ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-784/18 от 24.10.2018 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

октября 2018 года

Дело № А33-784/2018

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 31 октября 2018 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Минусинские городские электрические сети» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным решения от 24.11.2017 № 023-11-17,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- ПАО «МРСК Сибири»,

- ПАО «Красноярскэнергосбыт»

- Министерства тарифной политики Красноярского края,

при участии:

от закрытого акционерного общества "Минусинские городские электрические сети": ФИО1, действующей на основании доверенности от 29.12.2017 №49, паспорта,

от акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания»: ФИО1, действующей на основании доверенности от 01.01.2018 №33, паспорта,

от ответчика: ФИО2, действующей на основании доверенности от 09.01.2018 № 1, удостоверения,

от ПАО «МРСК Сибири»: ФИО3, действующего на основании доверенности от 24.09.2018 №24/523, паспорта.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой А.А., с использованием средств системы аудиозаписи,

установил:

закрытое акционерное общество "Минусинские городские электрические сети" (далее – заявитель)обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю(далее – ответчик, административный орган) о признании недействительным решения  от 24.11.2017 № 023-11-17.

Заявление принято к производству суда. Определением от 23.01.2018 возбуждено производство по делу.

Определением суда от 12.03.2018 настоящее дело объединено с делом № А33-201/2018 по заявлению акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании недействительным решения от 24.11.2017 №023-11-17. Делу присвоен порядковый номер А33-784/2018.

В судебное заседание явились представители заявителей, ответчика и ПАО «МРСК Сибири». Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие их представителей.

В судебном заседании представители заявителей требования поддержали, сослались на доводы, изложенные в заявлениях.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

В судебном заседании представитель ПАО «МРСК Сибири» возражал против удовлетворения заявленных требований согласно доводам, изложенным в возражениях.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило заявление публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее - ПАО «МРСК Сибири», заявитель) на действия акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» (далее - АО «КрасЭКо») и закрытого акционерного общества «Минусинские городские электрические сети» (далее - ЗАО «МГЭС»), выразившиеся во взаимной передаче прав владения на объекты электросетевого хозяйства в целях минимизации платы за услуги по передаче электрической энергии смежной сетевой организации ПАО «МРСК Сибири».

Приказом №42 от 21.02.2017 в отношении АО «КрасЭКо» и ЗАО «МГЭС» возбуждено дело №023-11-17 по признакам нарушения части 3 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» по факту согласованного манипулирования ценами на розничном рынке электрической энергии, выразившегося во взаимной передаче прав владения на объекты электросетевого хозяйства в целях минимизации платы за услуги по передаче электрической энергии смежной сетевой организации ПАО «МРСК Сибири».

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

20 января 2003 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Минусинска и ЗАО «МГЭС» был заключен договор аренды муниципального имущества г. Минусинска №10/03. Срок действия указанного договора, в соответствии с пунктом 2 соглашения от 02.06.2008, составляет 25 лет.

В соответствии с пунктом 3.2.5 Арендатор, коим по Договору №10/03 от 20.01.2003 является ЗАО «МГЭС», обязан не сдавать имущество в субаренду без письменного разрешения Арендодателя, то есть Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Минусинска.

02 июня 2008 года к договору аренды муниципального имущества г. Минусинска №10/03 от 20.01.2003 сторонами указанного договора подписано соглашение, согласно которого договор дополнен пунктом 3.4.4 о наличии у Арендатора права самостоятельно передавать имущество в субаренду.

Договор аренды муниципального имущества г.Минусинска №10/03 от 20.01.2003 зарегистрирован управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю 22.02.2010.

28 декабря 2009 года между ОАО «МРСК Сибири» и ЗАО «МГЭС» заключен договор №18.24.0936.09 оказания услуг по передаче электрической энергии.

27 февраля 2012 года между ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» и ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» заключен договор 12/18.2400.263.12 оказания услуг по передаче электрической энергии.

22 апреля 2014 года между ЗАО «МГЭС» и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» заключен договор №2-30/14 субаренды объектов электросетевого хозяйства, имеющего силу акта приема-передачи объектов электросетевого хозяйства, перечень которых обозначен в приложении №1 к указанному договору. В соответствии с указанным приложением №1, во временное владение и пользование ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» передана часть объектов электросетевого хозяйства, полученных ЗАО «МГЭС» по договору аренды муниципального имущества г. Минусинска №10/03 от 20.01.2003.

08 июля 2014 года между ЗАО «МГЭС» и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (в настоящее время - АО «КрасЭКо») на срок 11 месяцев заключен договор №3-30/14 субаренды объектов электросетевого хозяйства имеющего силу акта приема-передачи объектов электросетевого хозяйства, перечень которых обозначен в приложении № 1 к указанному договору. В соответствии с указанным приложением № 1, во временное владение и пользование ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» передана часть объектов электросетевого хозяйства, полученных ЗАО «МГЭС» по договору аренды муниципального имущества г. Минусинска №10/03 от 20.01.2003.

После заключения договоров субаренды №2-30/14 от 22.04.2014 и №3-30/14 от 08.16.2014 в договор 12/18.2400.263.12 оказания услуг по передаче электрической энергии от 27.02.2012 включены точки поставки г. Минусинска, по которым осуществлялась передача электрической энергии из сетей ПАО «МРСК Сибири» в сети АО «КрасЭКо» и далее до потребителей.

В соответствии с актами приема-передачи от 01.03.2016 имущество, полученное АО «КрасЭКо» по договору №2-30/14 от 22.04.2014 и договору №3-30/14 от 08.07.2014, возвращено ЗАО «МГЭС». Об указанных обстоятельствах ПАО «МРСК Сибири» и ПАО «Красноярскэнергосбыт» уведомлены АО «КрасЭКо» письмами исх. №013/4326 от 14.06.2016 и №013/4274 от 10.06.2016 соответственно.

Сопроводительным письмом (исх. №1.3/03/20435-исх от 22.09.2016) ПАО «МРСК Сибири» направило в адрес ЗАО «МГЭС» оферту договора оказания услуг по передачи электрической энергии, результатом рассмотрения которой явилось подписание между смежными сетевыми организациями договора №18.2400.8265.16 оказания услуг по передаче электрической энергии от 25.08.2016, в соответствии с пунктом 6.1. которого договор вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.03.2016, и действует до 31.12.2016.

Согласно сноскам 1,2,3 на страницах 8 и 9 договора №18.2400.8265.16 от 25.08.2016, в период с 01.03.2016 по 31.12.2016 при определении стоимости услуг по передаче электрической энергии, оказанных ПАО «МРСК Сибири», применяется двухставочный индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии, утвержденный Приказом РЭК Красноярского края от 19.12.2013 №445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между Филиалом публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Красноярскэнерго» (г. Красноярск, ИНН <***>) и акционерным обществом «Красноярская региональная энергетическая компания» (г. Красноярск, ИНН <***>).

В соответствии с пунктом 6.2 договора №18.2400.8265.16 от 25.08.2016, в случае если ни одна из сторон не направила другой стороне в срок не менее чем за месяц до окончания срока действия договора, уведомление о расторжении договора либо о внесении в него изменений, либо о заключении нового договора, то указанный договор считается продленным на следующий календарный год на тех же условиях.

29 декабря 2016 года между ЗАО «МГЭС» и АО «КрасЭКо» заключен договор №4-30/16 субаренды объектов электросетевого хозяйства. Предметом договора является предоставление на праве субаренды объектов, составляющих систему электросетевого хозяйства муниципального образования город Минусинск, перечень которых определен Приложением №1 и Приложением №2 к договору субаренды. При этом перечень объектов электросетевого хозяйства, передаваемых в субаренду по Договору, аналогичен перечню объектов, полученных ЗАО «МГЭС» по договору аренды муниципального имущества г. Минусинска №10/03 от 20.01.2003.

Согласно пункту 1.2 указанного договора, целевым назначением объекта субаренды является оказания услуг по передаче электрической энергии в комплексе организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов потребителям муниципального образования город Минусинск и технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям муниципального образования город Минусинск.

В соответствии с пунктом 1.3.1.3 договора №4-30/16 от 29.12.2016, Объекты передаются в субаренду на срок с 01.01.2017 по 26.12.2017.

Письмом (исх. №797 от 29.12.2016) ЗАО «МГЭС» сообщило Региональной энергетической комиссии Красноярского края о том, что с 01.01.2017 ЗАО «МГЭС» прекращает свою деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так как объекты электросетевого комплекса общества переданы во владение АО «КрасЭКо» по договору субаренды. Указанным письмом общество указало заявителю на факт утраты им статуса территориальной сетевой организации по критериям, установленным пунктами 1, 2 Постановления Правительства РФ от 28.02.2015 №184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям». На основании вышеизложенных обстоятельств ЗАО «МГЭС» просило регулирующий орган отменить установленные для него тарифы на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2017 год и последующие годы долгосрочного периода регулирования 2016-2020 годов.

11 января 2017 года АО «КрасЭКо» обратилось в адрес ПАО «МРСК Сибири» с письмом (исх. №013/45 от 11.01.2017) о подготовки актов разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, о внесении дополнений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии №12/18.2400.263 от 27.02.2017 по объектам договора субаренды. Тогда же 11.01.2017 указанное общество обратилось в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт» с письмом (исх. №013/46 от 11.01.2017) о внесении изменений в Приложение №1 договора оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии №016/3-153 от 29.12.2012.

13 января 2017 года ЗАО «МГЭС» обратилось в адрес ПАО «МРСК Сибири», ПАО «Красноярскэнергосбыт» с письмами (исх. №08 от 13.01.2017 и №09 от 13.01.2017) соответственно о расторжении с 01.01.2017 договора №016/13-13/П от 22.12.2006 купли-продажи (поставки) электрической энергии для целей компенсации потерь электрической энергии, договора №016/3-86 от 20.11.2009 оказания услуг по передаче электрической энергии и договора №18.2400.8265.16 от 25.08.2016 оказания услуг по передаче электрической энергии. Указанные обращения мотивированы фактом заключения между ЗАО «МГЭС» и АО «КрасЭКо» договора №4-30/16 от 29.12.2016 субаренды объектов электросетевого хозяйства.

Региональная энергетическая комиссия Красноярского края, рассмотрев обращение ЗАО «МГЭС» (исх. №797 от 29.12.2016), письмом (исх. №02-23 от 13.01.2017) сообщило о необходимости предоставления обществом документальных доказательств прекращения деятельности по передаче электрической энергии сторонним потребителям, а именно, соглашение о расторжении договора на оказание услуг по передаче электрической энергии с ПАО «Красноярскэнергосбыт» с 01.01.2017 и соглашение о расторжении договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии со смежными сетевыми организациями с 01.01.2017.

Соглашением от 20.01.2017 договор №4-30/16 субаренды объектов электросетевого хозяйства от 29.12.2016 сторонами расторгнут, имущество передано ЗАО «МГЭС» по актам приема-передачи, являющимся неотъемлемой частью указанного соглашения.

Письмами в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ПАО «МРСК Сибири» (исх. 013/805/1 от 07.02.2017 и исх. №013/805/2 от 07.02.2017) АО «КрасЭКо» просило считать недействительными ранее направленные в их адрес письма (исх. №013/46 от 11.01.2017 и №013/45 от 11.01.2017).

Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 27.01.2016 №8-п для взаиморасчетов между ПАО «МРСК Сибири» и АО «КрасЭКо» установлен доходный для заявителя тариф: с 01.01.2016 по 30.06.2016 в размере 0,16665 руб./кВт.ч; с 01.07.2016 по 31.12.2017 в размере 0,22785 руб./кВт.ч. Указанным приказом для оплаты услуг ПАО «МРСК Сибири» по передаче электрической энергии ЗАО «МГЭС» установлен тариф 0,00 руб./кВт.ч.

В соответствии с отчетами о финансовых результатах деятельности ЗАО «МГЭС», убыток составил 20 225 тыс. руб., в 2014 году чистая прибыль составила 17 345 тыс. руб., в 2015 году убыток составил 41 064 тыс. руб., в 2016 году чистая прибыль составила 55 747 тыс. руб.

Согласно пояснениям ЗАО «МГЭС» о финансовом состоянии общества в 2013-2016 годах (исх. б/н от 10.05.2017; вх. №7913 от 10.05.2017), передача имущества ЗАО «МГЭС» в субаренду АО «КрасЭКо» с 01.01.2014 была осуществлена в целях минимизации убытка по итогам деятельности организации за 2013 год, что позволило в 2014 году выровнять финансовую ситуацию. Между тем, с 01.01.2015 с учетом тарифного регулирования финансовая ситуация вновь ухудшилась, в связи с чем, имущество было истребовано из субаренды АО «КрасЭКо», что привело к стабилизации ситуации к концу 2016 года. Между тем, тарифное регулирование на 2017 год не покрывало планируемые расходы ЗАО «МГЭС», в связи с чем, был заключен договор субаренды №4-30/16 от 29.12.2016 и направлено письмо в РЭК Красноярского края об отмене тарифов.

В соответствии с письменными пояснениями представителя ЗАО «МГЭС», ПАО «КрасЭКо», представленными в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (вх. №5543 от 07.04.2017 и вх. №5544 от 07.04.2017), в действиях АО «КрасЭКо» и ЗАО «МГЭС» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, так как фактические обстоятельства и действия указанных лиц свидетельствуют о том, что цель минимизации платы за передачу электрической энергии не преследовалась. В подтверждение указанного довода АО «КрасЭКо» приведены следующие аргументы:

- необходимость передачи имущества электросетевого комплекса г. Минусинска в субаренду ПАО «КрасЭКо» вызвана дефицитом денежных средств с учетом текущего регулирования. В 2016 году финансовое положение ЗАО «МГЭС» позволило продолжить деятельность по передаче электрической энергии, имущество было истребовано из владения ПАО «КрасЭКо» с 01.03.2016;

- в адрес ЗАО «МГЭС» от ПАО «МРСК Сибири» поступила оферта договора на оказание услуг по передаче электрической энергии №18.2400.8265 от 25.08.2016. в данном договоре п. 4.8-4.9 предусмотрен порядок расчетов между стонами по индивидуальному тарифу, установленному РЭК Красноярского края, для расчетов ПАО «МРСК Сибири» с АО «КрасЭКо». Таким образом, исполнение данного договора позволило бы ПАО «МРСК Сибири» избежать риска недополучения НВВ в связи с возвратом имущества в течение регулируемого периода. Учитывая отсутствие установленного индивидуального тарифа для расчетов ЗАО «МГЭС» и ПАО «МРСК Сибири», договор был подписан ЗАО «МГЭС» с протоколом разногласий (по перечню точек поставки) и возвращен в адрес ПАО «МРСК Сибири»;

- с 01.01.2017 ЗАО «МГЭС» планировало прекратить деятельность по передаче электрической энергии по финансовым причинам, в связи с чем, был заключен договор субаренды с АО «КрасЭКо» №4-30/16 от 29.12.2016. Также ЗАО «МГЭС» направлено уведомление в РЭК Красноярского края о прекращении деятельности с 01.01.2017 и отмене тарифов. РЭК Красноярского края сообщило, что для прекращения деятельности необходимо расторжение договорных отношений с гарантирующим поставщиком и смежными сетевыми организациями. Учитывая, что на дату получения ответа РЭК Красноярского края ЗАО «МГЭС» были направлены уведомления о расторжении договоров, в том числе с ПАО «МРСК Сибири», но ответы не получены, прекращение деятельности при установленных индивидуальных тарифах на 2017 год стало для ЗАО «МГЭС» невозможным. Учитывая обоюдное согласие сторон, договор субаренды №4-30/16 от 29.12.2016 был расторгнут с 01.01.2017, то есть данный договор никаких правовых последствий не повлек;

- между ПАО «МРСК Сибири» и АО «КрасЭКо» подписано дополнительное соглашение к договору №12/18.2400.263.12 от 27.02.2012 об исключении точек поставки г. Минусинска из приложения, а исковые требования в части взыскания долга за оказанные услуги по передаче электрической энергии по исключенным точкам ПАО «МРСК Сибири» не заявляются, как и к ЗАО «МГЭС».

Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 27.01.2016 №8-п для взаиморасчетов между ПАО «МРСК Сибири» и АО «КрасЭКо» установлен доходный для заявителя тариф: с 01.01.2016 по 30.06.2016 в размере 0,16665 руб./кВт.ч; с 01.07.2016 по 31.12.2017 в размере 0,22785 руб./кВт.ч. Указанным приказом для оплаты услуг ПАО «МРСК Сибири» по передаче электрической энергии ЗАО «МГЭС» установлен тариф 0,00 руб./кВт.ч.

Приказом РЭК Красноярского края от 26.12.2016 №676-п для взаиморасчетов между Филиалом ПАО «МРСК Сибири» и ЗАО «Минусинские городские электрические сети» установлен доходный для ПАО «МРСК Сибири» тариф: с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 0,85117 руб./кВт.ч, с 01.07.2017 по 31.12.2017 в размере 0,97647 руб./кВт.ч. Тем же приказом для оплаты услуг заявителя по передаче электрической энергии ОА  «КрасЭКо» установлен доходный  для ПАО  «МРСК  Сибири» тариф:  с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 0,20439 руб./кВт.ч, с 01.07.2017 по 31.12.2017 в размере 0,22694 руб./кВт.ч.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №023-11-17 установлено, что АО «КрасЭКо» и ЗАО «МГЭС» являются в соответствии со статьей 9 ФЗ «О защите конкуренции» группу лиц.

Таким образом, деятельность группы лиц в составе АО «КрасЭКо» и ЗАО «МГЭС» по оказанию услуг по передаче электрической энергии в географических границах г. Минусинска с использованием объектов электросетевого хозяйства, находящихся во временном владении и пользовании указанной группы лиц, осуществляется в состоянии естественной монополии, а положение АО «КрасЭКо» и ЗАО «МГЭС» является доминирующим на соответствующем товарном рынке.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №023-11-17 Региональной энергетической комиссией Красноярского края на запрос антимонопольного органа о правомерности применения сетевой организацией, у которой возникло право владения точками поставки электроэнергии, индивидуального тарифа, установленного для сетевой организации - прежнего владельца данных точек поставки, предоставлен ответ (исх. №02-2204 от 14.07.2017), в соответствии с которым применение индивидуального тарифа, установленного для сетевой организации, в том числе прежнего владельца данных точек поставки, невозможен, так как это противоречит Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства от 29.12.2011 №1178.

Комиссия Красноярского УФАС России, принимая во внимание вышеизложенную позицию регулирующего органа, а также положения законодательства в сфере электроэнергетике, приходит к выводу о том, что положение договора №18.2400.8265.16 оказания услуг по передаче электрической энергии от 25.08.2016 между ЗАО «МГЭС» и ПАО «МРСК Сибири» в части применения в период с 01.03.2016 по 31.12.2016 при определении стоимости услуг по передаче электрической энергии, оказанных ПАО «МРСК Сибири», двухставочного индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между Филиалом публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Красноярскэнерго» (г. Красноярск, ИНН <***>) и акционерным обществом «Красноярская региональная энергетическая компания» (г. Красноярск, ИНН <***>) противоречит действующему законодательству и является ничтожным.

Согласно расчету, представленному ПАО «МРСК Сибири» в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № 1.3/1.3/16764-исх от 14.07.2017), в результате действий АО «КрасЭКо» и ЗАО «МГЭС» по взаимной передаче муниципального имущества сумма выпадающих доходов ПАО «МРСК Сибири» в период с марта 2016 года по декабрь 2016 года составила 33 804 898,50 рублей (с НДС).

Принимая во внимание, что Комиссией антимонопольного органа усматривается прямая взаимосвязь между фактами утверждения РЭК Красноярского края индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между парами смежных сетевых организаций ПАО «МРСК Сибири» - АО «КрасЭКо» и ПАО «МРСК Сибири» - ЗАО «МГЭС» и взаимной передачи муниципального имущества г. Минусинска АО «КрасЭКо» и ЗАО «МГЭС», действия группы лиц в составе АО «КрасЭКо» и ЗАО «МГЭС» являются злоупотреблением правом, ущемляющим интересы ПАО «МРСК Сибири».

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23, 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия вынесла решение от 24.11.2017 № 023-11-17:

- признать действия группы лиц в составе акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» (ИНН <***>, ул. Деповская, д. 15, <...>) и закрытого акционерного общества «Минусинские городские электрические сети» (ИНН <***>/ул. Бограда, д. 8, <...>), выразившиеся во взаимной передаче прав владения на объекты электросетевого хозяйства в целях минимизации платы за услуги по передаче электрической энергии смежной сетевой организации ПАО «МРСК Сибири», нарушением части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»;

- в связи с возвратом объектов электросетевого хозяйства во владение закрытого акционерного общества «Минусинские городские электрические сети» обязательное к исполнению предписание не выдавать.

Полагая, что решение от 24.11.2017 № 023-11-17 противоречит требованиям нормативных актов и нарушает их права, заявители обратились в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов местного самоуправления.

Возможность признания незаконными решений органов местного самоуправления предусмотрена статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и является способом защиты гражданских прав.

Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2).

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что  для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями   65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания   факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №331 (далее - «Положение о ФАС») Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Пункт 4 Положения о ФАС устанавливает, что Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) антимонопольный орган выполняет следующие основные функции: обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по  прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет в том числе следующие полномочия:

1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

2) выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Следовательно, оспариваемое решение принято ответчиком в рамках предоставленных полномочий.

Процедура рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства соблюдена Красноярским УФАС, доказательств обратного лицами, участвующими в деле, не представлено, соответствующих доводов не заявлено.

Суд полагает, что заявители не доказали, что оспариваемое решение от 24.11.2017 № 023-11-17 противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права и законные интересы в силу следующего.

Согласно материалам дела, 20 января 2003 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Минусинска и ЗАО «МГЭС» был заключен договор аренды муниципального имущества г. Минусинска №10/03. Срок действия указанного договора, в соответствии с пунктом 2 соглашения от 02.06.2008, составляет 25 лет.

В соответствии с пунктом 3.2.5 Арендатор, коим по Договору №10/03 от 20.01.2003 является ЗАО «МГЭС», обязан не сдавать имущество в субаренду без письменного разрешения Арендодателя, то есть Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Минусинска.

02 июня 2008 года к договору аренды муниципального имущества г. Минусинска №10/03 от 20.01.2003 сторонами указанного договора подписано соглашение, в соответствии с пунктом которого договор дополнен пунктом 3.4.4. о наличии у Арендатора права самостоятельно передавать имущество в субаренду.

Договор аренды муниципального имущества г.Минусинска №10/03 от 20.01.2003 зарегистрирован управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю 22.02.2010.

28 декабря 2009 года между ОАО «МРСК Сибири» и ЗАО «МГЭС» заключен договор №18.24.0936.09 оказания услуг по передаче электрической энергии.

27 февраля 2012 года между ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» и ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» заключен договор 12/18.2400.263.12 оказания услуг по передаче электрической энергии.

22 апреля 2014 года между ЗАО «МГЭС» и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» заключен договор №2-30/14 субаренды объектов электросетевого хозяйства, имеющего силу акта приема-передачи объектов электросетевого хозяйства, перечень которых обозначен в приложении №1 к указанному договору. В соответствии с указанным приложением №1, во временное владение и пользование ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» передана часть объектов электросетевого хозяйства, полученных ЗАО «МГЭС» по договору аренды муниципального имущества г. Минусинска №10/03 от 20.01.2003.

08 июля 2014 года между ЗАО «МГЭС» и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (в настоящее время - АО «КрасЭКо») на срок 11 месяцев заключен договор №3-30/14 субаренды объектов электросетевого хозяйства имеющего силу акта приема-передачи объектов электросетевого хозяйства, перечень которых обозначен в приложении № 1 к указанному договору. В соответствии с указанным приложением № 1, во временное владение и пользование ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» передана часть объектов электросетевого хозяйства, полученных ЗАО «МГЭС» по договору аренды муниципального имущества г. Минусинска №10/03 от 20.01.2003.

После заключения договоров субаренды №2-30/14 от 22.04.2014 и №3-30/14 от 08.06.2014 в договор 12/18.2400.263.12 оказания услуг по передаче электрической энергии от 27.02.2012 включены точки поставки г. Минусинска, по которым осуществлялась передача электрической энергии из сетей ПАО «МРСК Сибири» в сети АО «КрасЭКо» и далее до потребителей.

В соответствии с актами приема-передачи от 01.03.2016 имущество, полученное АО «КрасЭКо» по договору №2-30/14 от 22.04.2014 и договору №3-30/14 от 08.07.2014, возвращено ЗАО «МГЭС». Об указанных обстоятельствах ПАО «МРСК Сибири» и ПАО «Красноярскэнергосбыт» уведомлены АО «КрасЭКо» письмами исх. №013/4326 от 14.06.2016 и №013/4274 от 10.06.2016 соответственно.

Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 27.01.2016 №8-п для взаиморасчетов между ПАО «МРСК Сибири» и АО «КрасЭКо» установлен доходный для заявителя тариф: с 01.01.2016 по 30.06.2016 в размере 0,16665 руб./кВт.ч; с 01.07.2016 по 31.12.2017 в размере 0,22785 руб./кВт.ч. Указанным приказом для оплаты услуг ПАО «МРСК Сибири» по передаче электрической энергии ЗАО «МГЭС» установлен тариф 0,00 руб./кВт.ч.

Таким образом, после возврата ЗАО «МГЭС» имущества, в период с 01.03.2016 по 31.12.2016 для взаиморасчетов между ПАО «МРСК Сибири» и ЗАО «МГЭС» подлежал применению тариф по передаче электрической энергии, равный 0,00 руб./кВт.ч., установленный Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 27.01.2016 №8-п.

Определением суда от 06.09.2018 у Министерства тарифной политики Красноярского края истребованы следующие сведения:

- для какой пары сетевых организаций (ЗАО «Минусинские городские электрические сети» - ПАО «МРСК Сибири»; АО «Красноярская региональная энергетическая компания» - ПАО «МРСК Сибири») при установлении индивидуального тарифа на 2016 год учтены объекты электросетевого хозяйства, поименованные в договорах субаренды  от 22.04.2014 №2-30/14 и от 08.06.2014 №3-30/14;

- какие правоустанавливающие документы на объекты электросетевого хозяйства представлялись сетевой организацией ЗАО «Минусинские городские электрические сети» и были учтены административным органом при установлении индивидуального тарифа для пары ЗАО «Минусинские городские электрические сети» - ПАО «МРСК Сибири» на 2016 год;

- какие фактические и правовые основания были положены в основу нулевого тарифа на 2016 год для пары ЗАО «Минусинские городские электрические сети» и ПАО «МРСК Сибири».

В ответ на определение от 06.09.2018 Министерство тарифной политики Красноярского края письмом от 24.09.2018 № 72/483 сообщило, что при формировании необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, на 2016 год объекты электросетевого хозяйства, поименованные в договорах субаренды от 22.04.2014 №2-30/14 и от 08.06.2014 №3-30/14, учитывались для АО «Красноярская региональная энергетическая компания». При формировании необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, на 2016 год территориальной сетевой организации ЗАО «Минусинские городские электрические сети» учитывался договор аренды муниципального имущества г. Минусинска № 10/03 от 20.01.2003 года с дополнительными соглашениями. Основанием для установления нулевого тарифа на 2016 год для пары территориальных сетевых организаций ЗАО «Минусинские городские электрические сети» и ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» является отсутствие расходов, подлежащих возмещению посредством установления положительного индивидуального тарифа.

Следовательно, нулевой тариф для пары ЗАО «Минусинские городские электрические сети» и ПАО «МРСК Сибири» на 2016 год был установлен с учетом не осуществления ЗАО «Минусинские городские электрические сети» фактической деятельности с использованием спорного имущества, его передаче в субаренду АО  «КрасЭКо».

Приказом РЭК Красноярского края от 26.12.2016 №676-п для взаиморасчетов между Филиалом ПАО «МРСК Сибири» и ЗАО «Минусинские городские электрические сети» установлен доходный для ПАО «МРСК Сибири» тариф: с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 0,85117 руб./кВт.ч, с 01.07.2017 по 31.12.2017 в размере 0,97647 руб./кВт.ч. Тем же приказом для оплаты услуг заявителя по передаче электрической энергии АО  «КрасЭКо» установлен доходный  для ПАО  «МРСК  Сибири» тариф:  с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 0,20439 руб./кВт.ч, с 01.07.2017 по 31.12.2017 в размере 0,22694 руб./кВт.ч.

Таким образом, данным приказом для АО  «КрасЭКо» установлен более низкий тариф, чем для ЗАО «МГЭС».

29 декабря 2016 года между ЗАО «МГЭС» и АО «КрасЭКо» заключен договор №4-30/16 субаренды объектов электросетевого хозяйства. Предметом договора является предоставление на праве субаренды объектов, составляющих систему электросетевого хозяйства муниципального образования город Минусинск, перечень которых определен Приложением №1 и Приложением №2 к договору субаренды. При этом перечень объектов электросетевого хозяйства, передаваемых в субаренду по Договору, аналогичен перечню объектов, полученных ЗАО «МГЭС» по договору аренды муниципального имущества г. Минусинска №10/03 от 20.01.2003.

В соответствии с пунктом 1.3.1.3 договора №4-30/16 от 29.12.2016, Объекты передаются в субаренду на срок с 01.01.2017 по 26.12.2017.

Письмом (исх. №797 от 29.12.2016) ЗАО «МГЭС» сообщило Региональной энергетической комиссии Красноярского края о том, что с 01.01.2017 ЗАО «МГЭС» прекращает свою деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так как объекты электросетевого комплекса общества переданы во владение АО «КрасЭКо» по договору субаренды. Указанным письмом общество указало заявителю на факт утраты им статуса территориальной сетевой организации по критериям, установленным пунктами 1, 2 Постановления Правительства РФ от 28.02.2015 №184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям». На основании вышеизложенных обстоятельств ЗАО «МГЭС» просило регулирующий орган отменить установленные для него тарифы на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2017 год и последующие годы долгосрочного периода регулирования 2016-2020 годов.

11 января 2017 года АО «КрасЭКо» обратилось в адрес ПАО «МРСК Сибири» с письмом (исх. №013/45 от 11.01.2017) о подготовке актов разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, о внесении дополнений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии №12/18.2400.263 от 27.02.2017 по объектам договора субаренды. Тогда же 11.01.2017 указанное общество обратилось в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт» с письмом (исх. №013/46 от 11.01.2017) о внесении изменений в Приложение №1 договора оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии №016/3-153 от 29.12.2012.

13 января 2017 года ЗАО «МГЭС» обратилось в адрес ПАО «МРСК Сибири», ПАО «Красноярскэнергосбыт» с письмами (исх. №08 от 13.01.2017 и №09 от 13.01.2017) соответственно о расторжении с 01.01.2017 договора №016/13-13/П от 22.12.2006 купли-продажи (поставки) электрической энергии для целей компенсации потерь электрической энергии, договора №016/3-86 от 20.11.2009 оказания услуг по передаче электрической энергии и договора №18.2400.8265.16 от 25.08.2016 оказания услуг по передаче электрической энергии. Указанные обращения мотивированы фактом заключения между ЗАО «МГЭС» и АО «КрасЭКо» договора №4-30/16 от 29.12.2016 субаренды объектов электросетевого хозяйства.

Региональная энергетическая комиссия Красноярского края, рассмотрев обращение ЗАО «МГЭС» (исх. №797 от 29.12.2016), письмом (исх. №02-23 от 13.01.2017) сообщило о необходимости предоставления обществом документальных доказательств прекращения деятельности по передаче электрической энергии сторонним потребителям, а именно, соглашение о расторжении договора на оказание услуг по передаче электрической энергии с ПАО «Красноярскэнергосбыт» с 01.01.2017 и соглашение о расторжении договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии со смежными сетевыми организациями с 01.01.2017.

Соглашением от 20.01.2017 договор №4-30/16 субаренды объектов электросетевого хозяйства от 29.12.2016 сторонами расторгнут, имущество передано ЗАО «МГЭС» по актам приема-передачи, являющимся неотъемлемой частью указанного соглашения.

Письмами в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ПАО «МРСК Сибири» (исх. 013/805/1 от 07.02.2017 и исх. №013/805/2 от 07.02.2017) АО «КрасЭКо» просило считать недействительными ранее направленные в их адрес письма (исх. №013/46 от 11.01.2017 и №013/45 от 11.01.2017).

В соответствии с отчетами о финансовых результатах деятельности ЗАО «МГЭС», убыток составил 20 225 тыс. руб., в 2014 году чистая прибыль составила 17 345 тыс. руб., в 2015 году убыток составил 41 064 тыс. руб., в 2016 году чистая прибыль составила 55 747 тыс. руб.

Согласно пояснениям ЗАО «МГЭС» о финансовом состоянии общества в 2013-2016 годах (исх. б/н от 10.05.2017; вх. №7913 от 10.05.2017), передача имущества ЗАО «МГЭС» в субаренду АО «КрасЭКо» с 01.01.2014 была осуществлена в целях минимизации убытка по итогам деятельности организации за 2013 год, что позволило в 2014 году выровнять финансовую ситуацию. Между тем, с 01.01.2015 с учетом тарифного регулирования финансовая ситуация вновь ухудшилась, в связи с чем, имущество было истребовано из субаренды АО «КрасЭКо», что привело к стабилизации ситуации к концу 2016 года. Между тем, тарифное регулирование на 2017 год не покрывало планируемые расходы ЗАО «МГЭС», в связи с чем, был заключен договор субаренды №4-30/16 от 29.12.2016 и направлено письмо в РЭК Красноярского края об отмене тарифов.

В соответствии с письменными пояснениями представителя ЗАО «МГЭС», ПАО «КрасЭКо», представленными в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (вх. №5543 от 07.04.2017 и вх. №5544 от 07.04.2017), в действиях АО «КрасЭКо» и ЗАО «МГЭС» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, так как фактические обстоятельства и действия указанных лиц свидетельствуют о том, что цель минимизации платы за передачу электрической энергии не преследовалась. В подтверждение указанного довода АО «КрасЭКо» приведены следующие аргументы:

- необходимость передачи имущества электросетевого комплекса г. Минусинска в субаренду ПАО «КрасЭКо» вызвана дефицитом денежных средств с учетом текущего регулирования. В 2016 году финансовое положение ЗАО «МГЭС» позволило продолжить деятельность по передаче электрической энергии, имущество было истребовано из владения ПАО «КрасЭКо» с 01.03.2016;

- в адрес ЗАО «МГЭС» от ПАО «МРСК Сибири» поступила оферта договора на оказание услуг по передаче электрической энергии №18.2400.8265 от 25.08.2016. в данном договоре п. 4.8-4.9 предусмотрен порядок расчетов между стонами по индивидуальному тарифу, установленному РЭК Красноярского края, для расчетов ПАО «МРСК Сибири» с АО «КрасЭКо». Таким образом, исполнение данного договора позволило бы ПАО «МРСК Сибири» избежать риска недополучения НВВ в связи с возвратом имущества в течение регулируемого периода. Учитывая отсутствие установленного индивидуального тарифа для расчетов ЗАО «МГЭС» и ПАО «МРСК Сибири», договор был подписан ЗАО «МГЭС» с протоколом разногласий (по перечню точек поставки) и возвращен в адрес ПАО «МРСК Сибири»;

- с 01.01.2017 ЗАО «МГЭС» планировало прекратить деятельность по передаче электрической энергии по финансовым причинам, в связи с чем, был заключен договор субаренды с АО «КрасЭКо» №4-30/16 от 29.12.2016. Также ЗАО «МГЭС» направлено уведомление в РЭК Красноярского края о прекращении деятельности с 01.01.2017 и отмене тарифов. РЭК Красноярского края сообщило, что для прекращения деятельности необходимо расторжение договорных отношений с гарантирующим поставщиком и смежными сетевыми организациями. Учитывая, что на дату получения ответа РЭК Красноярского края ЗАО «МГЭС» были направлены уведомления о расторжении договоров, в том числе с ПАО «МРСК Сибири», но ответы не получены, прекращение деятельности при установленных индивидуальных тарифах на 2017 год стало для ЗАО «МГЭС» невозможным. Учитывая обоюдное согласие сторон, договор субаренды №4-30/16 от 29.12.2016 был расторгнут с 01.01.2017, то есть данный договор никаких правовых последствий не повлек.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №023-11-17 антимонопольным органом установлено, что АО «КрасЭКо» и ЗАО «МГЭС» являются в соответствии со статьей 9 ФЗ «О защите конкуренции» группой лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции»).

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополях», установлено, что естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополях», услуги по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, деятельность группы лиц в составе АО «КрасЭКо» и ЗАО «МГЭС» по оказанию услуг по передаче электрической энергии в географических границах г. Минусинска с использованием объектов электросетевого хозяйства, находящихся во временном владении и пользовании указанной группы лиц, осуществляется в состоянии естественной монополии, а положение АО «КрасЭКо» и ЗАО «МГЭС» является доминирующим на соответствующем товарном рынке.

Постановлением Правительства от 27.12.2004 №861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 34 Правил, по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 Правил.

При заключении договора между смежными сетевыми организациями стороны определяют принадлежащие им на праве собственности или на ином законном основании объекты электросетевого хозяйства, в отношении которых необходимо осуществить взаимную координацию изменения эксплуатационного состояния, монтажных работ, модернизацию оборудования и иные мероприятия (далее - объекты межсетевой координации). Перечень объектов межсетевой координации является неотъемлемой частью договора между смежными сетевыми организациями (пункт 35 Правил).

Согласно абзацу 2 пункта 36 Правил, договоры между смежными сетевыми организациями заключаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 42 Правил, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).

Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с настоящим разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №023-11-17 Региональной энергетической комиссией Красноярского края на запрос антимонопольного органа о правомерности применения сетевой организацией, у которой возникло право владения точками поставки электроэнергии, индивидуального тарифа, установленного для сетевой организации - прежнего владельца данных точек поставки, предоставлен ответ (исх. №02-2204 от 14.07.2017), в соответствии с которым применение индивидуального тарифа, установленного для сетевой организации, в том числе прежнего владельца данных точек поставки, невозможен, так как это противоречит Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства от 29.12.2011 №1178.

Комиссия Красноярского УФАС России, принимая во внимание вышеизложенную позицию регулирующего органа, а также положения законодательства в сфере электроэнергетике, правомерно пришла к выводу о том, что положение договора №18.2400.8265.16 оказания услуг по передаче электрической энергии от 25.08.2016 между ЗАО «МГЭС» и ПАО «МРСК Сибири» в части применения в период с 01.03.2016 по 31.12.2016 при определении стоимости услуг по передаче электрической энергии, оказанных ПАО «МРСК Сибири», двухставочного индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между Филиалом публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Красноярскэнерго» и акционерным обществом «Красноярская региональная энергетическая компания» противоречит действующему законодательству и является ничтожным.

Таким образом, после возврата ЗАО «МГЭС» имущества, в период с 01.03.2016 по 31.12.2016 для взаиморасчетов между ПАО «МРСК Сибири» и ЗАО «МГЭС» подлежал применению тариф по передаче электрической энергии, равный 0,00 руб./кВт.ч., установленный Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 27.01.2016 №8-п.

Согласно расчету, представленному ПАО «МРСК Сибири» в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № 1.3/1.3/16764-исх от 14.07.2017), в результате действий АО «КрасЭКо» и ЗАО «МГЭС» по взаимной передаче муниципального имущества сумма выпадающих доходов ПАО «МРСК Сибири» в период с марта 2016 года по декабрь 2016 года составила 33 804 898,50 рублей (с НДС).

Принимая во внимание, что усматривается прямая взаимосвязь между фактами утверждения РЭК Красноярского края индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между парами смежных сетевых организаций ПАО «МРСК Сибири» - АО «КрасЭКо» и ПАО «МРСК Сибири» - ЗАО «МГЭС» и взаимной передачи муниципального имущества г. Минусинска АО «КрасЭКо» и ЗАО «МГЭС», действия группы лиц в составе АО «КрасЭКо» и ЗАО «МГЭС» являются злоупотреблением правом, ущемляющим интересы ПАО «МРСК Сибири».

На основании вышеизложенного, решение от 24.11.2017 № 023-11-17 является законным и не нарушает прав и законных интересов заявителей.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом настоящих заявлений составляют 6000 рублей (3 000 руб. за каждое заявление) и с учетом рассмотрения дела подлежат отнесению на заявителей.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявлений закрытого акционерного общества «Минусинские городские электрические сети», акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» отказать.

Проверено на соответствие положениям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья                                                                                                                                   Е.В. Болуж