ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-9297/10 от 03.08.2010 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  05 августа 2010 года

Дело № А33-9297/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2010 года.

В полном объеме решение изготовлено 05 августа 2010 года

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю

к обществу с ограниченной ответственностью Экспериментально-производственная фирма «Пилон»

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии:

представителей заявителя: ФИО1 на основании доверенности от 04.03.2010 (до перерыва); ФИО2 на основании доверенности от 02.07.2010; ФИО3 на основании доверенности от 20.04.2010,

представителя ответчика: ФИО4 на основании доверенности № 79 от 11.012010 (до перерыва), ФИО5 на основании доверенности от 07.06.2010 (после перерыва),

при ведении протокола судебного заседания судьей И.А. Раздобреевой,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Экспериментально-производственная фирма «Пилон» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявление принято к производству суда. Определением от 29.06.2010 возбуждено производство по делу.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Ответчик требования оспорил по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16 час. 00 мин. 03.08.2010 для представления ответчиком доказательств направления уведомления о проведении лотереи.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

11.05.2010 от общества с ограниченной ответственностью Экспериментально-производственная фирма «Пилон» в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю поступило уведомление о проведении стимулирующей лотереи. Территорией проведения данной лотереи заявлен Красноярский край (г. Красноярск, г. Железногорск, г. Зеленогорск).

Инспекцией направлены запросы в Администрацию г. Красноярска и Министерство экономики и регионального развития Красноярского края, из которых следует, что в государственном реестре региональных лотерей Красноярского края и в реестре муниципальных лотерей г. Красноярска общество не зарегистрировано.

13 мая 2010 года специалистами отдела оперативного контроля Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю произведен осмотр помещения магазина «Пилон», расположенного по адресу: <...> (протоколом осмотра № 2.17-26/2).

В ходе проведения осмотра установлено, что на плакатах и стендах размещена информация, в которой указано следующее: условия участия в лотерее, сроки проведения, адреса распространения лотерейных билетов, дата проведения розыгрыша, перечень разыгрывающихся призов, ссылка на страницу сайта http://www.Pilon.ruдля получения дополнительной информации об условиях проведения лотереи.

Согласно данной информации, лотерея проводится с 27.04.2010 по 20.06.2010, розыгрыш призов (ЖК телевизоры, фотоаппараты, СВЧ печи, ДВД плееры и главный приз - автомобиль) состоится 27.06.2010 по адресу: <...>, участником лотереи может быть любое лицо, совершившее единовременную разовую покупку на сумму от 5 000 рублей в магазинах «Пилон», расположенных по адресам: <...> Железногорск, ул. Свердлова, 46; Зеленогорск, Майское шоссе, 25А.

После совершения покупки свыше 5 000 руб. кассир выдает лотерейный билет-документ, удостоверяющий право на участие в лотерее и служащий основанием для оформления договорных отношений между организатором и участником лотереи.

Данные условия проведения лотереи также рекламируются в газете «Шанс» №18/380 от 16.05.2010.

Согласно протоколу допроса свидетеля ФИО6 от 20.05.2010, ФИО6 20.05.2010 после приобретения товара в магазине «Пилон» по адресу: <...>, на сумму свыше 5 000 руб. был выдан купон № 3663, однако,билет оказался без выигрыша.

20.05.2010 специалистом отдела оперативного контроля Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю ФИО1 составлен протокол № 39 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ.

В соответствии с выпиской из государственного реестра региональных лотерей Красноярского края от 28.05.2010 № 3261, 27 мая 2010 года внесена запись о проведении стимулирующей лотереи за государственным номером Н324С/0046.

Зафиксированные в протоколе об административном правонарушении № 39 от 20.05.2010 обстоятельства явились основанием для обращения инспекции федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В силу части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 84 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей.

В соответствии с Положением «О Федеральной налоговой службе», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.2007 № 351), Федеральная налоговая служба России названа в качестве органа, осуществляющего контроль и надзор за проведением лотерей.

Приказом Федеральной налоговой службы от 02.08.2005 № САЭ-3-06/354@ утвержден перечень должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, согласно которому в инспекциях Федеральной налоговой службы по районам, городам, межрайонного уровня к лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях относится в том числе старший государственный налоговый инспектор.

Следовательно, протокол об административном правонарушении № 39 от 20.05.2010 составлен уполномоченным должностным лицом – специалистом отдела оперативного контроля Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю ФИО1

Административным органом соблюден порядок и срок составления протокола об административном правонарушении.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона № 138-ФЗ от 11.11.2003 «О лотереях» (далее – Закона) лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Пунктом 8 указанной статьи определено, что проведение лотереи - это осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Пунктом 1 статьи 7 Закона № 138-ФЗ определено, что право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 2 названной статьи уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы:

1) условия стимулирующей лотереи;

2) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;

3) описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;

4) описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;

5) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;

6) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;

7) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.

В силу пункта 3 статьи 7 Закона № 138-ФЗ уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Указанный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований:

1) представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) несоответствие представленных документов требованиям настоящего Федерального закона;

3) представление недостоверных сведений;

4) наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.

Пунктом 4 указанной статьи установлено, что срок проведения стимулирующей лотереи не может превышать двенадцать месяцев.

В соответствии с пунктом 5 названной статьи территорией проведения стимулирующей лотереи в соответствии с ее условиями является территория, на которой реализуются соответствующие товары (услуги).

Анализ изложенных выше норм позволяет сделать следующие выводы:

- объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия по проведению лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления,

- для квалификации действий по проведению стимулирующей лотереи по части 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях достаточно установить факт не направления уведомления или факт направления указанного уведомления с нарушением установленного порядка.

Как следует из материалов дела, ФИО6 20.05.2010 после приобретения товара в магазине «Пилон» по адресу: <...>, на сумму свыше 5 000 руб. был выдан купон № 3663, билет оказался без выигрыша (протокол допроса свидетеля ФИО6 от 20.05.2010).

Таким образом, 20.05.2010 обществом с ограниченной ответственностью «Пилон» проводилась лотерея, а именно, между организатором лотереи – обществом с ограниченной ответственностью «Пилон» и участником лотереи – ФИО6 заключен договор, оформленный выдачей лотерейного билета № 3663. На момент проведения лотереи запись о проведении стимулирующей лотереи в реестре региональных лотерей Красноярского края отсутствовала.

Довод общества с ограниченной ответственностью «Пилон» о том, что лотерея проводилась с 27.05.2010, что подтверждается отчетом гашения купонов за период с 27.05.2010 по 27.06.2010, отклоняется судом.

Как следует из определения проведения лотереи, указанные действия включают в себя осуществление мероприятий по подготовке лотереи, начиная с изготовления лотерейных билетов, специального оборудования и т.п., а не только проведение розыгрыша призов. Как следует из материалов дела, административным органом установлены факты рекламы лотереи 13.05.2010 при осмотре магазина, 16.05.2010 в еженедельнике «Шанс», факт реализации лотерейного билета 20.05.2010 при приобретении покупателем товара на сумму 5 000 руб., то есть до направления в уполномоченный орган уведомления о проведении стимулирующей лотереи.

С 27.05.2010 по 27.06.2010 проводилось уже гашение купонов, что подтверждает отчет о гашении купонов. Однако, гашение купонов – это только одна из составляющих проведения лотереи.

Ссылка ответчика на то, что по накладным №№ Ск1-ррз26340 и СвВ-ррз08102 от 20.05.2010 товар приобретался ФИО7, а не ФИО6, несостоятельна, так как в самих товарных чеках с номерами, соответствующими номерам накладных, Ф.И.О. покупателя не указаны, ответчик не представил доказательств, что при продаже товара по пенсионному удостоверению им удостоверялась личность покупателя.

Из материалов дела следует, что уведомление о проведении стимулирующей лотереи в Министерство экономики и регионального развития Красноярского края направлено обществом 19.05.2010. В соответствии с выпиской из государственного реестра региональных лотерей Красноярского края от 28.05.2010 № 3261, 27 мая 2010 года внесена запись о проведении стимулирующей лотереи за государственным номером Н324С/0046.

Исходя из вышеизложенного, проведение обществом лотереи 20.05.2010 осуществлено с нарушением порядка, установленного Федерального закона № 138-ФЗ от 11.11.2003 «О лотереях».

Факт направления обществом уведомления о проведении стимулирующей лотереи в уполномоченный орган с нарушением установленного порядка подтверждается материалами дела (протоколом осмотра № 2.17-26/2, протоколом об административном правонарушении от № 39 от 20.05.2010).

При таких обстоятельствах действия ответчика содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 № 10, в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.

Согласно пункту 16.1. названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).

Ответчик не представил суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им каких-либо мер по соблюдению вышеуказанных требований действующего законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных статьями 4.2., 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле не представлено, об их наличии не заявлено.

Соответствующим совершенному ответчиком правонарушению является административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью Экспериментально-производственная фирма «Пилон», зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402296003, расположенное по адресу: <...>, к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Экспериментально-производственная фирма «Пилон» в доход бюджета административный штраф в размере 50 000 руб.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:

Получатель – Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю (Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю)

ИНН <***>

ОКАТО 04401000000

КБК 18911690040040000140

БИК 040407001

р/с получателя 40101810600000010001 ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск

Назначение платежа – административный штраф.

Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, штрафа должна быть представлена суду.

Судья

Раздобреева И.А.