ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-8510/08 от 01.09.2008 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А33- 8510/2008

г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Данекина Л.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (г.Шарыпово)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю (г.Шарыпово)

о признании незаконными действий по проведению зачета № 1850 от 26.03.2008 на сумму 423 687,29 руб., зачета № 1851 от 26.03.2008 на сумму 147,05 руб., выраженные в извещении о принятом налоговым органом решении о зачете 03.04.2008 № 15349,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: Рыхловой А.И. по доверенности от 01.01.2008.

Протокол судебного заседания  велся судьей Л.А. Данекиной.

При рассмотрении дела суд установил:   

открытое акционерное общество «Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (далее по тексту – общество или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю (далее по тексту – налоговый орган или ответчик) о признании незаконными действий по проведению зачета № 1850 от 26.03.2008 на сумму 423 687,29 руб., зачета № 1851 от 26.03.2008 на сумму 147,05 руб., выраженные в извещении о принятом налоговым органом решении о зачете 03.04.2008 № 15349.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела (почтовое уведомление от 18.08.2008), в судебное заседание не явился.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей ответчика.

Заявитель в судебном заседании поддержал свое требование,  пояснив,  что  налоговым органом неправомерно в одностороннем порядке произведен зачет имеющейся переплаты по налогу на прибыль  в счет погашения задолженности по пени, при отсутствии недоимки,  в счет которой произведен зачет, без соответствующего заявления налогоплательщика.

Дополнительно заявитель пояснил, что  действия налогового  органа по «сложению переплаты» и «обратному зачету» не предусмотрены налоговым законодательством.

Налоговый орган, возражая против заявленного требования,  указал в письменном отзыве, что  сумма переплаты по пени по налогу на прибыль  образовалась не за счет  излишней уплаты данных  сумм в бюджет,  а в связи со списанием пени в сумме 423834,34 руб. в результате досрочного погашения реструктуризированной задолженности. В отношении данной суммы вынесено решение о сложении (списании) переплаты,  о чем налогоплательщик уведомлен письмом от 04.04.2008 № 09-04-09/04423. В результате данной операции по пени по налогу на прибыль образовалась задолженность  в размере 423834,34 руб. Обжалуемыми решениями № 1850 и 1851 от 26.03.2008 налоговый орган произвел обратную операцию: суммы переплаты  по пени в размере 423687,29 руб.  и 147,05 руб.,  зачтенные ранее в счет предстоящих  платежей по налогу на прибыль вернули обратно и возвращенная сумма переплаты 423834,34 руб. автоматически зачлась (погасила) образовавшуюся сумму недоимки в том же размере.    

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

В соответствии с актом сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам № 217 от 18.08.2006 у общества имелась переплата по пени по налогу на прибыль в сумме 423834,34 руб.

19.06.2007 общество обратилось в налоговый орган с заявлением № 20-1777 (вх. № 8069 от 27.06.2007) о зачете переплаты по пени в сумме 147,05 руб.  в счет  уплаты налога на прибыль, доначисленного по решению № 13/1 от 21.05.2007.

Решение о зачете № 12807 по заявлению  налогоплательщика № 8069 от 28.06.2007 принято  налоговым органом 03.07.2007 на сумму 147,05 руб.

11.12.2007 общество обратилось в налоговый орган с заявлением № 20-4352 (вх. № 15753 от 13.12.2007) о зачете переплаты по пени в сумме 423687,29 руб.  в счет  уплаты предстоящих платежей по налогу на прибыль.

Решение о зачете № 17154 по заявлению  налогоплательщика № 15753 от 13.12.2007 принято  налоговым органом 19.12.2007 на сумму 423687,29 руб.

25.03.2008 налоговым органом принято  решение № 09-05/32 о сложении переплаты, которым произведено списание переплаты по налогу на прибыль  филиала «Березовская ГРЭС» открытого  акционерного  общества «Четвертая генерирующая компания оптового  рынка электроэнергии» в сумме 423834,34 руб. Основанием данного решения послужил вывод  о том, что  сумма переплаты по пени в размере 423834,34 руб.  не была учтена при принятии  Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края 05.10.2005 решения о списании пеней в связи с досрочным погашением реструктурированной задолженности по налогам и сборам.

26.03.2008 налоговым органом вынесены решения № 1850, 1851 о зачете самостоятельно сумм переплаты по налогу на прибыль в размере 423687,29 руб.  и 147,05 руб.  в счет  задолженности по пени по налогу на прибыль.

Обществу направлено извещение № 15349 от 03.04.2008 о принятых налоговым органом  решениях о зачете № 1850, 1851 от 26.03.2008.

Заявитель считает неправомерным проведение налоговым органом  зачета сумм переплаты по налогу на прибыль в сумме 423687,29 руб. и 147,05 руб., в связи с чем, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий по проведению зачета № 1850 от 26.03.2008 на сумму 423 687,29 руб., зачета № 1851 от 26.03.2008 на сумму 147,05 руб., выраженных в извещении о принятом налоговым органом решении о зачете 03.04.2008 № 15349.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы участвующих  в деле лиц,  арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно пункту 5 статьи 201 Арбитражного процессуального Кодекса  Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как установлено в ходе судебного  разбирательства,  основанием для проведения налоговым органом зачетов сумм налога на прибыль в счет погашения задолженности по пени на сумму 423834,34 руб. по решениям № 1850 и 1851 послужили следующие обстоятельства:

Решением налогового  органа от 25.03.2008 о сложении переплаты списана переплата по пени по налогу на прибыль  филиала «Березовская ГРЭС» открытого  акционерного  общества «Четвертая генерирующая компания оптового  рынка электроэнергии» в размере 423834,34 руб., т.е. признана отсутствующей числившаяся у предприятия переплата в указанной сумме. В отношении указанной суммы переплаты ранее налоговым органом проведены зачеты суммы переплаты по пени по налогу на прибыль в счет погашения задолженности по налогу на прибыль по решениям № 12807 от 03.07.2007 и 17154 от 19.12.2007.

Поскольку указанные зачеты,  по мнению  налогового  органа, проведены безосновательно  (в отношении отсутствующей суммы переплаты), зачтенные суммы вернули  обратно путем зачета по решениям № 1850 и 1851 от 26.03.2008.

В обоснование правомерности вынесения решения о сложении переплаты от 25.03.2008 налоговый орган, ссылаясь на положения пункта 18 Правил  по применению  порядка проведения реструктуризации,  утвержденных  приказом от 21.06.2001 № БГ-3-10/191,  указывает, что  в случае  уменьшения по решению  суда или решению  налогового  органа суммы задолженности   организации,  в отношении которой ранее принято  решение о реструктуризации,  указанные в графиках погашения,  подлежат пропорциональному уменьшению с даты решения  суда или налогового  органа. Налоговым органом не была произведена такая корректировка и решение о списании  пеней и штрафов от 05.10.2005  в связи с досрочным погашением реструктуризированной задолженности по налогам и сборам принято налоговым органом без учета имевшейся переплаты.

В соответствии со  статьей 44 Кодекса обязанность по уплате налога прекращается с  уплатой налога, возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В соответствии со статьей 115 Федерального закона от 22.02.1999 N 38-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" и в целях урегулирования кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом путем ее реструктуризации и создания условий для их финансового оздоровления Правительство Российской Федерации 03.09.1999 приняло постановление  №1002, которым утвердило Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок).

В пункте 1 Порядка установлены условия и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Указанная задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденными им графиками.

Во исполнение пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации N 1002 приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.06.2001 N БГ-3-10/191 утверждены Правила по применению в 2001 году Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (зарегистрирован в Минюсте России 25.06.2001 за N 2763).

Пунктами 16, 17 Правил по применению в 2001 году Порядка реструктуризации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.06.2001 N БГ-3-10/191 (далее - Правила по применению Порядка реструктуризации) также установлено, что организация имеет право произвести досрочное погашение реструктурируемой кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам.

При выполнении условий реструктуризации, в том числе и при досрочном погашении реструктурируемой задолженности, у организации возникает право на списание соответствующих сумм реструктурированной задолженности по пеням и штрафам.

При полном погашении задолженности по налогам и сборам уплата задолженности по пеням и штрафам производится начиная с седьмого года предоставления права на реструктуризацию.

В силу пункта 5 Постановления N 1002 организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам, что влечет за собой возможность списания части его долга по пеням и штрафам по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа.

Подпунктом "б" пункта 18 Правил по применению порядка проведения реструктуризации предусмотрено, что в случае внесения организацией денежных средств в счет досрочного погашения кредиторской задолженности по налогам и сборам, задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также в случае, если сумма денежных средств возвращается организации как излишне уплаченная или излишне взысканная по решению суда или налогового органа, график погашения задолженности корректировке не подлежит. Денежные средства, поступившие в счет досрочного погашения реструктурированной задолженности, засчитываются в счет погашения задолженности за кварталы графика, начиная с его конца.

Таким образом, специальные нормы, регулирующие порядок применения реструктуризации кредиторской задолженности организации по налогам и сборам, предусматривают исчерпывающий перечень случаев, при которых денежные средства налогоплательщика могут быть направлены на досрочное погашение реструктурированной задолженности по налогам и сборам.

При этом данными нормами не предусмотрена возможность направления налоговым органом в одностороннем порядке каких-либо иных сумм на погашение этой задолженности.

Исходя из  указанных  норм,  учитывая, что:

- спорная сумма переплаты по пени возникла в результате уточнения обществом расчетов по налогу на прибыль  за 1999, 2000 и 1 квартал 2001 годов и не была учтена в целях определения задолженности при принятии решения №2 от 04.09.2001 о предоставлении обществу права на реструктуризацию;

-  на момент вынесения налоговым органом решения о списании задолженности по пеням и штрафам № 27 от 05.10.2005, сумма переплаты не была зачтена в счет погашения задолженности

у налогового  органа отсутствовали основания для списания суммы переплаты по пени в размере 423834,34 руб. по решению от 25.03.2008.

Таким образом возникновение суммы недоимки, послужившей основанием для проведения зачетов по решениям № 1850, 1851, является следствием неправомерных  действий налогового  органа по списанию  суммы переплаты по пени согласно решению  от  25.03.2008.

Порядок проведения зачета излишне уплаченной суммы налога, сбора,  пени установлен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда (пункт 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Нормами Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено вынесение налоговым органом решения о зачете сумм переплаты в целях  восстановления ошибочно зачтенных  сумм налога.

При таких  обстоятельствах, суд считает, что  налоговым органом неправомерно  приняты решения об осуществлении зачета от 26.03.2008 № 1850, 1851. В связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина по заявлению составляет 2000 руб. и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на ответчика.

При обращении с заявлением обществом уплачено 2000 руб. государственной пошлины по платежному поручению № 172 от  01.07.2008.

В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. подлежат взысканию  с налогового  органа,  как ответчика по делу.

Руководствуясь статьями  29, 71, 110, 167 – 170, 171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

1. Заявление открытого акционерного общества «Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» удовлетворить.

2. Признать недействительными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю по проведению зачета № 1850 от 26.03.2008 на сумму 423 687,29 руб., зачета № 1851 от 26.03.2008 на сумму 147,05 руб., выраженные в извещении о принятом налоговым органом решении о зачете 03.04.2008 № 153497, как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.

3. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю устранить  допущенные нарушения прав и законных интересов   открытого акционерного общества «Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии».

 4. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю, расположенной по адресу: мкр.Пионерный, 5, г.Шарыпово, Красноярский край, 662311,  в пользу открытого акционерного общества «Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» 2000 руб. судебных  расходов.

5. Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия, путем подачи апелляционной жалобы, в Третий арбитражный апелляционный суд (статья 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), либо в течение двух месяцев,  путем подачи кассационной жалобы,  в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (статья 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Судья                                                                                                        Л.А. Данекина