АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
18 октября 2010 года
Дело № А33-8739/2010
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 18 октября 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: ФИО1,
о признании недействительным решения от 27.05.2010 по делу №094-10-10 и предписания о совершении действий, направленных на прекращение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, №094-10-10 от 27.05.2010,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2, доверенность от 16.12.2009,
ФИО3, доверенность от 16.12.2009,
от ответчика: ФИО4, доверенность от 13.01.2010,
ФИО5, доверенность от 04.10.2010,
при ведении протокола судебного заседания судьей Крицкой И.П.,
установил:
открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее – заявитель; ОАО «МРСК Сибири») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее – ответчик; антимонопольный орган) с заявлением о признании недействительным решения от 27.05.2010 по делу №094-10-10 и предписания о совершении действий, направленных на прекращение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, №094-10-10 от 27.05.2010.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечен ФИО1.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали, сослались на доводы, изложенные в заявлении и дополнительных пояснениях к заявлению.
Представители ответчика в судебном заседании заявленные требования не признали, привели возражения относительно требований заявителя, изложенные в письменном отзыве на заявление.
ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, письменный отзыв на заявление не представил.
В соответствие с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ФИО1
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
В соответствии с дополнением от 29.06.2007 №3450 к договору от 03.03.2007 № 957 департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска гражданину ФИО1 на праве аренды для строительства индивидуального жилого дома предоставлен земельный участок площадью 1269,30 кв.м., расположенный по адресу г.Красноярск, Октябрьский район, пос.Таймыр, участок № 28.
В целях завершения строительства индивидуального жилого дома, расположенного на указанном земельном участке, 01.09.2009 ФИО1 обратился в ОАО «МРСК Сибири» с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации указанного жилого дома.
ОАО «МРСК Сибири» в адрес ФИО1 направлен проект договора об осуществлении технологического присоединения № 20.24.23649.09 от 26.10.2009. Согласно техническим условиям, являющимися неотъемлемой частью указанного проекта договора, точкой присоединения энергопринимающих устройств ФИО1 к сети ОАО «МРСК Сибири» является ВЛ-10 кВ ф.121-21; ФИО1, согласно пунктам 11.1, 11.1.1, 11.1.2 технических условий, осуществляет: установку КТП 10/0,4 кВ с трансформатором мощностью 16 кВА; строительство ВЛ-10 кВ от проектируемой КТП 10/0,4 кВ до ближайшей опоры ВЛ-10 кВ ф.121-21 с установкой разъединителя наружной установки на отпаечной опоре; строительство КЛ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ проектируемой КТП до н/в щита жилого дома (по схеме КТП-10/0,4 кВ-выносной шкаф учета – н/в щит 0,4 кВ жилого дома). Пунктом 10 названных технических условий установлено, что строительство новых и реконструкция существующих электрических сетей ОАО «МРСК Сибири» для электроснабжения объектов заявителя не требуется. Проект договора об осуществлении технологического присоединения № 20.24.23649.09 от 26.10.2009 подписан ФИО1 без протокола разногласий.
ФИО1 обратился в ОАО «МРСК Сибири» с заявлением от 03.11.2009 об отзыве оферты и договора об осуществлении технологического присоединения № 20.24.23649.09 от 26.10.2009 в связи с наличием в нем условий, противоречащих действующему законодательству.
Письмом № 217-22-1846 от 19.11.2009 ОАО «МРСК Сибири» информировало ФИО1 о том, что в случае несогласия с условиями договора № 20.24.23649.09 от 26.10.2009 ему надлежит направить соответствующее уведомление о расторжении договора, либо соответствующее дополнительное соглашение об изменении его условий. Также ОАО «МРСК Сибири» просил ФИО1 сообщить нормы действующего законодательства, которые были нарушены при заключении договора.
10.12.2009 ФИО1 направил в адрес сетевой организации письмо с указанием норм, которые были нарушены при заключении договора об осуществлении технологического присоединения. Также ФИО1 просил повторно выдать технические условия на осуществление технологического присоединения жилого дома.
19.02.2010 ФИО1 обратился в антимонопольный орган с заявлением о признании нарушающими антимонопольное законодательство действий ОАО «МРСК Сибири», выразившихся в нарушении сроков рассмотрения заявки на технологическое присоединение к электрической сети, а также в навязывании невыгодных условий договора на технологическое присоединение.
По данному заявлению антимонопольным органом приказом №117 от 19.03.2010 возбуждено дело №094-10-10 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «МРСК Сибири».
В ходе заседания комиссии антимонопольного органа по рассмотрению дела № 094-10-10 представитель ОАО «МРСК Сибири» пояснил, что договор об осуществлении технологического присоединения № 20.24.23649.09 от 26.10.2009, подписанный ФИО1, расторгнут; в адрес ФИО1 направлен новый проект договора, не содержащий условия об обязанности строительства ФИО1 объектов электросетевого хозяйства от границ земельного участка ФИО1, находящегося в его пользовании, до объектов электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Сибири».
Между тем, согласно пункту 3.1 проекта договора об осуществлении технологического присоединения № 20.24.23649.09, стоимость услуг по технологическому присоединению выполняемому ОАО «МРСК Сибири» по договору, определяется в соответствии с Постановлением РЭК Красноярского края №118 от 05.11.2008 (по Приказу ФСТ Российской Федерации от 21.08.2009 № 201-э/1) и составляет 276237 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 18% в сумме 42137 руб. 85 коп. Как отмечено в оспариваемом решении, по мнению ФИО1 указанный размер платы за технологическое присоединение противоречит нормам действующего законодательства и должен составлять 550 рублей.
Согласно оспариваемому решению, комиссия антимонопольного органа в ходе анализа проекта договора об осуществлении технологического присоединения № 20.24.23649.09, направленного в адрес ФИО1 сопроводительным письмом №1.3/03-2463 от 16.03.2010, пришла к выводу о необоснованном включении ответчиком в указанный проект договора условия об обязанности ФИО1 оплатить в составе стоимости услуги по технологическому присоединению, которая составила по проекту договора 276237 руб., сумму инвестиционной составляющей, а также стоимость участия в осмотре присоединяемых энергопринимающих устройств должностного лица Ростехнадзора, и, следовательно, о нарушении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, и ущемлении законных интересов гражданина ФИО1
27.05.2010 антимонопольный орган вынес решение № 094-10-10 в отношении ОАО «МРСК Сибири». Согласно пункту 1 решения № 094-10-10 от 27.05.2010 ОАО «МРСК Сибири» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В соответствии с пунктом 2 решения № 094-10-10 от 27.05.2010 надлежит выдать ОАО «МРСК Сибири» предписание о совершении действий, направленных на прекращение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, с этой целью ОАО «МРСК Сибири» надлежит направить гражданину ФИО1 соответствующий действующему законодательству проект договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: г.Красноярск, Октябрьский район, п.Таймыр, участок № 28.
Предписанием по делу №094-10-10 о совершении действий, направленных на прекращение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением от 27.05.2010 ОАО «МРСК Сибири» предписано направить гражданину ФИО1 соответствующий действующему законодательству проект договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: г.Красноярск, Октябрьский район, п.Таймыр, участок № 28.
Полагая, что вышеуказанные решение и предписание противоречат требованиям нормативных актов, нарушают права заявителя и возлагают на него не соответствующие действующему законодательству обязанности, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно статье 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» целью указанного закона является, в том числе, защита конкуренции путем предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что названный Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган:
-обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;
-выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган, в том числе:
-возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 1);
-выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания (пункт 2);
-устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (пункт 10);
-проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий (пункт 11).
Следовательно, решение от 27.05.2010 по делу №094-10-10 и предписание о совершении действий, направленных на прекращение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением №094-10-10 от 27.05.2010, вынесены в рамках полномочий Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.
Заявитель полагает, что антимонопольный орган при вынесении оспариваемого решения и предписания нарушил Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861. Заявитель в обоснование своих требований ссылается на то, что согласно утвержденной инвестиционной программе ОАО «МРСК Сибири» по развитию объектов, используемых в сфере электроснабжения Красноярского края на 2008 – 2010 годы, включена замена силовых трансформаторов 110 кВ 2*25 МВА на 2*40 МВА на ПС 110/35/10кВ №121 «Мясокомбинат» (являющихся основанным источником питания для электроснабжения объекта, принадлежащего ФИО1) с разработкой проектно-сметной документации. Таким образом, заявитель делает вывод о том, что ОАО «МРСК Сибири» обоснованно при расчете размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ФИО1 включило инвестиционную составляющую. По мнению заявителя, ФИО1 не подпадает под льготную категорию лиц, которым плата за технологическое присоединение к электрической сети устанавливается в размере 550 руб. Также заявитель полагает, что действующим законодательством не предусмотрено исключение стоимости участия в осмотре должностным лицом Ростехрегулирования присоединяемых энергопринимающих устройств из стоимости платы за технологическое присоединение. Заявитель подчеркнул, что антимонопольный орган в оспариваемом решении не указал на основании каких норм права следует исключить данную составляющую из расчета платы за технологическое присоединение или что указанные действия должностного лица Ростехнадзора не подлежат оплате. По мнению заявителя, оспариваемое решение и предписание приводят к нарушению принципа баланса экономических интересов, создают не предусмотренные нормативно-правовыми актами обязанности для ОАО «МРСК Сибири» и препятствуют осуществлению ОАО «МРСК Сибири» предпринимательской деятельности. Также заявитель считает, оспариваемое решение и предписание обязывают его совершить действия, которые приведут к ограничению прав ОАО «МРСК Сибири» в гражданском обороте, в частности, неполучению выручки и, как следствие, возникновению убытков.
Суд оценил доводы заявителя и отклоняет их по следующим основаниям.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э общество «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, ОАО «МРСК Сибири» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» электрических сетей.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированных Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике»).
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Во исполнение Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения). Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Абзацем 1 пункта 3 Правил технологического присоединения установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно абзацу 2 пункта 3 и пункту 14 Правил технологического присоединения независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителями - физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 15 Правил технологического присоединения предусмотрено, что заявителям, указанным в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки. В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами. Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания.
Согласно пункту 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 – 14 и 34 настоящих правил, распределяется следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
В соответствии с пунктом 25.1 Правил технологического присоединения в технических условиях для физических лиц должны быть указаны:
а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;
в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;
г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий:
в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя;
до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации.
Пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно подпункту «д» пункта 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать следующее существенное условие: размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
В соответствии со статьями 23, 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов. Плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают плату за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы для территориальных сетевых организаций.
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее – Основы ценообразования), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам по согласованию с Федеральной антимонопольной службой, в том числе путем установления стандартизированных тарифных ставок с учетом требований порядка определения предварительных параметров выдачи мощности строящихся (реконструируемых) генерирующих объектов, утверждаемого Министерством энергетики Российской Федерации.
Приказом от 23.10.2007 № 277-э/7 Федеральная служба по тарифам утвердила Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, действовавшие по 31.10.2009. Начиная с 01.11.2009 основные положения по расчету размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций, определяют Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам от 21.08.2009 № 201-э/1.
В соответствии с пунктом 14 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФСТ России от 23.10.2007 № 277-э/7, заявитель, подающий заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной присоединенной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), оплачивает работы по осуществлению технологического присоединения в объеме, не превышающем 550 рублей. Аналогичные условия в отношении названных лиц, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, предусмотрены Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными Приказом ФСТ России от 21.08.2009 № 201-э/1.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №119) плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей. При этом сетевая организация в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям рассчитывает размер экономически обоснованной платы за технологическое присоединение всего планового объема мощности указанных энергопринимающих устройств и определяет размер выпадающих доходов, планируемых для компенсации. Указанные расчеты представляются в регулирующий орган, который в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы и соответствующие выпадающие доходы сетевой организации от присоединения указанных энергопринимающих устройств, размер которых включается в тариф на оказание услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение.
Согласно статье 1 Закона Красноярского края от 18.09.2001 №16-1469 «О Региональной энергетической комиссии Красноярского края» Региональная энергетическая комиссия Красноярского края является органом исполнительной власти края, осуществляющим государственное регулирование тарифов, независима в своих решениях в пределах полномочий, установленных Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации", настоящим Законом и Положением о ней.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 №216-п, Региональная энергетическая комиссия Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства промышленности и энергетики края осуществляет:
1) нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетики в части государственного регулирования цен (тарифов);
2) государственный контроль в сфере электроэнергетики.
Региональная энергетическая комиссия Красноярского края Постановлением от 05.11.2008 №. 118 «Об установлении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям филиала «Красноярскэнерго» открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (г. Красноярск)» установила размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям филиала «Красноярскэнерго» ОАО «МРСК Сибири» в 2008-2010 годах с инвестиционной составляющей.
Согласно названному Постановлению размер платы за технологическое присоединение к сетям ОАО «МРСК Сибири» энергопринимающих устройств до 30 кВт (включительно) составляет 15606,61 руб.Указанная сумма включает в себя: стоимость подготовки сетевой организацией технических условий и их согласование - 723,58 руб.; стоимость выполнения технических условий сетевой организацией (в том числе с инвестиционной составляющей) – 13297 руб. 25 коп.; стоимость проверки сетевой организацией выполнения заявителем технических условий – 507 руб. 67 коп.; стоимость участия в осмотре должностным лицом Ростехнадзора присоединяемых энергопринимающих устройств – 253 руб. 95 коп.; стоимость фактических действий по присоединению и обеспечению работы энеергопринимающих устройств в электрической сети – 824 руб. 16 коп.
В соответствии с пунктом 9 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными Приказом ФСТ России от 21.08.2009 № 201-э/1, в случае если объекты электросетевого хозяйства включены в инвестиционные программы субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в утверждаемые представительными органами местного самоуправления инвестиционные программы, целью которых является реализация программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, в состав необходимой валовой выручки включаются экономические обоснованные расходы на строительство и реконструкцию указанных объектов электросетевого хозяйства, в том числе объектов электросетевого хозяйства смежной и (или) вышестоящей сетевой организации (за исключением компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии), осуществляемые в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее, а также для присоединения мощности строящихся (реконструируемых) электрических станций от границ балансовой принадлежности соответствующих электрических станций до существующих объектов электросетевого хозяйства.
Заявитель в обоснование своего вывода о том, что ОАО «МРСК Сибири» обоснованно при расчете размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ФИО1 включило инвестиционную составляющую, приводит довод о том, что согласно утвержденной инвестиционной программе ОАО «МРСК Сибири» по развитию объектов, используемых в сфере электроснабжения Красноярского края на 2008 – 2010 годы, включена замена силовых трансформаторов 110 кВ 2*25 МВА на 2*40 МВА на ПС 110/35/10кВ №121 «Мясокомбинат» (являющихся основанным источником питания для электроснабжения объекта, принадлежащего ФИО1) с разработкой проектно-сметной документации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» под объектом электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно техническим условиям проекта договора об осуществлении технологического присоединения № 20.24.23649.09 основным источником питания является ПС 110/35/10 кВ №121 (2*25 МВА) «Мясокомбинат»; точкой присоединения к сети ОАО «МРСК Сибири» является ближайшая опора ВЛ-0,4 кВ от КТП-10/0,4 кВ. В соответствии с названными техническими условиями ОАО «МРСК Сибири» должен осуществить, в том числе, следующие мероприятия: установка КТП 10/0,4 кВ с трансформатором необходимой мощности; строительство ВЛ-10 кВ от проектируемой КТП 10/0,4 кВ до ближайшей опоры ВЛ-10 кВ фид. 121-21 с установкой разъединителя наружной установки на отпаечной опоре; строительство ЛЭП-0,4 кВ кабелем или самонесущим изолированным проводом от РУ-0,4 кВ проектируемой КТП-10/0,4 кВ до жилого дома.
Как следует из материалов дела и обратное заявителем не доказано, опора линии электропередачи, линия электропередачи, к которой осуществляется непосредственное присоединение ФИО1, является объектом сетевого хозяйства, принадлежащего ОАО «МРСК Сибири», и не включено в инвестиционную программу. Следовательно, если объекты электросетевого хозяйства, к которым осуществляется технологическое присоединение, не были включены в инвестиционную программу, на основании которой был установлен размер платы за технологическое присоединение, стоимость технологического присоединения определяется сетевой организацией без учета инвестиционной составляющей.
Довод заявителя о том, что ФИО1 не подпадает под льготную категорию лиц, которым плата за технологическое присоединение к электрической сети устанавливается в размере 550 руб. судом оценен и принят. В оспариваемом решении антимонопольный орган также отметил, что на запрос антимонопольного органа (исх. №5968 от 14.05.2010) о предоставлении сведений об объектах электросетевого хозяйства, находящихся на наименьшем расстоянии от границ земельного участка, расположенного по адресу: г.Красноярск, Октябрьский район, п.Таймыр, участок № 28, территориальным органом Ростехнадзора пояснено, что на расстоянии 320 м. от границ указанного земельного участка заявителя находится воздушная линия 0,4 кВ, принадлежащая ОАО «МРСК Сибири».
В соответствии с подпунктом «е» пункта 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя).
В пункте 14 Правил технологического присоединения указаны физические лица, направляющие заявки в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Заявка ФИО1 на осуществление технологического присоединения к электрической сети жилого дома подпадает под пункт 14 Правил технологического присоединения. Несмотря на это, в нарушение приведенной нормы, расчет платы в проекте договора об осуществлении технологического присоединения № 20.24.23649.09 осуществлен с учетом стоимости участия в осмотре должностным лицом Ростехнадзора присоединяемых энергопринимающих устройств.
Таким образом, по мнению арбитражного суда, ОАО «МРСК Сибири» неправомерно включило в проект договора об осуществлении технологического присоединения № 20.24.23649.09 условие об обязанности ФИО1 оплатить в составе стоимости услуг по технологическому присоединению, которая составила 276237 руб., сумму инвестиционной составляющей, а также стоимость участия в осмотре должностным лицом Ростехнадзора присоединяемых энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными простыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Ущемление интересов ФИО1 выразилось во включении ОАО «МРСК Сибири» в проект договора на технологическое присоединение условий, не предусмотренных действующим законодательством. Указанные действия ОАО «МРСК Сибири» представляют собой настаивание занимающей доминирующее положение организацией на включении в договор на технологическое присоединение к электрическим сетям условий об обязании ФИО1 оплатить услуги по технологическому присоединению, включающие сумму инвестиционной составляющей и стоимость участия в осмотре должностным лицом Ростехнадзора присоединяемых энергопринимающих устройств. Указанное свидетельствует о навязывании контрагенту невыгодных условий договора, так как в случае заключения договора на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, ФИО1 должен будет понести определённые финансовые издержки, не предусмотренные законодательством.
Учитывая изложенное, суд считает, что антимонопольным органом доказано нарушение заявителем требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании недействительным ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Отказать открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в удовлетворении требования о признании недействительным решения от 27.05.2010 по делу №094-10-10 и предписания о совершении действий, направленных на прекращение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением №094-10-10 от 27.05.2010 Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.
Проверено на соответствие Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного и Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Крицкая И.П.