ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-9139/2009 от 07.10.2009 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

Р Е Ш Е Н И Е

октября 2009 года

Дело № А33-9139/2009

 Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2009 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Н.Н. Фролова, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Енисейского транспортного прокурора

к обществу с ограниченной ответственностью «ПассажирРечТранс»

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

представителя заявителя: помощника Енисейского транспортного прокурора М.П. Сизых;

представителя лица, привлекаемого к административной ответственности: А.В. Колесникова на основании доверенности от 22.06.2009 № 27,

при ведении протокола судебного заседания судьей Н.Н. Фроловым,

установил:

Енисейский транспортный прокурор обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ПассажирРечТранс» (далее – ОАО «ПассажирРечТранс», общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявление принято к производству суда. Определением от 03.06.2009 возбуждено производство по делу. Определением от 30 июня 2009 производство по делу прекращено. Постановлением Третьего апелляционного суда определение от 30 июня 2009 года отменено, дело направлено для рассмотрения в Арбитражный суд Красноярского края. Определением от 7 октября 2009 года производство по делу прекращено в части указанных прокурором в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.05.2009 нарушений пунктов 4.2, 6.19 Инструкции по загрузке и выгрузке т/х «Казачинец» с паромом 7-1, пункта 7.1 Инструкции по загрузке и выгрузке т/х «Ангара-86» с паромом «Гейзер».

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

ОАО «ПассажирРечТранс» имеет лицензию серии ВВТ-2 № 013396 от 27.04.2009 на осуществление перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, лицензию серии ВВТ-1 № 013741 от 03.04.2007 на осуществление перевозок грузов внутренним водным транспортом.

29.04.2009 помощником Енисейского транспортного прокурора М.П. Сизых с участием государственного инспектора линейного отдела А.В. Рошунина проведена проверка соблюдения законодательства о внутреннем водном транспорте при эксплуатации паромной переправы на маршрутах «Предивинск-Левый брег» и «Момотово-Галанино».

Для осуществления паромного движения на маршруте «Предивинск-Левый брег»
ОАО «ПассажирРечТранс» использует теплоход «Ангара-86» и несамоходный паром «Гейзер», принадлежащие обществу на основании договоров аренды от 16.02.2007 №№ 97-07, от 27.03.2007.

-    система закрепления аппарелей в положение 45 градусов от уровня воды находилась в неисправном состоянии, аппарели опущены как в ходе движения парома, так и при подходе к причалу;

-    под автомобили, находящиеся у въезда и выезда с парома не подкладывались клинья, обеспечивающие удержание автомобиля от падения в воду при его случайной подвижке;

-    пассажиры находились в автомобилях или в свободных местах на палубе парома при его движении и разгрузке;

-    2 бочки с легковоспламеняющимся маслом (горючим) находились на палубе т/х «Ангара-86».

Для осуществления паромного движения на маршруте «Момотово-Галанино»
ОАО «ПассажирРечТранс» использует теплоход «Казачинец» и несамоходный паром «Паром 7-1», принадлежащие обществу на основании договоров аренды от 05.04.2006 №№ 1139, 1140.

При проверке выявлены следующие нарушения:

-    паром 7-1 не обеспечен спасательным инвентарем;

-    система закрепления аппарелей в положении 90 градусов от уровня воды находилась в неисправном состоянии, аппарели опущены как при движении парома, так и при подходе к причалу;

-    под автомобили, находящиеся у въезда и выезда с парома не подкладывались клинья, обеспечивающие удержание автомобиля от падения в воду при его случайной подвижке;

-    пассажиры находились в автомобилях или в свободных местах на палубе парома при его движении и разгрузке;

-    у шкипера не имелось радиостанции.

По факту указанных нарушений Енисейским транспортным прокурором Л.Н. Щербаковым вынесено постановление от 25.05.2009 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения прокурора в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, с требованием прокурора не согласно по следующим основаниям:

-    пункты инструкции, указанные в заявлении не содержат тех требований, которые, по мнению прокурора, нарушены обществом;

-    в заявлении не указано в чем заключалась неисправность аппарелей, и под каким градусом от уровня воды находились, а также способ измерения градуса расположения аппарелей относительно уровня воды;

-    действия общества содержат состав иных правонарушений, предусмотренных статьями 11.10 и 11.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

-    2 бочки на палубе содержали масло, которое не является легковоспламеняющейся жидкостью.

Суд исследовал материалы дела и пришел к выводу, что производство по делу подлежит прекращению. Правовое и фактическое обоснование выводов суда следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Подпунктом «а» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 490 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» (далее - Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 490), установлено, что лицензионным требованием и условием, предъявляемыми при осуществлении перевозок грузов, является соблюдение лицензиатом требований по обеспечению безопасности судоходства, правил плавания судов по внутренним водным путям, правил перевозки грузов на внутреннем водном транспорте и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей, утверждаемых в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

Подпунктом «а» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок морским транспортом пассажиров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 490, лицензионным требованием и условием, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров, является в том числе соблюдение лицензиатом требований по обеспечению безопасности мореплавания, установленных Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.05.2009 следует, что, по мнению прокурора, действиями общества «ПассажирРечТранс» нарушены пункты 3.11 (размещение спасательных средств на пароме), 4.10.5 (запрещен въезд на паром, нахождение на нем и выезд автомобилей, автобусов и повозок с людьми), 4.10.6 (соблюдение разработанной на каждый паром схемы загрузки), 4.10.10 (нахождение пассажиров на специально выделенной площадке, отгороженной от грузовой палубы и имеющей надежные поручни) ВСН 50-87 Инструкции по ремонту, содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов (далее – Инструкция), утвержденной Минавтодором РСФСР от 01.10.1987, пункты 7.4.4, 7.4.7 Приложения 9 к указанной Инструкции «Примерные должностные обязанности лиц обслуживающего персонала паромных переправ и наплавных мостов» в части обязанностей шкипера следить за исправностью аппарелей и трапов, подаваемых на причал и за их креплением, за креплением троса к парому и парома к буксиру, а также обязанностей шкипера по соблюдению правил противопожарной безопасности, пункт 7.1 Инструкции по загрузке и выгрузке т/х «Ангара-86» с паромом «Гейзер» (необходимость закрепления аппарелей в ходе движения парома в положении 45 градусов относительно уровня воды).

Отраженное в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.05.2009 нарушение пункта 77 Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 24.12.2002 № 158, судом не изучалось, так как в соответствии с пояснениями по делу об административном правонарушении от 25.06.2009 № 23-2779-09 находившееся в бочках на палубе т/х «Ангара-86» масло не является легковоспламеняющейся жидкостью, следовательно, нарушение не было допущено.

Инструкция по ремонту, содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплывных мостов ВСН 50-87 утверждена Минавтодором РСФСР 1 октября 1987 года, предназначена для инженерно-технического и обслуживающего персонала, занятого эксплуатацией паромных переправ и наплавных мостов (пункт 1.1 инструкции). Действие Инструкции распространяется на ремонт, содержание и эксплуатацию паромных переправ и наплавных мостов дорожными хозяйствами Минавтодора РСФСР на общей сети автомобильных дорог РСФСР (пункт 1.2 инструкции). В задачи эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов входят: определение состава переправы, отвечающего требуемой пропускной способности; организация работы переправы с установлением режима работы в течение суток; укомплектование переправы штатами, подготовка кадров и повышение их квалификации, решение вопросов оплаты труда и материального стимулирования; регистрация и периодические технические освидетельствования плавсредств переправ на годность к плаванию; ведение судовой документации на плавсредствах и технической документации на переправу; поддержание установленного режима эксплуатации навигационных знаков; обеспечение беспрепятственного и безопасного пропуска судов на судоходных реках; организация и регулирование движения автотранспорта на переправах и подходах к ним; руководство погрузкой и выгрузкой автомобилей, посадкой и высадкой пассажиров; контроль за весовыми параметрами пропускаемых по переправе нагрузок (пункт 1.11 инструкции).

Разделом 4 инструкции регламентирована организация работы паромных переправ и наплывных мостов, обеспечение безопасности перевозок автотранспорта и пассажиров.

Запрещаются въезд на паром, нахождение на нем и выезд автомобилей, автобусов и повозок с людьми, кроме водителя, а также посадка людей на автомобили, автобусы и повозки, находящиеся на пароме. После въезда на паром двигатели автомобилей должны быть выключены. Включение двигателей разрешается только в момент выезда автомобиля с парома после окончания высадки пассажиров, выгрузки скота и выезда повозок. Автомобили на пароме должны быть заторможены стояночным тормозом. Запрещается оставлять автомобили с дизельными двигателями с включенной передачей. Под колеса автомобилей, расположенных у въезда и выезда с парома, должны подкладываться деревянные или сварные металлические клинья или должны быть предусмотрены конструкции подъемных ограждений, обеспечивающих удержание автомобиля от падения в воду при его случайной подвижке (пункт 4.10.5 инструкции).

Посадка и высадка пассажиров должны быть организованы так, чтобы не допускать их скопления и сутолоки. При посадке и высадке пассажиров около трапов должен находиться шкипер или матрос парома. На пароме пассажиры должны находиться на специально выделенной площадке, отгороженной от грузовой палубы и имеющей надежные поручни. Курение и нахождение в нетрезвом состоянии на пароме запрещаются. Пассажирам запрещается перевозить вещи, которые могут загрязнить или повредить паром, заряженные и расчехленные ружья, огнеопасные, взрывчатые и ядовитые вещества (пункт 4.10.10 инструкции).

Таким образом, из содержания указанных требований инструкции следует, что обязанность по их исполнению возложена на инженерно-технический и обслуживающий персонал, занятый эксплуатацией паромных переправ.

Все плавсредства паромных переправ и наплавных мостов, на которых могут находиться люди (пассажиры, члены судовых экипажей, рабочие переправы) должны быть оснащены спасательными средствами: шлюпками, приборами, нагрудниками или жилетами, кругами. Все спасательные средства должны быть исправными, окрашены по табелю окраски, в соответствии с установленными нормами размещены на береговых и плавучих сооружениях и плавсредствах, периодически испытываться на пригодность к действию (пункт 3.11 инструкции). В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 25 мая 2009 года отражено, что спасательные средства находились не на пароме, а на теплоходе Казачинец. Сведений о том, каким образом и какие обязанности были не исполнены юридическим лицом и как это связано с нарушением пункта 3.11 инструкции суду не представлены.  

Пункты 7.4.4, 7.4.7 Приложения 9 к Инструкции «Примерные должностные обязанности лиц обслуживающего персонала паромных переправ и наплавных мостов» устанавливает обязанности для должностных лиц – шкиперов несамоходных паромов, то есть их нарушение не может быть квалифицировано по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, заявителем не представлен суду текст инструкций по загрузке и разгрузке каждого парома («Гейзер» и «Паром-7-1») (указанные акты отсутствуют в компьютерных правовых базах). Представленная инструкция 581-03-26А на паром грузоподъемностью 40 т. не идентифицирована с каким-либо из паромов. При этом, грузоподъемность несамоходного парома «Гейзер» составляет 100 т., а «Парома 7-1» - 35 т. (копии соответствующих свидетельств о праве собственности на судно и праве плавания по Государственным флагом Российской Федерации имеются в деле). Указанное обстоятельство исключает возможность привлечения лица к административной ответственности в отсутствие текста акта, который содержит норму, нарушенную, по мнению заявителя, лицом, привлекаемым к ответственности. В то же время, представленная копия инструкции содержит пункт, согласно которому инструкция предназначена для команды толкача, закрепленного за паромом, а также для лиц, осуществляющих руководство загрузкой и разгрузкой (лист 3 инструкции).  

Нарушение пункта 4.10.6 инструкции (событие административного правонарушения) не отражено в постановлении о возбуждении от 25 мая 2009 года, иные доказательства не соблюдения указанной нормы заявителем суду не представлены.

В то же время, ответчиком представлены суду документы, подтверждающие исполнение им обязанностей судовладельца, связанных с эксплуатацией вышеуказанных паромов – свидетельства о праве собственности и о праве плавания по Государственным флагом Российской Федерации, лицензии на осуществление перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, акты ежегодного освидетельствования судна «Ангара-86», «Гейзера», «Паром 7-1», «Казачинец», приказы о приеме на работу соответствующих ответственных лиц, а также документы подтверждающие квалификацию работников юридического лица. Указанные доказательства подтверждают соблюдение требований законодательства Российской Федерации, регулирующего перевозки на внутреннем водном транспорте.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (части 1, 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Из содержания постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, иных материалов дела следует, что прокуратурой не исследовался вопрос о том, какие обязанности не были исполнены юридическим лицом, нет доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) лица, привлекаемого к административной ответственности и нарушением вышеуказанных норм инструкций, не доказана вина юридического лица. Кроме того, на момент рассмотрения дела, пропущен срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.    

По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьей 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

отказать Енисейскому транспортному прокурору в удовлетворении требования о привлечении открытого акционерного общества «ПассажирРечТранс» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья

Н.Н. Фролов