АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2022 года
Дело № А33-9355/2022
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено 20 июня 2022 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Полищук Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Муниципальному образованию город Енисейск в лице администрации города Енисейска Красноярского края(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о понуждении исполнить обязательства,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 на основании доверенности от 16.11.2020,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Надольской А.А.,
установил:
Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края(далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Муниципальному образованию город Енисейск в лице администрации города Енисейска Красноярского края (далее - ответчик) и просит суд обязать Муниципальное образование город Енисейск Красноярского края в лице Администрации города Енисейска (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в течение двенадцати месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно:
1) подготовить в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона № 73-ФЗ, проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения объект культурного наследия регионального значения «Дом Щукина», XIX в. расположенный по адресу: <...>;
2) выполнить в порядке, предусмотренном ст.45 Закона № 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия объект культурного наследия регионального значения «Дом Щукина», XIX в. расположенный по адресу: <...>, на основании проектной документации.
Заявление принято к производству суда. Определением от 19.04.2022 возбуждено производство по делу.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в его отсутствие.
Ответчиком отзыв на исковое заявление в материалы дела не представлен, возражений против удовлетворения иска не представлено.
В судебном заседании представитель заявителя исковые требования поддержал в полном объеме согласно исковому заявлению.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Решением Красноярского краевого Совета народных депутатов от 16.06.1980 № 384-15 «О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры в свете закона СССР и закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» в крае» объект культурного наследия регионального значения «Дом Щукина», XIX в. расположенный по адресу: <...>, принят на государственную охрану.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.09.2016 № 41580-р объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 15.04.2016 № 213 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.
Согласно выпискам из ЕГРН от 13.08.2021 объект культурного наследия принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию город Енисейск в лице администрации города Енисейска Красноярского края.
В соответствии с актом технического состояния объекта культурного наследия регионального значения от 05.04.2016 № 353 заявителем установлена необходимость проведения следующих работ по сохранению объекта:
- подготовить проектную документацию на работы по сохранению части объекта в срок до 01.02.2018;
- выполнить работы по сохранению части объекта в соответствии с проектной документацией в срок до 30.05.2019.
В 2021 году объект культурного наследия повторно осматривался заявителем, о чем составлен акт технического состояния от 13.10.2021 № 174, установлено, что работы по сохранению на объекте в настоящее время не выполнены.
В связи с тем, что ответчиком не выполнены указанные мероприятия, Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением об обязании исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми акта-ми, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены за-коном или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
В силу пункта 3 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон №73-ФЗ) региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предметом такого надзора, является, в том числе, осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами мер по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия.
Согласно подпункта 2 пункта 1.1 Положения о службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 01.04.2015 N 152-п "Об утверждении Положения о службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края", Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (далее - Служба) является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Таким образом, истец является органом государственной власти, уполномоченным осуществлять региональный государственный надзор в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В силу подпункта 6 пункта 6 статьи 11 Закона № 73-ФЗ, истец, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеет право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Статьей 7 Федерального закона №73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Предметом регулирования Федерального закона №73-ФЗ, согласно пункту 2 статьи 1 данного Федерального закона, являются особенности владения и пользования объектами культурного наследия как особым видом имущества.
Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании объектов культурного наследия и их территорий, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом №73-ФЗ.
Часть 1 статьи 47.6 Федерального закона №73-ФЗ предусматривает, что в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
Часть 2 указанной статьи также предусматривает, что охранным обязательством устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона.
В случае необходимости соответствующие органы охраны объектов культурного наследия, определенные пунктом 7 настоящей статьи, вправе устанавливать дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия (часть 3 статьи 47.6 Федерального закона №73-ФЗ).
Исходя из материалов дела, решением Красноярского краевого Совета народных депутатов от 16.06.1980 № 384-15 «О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры в свете закона СССР и закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» в крае» объект культурного наследия регионального значения «Дом Щукина», XIX в. расположенный по адресу: <...>, принят на государственную охрану.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.09.2016 № 41580-р объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 15.04.2016 № 213 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.
Часть 11 статьи 47.6 Федерального закона №73-ФЗ предусматривает, что если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Согласно выпискам из ЕГРН от 13.08.2021 объект культурного наследия принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию город Енисейск в лице администрации города Енисейска Красноярского края.
В соответствии с пп.1, 8 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Пунктом 7 статьи 48 Федерального закона N 73-ФЗ, в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, земельного участка действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 настоящего Федерального закона, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка является ничтожной. Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью договора, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
В силу пункта 11 Федерального закона № 73-ФЗ лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, переданы во владение или в пользование на основании договора, обязано выполнять требования в отношении таких объектов, установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. Распределение обязанностей по выполнению требований, предусмотренных статьей 47.2 настоящего Федерального закона, между сторонами договора устанавливается указанным договором, если иное не предусмотрено статьей 47.6 настоящего Федерального закона.
Таким образом, исходя из совокупности норм права, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе № 73-ФЗ, правомочия пользователя обременены его обязанностью провести работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия.
Уклонение от проведения работ по сохранению является неисполнением взятого ответчиком на себя обязательства перед обществом и государством по сохранению Объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность и может привести к его утрате.
Аналогичный правовой подход отражен в судебной практике и содержится, например, в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.12.2019 N Ф02-6113/2019 по делу N А33-7044/2019, постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017 по делу №А40-5518/17, от 23.10.2018 по делу №А40-240744/17, от 23.01.2020 по делу №А40-98484/19, постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 по делу №А43-14386/2019.
В силу пунктов 1, 2 статьи 47.2 Закона № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
На основании пункта 1 статьи 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Приказом Минкультуры России от 08.06.2016 № 278 утвержден порядок выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия.
Получение задания является первым этапом в процессе подготовки проектной документации.
Порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утвержден Приказом Минкультуры России от 05.06.2015 N 1749
Согласно пп.2 п.2 указанного приказа № 1749 согласование проектной документации осуществляется региональным Органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Круг конкретных мероприятий, которые необходимо совершить собственнику или иному законному владельцу ОКН, устанавливается уже в ходе самой процедуры разработки проектной документации, с учетом мнения собственника или иного законного владельца ОКН.
Приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 13.12.2016 № 837 утвержден Административный регламент предоставления службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края государственной услуги «Выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включённого в единый государственные реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия».
Регламент по предоставлению государственной услуги определяет стандарт, сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги.
Приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 09.06.2016 N 393 утвержден Административный регламент предоставления службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края государственной услуги «Согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия».
Срок предоставления государственной услуги - не более 30 рабочих дней с даты регистрации (присвоения входящего номера) заявления с прилагаемыми к нему документами в Органе охраны (п.11. регламента).
Согласно п.2 ст.47. 2 Закона № 73-ФЗ состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия.
В соответствии с актом технического состояния объекта культурного наследия регионального значения от 05.04.2016 № 353 заявителем установлена необходимость проведения следующих работ по сохранению объекта:
- подготовить проектную документацию на работы по сохранению части объекта в срок до 01.02.2018;
- выполнить работы по сохранению части объекта в соответствии с проектной документацией в срок до 30.05.2019.
В 2021 году объект культурного наследия повторно осматривался заявителем, о чем составлен акт технического состояния от 13.10.2021 № 174, установлено, что работы по сохранению на объекте в настоящее время не выполнены.
Доказательства выполнения требований истца по устранению нарушений законодательства об объектах культурного наследия ответчиком в материалы дела не представлены.
В настоящее время ответчиком работы, направленные на сохранение объекта культурного наследия не проведены, проектная документация на работы по сохранению объекта культурного наследия не подготовлена и не согласована, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая, что спорный объект, внесенный в перечень объектов культурного наследия, находится в собственности ответчика, доказательства исключения из реестра объектов культурного наследия в материалы дела не представлены; сведения о проведения реставрационных работ в материалы дела не представлены, суд приходит к выводу о том, что ответчик является лицом, обязанным к исполнению мероприятий, предусмотренных охранным обязательством.
Учитывая изложенное, суд считает обоснованными требования истца о понуждении ответчика в течение двенадцати месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно:
подготовить в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Щукина», XIX в., расположенного по адресу: <...>;
выполнить в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Щукина», XIX в., расположенного по адресу: <...>, на основании проектной документации.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд полагает исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина за рассмотрение заявления не подлежит взысканию.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Обязать муниципальное образование город Енисейск Красноярского края в лице Администрации города Енисейска (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в течение двенадцати месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно:
подготовить в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Щукина», XIX в., расположенного по адресу: <...>;
выполнить в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Щукина», XIX в., расположенного по адресу: <...>, на основании проектной документации.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.В. Полищук