АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 октября 2021 года | Дело № А33-9796/2021 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 04 октября 2021 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Полищук Е.В. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Магистраль-транзит» (ИНН 3818021800, ОГРН 1073818000222)
к Сибирской электронной таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании решений
в присутствии:
от заявителя: ФИО1, действующего на основании доверенности от 10.12.2020 №2020-12-10-1Д, личность удостоверена паспортом, представлен диплом (г. Иркутск),
от ответчика: ФИО2, действующего на основании доверенности от 31.05.2021 №06-13/04994 №05-08/07300, личность удостоверена паспортом, представлен диплом,
от ответчика: ФИО3, действующей на основании доверенности от 30.12.2020 №05-08/07294, личность удостоверена паспортом, представлен диплом.
при ведении протоколасудебного заседания секретарем Зиминым М.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Магистраль-транзит» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Сибирской электронной таможне (далее - ответчик) о признании незаконными и недействительными решений:
- о классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 05.03.2021 № РКТ-10620000-21/000036Д;
- о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 10.03.2021 в отношении декларации № 10620010/051120/0090402;
- о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 10.03.2021 в отношении декларации № 10620010/051120/0090671;
- о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 10.03.2021 в отношении декларации № 10620010/271020/0086150;
- о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 10.03.2021 в отношении декларации № 10620010/051120/0090497.
Заявление принято к производству суда. Определением от 29.04.2021 возбуждено производство по делу.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика заявленные требования не признал.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
19.12.2019 между ООО «ZUMRATZULFIYA» (Узбекистан) и ООО «Магистраль-Транзит» (поставщик) заключен контракт №МТ/S-74 (далее Контракт), согласно пункту 1.1 которого поставщик обязуется изготавливать и передавать в собственность Покупателя: Лесоматериалы из сосны обыкновенной вида «PINUSSYLVESTRISL.», прочие 5000 кбм (далее именуемый - товар) а Покупатель обязуется принять его и оплатить на условиях и в сроки, оговоренные настоящим Контрактом.
Дополнительным соглашением от 08.10.2020 № 3 (далее - Соглашение) в Контракт внесены дополнения к Контракту, в п. 1.2 Соглашения заявлен товар: «Бревна из сосны обыкновенной вида «PINUSSYLVESTRISL.» диаметром более 15 см ГОСТ 9463-88,22298-76 1-2 сорт, 3 сорт».
ООО «Магистраль-Транзит» в Сибирский таможенный пост (центр электронного декларирования) Сибирской электронной таможни Сибирский таможенный пост (ЦЭД)) для помещения вывозимых товаров под таможенную процедуру экспорта подано 4 Декларации на товар (далее ДТ) №№ 10620010/051120/0090402, 10620010/051120/0090671, 10620010/271020/0086150, 10620010/051120/0090497, в графах 31 которых заявлены сведения о декларируемом товаре № 2: «брёвна из сосны обыкновенной «PINUSSYLVESTRISL.», неокоренные, без черновой обработки, необработанные консервантом, ГОСТ 9463-88, сорт 1-3, общий объем по контракту 5000 м3., в том числе ДВ 11-14 см, ДН 15-18 см».
В графах 33 данных ДТ в отношении декларируемого товара № 2 заявлен классификационный код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее -ТН ВЭД ЕАЭС) 4403 21 110 0.
Заявленный декларантом классификационный код соответствует разделу IX «Древесина и изделия из нее; древесный уголь; пробка и изделия из нее; изделия из соломы, альфа или прочих материалов для плетения; корзиночные и другие плетенные изделия», группе 44 «Древесина и изделия из нее; древесный уголь», товарной позиции 4403 «Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные», субпозиции 4403 21 «хвойных пород, прочие: из сосны (PINUSspp.) с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более, сосна обыкновенная вида «PINUSSYLVESTRISL.», подсубпозиции 4403 21 110 0 «Бревна».
В целях подтверждения сведений о классификационном коде товара № 2 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании предоставлены документы согласно перечню, указанному в графах 44 спорных ДТ.
По результатам проведенного таможенного контроля Сибирским таможенным постом (ЦЭД) по всем вышеуказанным ДТ приняты решения о выпуске товара № 2 в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Сибирской электронной таможней в период с 22.12.2020 по 05.03.2021 на основании статей 310, 324, 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров, продекларированных в спорных ДТ.
Результаты проверки документов и сведений после выпуска товаров зафиксированы Сибирской электронной таможней в акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 05.03.2021 № 10620000/208/050321/А0052 (далее - Акт проверки).
По результатам проведенной проверки Сибирской электронной таможней установлено, что товар продекларированный Обществом по спорным ДТ, имеющий верхний диаметр (ДВ) 11-14 см, не является бревнами, связи с чем не может быть классифицирован в подсубпозиции 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
05.03.2021 Сибирской электронной таможней принято решение № РКТ-10620000-21/000036Д о классификации товаров, имеющих верхний диаметр ЯШ) 11-14 см, продекларированных по спорным ДТ, в подсубпозиции 4403 21(190)0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Определенный таможенным органом код соответствует разделу IX «Древесина и изделия из нее; древесный уголь; пробка и изделия из нее; изделия из соломы, альфа или прочих материалов для плетения; корзиночные и другие плетенные изделия», группе 44 «Древесина и изделия из нее; древесный уголь», товарной позиции 4403 «Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные», субпозиции 4403 21 «хвойных пород, прочие: из сосны (PINUSsрр.), с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более, сосна обыкновенная вида «PINUSSYLVESTRISL.», подсубпозиции 4403 21 190 0 «Прочие».
Неверная классификация спорного товара декларантом повлекла за собой занижение размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 1 091 581,17 рублей.
На основании принятого Сибирской электронной таможней решения по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктом 21 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 №289, 11.12.2020 Сибирской электронной таможней приняты решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в спорных ДТ.
Письмом Сибирской электронной таможни от 16.03.2021 № 13-16/02169 «О направлении информации» в адрес ООО «Магистраль-транзит»» направлены копии Акта проверки, решения от 05.03.2021 № РКТ-10620000-21/000036Д о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, решения от 05.03.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
Полагая, что решение таможенного органа противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Исходя из материалов дела, ООО «Магистраль-транзит» оспаривает решения о внесении изменений, принятые таможней 05.03.2021, 10.03.2021. Заявление ООО «Магистраль-транзит» поступило в арбитражный суд 14.04.2020. При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ООО «Магистраль-транзит» обратилось в арбитражный суд в пределах установленного трехмесячного срока для оспаривания ненормативного правового акта, установленного положениями части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что в соответствии с главой 43 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 3 статьи 112 ТК ЕАЭС, пункта 21 Порядка, утвержденного Решением Коллегии Евразийской Экономической Коллегии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и коллегии Евразийской Экономической Коллегии», Общим положением о таможне, утвержденным Приказом ФТС России от 31.05.2018 № 833, оспариваемые решения приняты уполномоченным лицом компетентного органа.
Согласно пунктам 1, 3 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 указанного Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. При таможенном декларировании классификация товаров не осуществляется в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом в таможенной декларации не подлежат указанию сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Исходя из пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС, таможенный орган осуществляет классификацию товаров в следующих случаях:
1) выявление таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании;
2) исчисление таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате:
в соответствии со статьей 56, пунктом 5 статьи 72, пунктом 11 статьи 137, пунктом 12 статьи 198, пунктом 9 статьи 208, пунктом 6 статьи 216 и статьей 315 указанного Кодекса;
при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 91, пункте 3 статьи 97, пункте 4 статьи 103, пункте 5 статьи 153, пункте 8 статьи 279, пункте 4 статьи 280, пункте 4 статьи 284, пунктах 3 и 8 статьи 295 и пункте 3 статьи 309 указанного Кодекса;
при несовершении декларантом действий, указанных в пункте 9 статьи 117 указанного Кодекса;
3) иные случаи, предусмотренные главой 3 ТК ЕАЭС.
Пунктом 2 статьи 19 ТК ЕАЭС предусмотрено, что международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 № 372 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров» Российская Федерация является участницей Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 (далее - Конвенция), в связи с чем, выполняет обязательства, установленные Конвенцией, в том числе применяет для классификации товаров по ТН ВЭД установленные Конвенцией правила классификации товаров - Основные правила интерпретации (далее - ОПИ).
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, разделом 3 которого определен порядок применения основных правил интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне, применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно (пункты 5, 6 Положения).
В качестве критериев для классификации выступают материалы, из которых изготовлены товары, функции, выполняемые ими, что определяется исходя из текстов товарных позиций ТН ВЭД ЕАЭС, примечаний к разделам и группам.
Основные правила интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС применяются последовательно, начиная с правила 1 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам, а также с учетом основных критериев для классификации в соответствии с материалом изделия и основными функциями товара.
Из содержания ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС следует, что для применения ОПИ существует приоритетность правил.
Для таможенных целей правовое значение имеют только те описания классифицируемого товара, которые содержатся в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
Если при применении правила 1 определяется товарная позиция (четыре первых знака классификационного кода товара), то необходимость в применении последующих Правил 2-5 ОПИ ТН ВЭД отсутствует, а для дальнейшей классификации товара на уровне товарной подсубпозиции (5 и последующие знаки классификационного кода товара) применяется правило 6 ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Исходя из положений статей 6, 7, 8 Конвенции, в целях обеспечения единообразной интерпретации и применения Гармонизированной системы Российская Федерация взяла на себя обязательства использовать Пояснения к Гармонизированной системе, разработанные Комитетом по Гармонизированной системе, состоящим из представителей каждой договаривающейся стороны.
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, позволяющие единообразно толковать тексты товарных позиций ТН ВЭД ЕАЭС, являются переводом с английского языка Пояснений к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров («ExplanatoryNotestotheHarmonizedCommodityDescriptionandCodingSystem»), при этом в Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС сохранена разбивка материала по томам, принятая в оригинале (в Пояснениях к Гармонизированной системе). В силу статей 6, 7, 8 Конвенции Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащие толкование текстов позиций ТН ВЭД ЕАЭС, подлежат непосредственному применению в целях использования ОНИ ТН ВЭД ЕАЭС.
ТН ВЭД ЕАЭС является нормативным правовым документом, имеющим юридическую силу в значении международного договора. Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.
Российская Федерация, являясь участницей Конвенции, выполняет обязательства, установленные Конвенцией, в том числе применяет для классификации товаров по ТН ВЭД установленные Конвенцией Основные правила интерпретации.
Кроме того, применение при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС и Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, регламентировано Рекомендацией Евразийской экономической Комиссии от 07.11.2017 № 21 (далее – Рекомендация ЕЭК).
Согласно Рекомендации ЕЭК, Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС являются вспомогательным рабочим материалом, призванным обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС.
Пояснения содержат толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно правилу 6 Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Согласно тексту товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС и пояснений к ней в нее включаются лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные: обработанные краской, травителями, креозотом или другими консервантам; в субпозицию 4403 21 – указанные лесоматериалы из сосны (Pinusspp.), с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более. Спор о классификации товара на уровне подсубпозиции между сторонами отсутствует.
Спорным в рамках настоящего дела является отнесение заявленных обществом лесоматериалов из сосны обыкновенной вида «PinussylvestrisL.» к подсубпозиции 44 03 21 1100 (бревна) или к подсубпозиции 4403 21 1900 (прочие).
В соответствии с томом VI Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС к подсубпозиции 4403 21 110 термин «бревна» относится пиловочник, характеризующийся следующими физическими свойствами: бревно цилиндрической формы, с ровной текстурой древесины, без существенного изгиба, диаметром не менее 15 см.
Следовательно, квалифицирующим признаком бревен является не только размер наибольшего поперечного сечения 15 см и более, но и диаметр не менее 15 см. Понятия «наибольшее поперечное сечение» и «диаметр», который может быть верхним и нижним, являются различными понятиями.
Понятия диаметр, верхний диаметр, нижний диаметр закреплены в Методике измерений объема партии круглых лесоматериалов с применением таблиц объемов при проведении таможенных операций и таможенного контроля» (рег. № ФР.1.27.2011.10631) (далее – Методика), в соответствии с пунктом 1.1 которой установлена методика измерений объемов партии круглых лесоматериалов всех сортиментов, в том числе дров, при проведении таможенных операций в отношении данных товаров и их таможенном контроле.
В соответствии с пунктами 3.11, 3.13, 3.20, 3.21, 3.22 Методики под лесоматериалами понимаются материалы из древесины, сохранившие ее природную физическую структуру и химический состав, получаемые из поваленных деревьев, хлыстов и (или) из их частей путем поперечного деления. Бревно - это круглый сортамент для использования в круглом виде или в качестве сырья для выработки пиломатериалов общего назначения и специальных видов лесопродукции. Диаметр - длина перпендикуляра между двумя параллельными прямыми, касающимися боковой поверхности бревна с противоположных сторон. Диаметр измеряют в направлении, перпендикулярном продольной оси бревна. Верхний диаметр - диаметр бревна в меньшем его торце без коры или с корой. Нижний диаметр-диаметр бревна в большем его торце без коры или с корой.
Исходя из приведенного понятия «нижний диаметр» именно нижний диаметр является диаметром наибольшего поперечного сечения, в связи с чем сосна (Pinus spp.) с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более в нижнем диаметре подпадает как под классификационный код 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС, так и под классификационный код 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Далее отнесение товара к конкретной субпозиции зависит от размера верхнего диаметра. То есть, поскольку «бревно» имеет диаметр 15 см или более в любом месте (точке) поперечного сечения, то лесоматериалы с верхним диаметром менее 15 см не подпадают под понятие «бревно» и подлежат классификации в подсубпозиции 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Следовательно, товар «бревна», имеющий величину диаметра не менее 15 см в любом месте (точке) поперечного сечения, подлежит классификации в подсубпозиции 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС, а в подсубпозиции 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС «Прочие» подлежат классификации лесоматериалы с диаметром менее 15 см в любом месте поперечного сечения.
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС состоят из шести томов.
Первые пять томов основаны на Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств, которые в свою очередь основаны на русскоязычной версии пояснений к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и утверждены Советом руководителей таможенных служб государств - участников Содружества Независимых Государств. При этом шестой том основан на Пояснениях к Комбинированной номенклатуре Европейского союза и содержит пояснения Евразийского экономического союза.
Пояснения, содержащиеся в шестом томе, не заменяют собой Пояснения, содержащиеся в первых пяти томах, рассматриваются как дополняющие последние и должны использоваться совместно с ними.
В томе III, разделах IX - XIII, группе 44 - 70 Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС товарная позиция 4403 детализируется исходя из породы древесины, а также размерных характеристик наибольшего поперечного сечения лесоматериалов. Классификация товаров, описанная в томе III Пояснений, ограничивается детализацией классификации уровнем субпозий (шесть знаков), то есть 4403 21 «хвойных пород, прочие: из сосны (Pinus spp.), с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более».
Для дальнейшей классификации на уровне подсубпозиций используется том VI, разделы I - XXI, группы 01-97 Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, в соответствии с которыми к подсубпозиций 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС относятся «бревна», которые характеризуются следующими физическими свойствами:
- бревно цилиндрической формы, с ровной текстурой древесины, без существенного изгиба;
- диаметром не менее 15 см.
Оба тома дополняют друг друга, пояснения, содержащиеся в них, предназначены для совместного использования и осуществления классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в последовательном порядке.
В рассматриваемом случае том III Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС фактически применялся Сибирской электронной таможней для классификации товаров до уровня субпозиций, а том VI Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС - для целей классификации на уровне подсубпозиций.
В соответствии с пунктом 6 статьи 21 ТК ЕАЭС в целях обеспечения единообразного применения ТН ВЭД таможенные органы, определенные законодательством государств-членов о таможенном регулировании, могут принимать решения и давать разъяснения о классификации отдельных товаров в порядке, установленном законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Таможенные органы обеспечивают публикацию таких решений и разъяснений.
Указанные решения и разъяснения являются обязательными при классификации товаров на территории государства-члена, таможенным органом которого они приняты.
В целях выработки единообразных подходов по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при совершении таможенных операций и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральной таможенной службой Российской Федерации издан приказ от 14.01.2019 № 28 «О классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров» (далее - Приказ ФТС России № 28).
Приложением к Приказу ФТС России № 28 являются Разъяснения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, в соответствии с указанными в них классификационными кодами ТН ВЭД ЕАЭС (далее - Разъяснения ФТС России).
Приказом ФТС России от 07.12.2020 № 1068 «О внесении изменений в Разъяснения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, приведенные в приложении к приказу ФТС России от 14.01.2019 № 28» (зарегистрирован Минюстом России 29.03.2021, регистрационный № 62908, вступает в силу 30.04.2021). Разъяснения ФТС России о классификации дополнены, в том числе, пунктом 225.1, в соответствии с которым бревна хвойных пород, классифицируемые в подсубпозициях 4403 21 110 0, 4403 23 110 0, 4403 23 910 0 и 4403 25 910 0 ТН ВЭД ЕАЭС, отличаются следующими характеристиками:
цилиндрической формы, с ровной текстурой древесины, без существенного изгиба (допускается с отношением стрелы прогиба в месте наибольшего искривления к длине сортимента не более 3% для простой кривизны и 1,5% для сложной), диаметром в наименьшем сечении не менее 15 см и длиной более 1 метра, сучья должны быть срезаны (обрублены) вровень с поверхностью бревна (допускаются сучки высотой не более 2 см от поверхности неокоренного бревна), без наружной трухлявой гнили.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными Разъяснениями ФТС России одним из квалифицирующих признаков бревна является диаметр в наименьшем сечении, который должен составлять не менее 15 см, что полностью согласуется с правовой позицией, приведенной Сибирской электронной таможней, и является косвенным доказательством правомерности классификации таможенным органом спорных товаров.
Лицензия является разрешительным документом, дающим право вывоза указанного в ней товара, однако наименование товара и его классификационный код, указанный в лицензии, не является документом, подтверждающим правильность классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 № 199 «Об Инструкции об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии и Инструкции об оформлении разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров» лицензия выдается заявителю на основании заявления. При этом в графе 15 заявления указываются сведения об описание товара и его классификационном коде в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Описание товара должно позволить произвести однозначное отнесение товара к одному 10-значному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС. Описание товара должно включать в себя его наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное).
Таким образом, при предоставлении лицензии на экспорт древесины уполномоченный орган руководствуется сведениями о наименовании товара и коде ТН ВЭД ЕАЭС, указанными организацией-заявителем в заявлении на выдачу лицензии на экспорт лесоматериалов.
Пунктом 2 Решения Коллегии Евразийской комиссии от 15.11.2016 № 145 «О внесении изменений в некоторые решения комиссии Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии» (далее - Решение № 145) (вступившего в силу с 01.01.2017) установлено, что лицензии на экспорт или импорт товаров, выданные уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза до вступления настоящего Решения в силу (до 01.01.2017), являются действительными до окончания срока действия лицензий.
Довод общества о наличии лицензии на вывоз спорных лесоматериалов является несостоятельным, поскольку на дату подачи декларации и дату вывоза товара имелась только лицензия от 19.10.20210 №284RU20002008127 с периодом действия по 30.12.2020 на товар Бревна их сосны (PINUS SPP) обыкновенной вида «PINUS SYLVESTRIS L.» с размером наибольшего поперечного сечения 15 см. и более (ГОСТы: 22298-76, 9463-88, сорт 1,2,3 длина 1 м. и более) код ТН ВЭД 4403 21 110 0.
Таким образом, фактически в счет исполнения лицензий общество осуществляло вывоз и применяло льготную ставку по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении иного товара («бревна из сосны обыкновенной «PINUS SYLVESTRIS L.»с диаметром в верхнем торце 14 см»), не являющегося бревнами в значении, приведенном в томе VI Пояснений к подсубпозиции 4403 21 110 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС.
Следовательно, в связи с отсутствием лицензии на спорный товар как на дату регистрации ДТ, так и на дату выпуска товара у общества не имелось права вывозить по лицензии с применением льготной ставки обложения таможенной пошлины товар, не поименованный в данной лицензии.
В обоснование своих доводов о наличии лицензии на товар по подсубпозиции 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС «Прочие» заявитель ссылается на то, что19 ноября 2020 года Министерством промышленности и торговли Российской Федерации выпущена Лицензия № 284КШ0002009001 для кода ТН ВЭД 4403 21 190 0 с периодом действия до 30 декабря 2020 года. 21 января 2021 года Министерством промышленности и торговли Российской Федерации выпущена Лицензия № 284КШ1002000360 для кода ТН ВЭД 4403 21 190 0 с периодом действия до 30 декабря 2021 года.
Указанные доводы общества не могут быть приняты судом в силу следующего.
Постановление Правительства РФ от 30.07.2012 № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе» утверждены Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза (далее – Правила № 779).
Указанные Правила определяют порядок распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской (коды ТН ВЭД ЕАЭС 4403 23 110 0, 4403 23 190 0 и 4403 24 100 0) и сосны обыкновенной (коды ТН ВЭД ЕАЭС 4403 21 110 0, 4403 21 190 0 и 4403 22 100 0) (далее - ель и сосна обыкновенная), вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза (далее - тарифные квоты) (пункт 1 Правил № 779).
Тарифные квоты между участниками внешнеэкономической деятельности распределяются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с утвержденной им методикой расчет (пункт 2 Правил № 779).
Распределение объемов ели и сосны обыкновенной между участниками внешнеэкономической деятельности, вывозившими ель и сосну обыкновенную в соответствии с таможенной процедурой экспорта в течение базового периода, осуществляется на основании данных таможенной статистики, представляемых Федеральной таможенной службой (пункт 3 Правил № 779).
Для расчета и распределения тарифных квот между участниками внешнеэкономической деятельности Федеральная таможенная служба представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации:
до 10 августа 2012 г. - перечень участников внешнеэкономической деятельности, вывозивших ель и сосну обыкновенную в соответствии с таможенной процедурой экспорта в течение базового периода для 2012 года, с указанием идентификационного номера налогоплательщика и вывезенного объема;
до 10 августа года, предшествующего году, на который установлена тарифная квота, - перечень участников внешнеэкономической деятельности, вывозивших ель и сосну обыкновенную в соответствии с таможенной процедурой экспорта в течение базового периода, начиная с 2013 года ежегодно, с указанием идентификационного номера налогоплательщика и вывезенного объема (пункт 4 Правил № 779).
Тарифные квоты распределяются между участниками внешнеэкономической деятельности, осуществлявшими вывоз ели и сосны обыкновенной в течение базового периода в соответствии с таможенной процедурой экспорта, пропорционально объемам ели и сосны обыкновенной, вывезенным в соответствии с таможенной процедурой экспорта в течение базового периода (пункт 5 Правил № 779).
Использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - лицензия) (пункт 8 Правил № 779).
Лицензия выдается в порядке, установленном Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, предусмотренными приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.), с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 9 Правил № 779).
Для оформления лицензии участником внешнеэкономической деятельности (далее - заявитель) представляются следующие документы:
заявление о выдаче лицензии и электронная копия заявления с указанием в графе 16 "Дополнительная информация" номера и даты подачи декларации о сделках с древесиной;
копия внешнеторгового договора (контракта);
копия документа о постановке на учет в налоговом органе;
копия документа, подтверждающего оплату государственной пошлины (пункт 12 Правил № 779).
Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии принимается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в течение срока, не превышающего 10 рабочих дней с даты предоставления заявителем документов, указанных в пункте 12 настоящих Правил (пункт 13 Правил № 779).
В пункте 2 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 в Договору о Евразийском экономическом союзе, подписан в г. Астане 29.05.2014) даны следующие понятия:
"количественные ограничения" - меры по количественному ограничению внешней торговли товарами, которые вводятся путем установления квот;
"лицензирование" - комплекс административных мер, устанавливающий порядок выдачи лицензий и (или) разрешений;
"лицензия" - специальный документ на право осуществления экспорта и (или) импорта товаров;
"разовая лицензия" - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в определенном количестве.
Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт (приложение к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 в Договору о Евразийском экономическом союзе, подписан в г. Астане 29.05.2014) определен порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (далее – Правила выдачи лицензии).
В Правилах выдачи лицензий используются понятия, определенные в Протоколе о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе), а также следующие понятия:
"заявитель" - участник внешнеторговой деятельности, который представляет в уполномоченный орган документы в целях оформления лицензии или разрешения;
"исполнение лицензии" - фактический ввоз на таможенную территорию Союза или вывоз с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых произведен выпуск таможенными органами на основании выданной (оформленной) лицензии.
Пунктом 4 Правил выдачи лицензий предусмотрено, что лицензии и разрешения выдаются на каждый товар, классифицируемый по ТН ВЭД ЕАЭС, в отношении которого введено лицензирование или автоматическое лицензирование (наблюдение).
Согласно пункту 9 Правил выдачи лицензий период действия разовой лицензии не может превышать 1 года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии. Для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения экспорта и (или) импорта, или импортная квота в качестве специальной защитной меры, или тарифные квоты, период действия лицензии заканчивается в календарном году, на который установлена квота.
Пунктом 14 Правил выдачи лицензий предусмотрены основания для отказа в выдаче лицензии:
1) наличие неполных или недостоверных сведений в документах, представленных заявителем для получения лицензии;
2) несоблюдение требований, предусмотренных пунктами 10 - 12 настоящих Правил;
3) прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, служащих основанием для выдачи лицензии;
4) нарушение международных обязательств государств-членов, которое может наступить вследствие исполнения договора (контракта), для реализации которого запрашивается лицензия;
5) исчерпание квоты, а также тарифной квоты, либо их отсутствие (в случае оформления лицензии на квотируемые товары);
6) иные основания, предусмотренные актом Комиссии.
В соответствии с пунктом 16 Правил выдачи лицензий уполномоченный орган оформляет оригинал лицензии, который выдается заявителю. Заявитель до таможенного декларирования товаров представляет оригинал лицензии в соответствующий таможенный орган, который при постановке лицензии на контроль выдает заявителю ее копию с отметкой таможенного органа о постановке на контроль.
В силу изложенных норм права, определения понятия «разовая лицензия», порядка расчета и распределения тарифных квот между участниками внешнеэкономической деятельности суд приходит к выводу о том, что разовая лицензия предоставляет конкретному участнику внешнеэкономической деятельности право на экспорт и (или) импорт определенного товара в определенном количестве. Соответственно, не имея разовой лицензии, участник внешнеэкономической деятельности не вправе осуществлять экспорт и (или) импорт определенного товара в определенном количестве на условиях, предусмотренных лицензией. Разовая лицензия имеет определенный период действия, определяемый календарными датами, который означает, что участник внешнеэкономической деятельности вправе пользоваться соответствующими льготами и вывозить или ввозить определенный товар только в период действия лицензии, то есть в период, когда участник внешнеэкономической деятельности на основании соответствующей лицензии имеет такое право. Указанными правовыми актами не предусмотрено право вывоза или ввоза товара по льготным ставкам в отсутствие на момент такого вывоза или ввоза разовой лицензии, так же как и не предусмотрено ретроспективное действие разовой лицензии. Кроме того, возможен отказ в выдаче разовой лицензии, в том числе в связи с исчерпанием квоты. Иной порядок применения разовых лицензий противоречит установленному порядку запретов и ограничений, порядку определен6ия и распределения тарифных квот между участниками внешнеэкономической деятельности, поскольку в таком случае возможен вывоз (ввоз) товара с превышением установленных тарифных квот и с нарушением порядка распределения тарифных квот между участниками внешнеэкономической деятельности.
Лицензия на классификационный код 4403 21 190 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС на момент регистрации спорных ДТ (27.10.2020 и 05.11.2020) у общества отсутствовала. Выпуск спорного товара произведен таможенным органом 29.10.2020 и 05.11.2020, то есть до получения обществом соответствующей лицензии, следовательно, не подлежит применению к спорным выпускам товара по спорным декларациям.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», действовавшим на момент таможенного декларирования спорных товаров, в отношении товаров, классифицируемых в подсубпозиции 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС, установлена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 80%, но не менее 55, 2 евро за 1 куб. м; 15% - при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
В целях подтверждения сведений о классификационном коде товара № 2 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании предоставлены документы согласно перечню, указанному в графах 44 спорных ДТ.
По результатам проведенного таможенного контроля Сибирским таможенным постом (ЦЭД) по всем вышеуказанным ДТ приняты решения о выпуске товара № 2 в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», действовавшим на момент таможенного декларирования спорных товаров, в отношении товаров, классифицируемых в подсубпозиции 4403 21 190 ТН ВЭД ЕАЭС, установлена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 80%, но не менее 55, 2 евро за 1 куб. м; 15% - при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
Арбитражный суд приходит к выводу, что в счет исполнения лицензий общество осуществило вывоз иного товара - «бревна из сосны обыкновенной, вида «Pinus sylvestris L.» с диаметром в верхнем торце 14 см» (согласно графы 31 спорных ДТ), что не соответствует условиям имеющейся на момент выпуска товара лицензии, при этом применяло льготную ставку по уплате таможенных пошлин в отношении «бревна из сосны обыкновенной «Pinus sylvestris L.» с диаметром в верхнем торце 15 см». На основании изложенного, таможней в связи с внесением изменений в классификационный код спорных товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС законно и обоснованно произведено доначисление подлежащих уплате таможенных пошлин на общую сумму 1 055 564,31 руб.
С учетом изложенного, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
С учетом результатов разрешения настоящего дела расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Е.В. Полищук |