АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2021 года
Дело № А33-9638/2021
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 09 июня 2021 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Администрации Курагинского района(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о возмещении ущерба Красноярскому краю,
при участии в судебном заседании:
представителей истца: ФИО1, действующей на основании доверенности от 11.01.2021 № 101-16. личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом, ФИО2, действующей на основании доверенности от 28.05.2021 № 101-1664, личность удостоверена паспортом,
при ведении протоколасудебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой М.А., протоколирование ведется с использованием средств системы аудиозаписи,
установил:
Служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Администрации Курагинского района (далее – ответчик) о взыскании 1 000 000 руб. в счет возмещения причиненного ущерба Красноярскому краю.
Заявление принято к производству суда. Определением от 26.04.2021 возбуждено производство по делу.
Заявитель в судебном заседании требования поддержал.
Ответчик явку в судебное заседание не обеспечил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в материалы дела отзыв, в котором заявил о признании иска в полном объеме.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (далее - Служба) на основании приказа от 20.08.2020 № 176п проведена выездная проверка в отношении администрации Курагинского района, ее структурных подразделений, казенных учреждений в целях осуществления внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из краевого бюджета межбюджетных субсидий, субвенций иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, в отношении финансовых органов и главных администраторов (администраторов) средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, которому предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, а также юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, которым предоставлены средства краевого бюджета, за 2016 - 2017 годы.
В ходе проверки установлены нарушения бюджетного законодательства, повлекшие причинение ущерба Красноярскому краю в сумме 2 107 865 рублей 00 копеек. По результатам проверки в адрес главы Курагинского района 07.10.2020 Службой вынесено предписание № 101-1783 о принятии мер по возмещению причиненного ущерба Красноярскому краю (далее - предписание).
Администрацией Курагинского района указанное предписание в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не обжаловано.
Резолютивной частью предписания установлен срок исполнения предписания о возмещении в краевой бюджет ущерба, причиненного Красноярскому краю:
1 000 000,00 руб. не позднее 17.12.2020;
1 107 865,00 руб. не позднее 15.07.2021.
Однако до настоящего времени администрация Курагинского района ущерб Красноярскому краю в части суммы 1 000 000,00 руб. не возместила.
В силу пункта 4 ст.270.2 БК РФ неисполнение предписания органа внутреннего государственного финансового контроля о возмещении причиненного субъекту Российской Федерации ущерба является основанием для обращения уполномоченного нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации государственного органа в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба, причиненного субъекту Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Согласно частям 4 и 5 статьи 19 Закона Красноярского края от 10.07.2008 № 6-1930 «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края» органы исполнительной власти края осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых Правительством края, которые содержат, в том числе, компетенцию органа исполнительной власти края.
В соответствии с Положением о службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 13.12.2013 № 657-п (далее - постановление № 657-п), Служба является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет контроль в сфере бюджетных правоотношений (пункт 1.1) и наделена полномочиями по обращению в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного краю, в случае неисполнения предписаний Службы о возмещении причиненного краю ущерба (подпункт 11 пункта 3.1).
Распоряжением Губернатора Красноярского края от 14.06.2018 № 313-рг «О назначении ФИО3.» на должность государственной гражданской службы Красноярского края руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края назначен ФИО3
С учетом вышеизложенного, у заявителя имеются полномочия на обращение в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1 статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Таким образом, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт причинения вреда, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, а также размер убытков.
Как следует из материалов дела, Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (далее - Служба) на основании приказа от 20.08.2020 № 176п проведена выездная проверка в отношении администрации Курагинского района, ее структурных подразделений, казенных учреждений в целях осуществления внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из краевого бюджета межбюджетных субсидий, субвенций иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, в отношении финансовых органов и главных администраторов (администраторов) средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, которому предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, а также юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, которым предоставлены средства краевого бюджета, за 2016 - 2017 годы.
Проверкой установлено:
Проверка целевого и эффективного использования средств субсидии, предоставленных из краевого бюджета администрации Курагинского района на проведение капитального ремонта и реконструкции, находящихся в муниципальной собственности объектов коммунальной инфраструктуры, источников тепловой энергии и тепловых сетей, объектов электросетевого хозяйства и источников электрической энергии, а также на приобретение технологического оборудования, спецтехники для обеспечения функционирования систем теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, (капитальный ремонт водопроводной сети от накопительных резервуаров до центральной котельной в пгт. Кошурниково) за 2016 – 2017 годы.
2016 год
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 503-п утверждена Государственная программа Красноярского края «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности», перечень подпрограмм которой включает мероприятия подпрограммы «Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края» (далее – Подпрограмма).
Согласно пункту 4.13 Подпрограммы перечисление субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на финансирование расходов на реализацию неотложных мероприятий, в том числе на погашение кредиторской задолженности, осуществлялось министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - министерство) на основании:
постановления Правительства Красноярского края об утверждении распределения субсидий;
соглашения, заключенного между Министерством и администрацией муниципального образования Красноярского края;
выписки из решения о местном бюджете на текущий финансовый год с указанием сумм на финансирование расходов на неотложные мероприятия по повышению эксплуатационной надежности объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований края по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации, подтверждающей долевое участие муниципального образования Красноярского края в размере не менее 1,0%.
Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 17.05.2016 № 235-п «Об утверждении распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на реализацию в 2016 году мероприятий государственной программы Красноярского края «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности» Курагинскому району предоставлены средства субсидии в размере 10 520,0 тыс. руб.
В силу положений п.5 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Красноярского края, утвержденных постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2015 № 495-п (ред. от 30.12.2016) целевое назначение субсидий определяется порядком предоставления субсидий и соглашениями о предоставлении субсидий, заключаемыми местной администрацией соответствующего муниципального образования с главным распорядителем средств краевого бюджета, исходя из расходных обязательств муниципальных образований, на софинансирование которых предусмотрены субсидии, и целей государственных программ, в рамках которых осуществляется предоставление субсидий.
Предоставление средств субсидии осуществлялось в 2016 году на основании соглашения, заключенного между администрацией Курагинского района (далее – Администрация) и министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее – Министерство) от 23.06.2016 № 37 с учетом дополнительных соглашений от 20.08.2016 № 1 от 21.09.2016 № 2 (далее – Соглашение от 23.06.2016 № 37).
В соответствии с Соглашением от 23.06.2016 № 37:
Министерство обязуется предоставить Администрации субсидию на финансирование (возмещение) расходов по капитальному ремонту, реконструкции находящихся в муниципальной собственности объектов коммунальной инфраструктуры, источников тепловой энергии и тепловых сетей, объектов электросетевого хозяйства и источников электрической энергии, а также на приобретение технологического оборудования, спецтехники для обеспечения функционирования систем теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в размере 10 520 000,00 руб. (п.1.1.1 Соглашения от 23.06.2016 № 37);
Администрация обязуется принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению, определенному Соглашением от 23.06.2016 № 37 , обеспечить исполнение Соглашения от 23.06.2016 № 37, а также обеспечить софинансирование в размере 105 200,0 руб. (п. 1.1.2 Соглашения от 23.06.2016 № 37).
Согласно п.1.2 Соглашения от 23.06.2016 № 37 субсидия предоставляется на капитальный ремонт объектов инфраструктуры, установленных приложением № 1 к Соглашению от 23.06.2016 № 37.
Субсидия предоставляется при условии выполнения Администрацией обязательств, установленных Соглашением от 23.06.2016 № 37, государственной программой и законодательством Российской Федерации (п.1.3 Соглашения от 23.06.2016 № 37).
В соответствии с п. 2.3.1 Соглашения от 23.06.2016 № 37 Администрация обязуется соблюдать условия предоставления субсидий, установленные Соглашением от 23.06.2016 № 37, государственной программой и законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2.3.5 Соглашения от 23.06.2016 № 37 установлена обязанность Администрации использовать средства по целевому назначению.
В соответствии с п.2.3.6 Соглашения от 23.06.2016 № 37 Администрация обязуется обеспечить достижение значений результативности использования субсидий и соблюдение графика выполнения в соответствии с приложением 1 к Соглашению от 23.06.2016 № 37.
Пунктом 3.1 Соглашения от 23.06.2016 № 37 установлены основания приостановления (сокращения) предоставления субсидий, в том числе:
нецелевое использование субсидии;
недостижение достижения значений результативности.
Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение условий предусмотрена п.4.1 Соглашения от 23.06.2016 № 37.
В соответствии с данными приложения №1 показателем результативности мероприятия «Капитальный ремонт водонапорной сети от накопительных резервуаров до центральной котельной в пгт. Кошурниково» является проведение ремонтных работ в срок до 24.10.2016.
В ведомственной структуре расходов районного бюджета, утвержденной решением районного Совета депутатов «О районном бюджете на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов» от 24.12.2015 № 6-34р, средства предоставленной субсидии в сумме 10 520,00 тыс. руб. отражены как субсидии на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд по разделу 0505 ЦС 0810075710 ВР 243 за главными распорядителями бюджетных средств (далее – ГРБС): МКУ «Управление капитального строительства» Курагинского района» в сумме 10 000,0 тыс. руб., Управлением экономики и имущественных отношений администрации Курагинского района в сумме 520,0 тыс. руб.
Средства местного бюджета (софинансирование) предусмотрены решением о бюджете в суммах: 100,0 тыс. руб. и 520,0 руб. соответственно.
Распределение средств, предоставленной муниципальному образованию субсидии, производилось финансовым управлением администрации Курагинского района.
Согласно уведомлениям финансового органа средства субсидий краевого и местного бюджетов в полном объеме доведены до ГРБС.
По результатам проведенных электронных аукционов ГРБС заключены муниципальные контракты на общую сумму 10 625 200,00 руб., в том числе:
В целях осуществления капитального ремонта водопроводной сети от накопительных резервуаров до центральной котельной в пгт. Кошурниково в суммах 755 000,00 руб. из средств краевого финансирования, 5 000,0 руб. из средств местного бюджета (закупка от 12.09.2016 № 0819300037416000193).
Информация о заключенном контракте представлена в таблице:
Муниципальный контракт/ заказчик
подрядчик (поставщик)
предмет контракта
сумма, руб.
в том числе средства местного бюджета, руб.
срок выполнения работ
от 23.09.2016 № 525361 (с учетом доп. соглашения от 05.10.2016)/ МКУ «УКС»
ИКЗ 1632423009745242301001 0030 0304221 244
ООО «Маргоз»
Капитальный ремонт водопроводной сети от накопительных резервуаров до центральной котельной в пгт Кошурниково
755 000,00
5 000,00
не более 30 дней от даты заключения муниципального контракта (24.10.2016)
Согласно предоставленным к проверке счетам-фактурам, актам выполненных работ (форма КС-2), справкам о стоимости выполненных работ (форма КС-3) все работы по заключенному в 2016 году в рамках программных мероприятий муниципальному контракту выполнены в полном объеме и в установленные договорными обязательствами сроки.
Оплата за выполненные работы произведена ГРБС в полном объеме следующими платежными документами: п/п от 11.10.2016 № 33634 на сумму 5 000,00 руб. - местные средства; п/п от 28.11.2016 № 170152 на сумму 750 000,00 руб. - краевые средства.
2017 год
Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 28.03.2017 № 161-п «Об утверждении распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на реализацию в 2017 году мероприятий государственной программы Красноярского края «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности» Курагинскому району предоставлены средства субсидии в размере 6 500,0 тыс. рублей.
В силу положений п.5 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Красноярского края, утвержденных постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2015 № 495-п (ред. от 30.12.2016) целевое назначение субсидий определяется порядком предоставления субсидий и соглашениями о предоставлении субсидий, заключаемыми местной администрацией соответствующего муниципального образования с главным распорядителем средств краевого бюджета, исходя из расходных обязательств муниципальных образований, на софинансирование которых предусмотрены субсидии, и целей государственных программ, в рамках которых осуществляется предоставление субсидий.
Между Министерством и администрацией Курагинского района заключено соглашение о предоставлении субсидии муниципальному образованию Красноярского края из краевого бюджета от 23.05.2017 № 37 на сумму 6 571 500,0 руб., согласно которому сумма краевого финансирования составила 6 500 000,00 руб., софинансирование из местного бюджета – 71 500,00 руб.
Дополнительными соглашениями от 22.08.2017 № 1, от 20.11.2017 к соглашению от 25.05.2017 № 37 сумма предоставляемых субсидий увеличена до 10 413 300,0 руб. Перечень принятых к исполнению мероприятий дополнен (расширен), в том числе расходами на капитальный ремонт водонапорной сети в пгт. Кошурниково.
Предоставление средств субсидии осуществлялось в 2017 году на основании соглашения, заключенного между Администрацией и Министерством от 23.05.2017 № 37 с учетом дополнительных соглашений от 22.08.2017 № 1, от 20.11.2017 (далее – Соглашение от 23.05.2017 №37).
В соответствии с Соглашением от 23.05.2017:
Предметом Соглашения от 23.05.2017 является предоставление бюджету Курагинского района субсидии на финансирование (возмещение) расходов по капитальному ремонту, реконструкции находящихся в муниципальной собственности объектов коммунальной инфраструктуры, источников тепловой энергии и тепловых сетей, объектов электросетевого хозяйства и источников электрической энергии, а также на приобретение технологического оборудования, спецтехники для обеспечения функционирования систем теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству, как получателю бюджетных средств по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (код главного распорядителя средств краевого бюджета 130; раздел/подраздел 05 05; целевая статья 0410075710, вид расходов 522 в рамках подпрограммы «Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края» Государственной программы Красноярского края «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности» (п.1.1.1 Соглашения от 23.05.2017 № 37);
В соответствии с положениями п.4.3.2 Администрация обязуется обеспечить достижение показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия в соответствии с Приложением № 2 к Соглашению, а также выполнять иные обязательства установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Постановлением и Соглашением от 23.05.2017 № 37 (п.4.3.6-4.3.7 Соглашения от 23.05.2017 № 37.
Приложением № 2 к Соглашению от 23.05.2017 № 37 установлен показатель результативности от реализации мероприятия по капитальному ремонту водонапорной сети в пгт.Кошурниково – 1 км сетей по коду бюджетной классификации 0505 0810075710 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».
Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение условий предусмотрена п.5.1 Соглашения от 23.05.2017 № 37.
В ведомственной структуре расходов районного бюджета, утвержденной решением Курагинского районного Совета депутатов «Об утверждении отчета об исполнении районного бюджета на 2017 год» от 30.08.2018 № 27-264р, средства субсидий на финансирование (возмещение) расходов по капитальному ремонту, реконструкции находящихся в муниципальной собственности объектов коммунальной инфраструктуры, источников тепловой энергии и тепловых сетей, объектов электросетевого хозяйства и источников электрической энергии, а также на приобретение технологического оборудования, спецтехники для обеспечения функционирования систем теплоснабжения, электроснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, отражены как субсидии на закупку товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта муниципального имущества за главным распорядителем бюджетных средств - МКУ «УКС» (раздел 0505 ЦС 0810075710 ВР 243) в сумме 9 995,4 тыс. руб., а также за Управлением экономики и имущественных отношений администрации Курагинского района в сумме 452,9 тыс. руб.
Экономия средств краевого бюджета составила 504,5 тыс. руб. Освоение средств краевого бюджета в 2017 году составило 9 795,5 тыс. руб. Профинансировано Министерством 9 848,0 тыс. руб. Невостребованные средства в сумме 52,5 тыс. руб. возвращены в краевой бюджет в 2018 году.
По результатам проведенных электронных аукционов ГРБС заключены муниципальные контракты на общую сумму 10 408 244,79 руб. (в том числе за счет средств местного бюджета в сумме 108 317,18 руб.), из них в целях осуществления капитального ремонта водопроводных сетей от накопительных резервуаров до центральной котельной в пгт. Кошурниково в сумме 1 372 802,20 руб. (в том числе 14 936,52 руб. средства местного бюджета).
Информация о заключенном контракте представлена в таблице:
Муниципальный контракт/ заказчик
подрядчик (поставщик)
предмет контракта
сумма, руб.
в том числе средства местного бюджета, руб.
срок выполнения работ
от 11.09.2017 № 777635/ МКУ "УКС"
(ИКЗ) 173242300974524230100100150074221243
ООО «Маргоз»
Капитальный ремонт водопроводных сетей от накопительных резервуаров до центральной котельной в пгт Кошурниково
1 372 802,20
14 936,52
в течение 90 календарных дней со дня заключения контракта, в полном объеме (до 11.12.2017)
Согласно предоставленным к проверке счетам-фактурам, актам выполненных работ (форма КС-2), справкам о стоимости выполненных работ (форма КС-3) все работы по заключенному в 2017 году в рамках программных мероприятий муниципальному контракту выполнены в полном объеме и в установленные договорными обязательствами сроки.
Оплата за выполненные работы произведена в полном объеме платежными документами: п/п от 18.12.2017 № 799274 на сумму 1 357 865,00 руб. - краевые средства; п/п от 20.11.2017 № 30448 на сумму 14 937,20 руб. - местные средства.
Таким образом, в период с 2016 по 2017 годы администрацией Курагинского района принято участие в Государственной программе Красноярского края «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности», подпрограмма «Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований», в ходе которой были получены и израсходованы краевые бюджетные средства в размере 2 107 865,00 руб. предназначенные на «Капитальный ремонт водопроводной сети от накопительных резервуаров до центральной котельной в пгт. Кошурниково», в том числе в 2016 году – 750 000,0 руб., в 2017 году – 1 357 865,0 руб. соответственно.
Механизм предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований края на финансирование расходов по капитальному ремонту, реконструкции находящихся в муниципальной собственности объектов коммунальной инфраструктуры, источников тепловой энергии и тепловых сетей, объектов электросетевого хозяйства и источников электрической энергии, а также на приобретение технологического оборудования, спецтехники для обеспечения функционирования систем теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - субсидии, неотложные мероприятия по повышению эксплуатационной надежности объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований края) определен Порядком предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края на финансирование расходов по капитальному ремонту, реконструкции находящихся в муниципальной собственности объектов коммунальной инфраструктуры, источников тепловой энергии и тепловых сетей, объектов электросетевого хозяйства и источников электрической энергии, а также на приобретение технологического оборудования, спецтехники для обеспечения функционирования систем теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 503-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности» (далее - Порядок).
Целевое назначение субсидии определено самим мероприятием Подпрограммы, а именно направлением бюджетных средств на финансирование расходов по капитальному ремонту, реконструкции находящихся в муниципальной собственности объектов коммунальной инфраструктуры, источников тепловой энергии и тепловых сетей, а также Соглашениями, заключаемыми с Министерством и соответствующим кодом бюджетной классификации расходов.
В силу положений Порядка предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований края осуществляется на основании результатов отбора муниципальных образований края для предоставления субсидий.
Согласно пункту 2 Порядка для участия в отборе на получение субсидии муниципальные образования края направляют в Министерство заявку и установленные Порядком документы, в том числе пояснительную записки, содержащей информацию об объектах коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности и требующих проведения капитального ремонта, реконструкции и (или) приобретения и замены технологического оборудования для обеспечения надежного функционирования систем теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, сметные расчеты.
В ходе проверки документов, предоставленных в Министерство муниципальным образованием, для участия в отборе на получение субсидии в 2016-2017 годах на капитальный ремонт водопроводной сети от накопительных резервуаров до центральной котельной в пгт. Кошурниково, установлено, что в составе документов, установленных Порядком администрацией Курагинского района Красноярского края предоставлена пояснительная записка, содержащая информацию об объекте коммунальной инфраструктуры находящемся в муниципальной собственности - водопроводная сеть от накопительных резервуаров до центральной котельной в пгт. Кошурниково, при этом согласно данным выписки из реестра объектов муниципальной собственности в составе муниципальной собственности п. Кошурниково числятся водонапорные сети: от водозабора, расположенного по адресу пгт. Кошурниково, ул. Набережная, 16а, до резервуара, расположенного по ул. Энтузиастов пгт. Кошурниково, разводящая сеть по улицам Саянская, Спортивная, Стофато, Энтузиастов, ФИО4, ФИО5, Центральная, Мира, Советская, Юбилейная, Фестивальная, Луговая, ФИО6, Береговая, Садовая, Строительная, Полевая.
Таким образом, проверкой установлено, что Реестр объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности п. Кошурниково по состоянию на 28.08.2020 не содержит информации по объекту водопроводные сети от накопительных резервуаров до центральной котельной в пгт. Кошурниково (объекта - «Водопроводной сети от накопительных резервуаров до центральной котельной в пгт. Кошурниково» в муниципальной собственности п. Кошурниково не числится).
Схема теплоснабжения п. Кошурниково до 2028 года, утвержденная Постановлением администрации п. Кошурниково от 29.08.2018 № 63-п о внесении изменений и дополнений в постановление от 21.07.2014 № 365-п «Об утверждении схемы водоотведения п.г.т Кошурниково Красноярского края Курагинского района» также не содержит данных объекта - «Водопроводная сеть от накопительных резервуаров до центральной котельной в пгт. Кошурниково».
Данный объект не содержится в перечне объектов, передаваемых в пользование ресурсоснабжающих организаций по договору аренды от 19.03.2013 № 3, заключенному между Управлением экономики и имущественных отношений Курагинского района и ООО «Краснокаменские Энергосети» на передачу во временное владение и пользование (аренду) объектов, являющихся собственностью муниципального образования Курагинский район, а позднее по концессионному соглашению от 14.03.2019 года, передаваемых администрацией п. Кошурниково в концессию ООО «Водоканал».
В перечне бесхозяйных объектов, данный объект как бесхозяйный не числится.
Таким образом, фактически средства субсидии, предоставленные на капитальный ремонт находящегося в муниципальной собственности имущества были израсходованы на строительство нового объекта - «Водопроводной сети от накопительных резервуаров до центральной котельной в пгт. Кошурниково», что не соответствует целевому направлению средств краевого финансирования.
Согласно данных технического плана сооружения на объект «Водопроводная сеть от накопительных резервуаров до центральной котельной в п.г.т. Кошурниково» от 10.06.2020, предоставленного администрацией Курагинского района на объект строительства отсутствуют: проектная документация, разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а также технический паспорт, изготовленный до 01.01.2013, фактически объект нового строительства является бесхозяйным.
Отсутствует документация на землеотвод под сооружением.
Вновь возведенное сооружение на момент проверки в муниципальную собственность не принято, фактически не эксплуатируется, подача воды осуществляется по ранее эксплуатируемой водопроводной сети (ввод в эксплуатацию объекта строительства не осуществлен).
В ходе визуального осмотра объекта капитального ремонта (Акт осмотра от 25.08.2020) на соответствие выполненных работ принятым у Подрядчика ООО «Маргоз» по документам, предоставленным Заказчиком – МКУ «УКС», установлено:
В нарушение положений п.1.1 заключенных муниципальных контрактов ООО «Маргоз» выполнены, а Заказчиком МКУ «УКС» приняты работы по замене трубопровода на объекте, тогда как фактически осуществлены работы по прокладке новой водопроводной сети.
Согласно данным отчетов, предоставляемых муниципальным образованием Курагинский район в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края по реализации мероприятий государственной программы Красноярского края «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности», актов выполненных работ к заключенным муниципальным контрактам:
в 2016 году произведена замена 0,468 км трубопровода
в 2017 году произведена замена 0,9975 км трубопровода.
Фактически согласно данным технического плана сооружения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт.Кошурниково, от водозабора по ул. Заречная, в районе центральной котельной, до резервуаров, расположенных по ул. Энтузиастов, 27А, проходящий по улицам: Заречная, Спортивная, Энтузиастов протяженность построенного трубопровода составляет 1,616 км.
Вновь возведенное сооружение на момент осмотра фактически не эксплуатируется, подача воды осуществляется по ранее эксплуатируемой водопроводной сети (ввод в эксплуатацию объекта строительства не осуществлен, в реестре муниципальной собственности, а также на балансе администрации п. Кошурниково объект не числится в состав имущества, переданного по концессионному соглашению от 14.03.2019 года ООО «Водоканал» не входит.).
Определить объем фактически выполненных работ в ходе осмотра объекта не предоставляется возможным, по причине основного объема выполнения скрытых работ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В пункте 3 статьи 139 БК РФ (Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017)) отражено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с требованиями БК РФ.
В силу положений подпрограммы «Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований» государственной программы Красноярского края «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности», Порядка предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края, утвержденных постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 503-п, пунктов 1.1 Соглашений о предоставлении субсидии муниципальному образованию Красноярского края из краевого бюджета от Соглашения от 23.06.2016 № 37, от 23.05.2017 № 37 субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края предоставляются на финансирование расходов по капитальному ремонту, реконструкции находящихся в муниципальной собственности объектов коммунальной инфраструктуры, источников тепловой энергии и тепловых сетей, объектов электросетевого хозяйства и источников электрической энергии, а также на приобретение технологического оборудования, спецтехники для обеспечения функционирования систем теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, что определяет целевое назначение предоставляемых субсидий, которое кроме того подтверждается предоставляемыми в соответствии с Порядком предоставления субсидий выписками из решения о местном бюджете на текущий финансовый год с указанием сумм на финансирование расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации, подтверждающей долевое участие муниципального образования Красноярского края.
Согласно статье 15 БК РФ в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.
Расходные обязательства муниципальных образований в соответствие со статьей 86 БК РФ возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Целевые статьи расходов бюджетов согласно статье 21 БК РФ формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами. Перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
На основании части 1 статьи 219.1 БК РФ бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств.
В соответствии с разделом 3.1 Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Приказ Минфина России № 65н), существенными требованиями утвержденной структуры разделов, подразделов классификации расходов бюджетов, необходимыми к соблюдению органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами местной администрации, находящимися в их ведении государственными (муниципальными) казенными учреждениями, указанными в ведомственной структуре расходов бюджета являются, в том числе, отнесение расходов на капитальный ремонт на соответствующие разделы и подразделы в соответствии с отраслевой принадлежностью.
Таким образом, в нарушение принципа целевого использования бюджетных средств, установленного статьей 38 БК РФ, статей 86, 139, 162 и 306.4 БК РФ, положений пункта 3 статьи 139 БК РФ, подпрограммы «Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований» государственной программы Красноярского края «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности», Порядка предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края, утвержденных постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 503-п, пунктов 1.1 Соглашений о предоставлении субсидии муниципальному образованию Красноярского края из краевого бюджета от 23.06.2016 № 37, от 23.05.2017 № 37 муниципальным образованием Курагинский район (в лице МКУ «УКС») допущено направление и расходование средств субсидий, предназначенных на капитальный ремонт, реконструкцию находящихся в муниципальной собственности объектов коммунальной инфраструктуры, на финансирование строительства водопроводной сети от накопительных резервуаров до центральной котельной в пгт. Кошурниково (на цели не определенные вышеуказанными нормативными правовыми актами, являющимися правовым основанием предоставления указанных средств) в сумме 2 107 865,00 руб., в том числе в 2016 году – в сумме 750 000,0 руб., в 2017 году – в сумме 1 357 865,0 руб. соответственно.
В результате не соответствия объекта капитального ремонта целям утвержденной Подпрограммы, а также по причине отсутствия правообладателя (в муниципальную собственность объект не принят, в эксплуатацию не введен) достижение показателей результативности исполнения мероприятий 2016-2017 годов, в целях софинансирования которых предоставлялись краевые субсидии, не осуществлено, чем причинен ущерб бюджету Красноярского края.
Данные средства подлежат возврату в краевой бюджет.
Ответчик в отзыве на исковое заявление заявил о признании исковых требований в полном объеме, ссылаясь на часть 3 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.
Арбитражный суд не принимает признание ответчиком иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этом случае суд рассматривает дело по существу (часть 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.
При этом суд не устанавливает фактических обстоятельств дела, не исследует доказательств и не указывает материально-правовые основания удовлетворения иска, таким образом, в случае признания иска ответчиком и принятия судом этого признания иск подлежит удовлетворению без рассмотрения дела по существу и оценки имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, в случае признания иска ответчиком и принятия судом признания иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск подлежит удовлетворению без рассмотрения дела по существу и оценки имеющихся в деле доказательств.
Суд пришел к выводу, что признание исковых требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Согласно положениям статьи 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами в порядке, установленном статьей 70 АПК РФ, в случае их принятия арбитражным судом не проверяются им в ходе дальнейшего производства по делу.
Обстоятельств, препятствующих принятию судом признания иска, судом не установлено.
С учетом изложенного, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Поскольку обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ государственная пошлина не подлежит взысканию со сторон.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Взыскать с Администрации Курагинского района в пользу Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края ущерб, причиненный Красноярскому краю, в сумме 1 000 000 руб.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.В. Болуж