскохозяйственных организаций, которые фактически повлияли на распределение участков по лесотаксовым разрядам. При этом, в представленных материалах, выбор разряда такс производится, в том числе, исходя из расстояния от центра лесного квартала до железнодорожной станции г. Красноярск, не учитывая дорожную сеть на территории Большемуртинского и Сухобузимского районов.
В письме арендодатель предложил арендатору совместно с КГКУ «Большемуртинское лесничество» и КГКУ «Сухобузимское лесничество» доработать предложения по распределению лесного фонда по лесотаксовым разрядам и предоставить их в министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края для рассмотрения.
Как следует из материалов дела на момент проведения аукциона и заключения договора аренды от 20.01.2012 № 603-з спорные лесные участки соответствовали 1 и 2 разряду такс.
Согласно пояснениям сторон при исчислении размера арендной платы разряд такс определен арендодателем исходя из среднего разряда такс по договору аренды, в связи с чем спорные лесные участки отнесены арендодателем к 1 разряду такс.
Пунктом вывозки древесины со спорных лесных участков арендатором определена железнодорожная станция «Красноярск». Иные сведения о ближайшем сформированном погрузочном пункте сторонами в материалы дела сторонами не представлены.
Согласно подготовленным данной организацией документам – ведомости и карте-схеме фактического размещения кварталов лесных участков, распределения лесов по разрядам такс, арендуемые истцом лесные участки по договору от 20.01.2012 № 603-з относятся к 4, 5 и 6 разрядам такс, в том числе:
- к 4 лесотаксовому разряду – 5 кварталов;
- к 5 лесотаксовому разраду – 33 квартала;
- к 6 лесотаксовому разряду – 6 кварталов.
Заключение сторонами дополнительного соглашения от 09.04.2013 № 1 о внесении изменений в размер арендной платы по договору аренды лесных участков от 20.01.2012 № 603-з обусловлено изменением количественных и качественных характеристик лесных участков, переданных истцу в пользование по данному договору. При этом расчет арендной платы произведен с применением первого лесотаксового разряда, в то время как лесоустроительной организацией указаны иные лесотаксовые разряды применительно к лесным участкам, находящимся в пользовании истца по договору аренды – 4, 5, 6. В этой связи, расчет арендной платы, основанный не на действительных разрядах такс лесных участков, не соответствует установленным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 требованиям.
Кроме того, указанный истцом размер арендной платы превышает арендную плату, установленную договором аренды лесных участков от 20.01.2012 № 603-з по результатам аукциона, что не нарушает прав иных участников аукциона. Требование истца об обязании ответчика подписать дополнительное соглашение к договору в преложенной им редакции не является способом уменьшения размера арендной платы, установленной на аукционе, по своей сути, направлено на приведение размера арендной платы по данному договору в соответствие с требованиями Постановления № 310.
Решением суда Арбитражного суда Красноярского края от 17.09.2014 по делу
№ А33-3052/2014 иск удовлетворен. Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обязано решением суда подписать дополнительное соглашение к договору аренды лесных участков от 20.01.2012 № 603-з, включающее следующие условия:
1.Изложить пункт 5 к договору в следующей редакции:
«Ежегодная арендная плата составляет 5 055 190 (пять миллионов пятьдесят пять тысяч сто девяноста) рублей, НДС не облагается».
2. Приложение № 4 изложить в редакции, согласно приложению № 1 к настоящему соглашению.
3.Настоящее соглашение действует с момента его государственной регистрации.
10.02.2015 между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и обществом с ограниченной ответственностью «Стандарт» заключено дополнительное соглашение № 2 к договору аренды лесных участков от 20.01.2012 №603-з.
Согласно дополнительного соглашения №2 (в том числе) пункт 5 договора изложен в следующей редакции:
«5. Ежегодная арендная плата составляет 5 055 190 (пять миллионов пятьдесят пять тысяч сто девяносто) рублей, НДС не облагается».
Приложение № 4 к договору №603-з изложено в редакции согласно приложению № 3 к настоящему Соглашению.
Государственная регистрация дополнительного соглашения №2 произведена 26.02.2015.
Из акта сверки взаимных расчетов по состоянию на 15.03.2015 следует, что истец произвел оплату арендных платежей в федеральный бюджет 1 749 985 руб. 29 коп., в краевой бюджет – 22 749 145 руб. 902 коп. (платежные поручения об оплате арендной платы представлены в материалы дела).
В рамках настоящего дела истцом заявлено требование о взыскании неосновательного обогащения в размере 13 912 900 руб. 10 коп. (платежи в федеральных бюджет -993 815 руб. 29 коп., 12 919 084 руб. 81 коп. в краевой бюджет) –излишне уплаченные платежи по спорному договору аренды, в связи с неверным применением разряда такс спорных лесных участков, переданных истцу по договору аренды № 603-з. Размер такс лесных участков, переданных по спорному договору аренды определен ответчиком до ближайших населённых пунктов, а не до погрузочных пунктов.
Ссылаясь на неверное применение ответчиком разрядов такс при расчет ежеквартальных арендных платежей с первого квартала 2013 по первый квартал 2015, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании 13 912 900 руб. 10 коп. (платежи в федеральных бюджет -993 815 руб. 29 коп., 12 919 084 руб. 81 коп. в краевой бюджет) неосновательного обогащения.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, возникшие из договоров, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от обязательств не допускается.
Согласно части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.
Из части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации закрепляется передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Согласно абзацу 2 части 1 Постановления Правительства Красноярского края от 23.10.2013 № 550-п «Об органах исполнительной власти Красноярского края», принято решение реорганизовать министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края путем присоединения к нему агентства лесной отрасли Красноярского края, службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края.
В соответствиями со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц (листы записи № 34145, № 34145-1) агентство лесной отрасли Красноярского края 10.01.2014 прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края (государственный регистрационный номер записи о прекращении деятельности агентства лесной отрасли Красноярского края в качестве юридического лица 2142468007340, государственный регистрационный номер записи о реорганизации Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края вследствие присоединения к нему другого юридического лица 2142468007350).
Агентство лесной отрасли Красноярского края снято с учета в налоговом органе 10.01.2014 на основании сведений о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации, о чем Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Красноярскому краю выдано уведомление от 10.01.2014 № 49.
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (статья 57 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 № 12-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим, в том числе, оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в области, в том числе, лесных отношений. В компетенцию Министерства входит владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края.
Таким образом, лицом, наделенным полномочиями по администрированию платы за пользование участками лесного фонда на территории Красноярского края является Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Как следует из материалов дела, между агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Каменское» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 20.01.2012 № 603-з.
Принимая во внимание условия договора от 20.01.2012 № 603-з, суд приходит к выводу о том, что сторонами был заключен договор аренды, отношения по которому регламентированы нормами главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006.
Согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 5 договора от 20.01.2012 № 603-з (в редакции дополнительного соглашения от 09.04.2013 № 1) предусмотрено, что ежегодная арендная плата по договору составляет
12 414 740 руб., НДС не облагается.
В приложении № 4 к договору (в редакции дополнительного соглашения от 09.04.2013 № 1) стороны согласовали расчет арендной платы.
Решением суда Арбитражного суда Красноярского края от 17.09.2014 по делу
№ А33-3052/2014 иск удовлетворен. Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обязано решением суда подписать дополнительное соглашение к договору аренды лесных участков от 20.01.2012 № 603-з, включающее следующие условия:
1.Изложить пункт 5 к договору в следующей редакции:
«Ежегодная арендная плата составляет 5 055 190 (пять миллионов пятьдесят пять тысяч сто девяноста) рублей, НДС не облагается».
2. Приложение № 4 изложить в редакции, согласно приложению № 1 к настоящему соглашению.
3.Настоящее соглашение действует с момента его государственной регистрации.
Пунктом 5 договора от 20.01.2012 № 603-з (в редакции дополнительного соглашения от 10.02.2015 № 2) предусмотрено, что ежегодная арендная плата по договору составляет
5 055 190 рублей, НДС не облагается.
В приложении № 4 к договору в редакции дополнительного соглашения от 10.02.2015 № 2) стороны согласовали расчет арендной платы.
Государственная регистрация дополнительного соглашения №2 произведена 26.02.2015.
Из искового заявления следует, что расчет ежеквартальных арендных платежей с первого квартала 2013 по первый квартал 2015 неправомерно произведен Министерством исходя из 1-го и 2-го разряда такс, тогда как следовало применить 4, 5, 6 разряды такс, в связи с чем истец уплатил ответчику излишнюю сумму в размере 13 912 900 руб. 10 коп. (платежи в федеральных бюджет -993 815 руб. 29 коп., 12 919 084 руб. 81 коп. в краевой бюджет).
Как установлено статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
В силу статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и договором аренды участка лесного фонда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу части 3 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 названного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Согласно пункту 3 примечания к таблице N 1 Постановления N 310 ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс).
В соответствии с пунктом 4 примечания к таблице N 1 Постановления N 310 выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (далее - погрузочный пункт). При расположении погрузочного пункта на расстоянии свыше 100 километров при выборе разряда такс учитывается расстояние от центра лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием, а ставки платы понижаются на один разряд такс.
В силу подпункта "б" пункта 5 примечания к таблице N 1 Постановления N 310 изменение распределения лесов по разрядам такс возможно в случае изменения местонахождения погрузочных пунктов.
Из материалов дела усматривается, что на момент заключения договора аренды разряды такс лесного участка были определены на основании имевшихся и действовавших материалов лесоустройства 1991 года, согласно которым арендуемые лесные участки относились к 1-му и 2-му разрядам такс.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказывается вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании изложенного, к фактам, входящим в предмет доказывания, но не подлежащим доказыванию, которые могут быть положены в основание решения суда как истинные, относятся преюдициальные (предрешенные) факты.
Преюдициальными фактами являются факты, которые установлены решением или приговором суда по другому делу и не подлежащие повторному доказыванию.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17.09.2014 по делу
№ А33-3052/2014, имеющим в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора, установлены следующе факты.
Как следует из материалов дела на момент проведения аукциона и заключения договора аренды от 20.01.2012 № 603-з спорные лесные участки соответствовали 1 и 2 разряду такс.
Согласно пояснениям сторон при исчислении размера арендной платы разряд такс определен арендодателем исходя из среднего разряда такс по договору аренды, в связи с чем спорные лесные участки отнесены арендодателем к 1 разряду такс.
Пунктом вывозки древесины со спорных лесных участков арендатором определена железнодорожная станция «Красноярск» (в пределах расстояния 100 км). Иные сведения о ближайшем сформированном погрузочном пункте сторонами в материалы дела сторонами не представлены.
Согласно подготовленным данной организацией документам – ведомости и карте-схеме фактического размещения кварталов лесных участков, распределения лесов по разрядам такс, арендуемые истцом лесные участки по договору от 20.01.2012 № 603-з относятся к 4, 5 и 6 разрядам такс, в том числе:
- к 4 лесотаксовому разряду – 5 кварталов;
- к 5 лесотаксовому разраду – 33 квартала;
- к 6 лесотаксовому разряду – 6 кварталов.
Заключение сторонами дополнительного соглашения от 09.04.2013 № 1 о внесении изменений в размер арендной платы по договору аренды лесных участков от 20.01.2012 № 603-з обусловлено изменением количественных и качественных характеристик лесных участков, переданных истцу в пользование по данному договору. При этом расчет арендной платы произведен с применением первого лесотаксового разряда, в то время как лесоустроительной организацией указаны иные лесотаксовые разряды применительно к лесным участкам, находящимся в пользовании истца по договору аренды – 4, 5, 6. В этой связи, расчет арендной платы, основанный не на действительных разрядах такс лесных участков, не соответствует установленным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 требованиям.
Кроме того, указанный истцом размер арендной платы превышает арендную плату, установленную договором аренды лесных участков от 20.01.2012 № 603-з по результатам аукциона, что не нарушает прав иных участников аукциона. Требование истца об обязании ответчика подписать дополнительное соглашение к договору в предложенной им редакции не является способом уменьшения размера арендной платы, установленной на аукционе, по своей сути, направлено на приведение размера арендной платы по данному договору в соответствие с требованиями Постановления № 310.
Решением суда Арбитражного суда Красноярского края от 17.09.2014 по делу
№ А33-3052/2014 иск удовлетворен. Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обязано решением суда подписать дополнительное соглашение к договору аренды лесных участков от 20.01.2012 № 603-з, включающее следующие условия:
1.Изложить пункт 5 к договору в следующей редакции:
«Ежегодная арендная плата составляет 5 055 190 (пять миллионов пятьдесят пять тысяч сто девяноста) рублей, НДС не облагается».
2. Приложение № 4 изложить в редакции, согласно приложению № 1 к настоящему соглашению.
3.Настоящее соглашение действует с момента его государственной регистрации.
Кроме того, вышеуказанным решением по делу № А33-3052/2014 установлен факт уклонения ответчика от подписания с истом дополнительного соглашения №2 к спорному договору аренды, изменяющего размер арендной платы с учетом отнесения лесных участков к лесотаксовых разрядов, рассчитанных исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, где возможно перевозка древесины железнодорожным или водным транспортом (письма № 109 от 26.12.2012, от 16.04.2013, № 5-п-3 от 17.05.2013).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
На основании части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, в данном случае цены по договорам аренды устанавливаются уполномоченными органами, то есть являются регулируемыми. В данном случае с момента изменения разряда такс на арендованном участке размер арендной платы должен определяться исходя из измененного разряда такс.
В связи с изложенным, довод ответчика об исчислении арендной платы исходя из разрядов такс 4,5,6 с момента регистрации дополнительного соглашения №2 от 10.02.2015 не принимается судом, поскольку действующее законодательство связывает изменение регулируемых цен не с момента внесения изменений в договор (регистрации дополнительного соглашения к нему) а с момента изменения ставок (такс) определяющих размер платы.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для применения при расчете арендной платы 1-го и 2-го разряда такс с первого квартала 2013 по первый квартал 2015 у Министерства не имелось. При определении размера арендной платы по спорному договору Министерству следовало исходить из 4,5,6 разряда такс.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку расчет ежеквартальных арендных платежей с первого квартала 2013 по первый квартал 2015 неправомерно произведен Министерством исходя из 1-го и 2-го разряда такс, тогда как следовало применить 4, 5, 6 разряды такс, в связи с чем требование о взыскании неосновательного обогащения в размере 13 912 900 руб. 10 коп. (платежи в федеральных бюджет -993 815 руб. 29 коп., 12 919 084 руб. 81 коп. в краевой бюджет) подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 102, 104, 110, 167 – 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, г. Красноярск, в пользу общества с ограниченной ответственностью «СТАНДАРТ», р.п. Большая Мурта Большемуртинского района Красноярского края, 13 912 900 руб. 10 коп. неосновательного обогащения, 92 564 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «СТАНДАРТ», р.п. Большая Мурта Большемуртинского района Красноярского края, из федерального бюджета Российской Федерации 13 руб. государственной пошлины, оплаченной платежным поручением № 184 от 17.04.2015.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Л.К. Бычкова |