ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-8832/2011 от 30.08.2011 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  07 сентября 2011 года

Дело № А33-8832/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 07 сентября 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Ивановой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «В-Сибпромтранс» (ОГРН 1022402649059)

к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о признании недействительным акта-предписания от 20.04.2011 № 07-75х,

при участии:

представителя заявителя: О.В. Василянского по доверенности от 31.12.2010,
 С.А. Голивкина по доверенности от 01.07.2011;

представителя ответчика: А.Н. Сергомановой по доверенности от 12.01.2011,
 Л.Д. Привалихиной по доверенности от 29.08.2011,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
 К.Э. Сницкой,

установил:

открытое акционерное общество «В-Сибпромтранс» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании недействительным акта-предписания от 20.04.2011 № 07-75х в части пунктов 1-11, 17, 19, 22.

Определением от 06.06.2011 заявление принято к производству арбитражного суда.

Заявитель уточнил заявленные требования, требования поддержал.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

ОАО «В-Сибпромтранс» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402649059.

В период с 18 по 22 апреля 2011 года на основании распоряжения от 16.03.2011 № 1348-р Енисейским управлением Ростехнадзора проведена проверка соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта ОАО «В-Сибпромтранс».

По результатам проверки составлен акт-предписание от 20.04.2011 № 07-75х, в котором зафиксированы следующие нарушения:

1) не проведена с 24.12.2008 перерегистрация опасных производственных объектов в государственном реестре, срок устранения 16.05.2011;

2) предприятие не имеет лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта, склада ГСМ, срок устранения 22.08.2011;

3) не обучены и не аттестованы в области промышленной безопасности по правилам в части химнадзора руководители и специалисты предприятия и филиалов, срок устранения 30.06.2011;

4) не проведена экспертиза промышленной безопасности: резервуаров дизельного топлива №№ 1, 2; емкостям масла №№ 1, 2, 3, 4; технологическим трубопроводам, отработавшим нормативный срок службы, предписано: прекратить прием продукта в резервуары и емкости 22.04.2011;

5) не проведена зачистка и консервация резервуарам дизельного топлива №№ 3, 4, 5. Нет актов зачистки, нет приказа о консервации и актов консервации, срок устранения 30.06.2011;

6) не разработан по складу ГСМ «План мероприятий по обеспечению промышленной безопасности» и не представляется отчетная информация по осуществлению ПК в отдел химнадзора, срок устранения 20.06.2011;

7) не возложена на генерального директора ответственность за организацию производственного контроля в Положении о производственном контроле, срок устранения 16.05.2011;

8) не пересмотрена с 2003 года должностная инструкция директора ППЖТ - филиала, в которой не определены обязанности по осуществлению ПК за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО, срок устранения 16.05.2011;

9) нет классификации возможных инцидентов при эксплуатации складов ГСМ в прил. 1 Положения о порядке расследования и учета причин инцидентов, срок устранения 20.06.2011;

10) не составлен перечень газоопасных работ и нет журнала учета газоопасных работ, проводимых без оформления наряда-допуска по складу ГСМ, срок устранения 16.05.2011;

11) не испытаны в установленном порядке пояс, карабин, сигнально-спасательная веревка ПШ-1 и лестница для спуска в резервуары при их чистке, срок устранения – 16.05.2011;

12) не проверен с 07.04.2011 переносной газосигнализатор «Сигнал 02», срок устранения - до начала проведения газоопасных работ 16.05.2011;

13) не установлены сигнализаторы довзрывных концентраций на сливной ж/д и наливной автомобильной эстакадах, в резервуарном парке, в насосной, срок устранения 30.10.2011;

14) нет блокировки, исключающей возможность пуска насоса для заполнения автоцистерны при отсутствии ее заземления, срок устранения 30.10.2011;

15) не заземлен корпус насоса в насосной дизельного топлива, устранено в ходе проверки;

16) не записываются в паспорта резервуаров результаты их технического осмотра, срок устранения 16.05.2011;

17) не контролируется давление нагнетания в насосной перекачивания дизельного топлива, срок устранения 30.10.2011;

18) не обеспечена готовность к действиям по локализации возможных аварийных ситуаций на складе ГСМ. Нет ПЛАСа, не составлены графики и не проводятся учебно-тренировочные занятия и учебные тревоги с персоналом; срок устранения 22.08.2011;

19) не создано нештатное газоспасательное формирование из числа персонала, обученного в межведомственной комиссии на статус спасателей, срок устранения 22.08.2011;

20) не заменены просроченные коробки фильтрующих противогазов, срок устранения 16.05.2011;

21) не оснащен воздушными изолирующими дыхательными аппаратами персонал склада ГСМ, срок устранения 22.08.2011;

22) не разработан план мероприятий по обеспечению противоаварийной устойчивости ОПО предприятия и по исключению проникновения посторонних лиц на территорию предприятия на 2011 год, срок устранения 30.06.2011г.

Заявитель считает указанный акт-предписание в части пунктов 1-11, 17, 19, 22 необоснованным и нарушающим его права и законные интересы, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с Положением о Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.12.10 № 1134, к полномочиям Енисейского управления Ростехнадзора относится осуществление государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью.

При проведении проверок в области промышленной безопасности Енисейское управление Ростехнадзора руководствуется Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ, Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах» утвержденным Приказом Минприроды РФ от 30.10.2008 N 280 и другими нормативными актами в области промышленной безопасности.

Согласно пункту 7 Административного регламента, государственная функция по осуществлению контроля и надзора в области промышленной безопасности исполняется в отношении юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, и физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности.

Согласно пунктам 7, 44.9 Административного регламента, государственный надзор и контроль в сфере промбезопасности осуществляется в отношении всего предприятия в целом, опасных производственных объектов, технологических установок, технических устройств, зданий, сооружений, документации и иного имущества, а не конкретных промышленных объектов.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», установлено, что организация осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов обязана соблюдать требования промышленной безопасности по отношению ко всем объектам.

Таким образом, проверка проводимая Енисейским управлением Ростехнадзора, осуществлялась в отношении всех производственных объектов Лесосибирского ППЖТ-филиала ОАО «В-Сибпромстранс».

Отсутствие склада ГТС в плане проверки не говорит о незаконности действий Енисейского управления Ростехнадзора. Цель размещения плана проверок на сайте Енисейского управления Ростехнадзора - довести до руководства предприятия о предстоящей проверке соблюдения требований промышленной безопасности. Конкретизация объектов проверки пунктом 44.9.2 Административным регламентом не предусмотрена.

Кроме того, в соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при федерального государственного надзора в области промышленной безопасности. Особенности осуществления государственного надзора в указанной сфере определяются Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Таким образом, согласование ежегодных планов проверок в области промышленной безопасности с органами прокуратуры не требуется.

Уведомление о проверке от 25.03.2011 № 07-2184/68, получено лицом по доверенности - офис-менеджером О.Ф. Непомнющей в канцелярии ОАО «В-Сибпромтранс» 31.03.2011.

С учетом изложенного, процедура проверки Енисейским управлением Ростехнадзора соблюдена.

Суд полагает, что оспариваемый акт-предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в части пунктов 4, 5, 8, 9, 10, 11, 19, 22 на основании следующего.

1. В соответствии пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» от 24.11.1998 № 1371 объекты, вводимые в установленном порядке в эксплуатацию, подлежат регистрации в государственном реестре не позднее 30 дней с даты начала их эксплуатации.

Объекты, зарегистрированные в государственном реестре, подлежат перерегистрации не реже одного раза в 5 лет.

Срок перерегистрации опасных производственных объектов открытого акционерного общества «В-Сибпромтранс» в реестре ОПО окончился 24.12.2008, что подтверждается свидетельством о регистрации А66-02097.

Из материалов дела следует, что в нарушение указанных требований перерегистрация опасных производственных объектов, эксплуатируемых Лесосибирским ППЖТ, филиалом открытого акционерного общества «В-Сибпромтранс», в государственном реестре опасных производственных объектов не проводилась.

Довод заявителя о том, что ОАО «В-Сибпромтранс» неоднократно подавало заявление о перерегистрации опасных производственных объектов, однако Енисейское управление отказывало в приеме документов и перерегистрации, судом отклонен, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии нарушений вышеизложенных требований.

Таким образом, пункт 1 акта-предписания от 20.04.2011 № 07-75х соответствует закону.

2. Согласно статье 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.

Пунктом 2 и приложением к «Положению о лицензировании эксплуатации
 взрывопожароопасных производственных объектов» установлено, что эксплуатация склада ГСМ предусматривает получение, использование, хранение, транспортирование
 горючих веществ (ЛВЖ, ГЖ).

Как следует из материалов дела, ответчиком при проведении проверки установлено отсутствие у заявителя лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта – склада ГСМ.

Ссылка заявителя на то, что законодательством не предусмотрено лицензирование деятельности по эксплуатации склада ГСМ, судом отклонена, поскольку основана на неверном толковании норм материального права.

Следовательно, пункт 2 акта-предписания от 20.04.2011 № 07-75х соответствует закону.

3. Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 - организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

Согласно РД 03-19-2007 «Положение об организации работы по подготовке и
 аттестации специалистов организаций, поднадзорных ФС ЭТАН» подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям (пункт 3).

При аттестации по вопросам безопасности может проводиться проверка знаний требований промышленной безопасности по специальным вопросам в части эксплуатации склада ГСМ - по правилам промышленной безопасности нефтебаз и складов ГСМ; по правилам устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов; по типовой инструкции по организации безопасного проведения газоопасных работ; по типовой инструкции по организации безопасного проведения огневых работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах; по положению о порядке безопасного проведения ремонтных работ на химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих опасных производственных объектах (пункт 4).

Аттестация по вопросам безопасности проводится для специалистов организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации объекта (пункт 10).

Аттестация специалистов проводится в комиссиях организаций (при наличии программы по курсу «Промышленная безопасность», согласованной с территориальным органом Ростехнадзора) или в территориальной комиссии Ростехнадзора (пункт 11).

Довод заявителя об отсутствии обязанности по аттестации специалистов основан на неверном толковании норм материального права.

С учетом изложенного, пункт 3 акта-предписания от 20.04.2011 № 07-75х соответствует закону.

4. В соответствии счастью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств (ТУ в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке), применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

Пунктом 1.4 Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 18.10.2002 № 61-А установлено, что отнесение объектов к категории опасных производственных объектов производится организацией, эксплуатирующей эти объекты, по результатам их идентификации в соответствии с перечнем типовых видов опасных производственных объектов, разрабатываемым Госгортехнадзором России.

В соответствии с данными Правилами экспертиза промышленной безопасности проводится в случаях, предусмотренных нормативными документами в области промышленной безопасности, а также при выработке установленного изготовителем расчетного срока эксплуатации при отсутствии в технической документации данных о сроке службы технического устройства.

Ответчик не представил доказательств того, что исследованные в ходе проверки резервуары; масла, технологические трубопроводы являются объектами, в отношении которых необходимо проводить экспертизу промышленной безопасности.

Кроме того, пункт 4 оспариваемого акта обязывает заявителя прекратить прием продуктов в указанные резервуары и емкости. При этом указанные действия (прием продуктов резервуары и емкости) являются частью технологического процесса по погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, на что у заявителя имеется соответствующая лицензия серия ПРД №2405296 от 10.11.2010.

Таким образом, пункт 4 акта-предписания от 20.04.2011 № 07-75х является незаконным и подлежит признанию недействительным.

5. Согласно пункту 4.9 ПБ 09-560-03 «Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов» - все металлические резервуары подвергаются периодической зачистке не менее одного раза в год для светлых нефтепродуктов и масел.

Указанными правилами предусмотрена, что при длительном хранении нефтепродуктов возможно проводить зачистку металлических резервуаров после их опорожнения.

В пункте 5 оспариваемого акта-предписания отражено, что обществом не проведена зачистка и консервация резервуаров дизельного топлива №№ 3, 4, 5.

При этом ответчиком при проведении проверки не было выявлено и зафиксировано, что на складе ГСМ не осуществляется длительного хранения нефтепродуктов, а также того обстоятельства что резервуары дизельного топлива №№ 3, 4, 5 не эксплуатируются, при этом в них имеются остатки нефтепродукта. С учетом изложенного, наличие условий, при которых необходима периодическая зачистка (не менее одного раза в год) резервуаров не ответчиком не доказано.

С учетом изложенного, пункт 5 оспариваемого акта-предписания является необоснованным и подлежит признанию недействительным.

6. В соответствии с пунктом 3 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263, каждая эксплуатирующая организация на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта.

Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации при обязательном согласовании с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,

Требования «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» распространяются на все опасные производственные объекты, эксплуатирующиеся на предприятии.

Материалами дела подтверждается, что в сводном плане на момент проверки не было мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на складе ГСМ, который является опасным производственным объектом.

В отчетной информации по перевозке опасных грузов не содержится сведений по осуществлению производственного контроля.

Довод заявителя о том, что в ОАО «В-Сибпромтранс» составляется ежегодный сводный план «Мероприятий ОАО «В-Сибпромтранс» по обеспечению условий и охраны труда, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, промышленной и пожарной безопасности, предупреждению чрезвычайных ситуаций», отдельно склады ГСМ не выделены, судом отклонен, поскольку требования правил распространяются на каждый опасный производственный объект.

Таким образом, пункт 6 оспариваемого акта-предписания является необоснованным и подлежит признанию недействительным.

7. Согласно пункту 5 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте - ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которые возложены такие обязанности.

Пунктом 8 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте установлено, что функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля (ПК) возлагаются на руководителя службы ПК.

В соответствии с пунктом 2.2 РД 04-355-00 «Методические рекомендации по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах» - в Положении о ПК отражаются все аспекты его организации.

Документов, подтверждающих возложение обязанности по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном на момент проведения проверки заявителем не представлено.

Следовательно, пункт 7 акта-предписания от 20.04.2011 № 07-75х соответствует закону.

8. Из пункта 8 оспариваемого акта-предписания следует, что на момент проверки не пересмотрена с 2003 года должностная инструкция директора ППЖТ - филиала, в которой не определены обязанности по осуществлению ПК за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО, срок устранения 16.05.2011.

Обязанность по «пересмотру должностной инструкции» действующим законодательством не предусмотрена, в акте отсутствует ссылка на нормативно-правовой акт, которым устанавливается данное требование.

Кроме того, указанное требование не соответствует предмету проверки - соблюдение требований промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ, контроль за наличием и содержанием должностных инструкций к полномочиям Енисейского управления Ростехнадзора не относится.

Заявитель ссылается на то, что на момент проверки должностная инструкция директора ППЖТ - филиала ОАО «В-Сибпромтранс», утвержденная 19.06.2003 не действовала в связи с утверждением 15.01.2010 новой редакции. В новой редакции должностной инструкции пунктом 2.12.2 предусмотрена обязанность но организации и осуществлению производственного контроля.

9. Пунктом 9 оспариваемого акта-предписания установлено, что у общества классификации возможных инцидентов при эксплуатации складов ГСМ. Ссылка на нормативный акт, положения которого нарушены обществом, в акте-предписании отсутствует.

Согласно Методическим рекомендациям по классификации аварий и инцидентов на опасных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. РД 09-398-01, утвержденным Приказом Госгортехнадзора РФ от 31.01.2001 N 7, в соответствии с приложением 4 к Положению о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, в котором дан примерный перечень видов аварий по отраслям (направлениям) надзора, к авариям в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности относятся взрывы, загорания и (или) выбросы опасных веществ, разрушения сооружений, технических устройств или их элементов.

При этом Положения о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, утвержденное Постановлением Госгортехнадзора РФ от 08.06.1999 N 4, утратило силу.

10. Пунктом 10 акта-предписания установлено, что обществом не составлен перечень газоопасных работ и нет журнала учета газоопасных работ, проводимых без оформления наряда-допуска по складу ГСМ, срок устранения 16.05.2011,

Пунктом 11 акта-предписания установлено, что обществом не испытаны в установленном порядке пояс, карабин, сигнально-спасательная веревка ПШ-1 и лестница для спуска в резервуары при их чистке, срок устранения – 16.05.2011.

Госгортехнадзором СССР 20.02.1985 утверждена Типовая инструкция по организации безопасного проведения газоопасных работ.

Пунктом 1.5 Типовой инструкции установлено, что к газоопасным относятся работы, связанные с осмотром, чисткой, ремонтом, разгерметизацией технологического оборудования, коммуникаций, в том числе работы внутри емкостей (аппараты, сушильные барабаны, печи сушильные, реакторы, резервуары, цистерны и другое аналогичное оборудование, а также коллекторы, тоннели, колодцы, приямки и другие аналогичные места), при проведении которых имеется или не исключена возможность выделения в рабочую зону, определяемую в соответствии с ГОСТ 12.1.005-76, взрыво- и пожароопасных или вредных паров, газов и других веществ, способных вызвать взрыв, загорание, оказать вредное воздействие на организм человека, а также работы при недостаточном содержании кислорода (объемная доля ниже 20%).

В соответствии с пунктом 1.17 Типовой инструкции каждая газоопасная работа, выполняемая с оформлением наряда - допуска по форме Прил. 2 или регистрируемая в журнале учета по форме Прил. 3, состоит из двух этапов:

подготовка объекта к проведению газоопасной работы;

непосредственное проведение газоопасной работы.

Ответственным за подготовку объекта к проведению газоопасной работы назначается в порядке, определенном пунктом 2.4 настоящей Инструкции, инженерно - технический работник цеха, в ведении которого находится эксплуатационной персонал данного объекта.

Ответчик ссылается на то, что Типовая инструкция включена в перечень действующих нормативов в области промышленной безопасности и обязательна для всех подконтрольных Ростехнадзору предприятий, имеющих опасные производственные объекты.

Пунктами 6.6, 6.9 Типовой инструкции установлено, что во всех случаях на рабочего, спускающегося в емкость, должен быть надет спасательный пояс с сигнально - спасательной веревкой.

Пояс, карабин и сигнально - спасательная веревка должны быть испытаны в установленном порядке.

При отсутствии зрительной связи между работающими и наблюдающими должна быть установлена система подачи условных сигналов (пункт 6.6).

Для спуска рабочего в емкость, работы внутри емкости и подъема из нее применяемые переносные лестницы должны испытываться в установленном порядке и соответствовать условиям безопасности.

Проверку исправности, устойчивости и надежности закрепления лестницы по месту работы проводят в присутствии ответственного за проведение работ (пункт 6.9).

При этом согласно введению к инструкции, типовая инструкция по организации безопасного проведения газоопасных работ содержит требования по организации и документальному оформлению газоопасных работ; определяет обязанности и ответственность руководителей и исполнителей этих работ; устанавливает порядок подготовки и непосредственного их проведения; определяет основные меры по обеспечению безопасности при ведении газоопасных работ, в том числе работ, связанных с пребыванием людей внутри аппаратов, емкостей, колодцев, тоннелей и другого аналогичного оборудования и сооружений.

Настоящая Типовая инструкция обязательна для предприятий всех министерств, имеющих подконтрольные Госгортехнадзору СССР объекты, кроме министерств черной и цветной металлургии.

Действующие и вновь разрабатываемые на предприятиях местные инструкции должны быть приведены в соответствие с настоящей Инструкцией.

Суд считает обоснованной ссылку заявителя на то, что ОАО «В-Сибпромтранс» не является предприятием какого-либо министерства.

Кроме того, в ходе проверки не было достоверно установлено, что на складе ГСМ работниками Лесосибирского ППЖТ проводились или проводятся какие-либо газоопасные работы. При необходимости данные работу могут проводить подрядные организации, имеющие на то необходимые средства, инструменты и квалификацию.

С учетом изложенного, пункты 8-11 акта-предписания от 20.04.2011 № 07-75х являются незаконными и подлежат признанию недействительными.

11. Пунктом 17 акта-предписания от 20.04.2011 № 07-75х установлено, что обществом не контролируется давление нагнетания в насосной перекачивания дизельного топлива.

Согласно пункту 1.7 ПБ 09-560-03 «Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов» - организация, эксплуатирующая нефтебазы или склады ГСМ, обязана обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов, к которым относятся, в том числе манометры для контроля давления.

Доказательств исполнения данного требования ОАО «В-Сибпромтранс» на момент проверки не представлено.

Таким образом, пункт 17 акта-предписания от 20.04.2011 № 07-75х является законным и обоснованным.

12. Пунктом 19 оспариваемого акта-предписания установлено, что обществом не создано нештатное газоспасательное формирование из числа персонала, обученного в межведомственной комиссии на статус спасателей.

Согласно статье 10 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая ОПО, обязана заключать с профессиональным аварийно- спасательным формированием (АСФ) договор на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, создавать собственные АСФ, а также нештатные АСФ из числа работников.

Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» - нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.4 РД 09-536-03 «Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах» - при отсутствии в организации профессионального АСФ или невозможности прибытия другого профессионального АСФ, аттестованного на проведение газоспасательных работ, в срок, установленный ПЛАС, обязанности по проведению газоспасательных работ возлагается на нештатное АСФ организации, которые создаются в соответствии со ст. 10 № 116-ФЗ на химически опасных производственных объектах во всех случаях, когда имеется необходимость проведения аварийной остановки производства или иных работ с участием людей и не исключена возможность аварийного выделения вредных веществ.

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» - спасатели проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателей.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников».

ОАО «В-Сибпромтранс» имеет договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (договор на обслуживание представлен в материалы дела).

Нештатные аварийно-спасательные формирования, в соответствии с пунктом 4 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23.12.2005 N 999 (далее по тексту Порядок), создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников.

В соответствии с пунктом 12 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных Приказом МЧС России от 28.02.2003 № 105, отнесение потенциально опасных объектов к классам опасности осуществляется комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Опасные производственные объекты ОАО «В-Сибпромтранс» не включены в перечень потенциально опасных объектов, в связи с чем обязанность создавать нештатное аварийно-спасательное формирование из числа работников у общества отсутствует. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

13. Пунктом 22 акта-предписания от 20.04.2011 № 07-75х установлено, что обществом не разработан план мероприятий по обеспечению противоаварийной устойчивости ОПО предприятия и по исключению проникновения посторонних лиц на территорию предприятия на 2011год.

Приказом Госгортехнадзора РФ от 28.03.2001 N 36 утверждены и введены в действие Методические рекомендаций по проверке защищенности опасных производственных объектов от террористических актов, в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 которых установлено, что инспектору следует проверить:

- наличие и фактическое выполнение приказа по предприятию (организации) «О защите от возможных террористических актов», которым определяются:

ответственные руководители за организацию и проведение проверок защищенности опасных производственных объектов;

порядок взаимодействия с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ФСБ России, МВД России, МЧС России, ведомственными аварийно-спасательными службами, медицинскими учреждениями;

порядок и сроки проведения учебно-тренировочных занятий с персоналом по ликвидации аварийных ситуаций;

порядок и сроки проверки наличия средств индивидуальной и коллективной защиты персонала, а также средств пожаротушения;

мероприятия по исключению проникновения посторонних лиц на территории предприятий и организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (в т.ч. усилению их ограждений);

организации пропускного режима на предприятиях и в организациях, указанных в п. 1.2;

меры по дополнительным (внеочередным) проверкам технологических коммуникаций, работоспособности систем противоаварийной защиты технических устройств, систем блокировок и сигнализаций;

- наличие и достаточность мероприятий по обеспечению противоаварийной устойчивости опасных производственных объектов, которыми предусматриваются меры по:

усилению режима охраны опасных производственных объектов, в особенности складов и установок, на которых обращаются опасные вещества в больших количествах;

обеспечению надежной охраны продукции и веществ с опасными свойствами при их перевозке, в том числе силами ведомственной военизированной охраны предприятий, организаций и нарядами милиции МВД России;

ограничению использования и перевозок опасных веществ и ВМ в праздничные дни и дни выборов, а также по исключению перевозок таких веществ и ВМ по маршрутам, вблизи которых во время перевозки возможно массовое скопление людей в связи с проведением митингов, демонстраций и т.п.;

созданию на предприятиях и в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, оперативных групп, которые по специальному графику (при угрозе террористического акта - незамедлительно) осуществляют проверку территории, технологических установок (линий) и трубопроводов, коммуникаций технологического и энергетического обеспечения с целью предотвращения несанкционированного вмешательства в технологию опасных производств;

незамедлительному устранению нарушений, выявленных в результате проверок, проводимых оперативными группами;

проведению учебно-тренировочных занятий с персоналом по планам ликвидации аварий с проработкой сценариев возможных террористических актов на опасных участках;

внеочередному обучению обслуживающего персонала действиям по пресечению террористической деятельности и обеспечению устойчивой работы производств;

проверке организации учета и условий хранения эксплуатационной документации, предотвращению несанкционированного доступа в компьютерные базы данных и автоматизированные информационно-управляющие системы;

проведению инструктажа коммерческих, диспетчерских и транспортных служб с целью ограничения распространения сведений об объемах и опасных факторах производств;

реализации мер по защите опасных участков от проникновения посторонних лиц, в том числе установлению системы видеонаблюдения с записью информации на магнитные или электронные носители.

При этом обязанность организации по разработке плана мероприятий по обеспечению противоаварийной устойчивости указанными положениями не установлена. Методические рекомендации адресованы должностным лицам Гостехнадзора, осуществляющим проверки.

Кроме того, заявитель ссылается на то, что информация, наличие которой требуют вышеуказанные положения содержится в Паспорте антитеррористической защищенности базы Лесосибирского ППЖТ - филиала ОАО «В-Сибпромтранс», согласованном УФСБ и МВД России. Копия указанного паспорта представлена в материалы дела.

Из оспариваемого акта следует, что территория филиала ограждена по периметру и охраняется вневедомственной охраной согласно договору от 30.12.2010 № Д2010/0054 сроком на 1 год с охранным предприятием ООО «Олимп».

С учетом изложенного пункты 19, 22 акта-предписания от 20.04.2011 № 07-75х не соответствуют закону и подлежат признанию недействительными.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Расходы заявителя по уплате государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом настоящего искового заявления составляют 2000 рублей (платежное поручение от 27.05.2011 № 5052) и подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Заявление удовлетворить частично.

Признать недействительным пункты 4, 5, 8, 9, 10, 11, 19, 22 акта-предписания от 20.04.2011 № 07-75х, вынесенного Енисейским управлением Ростехнадзора.

В удовлетворении остальной части требования отказать.

В порядке распределения судебных расходов взыскать с Енисейского управления Ростехнадзора в пользу открытого акционерного общества «В-Сибпромтранс» 2 000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца   после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.А.Иванова