АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ | |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
августа 2016 года | Дело № А33-8826/2016 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 24.08.2016.
В полном объеме решение изготовлено 31.08.2016.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А. ,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Центральная дирекция инфраструктуры (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН <***> , ОГРН <***>)
о признании незаконным решения об отказе в проведении зачета государственной пошлины от 28.03.2016 № 57/07681 и обязании произвести зачет государственной пошлины в сумме 825 000,00 рублей,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 на основании доверенности от 05.03.2015,
от ответчика: ФИО2 на основании доверенности от 14.12.2015 № 70-55/102,
при ведении протокола, аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Анкудиновой А.В.,
установил:
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Центральная дирекция инфраструктуры (далее – заявитель, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее – ответчик, Управление Росреестра по Красноярскому краю)с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении по существу и непринятии решения по заявлению от 09.12.2015 № 945/КрДИФ; об обязании принять решение (с учетом заявления об изменении предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении и в ходатайстве об изменении требований.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление и дополнительном отзыве.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
С целью регистрации государственных прав при расформировании принадлежащего ОАО «РЖД» на праве собственности (свидетельство от 24.03.2014 серия 24 ГС№ 004535) сооружения - комплекс 2 Решотской дистанции пути застроенной площадью 9 562,00 кв.м., по адресу: Красноярский край, Иркутская область, Тайшетский район, Богучанский район, Нижнеингашский район, участок Решоты-Карабула, заявитель 27.12.2012 произвел оплату государственной пошлины в сумме 825000 руб. по реквизитам Межрегионального операционного УФК (Росреестр) в соответствии с Порядком проведения государственной регистрации прав, разработанным Управлением Росреестра по Красноярскому краю.
В связи с необходимостью проведения государственной регистрации по месту нахождения объектов недвижимости, расположенных в Нижнеингашском и Богучанском районах Красноярского края, ОАО «РЖД» обратилось в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением от 09.12.2015 № 945/КрДИФ о проведении зачета оплаченной государственной пошлины.
Письмом от 16.02.2016 № 57/03705 ответчик перенаправил указанное заявление на рассмотрение в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которым, в свою очередь, направлен соответствующий запрос в Минфин России.
В связи с изложенным ответчик обещал направить информацию по указанному вопросу в адрес общества «РЖД» после получения ответа из Росреестра с разъяснениями Минфина России.
Письмом от 28.03.2016 № 57/07681 ответчик направил в адрес заявителя письмо Минфина России от 14.03.2016 № 19-03-05/6/14049 на запрос Росреестра с разъяснениями по вопросу, касающемуся возможности перенаправления в адрес Управления Росреестра по Красноярскому краю государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уплаченной по реквизитам центрального аппарата Росреестра.
Полагая, что данное бездействие противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд полагает, что оспариваемое бездействие ответчика не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
В силу пунктов 1, 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 (далее - Положение), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 № П/146 утверждено Положение об управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Согласно пункту 1 Положения, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, сокращенное наименование - Управление Росреестра по Красноярскому краю (далее - Управление), осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, наименований географических объектов, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности на территории Красноярского края.
Пунктом 7.7 Положения к полномочиям Управления отнесено, в том числе, принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) средств в федеральный бюджет, администрирование которых возложено на Росреестр, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок возврата уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий определен статьей 333.40 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 1 статьи 333.40 НК РФ установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса РФ, подлежит возврату.
На основании пункта 3 статьи 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Плательщик государственной пошлины в соответствии с пунктом 6 статьи 333.40 Кодекса, имеет право также на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в обязанности Управления Росреестра по Красноярскому краю входит принятие решения о возврате (зачете) государственной пошлины либо об отказе в возврате (зачете).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Управление Росреестра по Красноярскому краю решение о возврате (зачете) госпошлины по заявлению общества от 09.12.2015 № 945/КрДИФ о проведении зачета оплаченной государственной пошлины в сумме 825000 руб., не приняло, а перенаправило его в Федеральную службу Росреестра (письмо от 18.12.2015 исх. № 57/39589), которая также решение по указанному заявлению ООО «РЖД» не приняла.
Письмом от 28.03.2016 № 57/07681 ответчик направил в адрес заявителя письмо Минфина России от 14.03.2016 № 19-03-05/6/14049 на запрос Росреестра с разъяснениями по вопросу, касающемуся возможности перенаправления в адрес Управления Росреестра по Красноярскому краю государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уплаченной по реквизитам центрального аппарата Росреестра.
Таким образом, решение по заявлению ОАО «РЖД» от 09.12.2015 № 945/КрДИФ в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса РФ не принято.
Суд считает указанное бездействие Управления Росреестра по Красноярскому краю по нерассмотрению по существу и непринятию решения по заявлению от 09.12.2015 № 945/крДИФпротиворечащим требованиям вышеизложенных норм права.
Заявитель обратился в Управление Росреестра по Красноярскому краю, как в орган, уполномоченный совершать юридически значимые действия и наделенный соответствующими полномочиями по принятию решения в силу действующих норм законодательства, с заявлением о зачете уплаченной госпошлины. Неисполнение уполномоченным органом установленной законом обязанности образует неправомерное бездействие.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным оспариваемого бездействия Управления Росреестра по Красноярскому краю, выразившееся в нерассмотрении по существу и непринятии решения по заявлению от 09.12.2015 № 945/крДИФ.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.
С учетом установленных фактических обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что ответчик в качестве способа устранения допущенных нарушений обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «РЖД» путем принятия решения по заявлению от 09.12.2015 № 945/крДИФ.
По мнению суда, указанная восстановительная мера соответствует предмету заявленного требования и обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя.
С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом настоящего заявления составляют 3000 рублей и подлежат взысканию с Управления Росреестра по Красноярскому краю в пользу ООО «РЖД».
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
заявление открытого акционерного общества «Российские железные дороги» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, выразившееся в нерассмотрении по существу и непринятии решения по заявлению от 09.12.2015 № 945/крДИФ.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Российские железные дороги»путем принятия решения по заявлению от 09.12.2015 № 945/крДИФ.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краюв пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 3000 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины.
Возвратить открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» из федерального бюджета 3000 рублей излишне уплаченной госпошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | И.А. Раздобреева |