ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-9236/08 от 03.04.2009 АС Восточно-Сибирского округа

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

апреля 2009 года

Дело № А33-9236/2008

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании  03 апреля 2009 года.

В полном объёме решение изготовлено 09 апреля 2009 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ермакова И.И., рассмотрев в судебном заседании, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ФИО1,

дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2

к Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска

о признании незаконным бездействия по рассмотрению заявления о передаче в собственность земельного участка и о возложении на ответчика обязанности подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка,

при участии:

от заявителя: ФИО3, представителя по доверенности от 30.06.2008,

от ответчика: ФИО4, представителя по доверенности от 11.01.2009 № 4,

третьего лица: ФИО1 – на основании паспорта,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ермаковой И.И.

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО2 (ФИО2) обратился в арбитражный суд к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с заявлением: о признании незаконным бездействия по рассмотрению заявления о передаче в собственность ФИО2 земельного участка площадью 1385.65 кв.м., расположенного по адресу: <...>, об обязании передать ФИО2 земельный участок общей площадью 1385.65 кв.м., расположенный по адресу: <...>.

Указанное заявление принято к производству Арбитражного суда Красноярского края. Определением от 21.07.2008 возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание.

Определением от 14.08.2008 подготовка дела признана оконченной, дело назначено к судебному разбирательству на 16.09.2008. В судебном заседании  заявитель уточнил требования, просил: признать незаконным бездействия Департамента муниципального имущества и земельных отношений по рассмотрению заявления о передаче в собственность ФИО2 земельного участка площадью 1385.65 кв.м., расположенного по адресу: <...>, возложить на ответчика обязанность подготовить и направить в адрес ФИО2 три экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка общей площадью 1385.65 кв.м., расположенного по адресу: <...>.

На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об изменении предмета иска удовлетворено. Спор рассматривается с учетом изменения.

Определением от 23.09.2008  к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО1; судебное разбирательство по делу назначено на 15.10.2008.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 17.10.2008 производство по делу № А33-9236/2008 приостановлено до вступления в законную силу судебного  акта  Федерального суда Центрального района г. Красноярска по иску ФИО1 к ФИО2 о признании недействительной государственной регистрации права собственности.

Определением от 18.02.2009 производство по делу возобновлено, назначено судебное заседание на 17.03.2009. Определением от 17.03.2009 производство по делу возобновлено, назначено судебное заседание на 27.03.2009. В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской объявлялись перерывы  с 14 час. 30 мин. 31.03.2009 до 16 час.30 мин. 31.03.2009, с 16 час.50 мин до 16 час. 30 мин. 02.04.2009, с 16 час. 50 мин. 02.04.2009 до 09 час.30 мин. 03.04.2009, по окончанию которых судебное заседание продолжено.

Лица, участвующие в дела, третье лицо в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства по делу извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие их представителей.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Решением исполкома Красноярского краевого совета народных депутатов от 24.12.1986 № 345 здания, расположенные по адресу: <...>, поставлены на государственную охрану как «Дом жилой с воротами усадьбы Л-вых» и «Флигель усадьбы Л-вых». Указанные объекты недвижимости представляют собой охранную зону памятников архитектуры.

На основании договора от 20.09.1999 № 2008-М1 ФИО2 приобретено в собственность

нежилое здание - дом жилой с воротами усадьбы Л-вых» (лит А,А1) общей площадью 218,9 кв.м., расположенное по адресу: <...> на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300251:0026.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.12.2005 серия 24 ЕГ № 004968  ФИО2 является собственником кирпичного нежилого здания (лит А,А1,Б1,Б4,Б5,б) общей площадью 673,90 кв.м., расположенного по адресу: <...>.

Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 26.12.2008 по гр. Делу №2-346/08г. право собственности ФИО2 на нежилые помещения (лит Б1,Б4,Б5,б), общей площадью 455 кв.м. расположенные по адресу: <...>, прекращено.

Согласно  выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.05.2009 №01/016/2009-824  за ФИО2 зарегистрировано право собственности  на объект – нежилое задние площадью 218,9 кв.м. по адресу: <...>, литер А,А1.

Сведения о правах на объект недвижимого имущества: нежилое здание адрес: <...> ЛитА,А1,Б2,Б4,Б5,б, в ЕГРП отсутствуют (сообщение Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю от 16.03.2009 №01/016/2009-827).

21.02.2002 между ФИО2(арендатор) и администрацией г. Красноярска (арендодатель) был заключен договор аренды № 857, по условиям которого для эксплуатации нежилого здания арендатору был предоставлен земельный участок по адресу: <...>, с кадастровым номером 24:50:0300251:0026, общей площадью 1 385,65 кв.м. в аренды сроком с 01.001.2002 по 31.12.2002.

Уведомлением  от  02.05.2006 №10588 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска  сообщил ФИО2 о расторжении договора аренды  на основании ч. 2 ст. 610 ГК РФ с 10.08.2006; предложило обратиться в департамент для подписания соглашения о расторжении договора аренды и акта приема-передачи земельного участка.

16.05.2008 ФИО2 обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с просьбой предоставить ему в собственность за оплату с оформление договора купли-продажи земельного участка общей площадью 1385,65 кв.м., с  кадастровым номером 24:50:0300251:0026, на котором расположен объект недвижимости по ул. Ленина, 3 (письмо Вх.№ 23847).

Письмом от 11.06.2008 № 25370 заявителю отказано в передаче испрашиваемого земельного участка в собственность в связи с непредставлением документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 № 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения».

Считая бездействия Департамента муниципального имущества и земельных отношений по г. Красноярску рассмотрению заявления о передаче в собственность ФИО2 земельного участка площадью 1385.65 кв.м., расположенного по адресу: <...>, незаконными, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением, просит возложить на ответчика обязанность подготовить и направить в адрес ФИО2 три экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка общей площадью 1385.65 кв.м., расположенного по адресу: <...>.

Судом установлено, что собственником нежилого здания общей площадью 334,60 кв.м., по адресу: <...>,  (флигель усадьбы Л-вых») является ФИО1

В ответ на запрос ФИО2 о возможности определения границ земельного участка по адресу: ул. Ленина, 3 в г. Красноярске, служба по охране объектов культурного наследия администрации Красноярского края сообщила, что  разделение земельного участка на котором расположены объекты культурного наследия не противоречат требованиям сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (письмо от 08.11.2007 №3-1056/05.

Служба по архитектуре и охране объектов культурного наследия администрации Красноярского края (письмо от 03.07.2006 №1271) сообщила, что  земельный участок по ул. Ленина, 3 может быть разделен , поскольку объекты культурного наследия - дом и флигель вместе не является неделимой вещью.

В ответ на запрос ФИО1 о возможности определения границ земельного участка в пределах территории объекта культурного наследия «усадьба Ларионова» Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю письмом от 24.01.2005 № 1-4/950 сообщило, что для памятников «дом жилой с воротами усадьбы Л-вых» «флигель усадьбы Л-вых» установлена единая охранная зона, границы которой совпадают с границами исторически сложившейся территории памятников архитектуры. В связи с этим раздел этой зоны на отельные земельные участки в натуре невозможен.

Из заключения Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации города Красноярска  по закреплению территории от 19.04.2005 № 6689 следует, что на территории по ул. Ленина, 3, находятся здания и сооружения двух владельцев ФИО1 и ФИО2 При этом закрепление участка в отредактированных и указанных на прилагаемой схеме в границах «Усадьба Лариона» на правах долевой аренды со множественностью лиц на стороне арендатора без выдела долей в натуре  возможно.

Распоряжением от 16.09.2005 № 1480-недв. утвержден проект границ земельного участка из земель поселений, оценочной зоны№31, общей площадью 2 003,0 кв.м., занимаемого нежилыми зданиями, находящимися по адресу: <...>; указанный земельной участок предоставлен в аренду на 10 лет с множественностью лиц на стороне арендатора ФИО1 и другим собственникам нежилых зданий по ул. Ленина,3.

Указанным распоряжением ФИО1 предложено обеспечить регистрацию договора аренды участка; обеспечить до заключения и регистрации договора аренды участка изготовление кадастровой карты (плана) участка в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Красноярскому краю.

При проведении работ по межеванию земельного участка по адресу: <...>, установлено, что в сведениях государственного земельного кадастра по указанному адресу имеется информация о двух земельных участках с КН 24:50:03 00 251:0025 и КН 24:50:03 00 251:0026.  Правоустанавливающие документы на указанные земельные участки отсутствуют, права на указанные земельные участки не оформлены. В связи с чем составлен акт обнаружения технической ошибки, записи о земельных участках с КН 24:50:03 00 251:0025 и КН 24:50:03 00 251:0026 предложено ликвидировать (акт обнаружения технической ошибки, письмо Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю Межрайонный отде№1 от 21.04.2006 № исп101).

29.06.2006 между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска (арендодатель) и ФИО1 и другими собственниками нежилых зданий по ул. Ленина, 3  (арендатор) заключен договор №2779 аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, предметом которого является земельный участок с категорий земель- земли поселений с КН 24:50:03: 00 25: 0073, в оценочной зоне 31, находящейся по адресу: <...>.

Срок договора установлен с 01.11.2006 по 15.09.2054. Договор зарегистрирован в установленном  законом порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю 05.12.2006.

ФИО2, являясь собственником недвижимого имущества по ул. Ленина, 3   к указанному договору на стороне арендатора не присоединился.

Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.10.2008 №01/092/2008-926 земельный участок площадью 2003 кв.м. по адресу:  <...>, ограничен (обременен)  правом аренды в пользу ФИО1, ипотекой в пользу ООО КБ «Стормкомбанк».

На запрос суда о предоставлении сведений относительно информации о правах на земельный участок по адресу: <...>, кадастровый номер 24:50:03251:0026, Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю отказало в предоставлении запрашиваемой информации в связи отсутствием в ЕГРП  записи о регистрации прав на этот объект.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ненормативные акты, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных органов могут быть признаны арбитражным судом недействительными либо незаконными по заявлению заинтересованного лица, если такие акты, решения либо действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 36 данного Кодекса исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники расположенных на этих участках зданий, строений, сооружений.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.

В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Уполномоченным органом администрации г. Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом и землей является Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (положение о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, утвержденное Постановлением администрации г. Красноярска от 15.02.2005 N 55/1).

Суд установил, что заявителю на праве собственности  принадлежит объект недвижимого имущества – нежилое задние площадью 218,9 кв.м. по адресу: <...>, литер А,А1.

16.05.2008 заявитель обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с просьбой предоставить ему в собственность за оплату с оформление договора купли-продажи земельного участка общей площадью 1385,65 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0300251:0026, по ул. Ленина, 3 (письмо Вх.№ 23847). С заявлением о передаче земельного участка в собственность были представлены копия свидетельства о праве собственности от 08.12.2005 серия 24ЕГ№004968, копия письма от 08.11.2007№3-1056об.

Письмом от 11.06.2008 № 25370 заявителю отказано в передаче испрашиваемого земельного участка в собственность в связи с непредставлением документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 № 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения».

Согласно части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В Перечне документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденном приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 № 370 установлено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок, прилагаются выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, и кадастровый паспорт.

В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с иными нормами данного Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 того же Кодекса, обязан принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и подготовить проект договора купли-продажи участка в том случае, если заявитель исполнил все необходимые и требуемые законодательством действия.

При рассмотрении настоящего спора арбитражный суд установил, что заявитель представил неполный пакет документов, необходимых для оформления права собственности на земельный участок в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 № 370. Данное обстоятельство заявителем не оспорено.

Таким образом, нарушение ответчиком положений статьей 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации судом не установлено.

С учетом приведенных обстоятельств основания для признания оспариваемого действия (бездействия) Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска незаконными и обязания его направить заявителю проект договора купли-продажи названного земельного участка отсутствуют.

Довод заявителя о том, что отказ в предоставлении земельного участка в его адрес направлен не был, опровергается  материалами дела, в том числе:  информацией из реестра исходящей корреспонденции. В ходе рассмотрения настоящего дела отказ вручен заявителю повторно.

Кроме того, для  признания  недействительным  (незаконным) акта, решения, действий  (бездействия)  необходимо,  чтобы  оспариваемый  акт, решение, действия (бездействие) не соответствовали действующему  законодательству и нарушали  права  и  законные  интересы  заявителя  одновременно.

Заявитель оспаривает бездействия  Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска по рассмотрению заявления о передаче в собственность ФИО2 земельного участка площадью 1385.65 кв.м., расположенного по адресу: <...>,  с кадастровым номером 24:50:0300251:0026.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах кадастрового учета, включая их правовой режим, месторасположение и размер.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества  признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Земельный участок, в испрашиваемых заявителем границах, площадью 1385,65 кв.м. был поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный ошибочно (акт об обнаружении технической ошибки, письмо Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю Межрайонный отде№1 от 21.04.2006 № исп101).

После обнаружения технической ошибки в сведениях государственного земельного кадастра земельный участок  с кадастровым номером 24:50:0300251:0026 был снят с учета (выписка из государственного  кадастра недвижимости от 23.03.2009 № 24ЗУ/09-80658).

Не поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок не может быть предметом гражданских правоотношений.

Таким образом, суд не установил также факт нарушения со стороны Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска прав и законных интересов заявителя.

В  соответствии  с  частью 3 статьи 201 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации  в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

 Руководствуясь статьями 167 – 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО2 о признании незаконным бездействия Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска по рассмотрению заявления о передаче в собственность ФИО2 земельного участка площадью 1385.65 кв.м., расположенного по адресу: <...>, возложить на ответчика обязанность подготовить и направить в адрес ФИО2 три экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка общей площадью 1385.65 кв.м., расположенного по адресу: <...>.

Проверено на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объёме путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после принятия постановления апелляционной инстанции по существу рассмотрения апелляционной жалобы, либо в течение двух месяцев после истечения срока на обжалование настоящего решения в апелляционной инстанции.

Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Ермакова И.И.