АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
28 июля 2010 года
Дело № А33-8837/2010
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 28 июля 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Севастьянова Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Минусинского межрайонного прокурора
к индивидуальному предпринимателю ФИО1
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
без участии сторон,
при ведении протокола судебного заседания судьей Севастьяновой Е.В.,
установил:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее ФИО1) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Заявление принято к производству суда. Определением от 24.06.2010 возбуждено производство по делу.
Заявитель и ответчик (их представители) в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом (почтовое уведомление о вручении от 25.06.2010 №№ 660049 56 94253 3; 660049 56 94254 0).
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия сторон, надлежащим образом извещенных о времени, дате и месте судебного заседания.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО1, зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304245517000047, осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек на основании лицензии № АСС-24-029468 от 05.04.2003, сроком действия с 17.03.2008 по 06.04.2013.
На основании указания Прокуратуры Красноярского края № 7/2-24-10 Минусинским межрайонным прокурором проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 по вопросу соблюдения требований и условий выданной лицензии.
В ходе проведения проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 не соблюдаются лицензионные требования и условия, установленные Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, а именно:
- заполнение путевых листов производится не в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством: в путевых листах № 491 от 26.05.2010 отсутствует штамп о прохождении послерейсового медосмотра, путевые листы № 547 от 03.06.2010, №540 от 02.06.2010, №555 от 05.06.2010, № 528 от 01.06.2010 не содержат показания спидометра, одометра, в путевом листе без номера от 14.05.2010 не проставлена дата и время выезда транспортного средства на линию и возврата в гараж;
- не обеспечивается соблюдение режима рабочего времени и времени отдыха водителями автобусов (продолжительность междусменного отдыха водителя ФИО2 с 01.06.2010 по 02.06.2010 составила 11 часов, со 02.06.2010 по 03.06.2010 - 11 час. 10 мин., продолжительность междусменного отдыха водителя Блумберг В.В. с 25.05.2010 по 26.05.2010 составила 11 часов, что подтверждается путевыми листами № 533 от 01.06.2010, № 540 от 02.06.2010, № 483 от 25.05.2010, № 490 от 26.05.2010);
- учет и анализ дорожно-транспортных происшествий совершенных водителями предпринимателя не организован, сверки с ГИБДД РФ не проводятся (согласно журналу учета нарушений правил дорожного движения, журналу учета дорожно-транспортных происшествий, представленных на проверку, сверки с органами ГИБДД сведений о дорожно-транспортных происшествиях проводятся не ежемесячно, последняя сверка дорожно-транспортных происшествий проведена за период с 01.01.2010 по 30.05.2010, сверки нарушений правил дорожного движения не проводятся).
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено с участием ФИО1 и вручено лично предпринимателю 09.06.2010, что подтверждается проставленной подписью индивидуального предпринимателя ФИО1. В объяснениях индивидуальный предприниматель указал, что с выявленными нарушениями согласен.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Минусинского межрайонного прокурора в соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с примечанием к статье 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Согласно статье 24.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
В соответствии со статьей 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (далее - Закон), прокурор осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 названного Закона, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
В силу статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23-5.25, 5.46, 5.48, 5.52, 7.24, 12.35, 12.36, 13.11, 13.14, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 15.10, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.9, 20.26, 20.28 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Таким образом, судом установлено, что постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении предпринимателя ФИО1 от 09.06.2010 вынесено Минусинским межрайонным прокурором Афанасьевым А.Е. в пределах представленных ему полномочий.
Установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истекли.
С объективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется действием (бездействием) и выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
Согласно статье 2 Закона под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. При этом подпунктами «б» и «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Согласно пункту 2.1.1 Правил дорожного движения водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки в установленных случаях, а в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в том числе путевой лист.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 «Общие положения» Приказа Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Раздел II Приказа Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» содержит обязательные реквизиты путевого листа, в том числе: показания одометра (полные км. пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо) (пп.3 п.6); подпись водителя о принятии АТП (пп.1 п.7); дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку (пп. 4 п.6), дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя ( пп.2 п.7).
В соответствии с пунктом 13 Раздела III Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 установлено, что даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
Из материалов дела следует, что в нарушение данного требования предпринимателем не обеспечено надлежащее заполнение путевого листа № 491 от 26.05.2010, в котором отсутствует штамп о прохождении послерейсового медосмотра; путевые листы №547 от 03.06.2010, №540 от 02.06.2010, №555 от 05.06.2010, №528 от 01.06.2010 не содержат показаний спидометра, одометра, путевой лист без номера от 14.05.2010 не содержит даты и времени выезда транспортного средства на линию.
Согласно пункту 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 №15, графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Пунктом 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей установлено, что продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Как следует из материалов дела, график выхода на работу на июнь 2010 года, составленный ФИО1, не соответствует требованиям п.4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей: отсутствует время начала, окончания и продолжительности ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) отдыха. С данным графиком водители, работающие у ФИО1, не ознакомлены.
Из представленных на проверку путевых листов № 533 от 01.06.2010 и №540 от 02.06.2010 (дата путевого листа следует из даты медосмотров и журнала регистрации путевых листов) следует, что водитель ФИО2, управляющий автобусом ПАЗ 3205, 01.06.2010 возвратился в гараж в 20 час. 50 мин., а 02.06.2010 проходил предрейсовый медосмотр в 05 час. 52 мин. Обеденный перерыв водителя 02.06.2010 длился 2 часа (согласно отметки в путевом листе). Таким образом, продолжительность времени междусменного отдыха ФИО2 с 01.06.2010 по 02.06.2010 составила 11 часов.
В период работы со 02.06.2010 по 03.06.2010 (путевые листы №№ 540,547) продолжительность междусменного отдыха водителя ФИО2 составила 11 часов 10 мин.
Не соблюдена норма отдыха водителя Блумберг В.В. в период времени работы на автобусе ПАЗ 3205 25.06.2010 и 26.05.2010. Согласно путевому листу №483 от 25.05.2010 водитель вернулся в гараж в 20 час. 50 мин. 26.05.2010 водитель Блумберг В.В. прошел предрейсовый медосмотр в 05 час. 51 мин. (путевой лист №490), перерыв в течении рабочего дня составил 2 часа. Таким образом, продолжительность времени междусменного отдыха водителя Блумберг В.В. за указанный период времени составила 11 часов.
В соответствии с пунктом 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 №27, с повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация: организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации.
Согласно пункту 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Согласно журналу учета нарушений правил дорожного движения, журналу учета дорожно-транспортных происшествий, представленных индивидуальным предпринимателем ФИО1, сверки с органами ГИБДД сведений о дорожно-транспортных происшествиях проводятся не ежемесячно. Согласно предъявленному журналу учета дорожно-транспортных происшествий, последняя сверка дорожно-транспортных происшествий проведена за период с 01.01.2010 по 30.05.2010. Сверки нарушений правил дорожного движения не проводятся.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание тот факт, что индивидуальный предприниматель ФИО1 с выявленными административным органом нарушениями согласен (объяснения предпринимателя от 09.06.2010), арбитражный суд считает, что действия ответчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основания для привлечения его к административной ответственности имеются.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины индивидуального предпринимателя предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от лица не зависящих.
Предприниматель не представил пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
Таким образом, основания для привлечения предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в судебном заседании арбитражным судом установлены.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных статьей 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях смягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле, не представлено, об их наличии не заявлено.
Доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле не представлено, об их наличии не заявлено.
Принимая во внимание изложенное, при рассмотрении настоящего дела арбитражный суд считает возможным назначить индивидуальному предпринимателю ФИО1 административный штраф в минимальном предусмотренном нормой законодательства размере.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167–170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
Требования Минусинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю 26.03.1997 за основным государственным регистрационным номером 304245517000047, проживающего по адресу: 662603, <...>, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 3000 (трех тысяч) рублей.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Получатель – УФК по Красноярскому краю (прокуратура Красноярского края), ИНН – <***>; КПП – 246601001; ОКАТО – 04401000000; БИК – 040407001; КБК – 41511690040000140; расчетный счет – <***>; наименование банка – ГРКЦ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск; назначение платежа – административный штраф.
Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, штрафа должна быть представлена суду.
Судья
Севастьянова Е.В.