АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
17 августа 2010 года
Дело № А33-9632/2010
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 13 августа 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 17 августа 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Советском районе г. Красноярска
к Отделению по Советскому району г. Красноярска Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю
о признании действий незаконными,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю,
государственное учреждение «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть»,
при участии:
представителя заявителя: ФИО1 на основании доверенности от 11.02.2010 (после второго перерыва),
представителя ответчика: ФИО2 на основании доверенности от 06.08.2009,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю: ФИО2
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г. Красноярска обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Отделению по Советскому району г. Красноярска Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о признании бездействия по исполнению исполнительного листа незаконным.
Заявление принято к производству суда. Определением от 02.07.2010 возбуждено производство по делу.
С целью обеспечения явки в судебное заседание представителя заявителя и исполнения им определения суда от 02.07.2010 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 час. 50 мин. 11.08.2010 до 13 час. 50 мин. 11.08.2010. По окончании перерыва судебное заседание продолжено в помещении Арбитражного суда Красноярского края по адресу: <...>, зал судебного заседания № 316 с участием того же представителя ответчика и Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю.
В арбитражный суд от заявителя поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства на более поздний срок в связи с невозможностью принятия участия в судебном заседании.
Представитель ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю высказал возражения на заявленное ходатайство, указав на то, что рассмотрение дела возможно без участия заявителя, в деле имеются все необходимые документы.
По результатам рассмотрения ходатайства, учитывая неисполнением заявителем определения суда от 02.07.2010 в части предоставления пояснений относительно избранного способа защиты нарушенного права, суд определил в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявить в судебном заседании перерыв с 14 час. 10 мин. 11.08.2010 до 10 час. 00 мин. 13.08.2010. По окончании перерыва судебное заседание продолжено в помещении Арбитражного суда Красноярского края по адресу: <...>, зал судебного заседания № 316 с участием того же представителя ответчика и Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, а также представителя заявителя ФИО1
В судебном заседании представитель заявителя представил суду заявление об изменении предмета требования, согласно которому просил суд признать незаконными действия Отделения по Советскому району г. Красноярска Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю по возврату в Арбитражный суд Красноярского края частично исполненного исполнительного листа серии АС № 900075901.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение предмета заявленных требований принято судом.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для изготовления копии исполнительного листа с отметкой об исполнении и ее представления в материалы дела в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 час. 40 мин. 13.08.2010 до 10 час. 45 мин. 13.08.2010.
По окончании перерыва судебное заседание продолжено в помещении Арбитражного суда Красноярского края по адресу: <...>, зал судебного заседания № 316 с участием тех же представителей сторон.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12.11.2009 по делу № А33-18072/2009 с государственного учреждения Красноярской квартирно-эксплуатационной части в доход соответствующего бюджета взыскано 635 746 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по страховой части трудовой пенсии; 45 989,75 рублей пени за период с 22.04.2009 по 30.09.2009, в том числе 36 504,60 рублей на финансирование страховой части трудовой пенсии и 9 485,15 рублей на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также с 01.10.2009 по день фактического исполнения решения суда.
Для принудительного исполнения указанного судебного акта Арбитражным судом Красноярского края 10.03.2010 выдан исполнительный лист серии АС № 90075901.
Письмом «О направлении исполнительного листа» от 29.03.2009 №484/16 Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г. Красноярска направило в адрес Отделения по Советскому району г. Красноярска Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю исполнительный лист для исполнения.
Письмом «О направлении расчета пени по исполнительному листу» от 31.05.2010 № 924/16 Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г. Красноярска направило в адрес Отделения по Советскому району г. Красноярска Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю расчет пени за период с 01.10.2009 по 18.05.2010 (день фактического исполнения решения суда) для обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах плательщика; сообщило адресату о доначислении пени согласно исполнительному листу серии АС № 900075901 от 12.11.2009 за период с 01.10.2009 по день фактического исполнения решения суда.
Согласно указанному расчёту сумма пени, подлежащая взысканию с должника, составила 43 052,17 рублей.
Отделение по Советскому району г. Красноярска Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю письмом от 11.06,2010 № 19-63-03-20/432 сообщило заявителю об исполнении исполнительного документа в сумме 681 735,75 рублей; отсутствии в нем фиксированной денежной суммы в части взыскания пени, начисленной с 01.10.2009 по день фактического исполнения решения суда - 18.05.2010, направлении исполнительного листа в Арбитражный суд Красноярского края.
Несогласие заявителя с действиями Отделения по Советскому району г. Красноярска Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю по возврату в Арбитражный суд Красноярского края частично исполненного исполнительного листа серии АС № 900075901 явилось поводом обращения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Советском районе г. Красноярска в Арбитражный суд Красноярского края.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действий государственных органов, должностных лиц незаконными принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые ненормативный акт, решение и действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого акта или его отдельных положений недействительными, оспариваемых решения и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания (статьи 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
По пункту 5 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В обоснование нарушения своих прав и законных интересов Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г. Красноярска указало, что требование исполнительного листа серии АС № 90075901 о взыскании пени, рассчитанных на дату погашения основной суммы недоимки, ответчиком не исполнено со ссылкой на отсутствие в исполнительном документе фиксированной денежной суммы пени, начисленной с 01.10.2009 по день фактического исполнения решения суда - 18.05.2010.
В соответствии со статьёй 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно статье 7 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ) в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
По пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительными документами являются исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Красноярского края от 12.11.2009 по делу № А33-18072/2009 с государственного учреждения Красноярской квартирно-эксплуатационной части в доход соответствующего бюджета взыскано 635 746 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по страховой части трудовой пенсии; 45 989,75 рублей пени за период с 22.04.2009 по 30.09.2009, в том числе 36 504,60 рублей на финансирование страховой части трудовой пенсии и 9 485,15 рублей на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также с 01.10.2009 по день фактического исполнения решения суда.
Исполнительный лист серии АС № 900075901, выданный Арбитражным судом Красноярского края 10.03.2010, 29.03.2010 направлен Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Советском районе г. Красноярска для его принудительного исполнения в Отделение по Советскому району г. Красноярска Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю.
Исходя из содержания статей 239 и 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта; исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится Министерством финансов Российской Федерации, Финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами муниципальных образований. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Пункт 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Пунктом 3.1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что основанием для возврата в суд исполнительных документов, поступивших на исполнение, является представление судом заявления (либо судебного акта) об отзыве исполнительного документа; представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению; невозможность осуществить возврат документов, поступивших на исполнение, взыскателю.
При этом перечень оснований для возврата неисполненных (в том числе частично исполненных документов) является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В соответствии с пунктом 11 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган Федерального казначейства при полном исполнении исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ.
Исходя из содержания пунктов 10 статей 242.4 и 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы направляется в суд, выдавший этот документ при исполнении его в полном объеме.
Согласно абзацу 2 части 9 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае частичного исполнения должником исполнительного документа указанный документ возвращается взыскателю с отметкой о размере перечисленной суммы.
Таким образом, исполнительный документ может быть возвращен в арбитражный суд только при исполнении его в полном объеме; частично исполненный документ подлежит возврату взыскателю.
Согласно материалам дела исполнительный лист АС № 90075901 от 10.03.2010 возвращен Отделением по Советскому району г. Красноярска Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю в Арбитражный суд Красноярского края с отметкой о его исполнении в сумме 681 735,75 рублей.
Вместе с тем, исходя из текста исполнительного документа, помимо основного долга и пени за период с 22.04.2009 по 30.09.2009 в общей сумме 681 735,75 рублей к взысканию с должника подлежала пеня за период с 01.10.2009 по день фактического исполнения решения суда.
Взыскание пени за указанный период ответчиком не произведено.
Следовательно, требование исполнительного листа серии АС № 900075901 от 10.03.2010 Отделением по Советскому району г. Красноярска Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю исполнено частично, что свидетельствует об отсутствии у ответчика оснований для возврата указанного исполнительного листа в Арбитражный суд Красноярского края.
Доводы ответчика, изложенные в представленных возражениях на иск от 21.07.2010 № 19-02-06 и оглашенные в судебном заседании, рассмотрены арбитражным судом и отклонены, как выходящие за рамками заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемые действия Отделения по Советскому району г. Красноярска Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю по возврату в Арбитражный суд Красноярского края частично исполненного исполнительного листа серии АС № 900075901, не соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации, нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Советском районе г. Красноярска удовлетворить.
Признать незаконными действия Отделения по Советскому району г. Красноярска Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю по возврату в Арбитражный суд Красноярского края частично исполненного исполнительного листа серии АС № 900075901, как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Обязать Отделение по Советскому району г. Красноярска Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Советском районе г. Красноярска.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья Чурилина Е.М.