ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-836/10 от 18.02.2010 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  18 февраля 2010 года Дело № А33-836/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2010 года.

В полном объёме решение изготовлено 18 февраля 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Ивановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «УК-Комфортбытсервис»

к службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края

об оспаривании постановления от 21.12.2009 № 441-Ж по делу об административном правонарушении,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Н.В. Умнякова – на основании доверенности от 07.12.2009, А.В. Быковой – на основании доверенности от 22.12.2009;

от ответчика: Н.С. Шаталовой – на основании доверенности от 11.01.2010;

при ведении протокола судебного заседания судьей Е.А. Ивановой,

при объявлении перерыва в судебном заседании с 17.02.2010 до 18.02.2010,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания-Комфортбытсервис» (далее – ООО «УК-Комфортбытсервис») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края  с заявлением к службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края об оспаривании постановления от 21.12.2009 № 441-Ж по делу об административном правонарушении.

Заявление принято к производству арбитражного суда. Определением от 25.01.2010 возбуждено производство по делу.

Представители заявителя требования поддержали согласно заявлению, дополнению к заявлению.

Представитель ответчика требования не признал, сослался на доводы, изложенные в отзыве.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

22 октября 2009 года в 09 час. 30 мин. службой на основании приказа от 14.10.2009 № 1216-ж в связи с поступившим обращением гражданки В.Я. Якубовской было проведено внеплановое мероприятие по государственному контролю за соблюдением обществом правил и норм содержания и ремонта жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Говорова, д. 62, кв. 3, в ходе которого выявлены следующие нарушения обязательных требований пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 и пунктов 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170: в жилом помещении № 3 в ванной комнате наблюдается разрушение и загнивание деревянных элементов чердачного перекрытия, отпадение штукатурного слоя, деревянные элементы чердачного перекрытия в ванной комнате требуют полной замены, в помещении коридора наблюдается незначительный прогиб пола, в помещении кухни наблюдается прогиб чердачного перекрытия.

По результатам проведенной проверки государственным инспектором службы составлен протокол об административном правонарушении от 03.11.2009 в отношении ООО «УК-Комфортбытсервис» по статье 7.22 КоАП РФ.

Постановлением заместителя руководителя службы О.И. Веремеинко от 21.12.2009 № 441-ж по делу об административном правонарушении ООО «УК-Комфортбытсервис» было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

ООО «УК-Комфортбытсервис» не согласно с указанным постановлением, считает его не соответствующим действующему законодательству, нарушающим его права и законные интересы, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.

Оценив исследованные доказательства и обстоятельства дела в их совокупности  , арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 28.3. КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с частью 1 статьи 23.55 КоАП РФ органы государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21-7.23 настоящего Кодекса. Пунктом 3 части 2 статьи 23.55 КоАП РФ предусмотрено, что руководители государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации, их заместители вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени вышеуказанных органов.

В соответствии со статьей 23.55 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.22 Кодекса, рассматривают органы государственной жилищной инспекции. В силу части 2 данной нормы, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени названных органов вправе руководители государственных жилищных инспекций и их заместители.

Пунктом 1.1 Положения «О службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края», утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 10.10.2008 № 128-п, установлено, что служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим государственный строительный надзор, государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также государственной жилищной инспекцией Красноярского края, осуществляющей контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства строительства и архитектуры края и министерства жилищно-коммунального хозяйства края.

Протокол об административном правонарушении составлен и постановление по делу об административном правонарушении вынесены должностными лицами в пределах их компетенции.

Судом установлено, что требования статей 28.2, 28.5, 29.7, 29.10 КоАП РФ ответчиком при привлечении общества к административной ответственности соблюдены.

В силу статьи 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение правил и норм содержания и ремонта жилых домов (помещений). Данная норма носит бланкетный (отсылочный) характер, вследствие чего привлечение к ответственности по статье 7.22 КоАП РФ возможно лишь при установлении правовых норм, предусмотренных иными нормативными актами.

В силу части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

- соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

- безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

- доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;

- соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

- постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;

- поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

Согласно подпунктам «а», «з» пункта 11 указанного постановления содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

- осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

- текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В соответствии с пунктом 53 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1999 № 1289, Госстрой России формирует межотраслевую систему нормативных документов в строительстве. В частности, Постановлением Госстроя Российской Федерации № 170 от 27.09.2003 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

Таким образом, Правила и нормы технической эксплуатации являются нормативно-правовым документом в области эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда.

В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации:

- организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; звукоизоляцию; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов (пункт 4.3.1);

- местные отслоения штукатурки и трещины должны устраняться по мере их обнаружения, не допуская их дальнейшего развития. При появлении сверхнормативных (более 1/400 пролета) прогибов несущих элементов, зыбкости, повышенной звукопроводимости, трещин в средней части поперек рабочего пролета плиты шириной более 0,3 мм, промерзаний, переохлаждений и увлажнений чердачных перекрытий, поражений древесными домовыми грибками и дереворазрушающими насекомыми следует вызвать специалиста и устранять при капитальном ремонте по проекту (пункт 4.3.2);

- усиление перекрытий, устранение сверхнормативных прогибов перекрытий, устранение смещения несущих конструкций от стен или прогонов в кирпичных сводах или выпадение отдельных кирпичей (недостаточной глубины опирания элементов), трещин и других деформаций, снижающих несущую способность и устойчивость перекрытия, должны производиться по проекту. При обнаружении указанных деформаций перекрытий должны быть приняты срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций (пункт 4.3.3).

В силу пункта 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники, организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации).

В соответствии с уставом ООО «УК-Комфортбытсервис» создано с целью удовлетворения потребностей населения в услугах по содержанию и эксплуатации жилищного фонда на территории города Красноярска. Общество осуществляет организацию работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию, текущему и капитальному ремонту жилищного фонда, обеспечению коммунальными услугами установленного качества и объема с 01.01.2007 на основании договора от 13.11.2006.

Из пункта 1.1 договора от 13.11.2006 следует, что предметом договора является выполнение Управляющей организацией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом № 62 по ул. Говорова в г. Красноярске, в целях обеспечения надлежащей эксплуатации данного дома, содержания и ремонта его инженерных систем и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, а также в целях обеспечения предоставления коммунальных услуг.

Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что управляющая организация обязана обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества многоквартирного дома.

Согласно пункту 2 Правил содержания общедомового имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются, в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).

Как следует из материалов дела, неисправность чердачного перекрытия на момент проведения проверки устранена не была.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 210 ГК РФ предусматривает возможность возложения обязанности по содержанию собственности не только на собственника, но и на других лиц в специально оговоренных случаях.

Заявитель не представил суду доказательств о возложении ответственности за содержание и ремонт дома на иное, кроме управляющей компании, лицо, следовательно, именно ООО «УК-Комфортбытсервис» обязано соблюдать установленные требования, связанные с содержанием дома, и отвечать за свои действия (бездействие) в соответствии с действующим законодательством.

Обществом заявлен довод о том, что в его действиях отсутствует вина, поскольку жилой дом по адресу: г. Красноярск, ул. Говорова, 62 является ветхим и подлежит сносу и на основании пункта 2.3.7 Правил и норм технической эксплуатации в зданиях, в домах, подлежащих сносу, текущий ремонт ограничивается работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания. Поддерживающий ремонт обществом в доме проводился.

Суд, рассмотрев данный довод, не может признать его обоснованным на основании следующего.

Для устранения нарушений, зафиксированных актом проверки и протоколом об административном правонарушении, необходимо провести работы, входящие в перечень работ, относящихся к текущему ремонту (приложение к постановлению Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170).

Согласно главе II Правил и норм технической эксплуатации техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.

Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

Пунктом 2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации предусмотрена обязанность управляющей компании проводить плановые осмотры жилых зданий, включая частичные осмотры, предусматривающие осмотр отдельных элементов здания или помещений, а также общие осмотры, которые должны производиться два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона).

Согласно пункту 2.3.7 Правил и норм технической эксплуатации в зданиях, намеченных к производству капительного ремонта в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания.

На основании пункта 2.4.3 Правил и норм технической эксплуатации капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно, в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок.

Из содержания указанных норм следует, что общество обязано осуществлять содержание и текущий ремонт дома до момента постановки дома на капитальный ремонт либо признания его аварийным.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания, основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Согласно пункту 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пункт 47 Положения предусматривает, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Довод ООО «УК-Комфортбытсервис» о том, что дом № 62 по ул. Говорова в г. Красноярске признан ветхим и подлежащим сносу не подтвержден документально.

Согласно акту об отнесении жилого помещения к категории непригодного для проживания от 21.02.2005 № 3 межведомственная комиссия признала жилое помещение по адресу ул. Говорова, 62, квартира № 6 в г. Красноярске пригодным для проживания после проведения капитального ремонта.

Доказательств признания дома № 62 по ул. Говорова в г. Красноярске аварийным и подлежащим сносу суду не представлено.

В техническом отчете ООО «Фундамент» по обследованию строительных конструкций изложены рекомендации выполнения капитального ремонта с выселением жильцов либо сноса здания. Решение на обращение от 31.12.2009 вх. № 7948 в межведомственную комиссию по вопросу признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 не представлено (не принято).

Таким образом, статус дома как аварийного ни до 2007 года ни после в установленном порядке не определен.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Ответчик не представил суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.

Таким образом, судом установлено, что ООО «УК-Комфортбытсервис» виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания-Комфортбытсервис», расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Ползунова, 11, в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления, вынесенного заместителем руководителя службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 21.12.2009 № 441-ж о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 40000 рублей.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья Е.А. Иванова