ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-81/2021 от 17.05.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

24 мая 2021 года

Дело № А33-81/2021

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 24 мая 2021 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к семейной (родовой) общине коренных малочисленных народов севера «Ня танса» (Нганасанской семье) (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании денежных средств грантовой поддержки, предоставленной в 2017 году в виде субсидии из краевого бюджета, в размере 720 000 рублей,

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.09.2020 № 76-0726,

от ответчика в режиме онлайн-заседания: ФИО2 по доверенности от 15.02.2021.

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Блянкинштейн О.Г.,

установил:

агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края (далее – истец, агентство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к семейной (родовой) общине коренных малочисленных народов севера «Ня танса» (Нганасанской семье) (далее – ответчик, община) о взыскании денежных средств грантовой поддержки, предоставленной в 2017 году в виде субсидии из краевого бюджета, в размере 720 000 рублей.

Заявление принято к производству суда. Определением от 18.01.2021 возбуждено производство по делу.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на требованиях по основаниям, указанным в заявлении, дополнительных пояснениях к исковому заявлению.

Представитель ответчика возражал против заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве, сослался на возможность уменьшения суммы, заявленной к возврату.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

В 2017 году в рамках реализации Закона Красноярского края от 25.11.2010 № 11-5343 «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края» (далее по тексту - Закон края № 11-5343) и номинации конкурса по отбору грантовых проектов, порядок и условия проведения конкурса по отбору грантовых проектов, предельные размеры грантовой поддержки по каждой номинации, порядок определения размера грантовой поддержки, предоставляемой победителям конкурса по отбору грантовых проектов, форму грантового проекта, порядок и условия предоставления грантов победителям конкурса по отбору грантовых проектов, порядок возврата средств в краевой бюджет в случае нарушения условий их предоставления, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 14.03.2017 № 127-п (далее по тексту - Номинации конкурса от 14.03.2017 № 127-п), по результатам конкурсного отбора, отраженным в протоколе заседания конкурсной комиссии по предоставлению грантов от 06.06.2017 № 1, на основании приказа агентства от 09.06.2017 № 21 в соответствии с Номинациями конкурса от 14.03.2017 № 127-п и соглашения от 11.07.2017 №6, заключенного агентством с победителем конкурсного отбора (далее - Соглашение № 6), из бюджета Красноярского края Семейной (родовой) общине коренных малочисленных народов Севера «Ня танса» (Нганасанская семья) предоставлена грантовая поддержка в виде субсидии в размере 1 800 000 руб. для реализации грантового проекта «Достояние природы обществу» по номинации «Организация производства пищевой продукции и напитков, связанная с производством, переработкой, консервированием продукции традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов», что согласно пункту 1.6 Номинаций конкурса от 14.03.2017 № 127-п является номинацией 2 по направлению 1 (далее соответственно - грантовый проект, грант, номинация 2).

Платежным поручением от 14.07.2017 № 815990 агентством грантополучателю перечислена первая часть гранта в размере 1 600 000 рублей; платежным поручением от 19.12.2017 № 110953, вторая часть гранта - в размере 200 000 руб.

Согласно пунктам. 1.1 - 1.5 Соглашения № 6 грантополучатель - Семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Севера «Ня танса» обязуется принять грант и распорядиться им исключительно на осуществление деятельности, направленной на достижение целей и задач, заявленных в грантовом проекте. Грант предоставляется при условии соблюдения грантополучателем условий и порядка предоставления гранта, установленных Порядком. Сумма софинансирования, заявленная в грантовом проекте, составляет 200 000 (двести тысяч) рублей, полная стоимость грантового проекта составляет 2 000 000 (два миллиона) рублей. Срок реализации грантового проекта с 10.06.2017 по 31.07.2018.

Исходя из положений пунктов 3.1 - 3.4 заявленного грантового проекта, денежные средства грантовой поддержки предоставлены агентством непосредственно Семейной (родовой) общине коренных малочисленных народов Севера «Ня танса» для достижения определенной цели, заявленной в грантовом проекте как «создание мини-цеха при Общине по высокотехнологичному производству продукции (ягоды, грибы, лекарственные и съедобные растения, мяса домашнего оленя, пантов домашнего оленя и рыбы)», включающей в себя следующие мероприятия, реализуемые в строго определенные рабочим планом-графиком исполнения грантового проекта сроки:

1)приобретение оборудования для создания перерабатывающего производства;

2)занятость населения: 7 - постоянно, 37 - сезонно (3 месяца), выплата зарплаты 9 750 рублей в месяц с учетом социальных выплат на условиях неполного рабочего дня (1/2 рабочего времени);

3)добыча (сбор) и переработка промысловой продукции и дикоросов - 20,7 тонны (мяса домашнего оленя - 7,7 тонны, рыбы - 7,14 тонны, дикоросы - 5, 86 тонны).

В соответствии с подпунктом 3.3.5 Соглашения № 6 грантополучатель обязан представить в агентство отчет о реализации грантового проекта 30.08.2018 (в срок не позднее 30 календарных дней со дня окончания срока реализации грантового проекта, установленного в пункте 1.4 Соглашения № 6 (по 31.07.2018)).

Указанный отчет в установленный срок ответчиком не представлен, что является нарушением пункта 3.3.5. Соглашения № 6 и свидетельствует о наличии оснований для возврата средств гранта.

В адрес агентства 19.10.2018 от Общины поступил отчет о реализации грантового проекта и финансовый отчет о реализации проекта «Достояние природы обществу», реализуемого Семейной (родовой) общиной коренных малочисленных народов Севера «Ня танса» по номинации «Организация производства пищевой продукции и напитков, связанная с производством, переработкой, консервированием продукции традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов» в соответствии с заключенным соглашением о предоставлении грантовой поддержки от 11.07.2017 № 6.

Согласно пунктам 2 и представленного общиной отчета о реализации грантового проекта Община трудоустроила 7 работников в 2017 году и 5 человек в 2018 году на сезонную работу, на постоянной основе трудятся 12 членов Общины.

Община закупила, переработала и реализовала 13 тонн продукции, из них 4,3 тонны дикорастущей ягоды (голубика, брусника, шикша, черника), грибов, растений, 8,1 тонны мяса домашнего оленя, 0 тонн рыбы крупных пород, 0 тонн рыбы сиговых пород, 0,6 тонн дичи (дикий гусь).

К представленному отчету документы, подтверждающие переработку и реализацию вышеуказанной продукции, а также сертификацию переработанной продукции не представлены.

Согласно материалам дела проектом планировалось произвести переработку 20,7 тонн продукции, из них 5,86 тонны ягоды, 7,7 тонны мяса домашнего оленя, 3,24 тонны рыбы крупных пород, 7,14 тонны рыбы сиговых пород, а также обеспечить занятость 37 человек на сезонные работы и 7 человек на постоянной основе.

Путем проведения анализа финансового отчета о реализации грантового проекта и отчета о реализации грантового проекта, а также дополнительно представленных документов выявлено не достижение показателей заготовки продукции, из чего в соответствии с пунктом 5.3. пункта 5 Соглашения № 6 следует, что средства гранта подлежат возврату в размере 20%, в случае если грантополучателем не достигнуты показатели результативности по изменению объема сбора (добычи), и (или) хранения, и (или) реализации, или производства продукции на не более чем 50%.

Согласно пункту 4.1 Соглашения № 6 стороны несут ответственность за
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по названному Соглашению
в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3.2 Соглашения № 6 в случае несоблюдения грантополучателем целей, условий и порядка предоставления гранта, а также в случае если грантополучателем при реализации грантового проекта не были достигнуты показатели результативности, предусмотренные грантовом проектом, агентство направляет грантополучателю уведомление о возврате гранта в краевой бюджет.

В связи с этим Общине направлено уведомление от 09.04.2019 № 76-0257 о необходимости возвратить в краевой бюджет 720 000 рублей (40% от суммы гранта (1 800 000 руб.)).

Согласно пункту 3.3.13 Соглашения № 6 в случае получения уведомления о возврате средств гранта в краевой бюджет, предусмотренного пунктом 3.2 настоящего Соглашения, грантополучатель в течении 15 рабочих дней со дня получения уведомления обязан произвести возврат в краевой бюджет ранее полученных бюджетных средств в размере, указанном в уведомлении.

Уведомление от 09.04.2019 № 76-0257 получено Общиной. Однако, истребуемая агентством сумма Общиной не возвращена, в связи с чем агентство обратилось в Арбитражный суд Красноярского края для взыскания вышеназванных средств в судебном порядке.

Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения агентства в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Отношения по предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В абзаце 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что предоставление Бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам: производителям товаров, работ, услуг.

Община является получателем гранта, который согласно статье 17 Закона края от 25.11.2010 № 11-5343 предоставляется в форме субсидии, названный грантополучатель является юридическим лицом, сведения (запись) о прекращении его деятельности в ЕГРЮЛ отсутствуют.

Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что названный Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы применения бюджетных мер принуждения за совершение бюджетных нарушений.

На основании статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема среда в (результативности).

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Таким образом, суд соглашается с истцом, что исходя из положений пунктов 3.1 - 3.4 заявленного грантового проекта, в целях соблюдения вышеупомянутых бюджетных принципов, денежные средства грантовой поддержки были предоставлены агентством непосредственно Общине для достижения определенной цели, заявленной и грантовом проекте как создание условий в переработке и реализации качественной продукции, создание рабочих мест, полного цикла переработки, хранения и реализации готовой продукции, включающей в себя определенные мероприятия, реализуемые в строго установленные рабочим планом-графиком исполнения грантового проекта сроки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлена возможность предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Статьей 162 БК РФ установлено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В силу статьи 38 БК РФ в основе использования денежных средств лежит принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со статьей 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-Ф оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона Красноярского края от 25.П.2010 № 11-5343 «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края» (далее - Закон края № 11-5343) в целях сохранения традиционного образа жизни малочисленных народов в качестве меры государственной поддержки на конкурсной основе предоставляются гранты. Гранты предоставляются в виде субсидий, а непосредственное предоставление грантовой поддержки осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края в сфере организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов.

По пункту 1.1. Положения об агентстве по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 23.12.2014 № 638-п, агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет оказание государственных услуг в сферах развития территорий Крайнего Севера края и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера края, а именно: Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский, Северо-Енисейский, Таймырский Долгано-Ненецкий, Туруханский, Эвенкийский районы, города Енисейск, Лесосибирск и Норильск (далее - северные территории края), защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории края (далее - коренные малочисленные народы), а также в областях образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов, государственной поддержки северного оленеводства (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края).

Реализация положений Закона края № 11-5343 в части предоставления грантовой поддержки (статьи 17-19) осуществляется агентством в соответствии со строками 1.10.1, 1.10.2 перечня мероприятий подпрограммы «Поддержка лиц из числа коренных малочисленных народов и лиц, ведущих традиционный образ жизни» государственной программы Красноярского края «Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 520-п (в редакции от 17.05.2017), номинациями конкурса от 14.03.2017 № 127-п (в редакции от 14.03.2017), подпунктом 9 пункта 3.1, пунктами 3.9 и 3.26 Положения об агентстве, распоряжением Правительства Красноярского края от 14.02.2012 № 92-р «Об утверждении конкурсной комиссии по предоставлению грантов».

Согласно пунктам 1.2, 1.3 и 1.5 Номинаций конкурса от 14.03.2017 № 127-п гранты в номинациях по направлению «Поддержка традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края» (далее - направление 1) предоставляются на конкурсной основе, юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, представившим в агентство грантовый проект на конкурс по отбору грантовых проектов и признанным победителем конкурса по отбору грантовых проектов по соответствующей номинации, в целях реализации им представленного грантового проекта. При этом грант может быть использован только на цели и задачи, заявленные в грантовом проекте.

Предоставление грантовой поддержки, выдаваемой в виде субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии со статей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с заключенным с получателем соответствующей субсидии соглашением о предоставлении субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации по типовой форме, установленной в приложении № 3 к Номинациям конкурса от 14.03.2017 № 127-п.

Как следует из материалов дела, между агентством по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края (агентством) и победителем конкурсного отбора – ответчиком (грантополучателем) заключено соглашение о предоставлении грантовой поддержки от 11.07.2017 №6.

Согласно пункту 1.1. указанного соглашения агентство предоставляет грантополучателю в соответствии с приказом от 09.06.2017 № 21 денежные средства для реализации грантового проекта «Достояние природы обществу» по номинации «Организация производства пищевой продукции и напитков, связанная с производством, переработкой, консервированием продукции традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов» в размере 1 800 000 руб., а грантополучатель обязуется принять грант и распорядиться им исключительно на осуществление деятельности, направленной на достижение целей и задач, заявленных в грантовом проекте.

Пунктами 1.2 - 1.5 Соглашения № 6 предусмотрено, что сумма софинансирования, заявленная в грантовом проекте, составляет 200 000 рублей, полная стоимость грантового проекта составляет 2 000 000 рублей. Срок реализации грантового проекта с 10.06.2017 по 31.07.2018.

Платежными поручениями от 14.07.2017 № 815990 и от 19.12.2017 № 110953 агентством грантополучателю перечислена первая часть гранта в размере 1 600 000 рублей и вторая часть в размере 200 000 руб., соответственно.

Исходя из положений пунктов 3.1 - 3.4 заявленного грантового проекта, денежные средства грантовой поддержки предоставлены агентством непосредственно Семейной (родовой) общине коренных малочисленных народов Севера «Ня танса» для достижения определенной цели, заявленной в грантовом проекте как «создание мини-цеха при Общине по высокотехнологичному производству продукции (ягоды, грибы, лекарственные и съедобные растения, мяса домашнего оленя, пантов домашнего оленя и рыбы)», включающей в себя следующие мероприятия, реализуемые в строго определенные рабочим планом-графиком исполнения грантового проекта сроки:

4)приобретение оборудования для создания перерабатывающего производства;

5)занятость населения: 7 - постоянно, 37 - сезонно (3 месяца), выплата зарплаты 9 750 рублей в месяц с учетом социальных выплат на условиях неполного рабочего дня (1/2 рабочего времени);

6)добыча (сбор) и переработка промысловой продукции и дикоросов - 20,7 тонны (мяса домашнего оленя - 7,7 тонны, рыбы - 7,14 тонны, дикоросы - 5, 86 тонны).

В соответствии с подпунктом 3.3.5 Соглашения № 6 грантополучатель обязан представить в агентство в срок не позднее 30 календарных дней со дня окончания срока реализации грантового проекта отчет о реализации грантового проекта, содержащий информацию об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых являются средства Гранта и собственные средства грантополучателя, предусмотренные грантовым проектом в качестве софинансирования (при наличии софинансирования), с приложением копий документов, подтверждающих произведенные расходы, заверенных Грантополучателем.

Учитывая дату окончания срока реализации грантового проекта, установленного в пункте 1.4 Соглашения № 6 (по 31.07.2018), отчет о реализации грантового проекта должен был быть представлен в срок до 30.08.2018.

В установленный срок указанный отчет в агентство ответчиком не представлен, что является нарушением пункта 3.3.5. Соглашения № 6 и является основанием возврата средств гранта.

В адрес агентства отчет о реализации грантового проекта и финансовый отчет о реализации проекта «Достояние природы обществу», реализуемого Семейной (родовой) общиной коренных малочисленных народов Севера «Ня танса» по номинации «Организация производства пищевой продукции и напитков, связанная с производством, переработкой, консервированием продукции традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов» в соответствии с заключенным соглашением о предоставлении грантовой поддержки от 11.07.2017 № 6 от Общины поступил 19.10.2018, то есть с нарушением установленных сроков.

Факт нарушения сроков предоставления отчета ответчиком не оспаривается.

Согласно пунктам 2 и представленного общиной отчета о реализации грантового проекта Община трудоустроила 7 работников в 2017 году и 5 человек в 2018 году на сезонную работу, на постоянной основе трудятся 12 членов Общины.

Община закупила, переработала и реализовала продукцию в следующих объемах: 13 тонн продукции, из них 4,3 тонны дикорастущей ягоды (голубика, брусника, шикша, черника), грибов, растений, 8,1 тонны мяса домашнего оленя, 0 тонн рыбы крупных пород, 0 тонн рыбы сиговых пород, 0,6 тонн дичи (дикий гусь).

Согласно пункту 3.8 Номинации конкурса от 14.03.2017 № 127-п показателями результативности предоставления гранта в номинации 2 являются:

1) изменение объема сбора (добычи) и (или) хранения, и (или) реализации, или производства продукции.

Значение показателей результативности, предусмотренных настоящим пунктом, не может быть равным нулю.

Согласно пункту 3.16 Номинации конкурса от 14.03.2017 № 127-п грантополучатель обязан предоставить в агентство вместе с отчетом о реализации грантового проекта, содержащий информацию о достижении показателей результативности, заявленных в грантовом проекте и финансовым отчетом о реализации грантового проекта фотоматериалы, отражающие реализацию грантового проекта; копии договоров поставки, купли-продажи, контрактации продукции традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, в рамках которых осуществлялось хранение и (или) реализация продукции традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов в течение срока реализации грантового проекта, заверенные грантополучателем; копии приказов (распоряжений) о приеме лиц из числа малочисленных народов на работу для реализации грантового проекта, заверенные грантополучателем; копии трудовых книжек лиц из числа малочисленных народов с записью о приеме на работу для реализации грантового проекта, заверенные грантополучателем; копии документов, подтверждающих принадлежность работников, трудоустроенных для реализации грантового проекта, к малочисленным народам (свидетельство о рождении или свидетельство о заключении брака при наличии в нем сведений о национальности), заверенные грантополучателем, или письмо органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого прожинает работник, содержащее сведения о том, что работник принадлежит к малочисленным народам (представляется по собственной инициативе грантополучателя; документ по форме обязательного или добровольного подтверждения соответствия произведенной пищевой продукции и напитков, связанных с производством, переработкой, консервированием продукции традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

Грантовым проектом (пунктом 3.6) планировалось произвести переработку 20,7 тонн продукции, из них 5,86 тонны ягоды, 7,7 тонны мяса домашнего оленя, 3,24 тонны рыбы, 7,14 тонны рыбы, а также обеспечить занятость 37 человек на сезонные работы и 7 человек на постоянной основе.

Путем проведения анализа финансового отчета о реализации грантового проекта и отчета о реализации грантового проекта, а также дополнительно представленных документов выявлено не достижение показателей заготовки продукции, из чего в соответствии с пунктом 5.3. пункта 5 Соглашения № 6 следует, что средства гранта подлежат возврату в размере 20%, в случае если грантополучателем не достигнуты показатели результативности по изменению объема сбора (добычи), и (или) хранения, и (или) реализации, или производства продукции на не более чем 50%.

Факт не достижения показателей заготовления продукции ответчиком также не оспаривается.

Согласно пункту 4.1 Соглашения № 6 стороны несут ответственность за
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по названному Соглашению
в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3.2 Соглашения № 6 в случае несоблюдения грантополучателем целей, условий и порядка предоставления гранта, а также в случае если грантополучателем при реализации грантового проекта не были достигнуты показатели результативности, предусмотренные грантовом проектом, агентство направляет грантополучателю уведомление о возврате гранта в краевой бюджет.

В связи с этим Общине направлено уведомление от 09.04.2019 № 76-0257 о необходимости возвратить в краевой бюджет 720 000 рублей (40% от суммы гранта).

Согласно пункту 3.3.13 Соглашения № 6 в случае получения уведомления о возврате средств гранта в краевой бюджет, предусмотренного пунктом 3.2 настоящего Соглашения, грантополучатель обязан в течении 15 рабочих дней со дня получения уведомления произвести возврат в краевой бюджет ранее полученных бюджетных средств в размере, указанном в уведомлении.

Уведомление от 09.04.2019 № 76-0257 получено Общиной. Однако истребуемая агентством сумма Общиной не возвращена.

Порядок возврата средств в краевой бюджет в случае нарушения условий их предоставления установлен разделом 4 Номинации конкурса от 14.03.2017 № 127-п, согласно пункту 4.5 которого возврат перечисленных средств гранта производится в частичном объеме в случаях, если грантополучателем, получившим грант по номинациям 1, 2, 3, 4, представлены отчет о достижении установленных при предоставлении гранта значений показателей результата (ов) предоставления гранта и (или) отчет о расходах грантополучателя, источником финансового обеспечения которых является грант, и (или) документы, установленные пунктом 3.16 Порядка, с нарушением срока более чем на 10 календарных дней, но не более чем на 30 календарных дней с даты окончания срока представления, установленного пунктами 3.15, 3.16 Порядка, - возврату подлежат средства гранта в размере 20% от суммы перечисленных средств гранта.

Порядок возврата предоставленной грантовой поддержки в форме субсидии в бюджет Красноярского края в случаях нарушения грантополучателем условий, установленных при ее предоставлении, установлен в разделе 5 Соглашения № 6.

По подпункту 5.2.2 пункта 5 Соглашения возврат средств гранта производится в частичном объеме в случае, если грантополучателем нарушен срок предоставления отчета о реализации грантового проекта и финансового отчета о реализации грантового проекта более чем на 10 календарных дней, но не более чем на 30 календарных дней с даты окончания срока предоставления отчета о реализации грантового проекта и финансового отчета о реализации грантового проекта, установленного пунктом 3.3.5 настоящего соглашения, - возврату подлежат средства гранта в размере 20 % от предоставленной суммы гранта.

Суд соглашается с истцом, что несоблюдение Общиной предусмотренных соглашением условий, отраженное в соответствующем уведомлении агентства от 09.04.2019 № 76-0257, является нарушением, в том числе принципов эффективности использования бюджетных средств и их целевого характера, что является основанием для применения к такому грантополучателю соответствующей меры ответственности.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание установленный факт нарушения сроков предоставления окончательного отчета о реализации грантового проекта, неполного достижения показателей результативности по изменению объема, сбора (добычи), и (или) хранения, и (или) реализации, или производства продукции, суд пришел к выводу о том, что требование о возврате средств гранта является обоснованным.

Агентством заявлено к взысканию 40 % от суммы гранта (1 800 000 руб.), что составляет 720 000 руб. Указание в уведомлении и последующее обращение в суд с заявлением о взыскании суммы гранта в меньшем размере, чем установлено условиями соглашения, не свидетельствует о недействительности уведомления и не нарушает права грантополучателя.

Ответчик, не оспаривая факт нарушения сроков предоставления отчетаи неполного достижения заявленного в грантовом проекте показателя по переработке продукции просит суд уменьшить сумму ответственности, ссылаясь на то, что допущенные нарушения связаны с объективными причинами, которые не зависели от его воли. Так, окончательный отчет о реализации грантового проекта был направлен в адрес агентства с приложением полного пакета документов. Задержка в предоставлении отчета связана со спецификой привычного уклада жизни коренных народов, в период август - октябрь 2017 года члены общины выехали на промыслы и по независящим от них обстоятельствам не имели возможности вернуться в город для подготовки отчета.

Достижение указанных в грантовом проекте планируемых показателей по добыче и переработке рыбы зависело, в том числе и от предоставления администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района лимитов на промышленный лов рыбы. 15 мая 2015 года между ответчиком и администрацией заключены договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов (река Енисей, озера реки Енисей, река ФИО3, озера бассейна реки ФИО3), согласно условиям которых ответчику предоставлено право на добычу водных биологических ресурсов. Показатели результативности в грантовом проекте указаны с учетом предоставленного права. Однак, 15 ноября 2017 года после проведения прокурорской проверки в отношении администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и выявления нарушений указанные договоры расторгнуты. В результате чего Семейная (родовая) община коренных малочисленных народов севера «Ня танса» семья) лишилась права на вылов водных биологических ресурсов.

Ответчик, действуя разумно и добросовестно, не мог предполагать расторжение договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и не имел возможности влиять на процесс принятия решения о расторжении договора, иной возможности осуществлять законную добычу (вылов) водных биологических ресурсов не имелось.

Достижение указанных в грантовом проекте планируемых показателей по добыче и переработке рыбы и ягод зависело от объективных обстоятельств, на которые не могли повлиять члены общины. Частичное недостижение показателя результативности по дикорастущим ягодам, грибам, растениям зависело от погодных условий в тундре и урожайности в целом. Члены общины предприняли все возможное для того чтобы добиться выполнения показателей, однако у них отсутствовала объективная возможность сбора урожая в количестве большем чем могло уродиться.

Кроме того в связи с тем что летние периоды 2017-2018 года были жаркими и засушливыми, за ягодами необходимо было отправляться на очень дальние расстояния, что является более время- и трудозатратным.

Истцом не принято во внимание превышение показателей результативности по мясу домашнего оленя и дополнительная добыча и переработка дичи (дикого гуся), что существенно отражается на общем результате и свидетельствует о том, что грантополучатель не только достиг целей получения гранта, но и с учетом объективных условий в которых оказался со своей стороны принимал все возможные меры для выполнения обязательств.

Суд соглашается с доводом ответчиком о достижении им цели предоставления гранта, однако отмечает, что задачи и условия его получения грантополучателем при этом не соблюдены, в связи с чем уведомление заявителя является обоснованным, обращение в суд правомерным.

Вместе с тем суд полагает, что при вышеизложенных обстоятельствах, подтвержденных материалами дела, предъявленные требования являются чрезмерными.

По своей правовой природе ответственность, предусмотренная подпунктами 5.2.2 и 5.3 пункта 5 Соглашения, соответствует понятию неустойки, предусмотренной статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Согласно пункту 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

Соответствующее ходатайство ответчиком оглашено в судебном заседании.

В соответствии с пунктами 69 - 70 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 75 указанного Постановления установлено, что при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).

Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период.

Установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки.

Принимая во внимание компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Кодекс предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 № 263-О, предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки. Именно поэтому в пункте 1 статьи 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.

Снижение размера неустойки в каждом конкретном случае является одним из предусмотренных законом правовых способов, которыми законодатель наделил суд в целях недопущения явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства. В этом смысле у суда возникает обязанность установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.

Неустойка в силу статьи 333 ГК РФ по своей правовой природе носит компенсационный характер и не может являться средством извлечения прибыли и обогащения со стороны кредитора.

Задача суда состоит в устранении явной несоразмерности штрафных санкций, следовательно, суд может лишь уменьшить размер неустойки до пределов, при которых она перестает быть явно несоразмерной, причем указанные пределы суд определяет в силу обстоятельств конкретного дела и по своему внутреннему убеждению.

Заявление о несоразмерности неустойки соответствует принципу осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе.

Таким образом, принимая во внимание положения статьи 333 ГК РФ, правовые позиции, изложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», а также, учитывая то, что иные условия и обязательства, предусмотренные соглашением о предоставлении гранта обществом выполнены в полном объеме, факт нецелевого использования бюджетных средств не установлен, отчетность ответчиком предоставлена, не достижение показателей заготовления продукции не ущемляет права истца, суд считает обоснованным довод ответчика о несоразмерном характере ответственности.

Учитывая вышеизложенное, исходя из фактических обстоятельств дела, оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суд считает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию с ответчика суммы гранта до 7 200 руб.

Таким образом, требование о взыскании денежных средств грантовой поддержки, предоставленной в 2017 году в виде субсидии из краевого бюджета, подлежит удовлетворению частично в сумме 7200 руб.

На основании части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме 174 руб.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Требования удовлетворить частично.

Взыскать с Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Ня танса» (Нгасанская семья) (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) 7 200 руб. денежных средств грантовой поддержки, предоставленной в 2017 году в виде субсидии из краевого бюджета, в доход федерального бюджета 174 рубля госпошлины.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья Е.М. Чурилина