ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-7911/10 от 23.06.2010 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

30 июня 2010 года

Дело № А33-7911/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 23 июня 2010 года.

В полном объеме решение изготовлено 30 июня 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Новоенисейский лесохимический комплекс»

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае

об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 13.05.2010 № 04-10/3661П,

при участии:

представителя заявителя: Фролова Н.М., действующего на основании доверенности от 01.04.2010 № 57-юр,

представителей ответчика: Балахнина И.И, действующего на основании доверенности от 28.10.2009 № 23, Дерновой Н.В, действующей на основании доверенности от 08.06.2010 № 25,

при ведении протокола судебного заседания судьей Е.М.Чурилиной,

установил:

закрытое акционерное общество «Новоенисейский лесохимический комплекс» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае о признании незаконным постановления от 13.05.2010 № 04-10/3661П.

Заявление принято к производству суда. Определением от 02.06.2010 возбуждено производство по делу.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

закрытое акционерное общество «Новоенисейский лесохимический комплекс» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401504520, расположено по адресу: г. Лесосибирск, ул. 40 лет Октября, 1.

Административным органом проведена проверка выполнения заявителем требований валютного законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности, в ходе которой установлено следующее.

Между резидентом - закрытым акционерным обществом «Новоенисейский лесохимический комплекс» (продавцом) и нерезидентом – «WoodResourceLtd» (Великобритания) (покупателем) заключен контракт от 17.12.2007 № WR/NE/2-08, предусматривающий вывоз с территории Российской Федерации пиломатериала в количестве 50 000 куб.м. Общая стоимость контракта составляет 5 700 000 ЕВРО.

Согласно пункту 5 контракта от 17.12.2007 № WR/NE/2-08 срок его действия установлен до 30.11.2009.

Дополнением № 2 от 12.10.2009 к контракту от 17.12.2007 № WR/NE/2-08 в названный контракт внесены изменения, в соответствии с которыми срок действия контракта установлен до 30.07.2011.

По указанному контракту закрытое акционерное общество «Новоенисейский лесохимический комплекс» в Лесосибирском отделении № 8217 СБ РФ (ОАО) 22.04.2008 оформило паспорт сделки за номером 08020001/1481/0693/1/0 от 04.02.2008.

Согласно ведомости банковского контроля по паспорту сделки № 08020001/1481/0693/1/0 поставка товара в адрес нерезидента осуществлена закрытым акционерным обществом «Новоенисейский лесохимический комплекс» на сумму 2 971 799,96 ЕВРО, валютная выручка по контракту поступила на сумму 3 337 181,14 ЕВРО.

Вывоз товара с территории Российской Федерации продекларирован по грузовой таможенной декларации № 10606070/300909/0004384 на сумму 63 030,41 ЕВРО, осуществлен закрытым акционерным обществом «Новоенисейский лесохимический комплекс» 30.09.2009, что подтверждается штампом Красноярской таможни в указанной декларации.

Справка о подтверждающих документах и грузовой таможенной декларации в банк паспорта сделки представлена закрытым акционерным обществом «Новоенисейский лесохимический комплекс» 05.10.2009, что подтверждается отметкой уполномоченного банка на паспорте сделки и справке о подтверждающих документах.

Согласно ведомости банковского контроля по паспорту сделки № 08020001/1481/0693/1/0 первая валютная операция после 12.10.2009 осуществлена закрытым акционерным обществом «Новоенисейский лесохимический комплекс» 09.11.2009 в сумме 64 062,50 ЕВРО, что подтверждается справкой о валютных операциях от 10.11.2009, отметкой банка паспорта сделки.

Уведомлением от 05.10.2009 № 5 уполномоченный банк уведомил заявителя о необходимости предоставления не позднее 14.10.2009 справки о валютных операциях.

Срок представления документов для переоформления паспорта сделки № 08020001/1481/0693/1/0 истек 14.10.2009.

Документы, необходимые для переоформления паспорта сделки № 08020001/1481/0693/1/0, представлены закрытым акционерным обществом «Новоенисейский лесохимический комплекс» в банк паспорта сделки 10.11.2009, что подтверждается отметкой уполномоченного банка на паспорте сделки.

Паспорт сделки № 08020001/1481/0693/1/0 в связи с внесением в него дополнением № 2 от 12.10.2009 изменений в раздел 5 листа 1 и пункт 6.3. раздела листа 2, касающихся продления срока действия контракта до 30.07.2011, закрытым акционерным обществом «Новоенисейский лесохимический комплекс» также переоформлен 10.11.2009, что подтверждается отметкой банка паспорта сделки в паспорте сделки и справкой о валютных операциях от 10.11.2009 по паспорту сделки № 08020001/1481/0693/1/0.

По результатам проверки главным государственным инспектором отдела валютного контроля Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае Алексеевой Т.П. составлен протокол об административном правонарушении от 29.04.2010 № 04-10/3661, отразивший факт нарушения закрытым акционерным обществом «Новоенисейский лесохимический комплекс» срока представления в уполномоченный банк документов, необходимых для переоформления паспорта сделки.

Постановлением административного органа от 13.05.2010 № 04-10/3661П о назначении административного наказания закрытое акционерное общество «Новоенисейский лесохимический комплекс» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и заявителю назначено административное взыскание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с вышеназванным постановлением, закрытое акционерное общество «Новоенисейский лесохимический комплекс» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший решение.

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно пункту 80 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе составлять должностные лица органов и агентов валютного контроля.

Частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что перечень должностных лиц имеющих право составлять протоколы об административных правонарушения в соответствии с частями 1-3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 22 Федерального закона 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 22 Федерального закона 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278 (далее по тексту – Положения от 15.06.2004 № 278), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с пунктом 2 Положения от 15.06.2004 № 278 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

В силу пунктов 5.1.2 и 5.14 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н территориальное управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; имеет право проверять соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора от 17.11.2004 № 102 «О должностных лицах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено, что правом на составление протоколов об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора обладают следующие должностные лица:

- руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, его заместители;

- начальники управлений центрального аппарата Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, их заместители;

- руководители территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, их заместители;

- начальники отделов управлений центрального аппарата Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, их заместители;

- начальники отделов территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, их заместители;

- иные должностные лица Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов, уполномоченные осуществлять контроль в бюджетно-финансовой сфере.

На основании пункта 1 Приказа Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае от 10.11.2006 № 48 а-п правом на составление протоколов об административных правонарушениях в соответствии с частями 1-4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Территориальном Управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае обладает, в том числе, главный государственный инспектор отдела валютного контроля.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 12.03.2009 № 04-09/2563 составлен главным государственным инспектором отдела валютного контроля Территориального Управления Росфиннадзора в Красноярском крае Алексеевой Т.П., следовательно, уполномоченным лицом.

В соответствии с частью 1, пунктом 3 части 2 статьи 23.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы валютного контроля рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. От имени указанных органов рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.

Материалами дела подтверждается, что дело об административном правонарушении № 04-10/3661 в отношении закрытого акционерного общества «Новоенисейский лесохимический комплекс» рассмотрено, и постановление о назначении административного наказания вынесено должностным лицом административного органа в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством - руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае Ивановым Ю.В.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен, дело рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено компетентными должностными лицами административного органа, в рамках предоставленных им полномочий.

В соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Подпунктом 12 пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрено, что к документам, связанным с проведением валютных операций отнесен, в том числе, паспорт сделки.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 20 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

Правила оформления и переоформления паспорта сделки установлены Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Согласно пункту 3.3 Инструкции № 117-И в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям, указанным в пункте 3.1 настоящего раздела резидент по каждому контракту (кредитному договору) оформляет один паспорт сделки в одном банке паспорта сделки в порядке, указанном в приложении 4 к настоящей Инструкции, и в соответствии с требованиями настоящего раздела.

Пунктом 3.1 Инструкции № 117-И предусмотрено, что действие установленного настоящим разделом порядка оформления паспорта сделки распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте в случаях, установленных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании разрешений, выданных Банком России.

По пункту 3.14 Инструкции № 117-И для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк паспорта сделки документы, указанные в пункте 3.5 настоящей Инструкции, в установленном банком паспорта сделки порядке и в согласованный с банком паспорта сделки срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.

В соответствии с пунктом 3.15 Инструкции № 117-И в случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом паспорте сделки, либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки (за исключением случаев изменения наименования банка паспорта сделки, при реорганизации банка паспорта сделки только в случае преобразования (изменения организационно-правовой формы), резидент представляет в банк паспорта сделки одновременно следующие документы: два экземпляра паспорта сделки, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт (кредитный договор), либо изменений иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт (кредитный договор) и иные документы, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», необходимые для переоформления паспорта сделки по контракту (кредитному договору) в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

Согласно пункту 3.15(1) резидент представляет документы, указанные в пункте 3.15 настоящей Инструкции, после внесения соответствующих изменений в контракт (кредитный договор) либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк паспорта сделки документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.

Таким образом, указанная инструкция предусматривает обязанность резидента переоформить паспорт сделки в случае внесения соответствующих изменений (дополнений) в контракт, в том числе затрагивающих сведения, указанные в паспорте сделки, а также  не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту либо не позднее очередного срока представления в банк паспорта сделки предоставить документы.

Статья 25 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» предусматривает, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, в том числе за нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок.

Из материалов дела (в том числе справки о валютных операциях от 10.11.2009, уведомления № 620 от 05.10.2009, переоформленного паспорта сделки) следует, что дополнение № 2 к контракту от 17.12.2007 № WR/NE/2-08 заключено между резидентом и нерезидентом 12.10.2009; срок представления документов для переоформления паспорта сделки истек 14.10.2009; документы, необходимые для переоформления паспорта сделки представлены заявителем в уполномоченный банк 10.11.2009; паспорт сделки в связи с внесением изменений в контракт переоформлен 10.11.2009.

Таким образом, закрытое акционерное общество «Новоенисейский лесохимический комплекс», заключив с нерезидентом – «WoodResourceLtd» (Великобритания) 12.10.2009 дополнение № 2 к контракту от 17.12.2007 № WR/NE/2-08 о продлении срока действия данного контракта до 30.11.2011, обязано было указанную информацию отразить в переоформленном паспорте сделки, и предоставить его вместе с подтверждающими документами в уполномоченный банк в срок не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту, а именно до 14.10.2009. Однако, документы, необходимые для переоформления паспорта сделки № 08020001/1481/0693/1/0, и переоформленный паспорт сделки общество предоставило в уполномоченный банк 10.11.2009, что явилось нарушением установленного пунктом 3.15(1) Инструкции 117-И срока предоставления документов, необходимых для переоформления паспорта сделки.

Вышеназванные действия (бездействие) закрытого акционерного общества «Новоенисейский лесохимический комплекс» содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебном заседании оспорил наличие в действиях заявителя объективной стороны вышеуказанного административного правонарушения, сославшись на своевременное представление обществом документов, необходимых для переоформления паспорта сделки, поскольку, по мнению заявителя, дополнение № 2 от 12.10.2009 с учетом сопроводительного письма фирмы «WoodResourceLtd» от 10.10.2009 и письма заявителя от 12.10.2009 № 1287, вступило в силу с 10.11.2009. Следовательно, датой внесения изменений в контракт следует считать 10.11.2009.

В подтверждение данного довода представитель заявителя представил суду сопроводительное письмо «WoodResourceLtd» от 10.10.2009, содержащее предложение считать дату 10.11.2009 датой вступления в силу дополнения № 2 от 12.10.2009, а также письмо заявителя от 12.10.2009 № 1287 о согласии считать 10.11.2009 датой вступления в силу указанного дополнения.

Указанный довод рассмотрен арбитражным судом и отклонен в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Пункт 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По пункту 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Пунктом 5 контракта от 17.12.2007 № WR/NE/2-08 предусмотрено, что всякие изменения и дополнения к контракту действительны лишь при условии, что они выполнены в письменной форме и подписаны обеими сторонами.

Таким образом, контракт от 17.12.2007 № WR/NE/2-08, заключенный между резидентом и нерезидентом, предусматривает внесение изменений и дополнений в него только путем составления письменного документа, подписанного обеими сторонами, не содержит условий, регулирующих вступление в силу дополнительных соглашений.

В связи с чем суд полагает, что дата предоставления документов, необходимых для переоформления паспорта сделки в порядке, предусмотренном пунктом 3.151 Инструкции № 117-И, не ставится в зависимость от даты вступления соответствующих изменений (дополненинй) в силу, а зависит от даты внесения резидентом и нерезидентом соответствующих изменений (дополнений) в контракт.

Судом установлено, что изменения, касающиеся продления срока действия контракта от 17.12.2007 № WR/NE/2-08 внесены в контракт дополнением № 2 от 12.10.2009.

В связи с заключением дополнения № 2 от 12.10.2009 у общества возникла обязанность по предоставлению документов, независимо от вступления в силу указанного дополнения.

Уведомлением от 05.10.2009 № 5 уполномоченный банк уведомил заявителя о необходимости предоставления не позднее 14.10.2009 справки о валютных операциях.

Следовательно, документы для переоформления паспорта сделки надлежало представить в банк до 14.10.2009. Указанные документы представлены обществом 10.11.2009.

Доказательства, подтверждающие предоставление закрытым акционерным обществом «Новоенисейский лесохимический комплекс» в банк паспорта сделки документов, необходимых для переоформления паспорта сделки с учетом изложенного (а именно не позднее 14.10.2009), в материалы дела заявителем не представлены.

В связи с чем вышеизложенный довод заявителя отклоняется арбитражным судом.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 № 10, в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, подтверждающие своевременное принятие необходимых мер по соблюдению требований законодательства, заявителем суду не представлены.

Заявитель полагает, что вина закрытого акционерного общества «Новоенисейский лесохимический комплекс» в совершении вмененного ему административного правонарушения, отсутствует.

В обоснование изложенного, представитель заявителя в судебном заседании сослался на забывчивость должностного лица, готовившего документы для общества, и давшего письменные пояснения административному органу при рассмотрении административного дела в отношении закрытого акционерного общества «Новоенисейский лесохимический комплекс».

Из оспариваемого постановления следует, что при рассмотрении административного дела финансовым директором общества Шпилевой Н.В. административному органу были даны письменные объяснения, согласно которым оформление и заключение договоров на поставку экспортного товара на предприятия производится отделом маркетинга. Оформление и переоформление паспорта сделки в уполномоченном банке производится экономистом по валютному контролю валютно - финансового отдела. Дополнение от 12.10.2009 № 2 к контракту от 17.12.2007 № WR/NE/2-08 предоставлено отделом маркетинга в валютно - финансовый отдел 10.11.2010, в тот же день переоформлен паспорт.

Изложенный довод заявителя арбитражным судом не принимается, поскольку обязанность по соблюдению требований законодательства возложена непосредственно на юридическое лицо, в данном случае - на закрытое акционерное общество «Новоенисейский лесохимический комплекс».

Неисполнение последним законодательно установленных требований по своевременному представлению в банк паспорт сделки документов, необходимых для переоформления паспорта сделки вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не освобождает само общество от ответственности за административное правонарушение по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Напротив, свидетельствует о непринятии заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства, его ненадлежащем контроле.

В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Осуществляя внешнеторговую деятельность, общество обязано знать и соблюдать нормы валютного законодательства, предвидеть вредные последствия своего бездействия, а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения.

Возложение на экономиста по валютному контролю валютно-финансового отдела обязанности по оформлению и переоформлению паспорта сделки в уполномоченном банке не свидетельствует о принятии заявителем всех необходимых мер по соблюдению установленных требований законодательства.

Вышеизложенное свидетельствует о наличии вины закрытого акционерного общества «Новоенисейский лесохимический комплекс» в несвоевременном представлении в банк паспорта сделки документов, необходимых для переоформления паспорта сделки.

При таких обстоятельствах, вина закрытого акционерного общества «Новоенисейский лесохимический комплекс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленной.

Кроме того, с учетом обстоятельств данного дела совершенное закрытым акционерным обществом «Новоенисейский лесохимический комплекс» административное правонарушение не является малозначительным в силу следующего.

В соответствии со статьей 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с пунктом 18.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 Определения от 15.04.2008 № 248-О-О частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания установлен административный штраф и указаны его минимальный и максимальный размеры, что позволяет назначать наказание с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения правонарушителя и иных обстоятельств, предусмотренных законом. Из статьи 2.9 данного Кодекса, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям

По смыслу части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений в области валютного регулирования.

Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, названное правонарушение признается оконченным с момента совершения действий (бездействия) по нарушению установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, не предполагает наступления каких-либо неблагоприятных материально-правовых последствий.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации не содержит исключений применения статьи 2.9 в отношении какого-либо административного правонарушения. Одним из отличительных признаков малозначительного правонарушения является то, что оно, при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе, не содержит каких-либо угроз для личности, общества и государства.

Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» целью законодательства о валютном регулировании является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Правонарушения, предусмотренные статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, нарушают установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.

Для наступления административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения достаточно установления факта нарушения установленных единых правил оформления паспортов сделок (несвоевременного представления документов, необходимых для переоформления паспорта сделки). Правонарушение считается оконченным с момента истечения установленного срока, в этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении лица к соблюдению законодательных требований.

Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество «Новоенисейский лесохимический комплекс» в срок не позднее 14.10.2010 не представило в уполномоченный банк документы, необходимые для переоформления паспорта сделки. Указанные обстоятельства свидетельствуют о пренебрежительном отношении закрытым акционерным обществом «Новоенисейский лесохимический комплекс» к требованиям законодательства.

При изложенных обстоятельствах, допущенное административное правонарушение не является малозначительным.

Требования статей 28.2, 28.5, 29.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответчиком при составлении протокола, а также вынесении оспариваемого постановления соблюдены. Доказательств обратного закрытым акционерным обществом «Новоенисейский лесохимический комплекс» не представлено.

Материалами дела установлено, что постановление от 13.05.2010 № 04-10/3661П о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспариваемым постановлением административный штраф назначен заявителю в минимальном размере санкции, установленной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательства, подтверждающие наличие предусмотренных статьями 4.2., 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле не представлены, об их наличии не заявлено.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае от 13.05.2010 № 04-10/3661П о назначении административного наказания является законным и обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 168-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

отказать закрытому акционерному обществу «Новоенисейский лесохимический комплекс» в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае от 13.05.2010 № 04-10/3661П о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Чурилина Е.М.