ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-7797/09 от 02.09.2009 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  09 сентября 2009 года

№А33-7797/2009

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 2 сентября 2009 года.

В полном объеме решение изготовлено 9 сентября 2009 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Н.Н.Фролова, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Золотой ключ» к аукционной комиссии муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» администрации муниципального образования пгт. Тура, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора – общества с ограниченной ответственностью «Арсенал», общества с ограниченной ответственностью «Руслан-строй», муниципального предприятия «Эвенкиястройкомплекс», о признании недействительными решений аукционной комиссии муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» администрации муниципального образования пгт. Тура, вынесенных по результатам проведения открытых аукционов 30 марта 2009 года, оформленных протоколами открытых аукционов №№ 01А/04/03/09, 02А/04/03/09, 03А/04/03/09, 04А/04/03/09, 05А/04/03/09, при участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО1 на основании доверенности № 1 от 11 мая 2009 года, при ведении протокола судебного заседания судьей Н.Н.Фроловым,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Золотой ключ» обратилось в арбитражный суд с заявлением к аукционной комиссии муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» администрации муниципального образования пгт. Тура о признании недействительными решений аукционной комиссии муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» администрации муниципального образования пгт. Тура, вынесенных по результатам проведения открытых аукционов 30 марта 2009 года, оформленных протоколами открытых аукционов №№ 01А/04/03/09, 02А/04/03/09, 03А/04/03/09, 04А/04/03/09, 05А/04/03/09.

Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора, суд привлек к участию в деле общество с ограниченной ответственностью «Арсенал», общество с ограниченной ответственностью «Руслан-строй», муниципальное предприятие «Эвенкиястройкомплекс».

Определением арбитражного суда от 15 мая 2009 года возбуждено производство по делу.

Ответчик требования не признал, представил отзыв, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Третьи лица о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своего отношения к заявленным требованиям не выразили.

Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие ответчика и третьих лиц.

Заявитель полагает, что аукционная комиссия нарушила требования действующего законодательства допустив участию в конкурсе общество с ограниченной ответственностью «Арсенал» директором которого является ФИО2, который одновременно был начальником отдела муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» администрации муниципального образования пгт. Тура.

Ответчик полагает, что требования заявителя необоснованны, так как аукцион проведен в соответствии с требованиями действующего законодательства, ФИО2 в разработке документации участия не принимал, с 1 апреля 2009 года находился в отпуске с последующим увольнением.

Изучив материалы дела в совокупности, выслушав представителей сторон, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению. Фактическое и правовое обоснование выводов суда следующее.

Суд установил, что 5 марта 2009 года на официальных сайтах, печатном издании газете - «Эвенкийская жизнь» размещены извещение и аукционная документация о проведении открытого аукциона для нужд муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» администрации муниципального образования пгт. Тура на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по текущему ремонту кровли жилых домов муниципального жилого фонда в пгт. Тура по пяти лотам.

В срок установленный извещением о проведении открытого аукциона 30 марта 2009 года в аукционах участвовали следующие претенденты:

- по лоту №1 – ООО «Руслан-Строй», МП ЭМР Эвенкиястройкомплекс», ООО «Золотой ключ», ООО «Арсенал»;

- по лоту №2 – ООО «Руслан-строй», МП ЭМР Эвенкиястройкомплекс», ООО «Арсенал»;

- по лоту №3 – ООО «Руслан-строй», МП ЭМР Эвенкиястройкомплекс», ООО «Арсенал»;

- по лоту №4 – ООО «Руслан-строй», МП ЭМР Эвенкиястройкомплекс», ООО «Золотой ключ», ООО «Арсенал»;

- по лоту №5 – ООО «Руслан-строй», МП ЭМР Эвенкиястройкомплекс», ООО «Золотой ключ», ООО «Арсенал».

Победителями признаны, соответственно, по лоту №1 ООО «Арсенал», по лоту №2 ООО «Руслан-строй», по лоту №3 МП ЭМР Эвенкиястройкомплекс», по лоту № 4 ООО «Руслан-строй», по лоту № 5 ООО «Руслан-строй».

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.05 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон).

Статьей 1 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Пунктом 3 статьи 57 Федерального закона Российской Федерации № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что размещение заказа может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления только судом.

Статья 4 Федерального закона № 94-ФЗ определяет, что государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Муниципальное учреждение «Дирекция эксплуатации зданий» действует на основании Устава, утвержденного постановлением администрации муниципального образования п.г.т. Тура Эвенкийского муниципального района Красноярского края от 30.01.2008 № 05-П.

В соответствии с п. 2.2 Устава муниципальное учреждение является муниципальным заказчиком.

Согласно статье 5 Федерального закона № 94-ФЗ, под размещением заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - государственный или муниципальный контракт либо контракт), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Способы размещения заказа определены в статье 10 Федерального закона № 94-ФЗ.

Согласно статье 10 Закона размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Пунктом 5 статьи 10 Федерального закона № 94-ФЗ предусмотрено, что нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Порядок размещения заказа путем проведения аукциона установлен главой 3 Закона.

Согласно части 1 статьи 32 Закона в целях настоящего Федерального закона под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта, за исключением случаев, установленных частями 6.1 и 6.2 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Частью 6 названной статьи установлено, что при проведении аукциона какие-либо переговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или аукционной комиссии с участником размещения заказа не допускаются. В случае нарушения указанного положения аукцион может быть признан недействительным по иску заинтересованного лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 34 Закона документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

В соответствии с частью 2 названной статьи, документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

В силу части 4 указанной статьи документация об аукционе помимо сведений, предусмотренных пунктами 2 - 4, 4.2 - 5, 6, 7 и 10 части 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, должна содержать, в том числе следующие сведения: в соответствии с частями 2 - 3 статьи 35 настоящего Федерального закона требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в аукционе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению; порядок, место, дату начала и дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона, для участия в аукционе участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.

В силу части 1 статьи 36 Закона аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 названной статьи на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе. Протокол должен содержать сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в аукционе, решение о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе и признании его участником аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе этого участника размещения заказа, положений такой заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе или об отказе ему в допуске к участию в аукционе.

Согласно части 1 статьи 7 Закона при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия (далее также - комиссия).

В силу части 4 названной статьи членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа (в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе или заявки на участие в запросе котировок (далее - котировочные заявки) либо состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки), либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников размещения заказа), а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере размещения заказов должностные лица уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления (далее также - орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов). В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, уполномоченный орган, принявшие решение о создании комиссии, обязаны незамедлительно заменить их иными физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах размещения заказа и на которых не способны оказывать влияние участники размещения заказа, а также которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере размещения заказов должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов.

Из материалов дела следует, что приказом заказчика от 10.02.2009 № 4-П создана комиссия по размещению заказов путем проведения конкурсов, аукционов, запроса котировок, утверждены ее положение и состав.

Комиссия утверждена в составе: председатель комиссии ФИО3 - заместитель директора муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий», заместитель председателя ФИО4 - главный специалист по юридическим вопросам муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий», члены комиссии - ФИО5 - ведущий специалист муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий», ФИО6 - главный специалист муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий», секретарь комиссии - ФИО7 - главный специалист муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий».

Пунктом 4.6 Положения о комиссии установлено, что членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа (в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в аукционе либо состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки), либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления кредиторами участников размещения заказа), а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере размещения заказов должностные лица уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов.

Согласно пункту 4.7 Положения о комиссии, в случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, уполномоченный орган, принявшие решение о создании комиссии, обязаны незамедлительно заменить их иными физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах размещения заказа и на которых не способны оказывать влияние участники размещения заказа, а также которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере размещения заказов должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов.

Из пояснений лиц, участвующих в деле, представленных материалов, в том числе (приказа № 4-П от 10.02.2009, трудового договора № 15 от 03.10.2006 и дополнительного соглашения к нему от 11.01.2009 № 07, трудового договора № 4 от 01.01.2006 и дополнительного соглашения от 11.01.2009 № 3, должностной инструкции начальника отдела по текущему и капитальному ремонту жилого фонда п. Тура муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий», утвержденной 10.01.2006, должностной инструкции начальника отдела по техническому контролю и планированию муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий», утвержденной 11.01.2009, должностной инструкции специалиста (землеустройства), утвержденной 01.05.2007, должностной инструкции главного специалиста по юридическим вопросам муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий», утвержденной 01.12.2005, должностной инструкции ведущего специалиста муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий», утвержденной 08.02.2008, должностной инструкции заместителя директора муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий», утвержденной 10.01.2006) следует, что:

- все члены комиссии являются работниками муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий»,

- генеральным директором общества «Арсенал» является ФИО2, который одновременно является работником муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий»,

- ФИО2 был принят в муниципальное учреждение «Дирекция эксплуатации зданий» 27.01.2005 на должность главного инженера учреждения, с 10.01.2006 назначен на должность начальника отдела по текущему и капитальному ремонту, с 11.01.2009 назначен на должность начальника отдела по техническому контролю и планированию, т.е. в момент проведения открытого аукциона ФИО2 занимал должность начальника отдела по техническому контролю и планированию муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» и одновременно являлся генеральным директором ООО «Арсенал», которое участвовало в данном аукционе и по итогам признано победителем по лоту № 4.

Довод заявителя о том, что ФИО2 с 1 апреля 2009 года находился в отпуске с последующим увольнением изучен судом и отклонен, так как аукцион был проведен 30 марта 2009 года, то есть до ухода ФИО2 в отпуск.

В связи с изложенным суд полагает, что указанные выше обстоятельства свидетельствуют о вероятности (возможности) ведения переговоров заказчиком или членами аукционной комиссии с участником размещения заказа обществом «Арсенал» и влияния участника размещения заказа общества «Арсенал» на члена (членов) комиссии.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном настоящей главой, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Тот факт, что по результатам проведения аукциона 30.03.2009 с победителями открытого аукциона заключены муниципальные контракты, при этом контракты, выполнены, не влияет на возможность оценки судом оспариваемых решений аукционной комиссии на предмет их соответствия действующему законодательству, в том числе Федеральному закону № 94-ФЗ.

Руководствуясь статьями 96, 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Признать недействительными решения аукционной комиссии муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» администрации муниципального образования пгт. Тура вынесенные по результатам проведения открытых аукционов 30 марта 2009 года, оформленные протоколами открытых аукционов №№ 01А/04/03/09, 02А/04/03/09, 03А/04/03/09, 04А/04/03/09, 05А/04/03/09, как несоответствующие Федеральному закону № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Взыскать с аукционной комиссии муниципального учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» администрации муниципального образования п.г.т. Тура в пользу общества с ограниченной ответственностью «Золотой ключ» 2000 руб. госпошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья

Фролов Н.Н.