АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
20 | июля | 2009 г. | Дело № А33-8019/2009 |
г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16.07.2009.
В полном объеме решение изготовлено 20.07.2009.
Судья Арбитражного суда Красноярского края И.В. Шишкина,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Красноярской региональной общественной организации спортивный клуб «Олимпиец», г. Красноярск,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, г. Красноярск,
заинтересованные лица:
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска,
Администрация г. Красноярска,
Муниципальное образование г. Красноярск в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
при участии:
от истца: ФИО1 – представитель по доверенности от 05.06.2009, ФИО2 – председатель, протокол от 26.04.2009,
от ответчика: ФИО3 – представитель по доверенности от 29.12.2008,
от Департамента муниципального имущества администрации г. Красноярска и муниципального образования г. Красноярск – ФИО4 – представитель по доверенности от 16.04.2009,
Протокол настоящего судебного заседания вела судья Шишкина И.В.
установил:
Красноярская региональная общественная организация спортивный клуб «Олимпиец» обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на нежилые помещения № 15 и № 16 расположенные по адресу г. Красноярск, Центральный район, ул. Парижской коммуны, 39-А.
Определением от 21.05.2009 заявление принято к производству арбитражного суда, назначено предварительное судебное заседание на 09.06.2009, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Администрация г. Красноярска.
Определением от 09.06.2009 назначено судебное разбирательство на 29.06.2009, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное образование г. Красноярск в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Определением от 02.07.2009 судебное разбирательство отложено на 16.07.2009.
Администрация г. Красноярска, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данного заинтересованного лица.
Ответчик представил отзыв на заявление, в котором требования не признал по следующим основаниям: представленное на государственную регистрацию разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 31-12397 от 11.12.2008 свидетельствует о том, что объект, заявленный на государственную регистрацию, представляет собой часть здания и не является самостоятельных объектом недвижимого имущества; заявителем произведена реконструкция объекта, являющегося муниципальной собственностью, которая в силу пункта 2 ст. 623 ГК Российской Федерации является неотделимым улучшением муниципального имущества; неотделимые улучшения арендуемого имущества могут находиться только в собственности арендодателя, арендатор при этом вправе требовать только возмещения стоимости произведенных улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды; в соответствии с пунктом 2.2 договора аренды № ВС 6575 от 26.02.2002 неотделимые улучшения арендуемого помещения и его перепланировка производятся только с письменного разрешения арендодателя и согласия учреждения (МУП «Красмостдоржинж»); стоимость таких улучшений не возмещается по истечении срока договора аренды; представленное соглашение «Об определении долей в праве собственности на объект, созданный в процессе реконструкции объекта муниципальной собственности» от 01.12.2008, а также дополнительное соглашение к нему от 20.03.2009, согласно которому помещения 3 и 4 этажа переходят в собственность заявителя, а помещения 1 и2 этажа остаются в собственности муниципального образования, не соответствует Федеральному закону от 21.12.2001№ 178-Ф3 «О приватизации государственного и муниципального имущества»; данным законом не предусмотрено такого способа возникновения права частной собственности на муниципальное имущество как реконструкция здания арендатором, в связи с чем представленные заявителем на государственную регистрацию документы не могут являться законными основаниями для приобретения КРО ООСК «Олимпиец» права собственности на помещения 3 и 4 этажа здания по адресу <...>; указанное обстоятельство явилось в соответствии с абзацем 4.8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации основаниями для отказа в государственной регистрации права собственности.
Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска представлен отзыв на заявление, в котором Департамент поддерживает требования заявления по следующим основаниям: Департаментом была согласована спортивному клубу реконструкция здания по адресу <...>; заявитель выполнил работы по реконструкции путем надстройки двух этажей здания, которые являются самостоятельными помещениями, что подтверждается соответствующим кадастровыми паспортами нежилых помещений; соглашением б/н от 01.12.2008 и дополнительным соглашением к нему б/н от 20.03.2009 определены доли в праве собственности на объект, созданный в процессе реконструкции, согласно которым помещения 1 и 2 этажа являются муниципальной собственностью, а помещения 3 и 4 этажей – собственностью КРОО спортивный клуб «Олимпиец»; средства муниципального бюджета на реконструкцию не выделялись; новый объект недвижимости может быть создан как в результате его изначального строительства, так и в процессе реконструкции уже существующего недвижимого имущества; исходя из определения реконструкции, данного в пункте 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция является самостоятельным видом строительных работ; в результате возведения заявителем двух дополнительных этажей право собственности на основании статьи 218 ГК Российской Федерации возникло у заявителя.
МУП «Красмостдоринж» (участвовавшее в договоре аренды нежилого помещения второго этажа здания по ул. П. Коммуны, 39 (до переадресации) к участию в деле в качестве заинтересованного лица судом не привлекалось, поскольку данное здание (литеры Г1, Г2, Г9) было возвращено в казну г. Красноярска на основании дополнительного соглашения № 4 от 20.12.2004 к договору ссуды № БП-2 от 28.02.2009 по акту приема-передачи от 20.12.2004, т.е. до начала реконструкции.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Между Департаментом недвижимости администрации г. Красноярска (арендодатель), КРООО спортивный клуб «Олимпиец» (арендатор) при участии МУП «Красмостдоринж» (учреждение) заключен договор аренды № ВС 6575от 26.02.2002, по условиям которого арендатору в пользование передается нежилое помещение комнаты № 3-7 второго этажа общей площадью 374,9 кв.м. в здании по адресу г. Красноярск, ул. П. Коммуны, 39 для использования под спортивный клуб (пункт 1.1 договора аренды).
Срок действия договора с 10.02.2002 по 10.01.2003 (пункт 4 договора).
Дополнительным соглашением № 2 от 27.02.2003 срок действия договора аренды продлен до 10.01.2018.
Дополнительным соглашением № 3 от 20.03.2003 уточнен предмет договора, в аренду передаются комнаты 1-5 нежилого помещения № 10 на втором этаже нежилого двухэтажного здания по ул. П. Коммуны, 39 А общей площадью 377,6 кв.м. для использования под спортивный клуб.
Договор зарегистрирован в ЕГРП 15.04.2003.
Согласно справке ДФГУП «Крастехинвентаризация» помещению площадью 377,6 кв.м. по ул. П. Коммуны, 39-А указанное в техническом паспорте цифрами 1-5 литерами Г2,Г14 присвоен адрес <...> (ранее ул. П. Коммуны, 39).
Распоряжением администрации г. Красноярска № 134-арх от 23.01.2007 КРОО спортивный клуб «Олимпиец» предварительно согласовано место размещения пристройки к нежилому зданию на земельном участке площадью 51 кв.м. по ул. П. Коммуны, 39А, утвержден акт о выборе данного земельного участка, участок передан в аренду на один год для проведения проектно-изыскательских работ.
Распоряжением администрации г. Красноярска № 721-ж от 30.05.2008 КРОО спортивный клуб «Олимпиец» предварительно согласовано место размещения пристройки к нежилым зданиям на земельном участке № 2 площадью 35 кв.м. по ул. П. Коммуны, 39А, утвержден акт о выборе данного земельного участка, участок передан в аренду на один год для проведения проектно-изыскательских работ.
Распоряжением заместителя Главы города – начальнику Департамента градостроительства № 1223-арх от 23.04.2007 разрешено произвести реконструкцию нежилых помещений № 3-7 по ул. П. Коммуны, 39а по согласованной и утвержденной проектно-сметной документации с надстройкой двух этажей и устройством двух пристроек (в редакции распоряжения № 1372-ж от 11.11.2008), КРОО спортивный клуб «Олимпиец» предоставлен в дополнительно аренду на 3 года земельный участок № 2 для строительства пристройки к нежилым зданиям по указанному адресу. Распоряжение принято со ссылкой на статьи 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 5, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Организации предоставлен в аренду на три года земельный участок площадью 51 кв.м. для строительства пристройки к нежилому зданию.
В материалы дела представлены договоры аренды № 922 от 26.04.2007 и № 2975 от 20.11.2008 в отношении двух земельных участков, предоставленных заявителю для использования в целях строительства двух пристроек к нежилым помещениям по ул. П. Коммуны, 39-А.
Красноярской региональной общественной организации спортивный клуб «Олимпиец» администрацией г. Красноярска выдано разрешение на строительство № ДГи-1356 от 24.06.2008, по условиям которого организации разрешена реконструкция нежилого здания с надстройкой двух этажей, общая площадь пристроенных помещений, включая лестничные клетки – 618,58 кв.м., общая площадь здания после реконструкции 1 411,11 кв.м., в том числе площадь гаражных боксов – 377.6 кв.м..
Администрацией г. Красноярска КРОО спортивный клуб «Олимпиец» выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 11.12.2008 № 31-12397, согласно которому разрешено ввести в эксплуатацию объект капитального строительства – реконструкция нежилых помещений № 3-7 с надстройкой двух этажей и устройством пристройки по ул. П. Коммуны, 39-А, помещения № 15, 16, общей площадью 615 кв.м.
Для регистрации заявителем представлены следующие документы:
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 11.12.2008 № 31-12397;
- договор аренды от 20.11.2008 № 2975;
- договор аренды земельного участка от 26.04.2007 № 922;
- информация из технического паспорта;
- разрешение на строительство от 08.05.2007 № ДГИ-1356;
- распоряжение № 1372-ж от 11.11.2008;
- распоряжение № 134-арх от 23.01.2007,
- распоряжение № 721-ж от 30.05.2008;
- справка от 15.12.2008;
- технический паспорт;
- учредительные документы, свидетельства о государственной регистрации, о постановке на учет в налоговом органе, о внесении записи в ЕГРЮЛ.
В течение срока государственной регистрации заявителем дополнительно в Управление ФРС по Красноярскому краю было представлено соглашение от 01.12.2008 «Об определении долей в праве собственности на объект, созданный в процессе реконструкции» с дополнительным соглашением от 20.03.2009.
Сообщениями об отказе от 20.04.2009 Управление ФРС по Красноярскому краю отказало КРОО спортивный клуб «Олимпиец» в государственной регистрации права собственности на помещения № 15 и № 16 по следующим основаниям:
- при проведении правовой экспертизы установлено, что в ЕГРП содержится запись о государственной регистрации права собственности на двухэтажное здание по адресу <...> за муниципальным образованием г. Красноярск, а также запись о регистрации договора аренды № ВС 6576 от 26.02.2002 в отношении помещения № 10 второго этажа площадью 377,6 кв.м. по адресу <...>;
- разрешение на ввод в эксплуатацию свидетельствует о том, что объект, заявленный на государственную регистрацию, представляет собой часть здания а заявителем произведена реконструкция здания, находящегося в муниципальной собственности г. Красноярска, которая в силу пункта 3 статьи 623 ГК Российской Федерации является неотделимым улучшением арендованного имущества, которые могут находиться только в собственности муниципального образования г. Красноярск;
- представленное соглашение об определении долей в праве собственности на объект, созданный в процессе реконструкции объекта муниципальной собственности от 01.12.2008 не соответствует Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества», поскольку данным законом не предусмотрено возникновение права частной собственности на имущество, находящееся в муниципальной собственности по основаниям реконструкции его арендатором;
- в соответствии с абзацами 4.8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности.
Оценив материалы дела, доводы заявления и отзывов на заявление, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 14 Указа Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314 образована Федеральная регистрационная служба, которой переданы функции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Требования КРОО спортивный клуб «Олимпиец» основаны на главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания действий (бездействия) государственного органа незаконным является одновременно как их несоответствие закону или иным правовым актам, так и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов организации, обратившейся в арбитражный суд с соответствующим требованием.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», далее Закон).
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к заявлению о государственной регистрации права должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно ст.13 Закона государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии с абзацем 4 статьи 21 закона о регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Как следует из заявления КРОО спортивный клуб «Олимпиец», заявитель не согласен с отказом в государственной регистрации права собственности на помещения № 15 и 16 по ул. П. Коммуны, 39-А, полагая, что данные помещения не являются неотделимыми улучшениями арендованного имущества, а являются новыми объектами недвижимого имущества, возникшими в результате реконструкции.
Управление ФРС в отказах в государственной регистрации и отзыве на иск, ссылается на т,. что помещения № 15 и 16 являются неотделимым улучшением арендованного имущества, собственностью муниципального образования г. Красноярска, а соглашение об определении долей в праве собственности противоречит Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Согласно технического паспорта здания по ул. П. Коммуны, 39-А, до реконструкции здание имело 2 этажа, являлось зданием переменной этажности (второй этаж меньшей площадью находился только над частью 1 этажа, в здании находились гаражи, подсобные помещения.
Второй этаж состоял из помещения № 10 с комнатами 1-7 общей площадью 514,5 кв.м., из которых заявитель арендовал часть комнат - № 1-5 нежилого общей площадью 377,6 кв.м. для использования под спортивный клуб, при этом с одной стороны здания у помещений 1 и 2 этажа отсутствовали окна, окна и гаражные ворота находились со стороны здания во дворе.
После реконструкции над двухэтажной частью здания заявителем возведены 3 и 4 этаж (3 этаж площадью 296,2 кв.м. пом. № 15 литер В15, 4 этаж площадью 318,8 кв.м. пом. № 16 литер В15). Новые этажи не созданы в границах старого здания.
Реконструкция велась с разрешения собственника муниципального имущества - муниципального образования г. Красноярск в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (письмо № 20377 от 24.08.2006), подписанного заместителем начальника Департамента (приказ № 85 от 08.08.2006). Согласно пункту 1.1. Положения о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, данный Департамент является органом администрации г. Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории г. Красноярска.
При этом разрешение на реконструкцию выдано не собственнику имущества, а организации.
Согласно представленных счетов-фактур, реестра затрат с первичными документами (расходными кассовыми ордерами) реконструкция здания и создание 3 и 4 этажей велось на средства заявителя, общая сумма затрат 16 000 010 руб.
Средства муниципального образования г. Красноярск в строительство не инвестировались (письмо Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № 34349 от 29.06.2009).
Кроме того, заявителем самостоятельно без согласования с арендодателем были вложены средства в улучшение помещений 1 и 2 этажа, принадлежащих муниципальному образованию г. Красноярск (строительно-монтажные работы по 1 этажу – гаражные боксы, строительство подпорной стенки, утепление и внешняя отделка здания навесным фасадом, ремонт в арендуемых помещениях. Общая стоимость данных работ составила 8 001 198 руб.
КРОО спортивный клуб «Олимпиец» в ходе вложения инвестиций в реконструкцию произвел как неотделимые улучшения арендованного имущества (фактически переоборудование арендуемых помещений под спортивный клуб, облицовку фасадом, укрепление подпорной стенки и другие работы), так и создал новые объекты – помещения № 15 и 16 третьего и четвертого этажей. При этом стоимость таких улучшений на сумму 8 001 198 руб. передана заявителем в собственность муниципального образования согласно правил пункта 3 статьи 623 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации.
До реконструкции площадь здания состоящего из двух этажей составляла 1 524,2 кв.м. согласно техпаспорта 2002 года. В результате реконструкции и проведения улучшений арендованного имущества площадь помещений 1 и 2 этажа составила 1506,8 кв.м. (изменилась за счет созданных новых перегородок).
При этом, как следует из проекта и фотографий, технических паспортов, в здании созданы отдельные входы в помещения 3 и 4 этажей организации и помещения 1 и 2 этажей муниципального образования за счет строительства двух пристроек, в результате чего помещения 3 и 4 этажей изолированы от помещений 1 и 2 этажей и в них имеется доступ без захода на 1 и 2 этаж - непосредственно по лестнице внутри пристройки. Таким образом помещения № 15 и № 16 обладают качествами, позволяющими использовать их по назначению без иных частей здания – помещений 1 и 2 этажей.
Право собственности муниципального образования в результате реконструкции на помещения 1 и 2 этажа не прекращено.
Согласно пункту 7 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.
Поскольку помещения № 15 и 16 изолированы и обособленны от других помещений в здании, на данные помещения оформлены кадастровые паспорта, в силу чего возможна регистрация прав на них как на самостоятельные объекты гражданских прав.
После реконструкции здание не принималось в эксплуатацию повторно, согласно разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, данный документ выдан только в отношении 15 и 16 помещений.
После завершения реконструкции здания между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и КРОО спортивный клуб «Олимпиец» заключено соглашение об определении долей в праве собственности на объект, созданный в процессе реконструкции объекта муниципальной собственности от 01.12.2008 (в редакции дополнительного соглашения от 20.03.2009), по условиям которого по окончании реконструкции и ввода объекта в эксплуатацию – нежилого здания по адресу ул. П. Коммуны, 39-А в собственность муниципального образования г. Красноярск переходят помещения общей площадью 1 506,8 кв.м. (1 и 2 этажа); в собственность организации переходят помещения 3 и 4 этажей площадью 615 кв.м. В соглашении отражено, что финансирование реконструкции объекта муниципальной собственности – нежилого здания по ул. П. Коммуны 39-А посредством надстройки 3 и 4 этажей осуществлялось за счет средств и сил организации. Сумма затрат на реконструкцию муниципальных помещений 1 и 2 этажа составила 8 000 198 руб. Все улучшения муниципального имущества (отделимые и неотделимые) 1 и 2 этажа здания созданные в результате реконструкции, поступают в муниципальную собственность.
Из представленных заявителем документов следует, что в результате осуществления организацией реконструкции здания муниципальной собственности и подписания вышеуказанного соглашения об определении долей в праве собственности между сторонами фактически сложились как инвестиционные отношения, так и отношения по созданию неотделимых улучшений арендованного имущества в рамках заключенного договора аренды помещений 2 этажа здания.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения;
В соответствии со статьей 623 ГК Российской Федерации в случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды. Улучшения арендованного имущества, как отделимые, так и неотделимые, произведенные за счет амортизационных отчислений от этого имущества, являются собственностью арендодателя.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают вследствие иных действий граждан и юридических лиц.
В соответствии с главой 14 ГК Российской Федерации основаниями приобретения права собственности являются те юридические факты, с которыми закон связывает возникновение этого права.
Из статьи 1 Закона РСФСР от 26.06.91 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» вытекает, что инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций. Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. Пунктом 3 статьи 7 вышеназванного закона предусмотрено, что незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестициями являются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Несмотря на то, что между муниципальным образованием и организацией не заключался инвестиционный договор, при решении вопроса о возникновении права собственности на созданный в результате реализации инвестиционного проекта объект положения названного Федерального закона, регулирующего отношения, связанные с инвестиционной деятельностью и определяющего права инвесторов на объекты капитальных вложений и результаты осуществленных капитальных вложений, должны применяться в совокупности с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими основания возникновения права собственности на недвижимое имущество.
Право собственности на объект, созданный в результате осуществления инвестиционной деятельности, возникает у инвестора в соответствии с пунктом 1 статьи 218 ГК Российской Федерации в силу факта создания объекта за счет вложенных инвестором собственных средств. Наличие или отсутствие договора об инвестициях не влияет на основания возникновения права собственности.
Разрешение на строительство и разрешение на ввод помещений в эксплуатацию до настоящего времени никем не оспорены, отсутствуют доказательства вложения средств муниципального образования в строительство 3 и 4 этажа здания.
Также отсутствуют доказательства того, что согласие муниципального образования на реконструкцию было дано исключительно в рамках заключенного договора аренды нежилых помещений 2 этажа с целью предоставления согласия арендатору на производство неотделимых улучшений арендованного имущества (статья 623 ГК Российской Федерации).
По результатам инвестиционной деятельности организация и муниципальное образование в соглашении от 01.12.2008 произвели фактически раздел помещений в реконструированном здании, исходя из затрат инвестора, определив отдельно судьбу неотделимых улучшений, которые перешли в собственность муниципального образования.
В качестве одного из оснований для отказа в государственной регистрации Управлением ФРС указано несоответствие представленных документов Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества».
В зависимости от объема и характера изменений при реконструкции в некоторых случаях реконструкция может привести к созданию нового объекта. Если осуществление частным инвестором реконструкции по своему характеру и объему не приводит к созданию нового объекта недвижимости, передача части такого объекта в собственность такого инвестора является нарушением законодательства о приватизации.
Представленные заявителем документы свидетельствуют о согласовании с муниципальным образованием не производного, а первоначального способа приобретения организацией права собственности на помещения № 15 и 16, возникшие в результате реконструкции.
Исходя из обстоятельств настоящего дела суд полагает, что к отношениям, возникшим в результате осуществления организацией инвестиционной деятельности неприменимы требования статьи 217 ГК Российской Федерации о соблюдении законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества, поскольку в данном случае произошла не передача муниципального имущества в собственность организации, а создание новых объектов капитального строительства за счет инвестиций организации.
На основании вышеизложенного заявление КРОО спортивный клуб «Олимпиец» подлежит удовлетворению.
Судебные расходы организации по уплате государственной пошлины по заявлению относится на ответчика в соответствии с правилами статьи 100 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление удовлетворить.
Признать незаконными отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю в государственной регистрации права собственности Красноярское региональной общественной организации спортивный клуб «Олимпиец» на помещение № 15 площадью 296,2 кв.м. и помещение № 16 площадью 318.8 кв.м. в нежилом здании по адресу <...>, оформленный сообщениями об отказе от 20.04.2009.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Красноярской региональной общественной организации спортивный клуб «Олимпиец».
Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю в пользу Красноярской региональной общественной организации спортивный клуб «Олимпиец» 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после принятия постановления апелляционной инстанции по существу рассмотрения апелляционной жалобы, либо в течение двух месяцев после истечения срока на обжалование настоящего решения в апелляционной инстанции.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | И.В. Шишкина |