АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Дело № А33-8693/2008 |
г. Красноярск
Судья Арбитражного суда Красноярского края Мозолькова Л.В.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлениюУправления ФНС России по Красноярскому краю
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 24 по Красноярскому краю
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Красноярскому краю
заинтересованное лицо:
общество с ограниченной ответственностью «Вислана»
о признании недействительной государственной регистрации юридического лица при создании
при участии: от заявителя – ФИО1 – представителя по доверенности от 20.03.2008,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю: ФИО2 – представителя по доверенности от 06.05.2008,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю: ФИО3 – представителя по доверенности от 29.02.2008,
при ведении протокола судебного заседания судьей Мозольковой Л.В.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании «02» сентября 2008 года. В полном объеме решение изготовлено «05» сентября 2008 года.
в Арбитражный суд Красноярского края поступило заявление Управления ФНС России по Красноярскому краю к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю и к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Красноярскому краю о признании недействительными решений инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Красноярска от 09.07.2007 № 587 о государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Вислана», от 20.05.2005 № 561 о внесении в государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, от 19.05.2005 № 560 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также записей, внесенных в ЕГРЮЛ ОГРН <***> от 09.07.2004, ГРН 2052462011633 от 20.05.2005, ГРН 2052462011622 от 19.05.2005.
В предварительном судебном заседании заявитель уточнил заявленные требования, просит признать недействительными решения Инспекции ФНС России по Ленинскому району № 587 от 09.07.2004, № 560 от 19.05.2005 и № 561 от 20.05.2005.
Определением арбитражного суда от 07.08.2008 судебное разбирательство по делу назначено на 02.09.2008 в 15 час.
Общество с ограниченной ответственностью «Вислана» в заседание не явилось. Определение суда от 07.08.2008, направленное в адрес общества, возвращено почтовым отделением с отметкой «возвращается по истечению срока хранения». Адрес, по которому направлен судебный акт, является последним известным суду местом нахождения ответчика. В силу пункта 2 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью «Вислана» считается надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие общества с ограниченной ответственностью «Вислана».
От заявителя поступило письменное заявление об уточнении заявленных требований, в соответствии с которым заявитель просит признать незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю № 587 от 09.07.2008, № 560 от 19.05.2005, № 561 от 20.05.2005 и обязать регистрирующий орган - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю представила письменный отзыв на заявление, требования заявителя признает, просит заявленные требования удовлетворить.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю представила письменный отзыв на заявление, требования заявителя признает в полном объеме.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:
общество с ограниченной ответственностью «Вислана» (далее – ООО «Вислана») зарегистрировано в качестве юридического лица ИМНС России по Ленинскому району 09.07.2004, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю, за основным государственным регистрационным номером <***>.
При подаче заявления о государственной регистрации при создании ООО «Вислана» учредитель ФИО4 указала следующий адрес своего места жительства: <...>.
Подпись ФИО4 в заявлении удостоверена нотариусом г. Красноярска ФИО5 Одновременно с заявлением в регистрирующий орган представлены документы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Решением о регистрации № 587 от 09.07.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Красноярска Красноярского края произведена государственная регистрация юридического лица при создании.
19.05.2005 ФИО4 в качестве единственного учредителя ООО «Вислана» принято Решение № 2 о продаже принадлежащей ей доли в уставном капитале общества стоимостью 10 000 руб., или 100% уставного капитала, ФИО6 и об отзыве себя с должности директора общества.
19.05.2005 ФИО4 обратилась в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Красноярска с заявлениями о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы и о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Вислана», в связи с продажей доли в уставном капитале ФИО6 и смене директора общества.
Подпись ФИО4 в заявлениях удостоверена нотариусом г. Красноярска ФИО7 Одновременно с заявлением в регистрирующий орган представлены документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в том числе документы утвержденные учредителем ФИО6.
Решением о регистрации № 560 от 19.05.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Красноярска произведена государственная регистрация изменений вносимых в учредительные документы юридического лица ООО «Вислана» в части сведений об изменениях иных положений учредительных документов.
Решением о регистрации № 561 от 20.05.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Красноярска произведена государственная регистрация внесения в государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица ООО «Вислана» в части сведений о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица и сведений об участнике общества.
В ходе проведения контрольных мероприятий установлено следующее:
- учредитель (заявитель при регистрации) ООО «Вислана» - ФИО4 по адресу, указанному в регистрационных документах: <...> по прописке и выписке не значится, что подтверждает справка б/н от 13.11.2007, выданная ООО УК «Красжилсервис» Советского района г. Красноярска
- при визуальном изучении копий паспортов выявлено, что подписи ФИО6 в заявлениях о выдаче (замене) паспортов не совпадают с подписью ФИО6, имеющийся в счет-фактурах, выставленных ООО «Вислана» в адрес контрагентов по договорам, в отчетности и в декларациях, предоставляемых в налоговый орган, а так же в формах №2-КС «Акт приемки выполненных работ» и №3_КС «Справка о выполненных работах»;
- по сведениям архива Лесосибирского территориального отдела агентства ЗАГС администрации Красноярского края гражданин ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец г. Красноярска, паспорт серия <...>, выданный 27.07.2001 УВД Советского района г.Красноярска умер 30.05.2003, о чем свидетельствует запись акта о смерти от 09.06.2003. Данный факт подтверждается так же справкой о смерти № 618 от 29.11.2007.
Полагая, что решение регистрирующего органа № 587 от 09.07.2004 в части указания адреса места жительства учредителя ФИО4 (660133, <...>), решение № 560 от 19.05.2005 в части изменений положений учредительных документов об участнике общества - ФИО6 и решение № 561 от 20.05.2005 в части сведений о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица и сведений об участнике общества – ФИО6 не соответствуют действующему законодательству, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам:
в соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, иных органов, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражный суд, при рассмотрении дел об оспаривании решений государственных органов, иных органов, осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
В соответствии со статьей 1 Закона о регистрации государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 4 Закона о регистрации в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
В силу статьи 5 Закона о регистрации в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе: сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (пункты «д» и «л» части 1 статьи 5 Закона о регистрации).
Выполняя функцию информационного ресурса и исходя из назначения государственной регистрации как публичного акта органа государственной власти, государственный реестр должен содержать достоверные сведения.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (часть 4 статьи 5 Закона о регистрации).
Согласно статье 12 Закона о регистрации в заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны.
Таким образом, на заявителя законодателем возложена обязанность по предоставлению достоверной информации, требование о достоверности сведений, изложенных в заявлении о государственной регистрации, является обязательным в силу статьи 12 Закона о регистрации. Установление недостоверности сведений, подлежащих обязательному отражению в заявлении о государственной регистрации, в отношении которых податель заявления дал в установленном законом порядке гарантии достоверности, фактически означает незаполненность соответствующих граф заявления, что, в свою очередь, лишает поданный заявителем документ статуса заявления о государственной регистрации юридического лица.
Статьей 17 Закона о регистрации установлены требования к содержанию пакета документов, представляемого для внесения изменений в учредительные документы юридического лица. Учитывая, что в статье 17 указанного закона приводится не только перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений, но и требования к ним, в государственный реестр могут быть внесены только достоверные изменения в сведения о юридическом лице, соответствующие требованиям действующего законодательства.
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (в том числе, - в части указания его места нахождения), осуществляется на основании заявления по форме № Р13001, предусмотренной Законом о регистрации (Приложение № 3) и Постановлением Правительства Российской Федерации № 439 от 19.05.2002 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации № 630 от 16.10.2003). Заявителями при такой регистрации могут являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, а также лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия.. При этом, неподписание заявления уполномоченным лицом юридического лица, в учредительные документы которого вносятся изменения, считается непредставлением данного документа и не влечет правовых последствий в виде внесения изменений в сведения в ЕГРЮЛ о данном юридическом лице, содержащихся в заявлении.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 40 Федерального закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, и действует без доверенности от имени общества, в том числе, - представляет его интересы и совершает сделки. С учетом положений статьи 40 названного Закона все остальные лица (за исключением единоличного исполнительного органа) действуют от имени общества только на основании доверенности, выданной руководителем общества.
Заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы и о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Вислана» представлено в регистрирующий орган 19.05.2006 и 20.05.2005 от имени ООО «Вислана» ФИО4, подпись которой в заявлениях удостоверена нотариально.
Вместе с тем, на дату представления в регистрирующий орган заявлений и документов для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы и государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, ФИО4 уже не являлась директором ООО «Вислана». Материалами дела подтверждается, что 19.05.2005 ФИО4 принято Решение № 2 о продаже своей доли в уставном капитале общества ФИО6 и об отзыве себя с должности директора общества. В этот же день Решением № 3 от 19.05.2005 ФИО6 назначил себя на должность директора общества. Следовательно, с 19.05.2005 директором ООО «Вислана» была не ФИО4, а ФИО6 Кроме того, в материалах дела и у регистрирующего органа отсутствуют документы, подтверждающие, что ФИО4 вправе действовать от имени ООО «Вислана» на основании доверенности или иного полномочия.
Таким образом, заявления от 19.05.2005 и от 20.05.2005, представленные ООО «Вислана» в регистрирующий орган и подписанные бывшим директором ФИО4, неправомерно расценено регистрирующим органом в качестве основания для внесения изменений в сведения в ЕГРЮЛ об ООО «Вислана», т.к. не влечет правовых последствий, предусмотренных Закона о регистрации в случае представления заявления по форме № Р13001.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения контрольных мероприятий установлено, что учредитель (заявитель при регистрации) ООО «Вислана» - ФИО4 по адресу, указанному в регистрационных документах: <...> по прописке и выписке не значится (справка б/н от 13.11.2007, выданная ООО УК «Красжилсервис» Советского района г. Красноярска).
Кроме того, по сведениям архива Лесосибирского территориального отдела агентства ЗАГС администрации Красноярского края гражданин ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец г. Красноярска, паспорт серия <...>, выданный 27.07.2001 УВД Советского района г.Красноярска умер 30.05.2003, о чем свидетельствует запись акта о смерти от 09.06.2003. Данный факт подтверждается так же справкой о смерти № 618 от 29.11.2007
Таким образом, ООО «Вислана», при подаче заявления о государственной регистрации юридического лица при создании, заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы и заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, указало недостоверную информацию.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, внесение в реестр недостоверных и не соответствующих закону изменений в учредительные документы ООО «Вислана» не может быть признано правомерными действиями регистрирующего органа.
Суд рассматривает в качестве обоснованного довод заявителя о том, что неисполнение ООО «Вислана» обязанности по достоверному сообщению сведений о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица и сведений об участнике общества, нарушает права и законные интересы контрагентов по договорам ООО «Вислана», права государства в лице налогового органа.
Пунктом 16 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органам предоставлено право предъявлять в арбитражный суд иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, что свидетельствует о наличии у налогового органа полномочий на обращение в суд с требованием о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
При изложенных обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать не законны решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю № 587 от 09.07.2004 о государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Вислана» при создании;
признать не законным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю № 561 от 20.05.2005 о внесении в государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице - общества с ограниченной ответственностью «Вислана», не связанных с внесением изменений в учредительные документы;
признать не законным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю № 560 от 19.05.2005 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Вислана».
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месячного срока со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный.
Судья | Л.В.Мозолькова |