ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-9798/17 от 27.10.2017 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

октября 2017 года

Дело № А33-9798/2017

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  «27» октября  2017 г.

Полный текст решения изготовлен «31»  октября 2017 г.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Лескова Р.В., рассмотрев заявление открытого акционерного общества «Красфарма» (ИНН <***>,                           ОГРН <***>, г. Красноярск)

к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск)

о признании ненормативного правового акта недействительным,

при участии в деле в качестве заинтересованного лица:

- ФИО1?

в присутствии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2, представителя по доверенности от 22.08.2017,

от органа, чей акт оспаривается: ФИО3, представителя по доверенности от 11.08.2017,

от заинтересованного лица: ФИО4, представителя по доверенности от 16.03.2016,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Гусейновой А.Ф.

установил:

Открытое акционерное общество «Красфарма»(далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее – орган, чей акт оспаривается) о признании недействительным письма «об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка» №1682-ги от 26.01.2017;

- обязании в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда по настоящему заявлению принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка общей площадью 7 734 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, район ул. Прибойная, д. 37 и об утверждении схемы расположения границ земельного участка.

Определением от 16.05.2017 заявление оставлено судом без движения.

В связи с устранением причин, послуживших основанием  для оставления заявления без движения, определением суда  от 13.06.2017 возбуждено производство по делу. Назначены предварительное и судебное заседания на 27.06.2017.

Определением от 27.06.2017 отложено предварительное судебное заседание на 15.08.2017, с целью представления сторонами дополнительных доказательств.

Протокольным определением от 15.08.2017 отложено предварительное судебное заседание на 12.09.2017.

Определением от 12.09.2017 отложено предварительное судебное заедание на 09.10.2017, привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица  индивидуального предпринимателя Бондаря О.А.

  Учитывая необходимость составления сторонами совместного акта обследования земельного участка,  определением от 09.10.2017г. рассмотрение дела в предварительном судебном заседании отложено судом на 27.10.2017г.

  В предварительное судебное заседание 27.10.2017г. суду представлен акт обследования земельного участка, составленный всеми участвующими в деле лицами и иные дополнительные доказательства. Акт, вместе с остальными доказательствами приобщен к материалам дела.

   Возражений относительно возможности завершения предварительного судебного заседания и перехода к рассмотрению спора в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции от лиц, участвующих в деле, не поступили. 

На основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», в связи с отсутствием возражений лиц, участвующих в деле, судом вынесено протокольное определение о завершении предварительного судебного заседания, окончании подготовки дела к судебному разбирательству и об открытии судебного заседания арбитражного суда первой инстанции.

  Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска представил суду возражения на заявление, в котором изложил следующую позицию по делу.

- В соответствии с Положением о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утв. Распоряжением администрации города Красноярска от 23.05.2013 № 110-р, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - Департамент) является органом •администрации города Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска, в том числе земельными и лесными участками (далее - муниципальное имущество), а также земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории город,. Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, разрабатывает проекты правовых актов города по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе земельными и лесными участками (п. 21).

            Согласно пункту 25 Положения о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска департамент управляет и распоряжается муниципальным имуществом, а также землями и лесами, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Красноярска, передавая их по договору в аренду и иное возмездное и безвозмездное пользование, в том числе по договорам хранения, концессионным соглашениям, в хозяйственное ведение и оперативное управление, доверительное управление другому лицу

в залог, в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города.

         Право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В силу пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

        Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

       Пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в том числе, земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

         ОАО «Красфарма» обратилось в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ на праве аренды в целях эксплуатации и обслуживания сооружения - насосной станции водозабора по адресу: <...> сооружение 4.

       Распоряжением администрации города Красноярска от 08.12.2015 № 436~р утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (далее - Административный регламент).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 24 Административного регламента исполнителем, осуществляющим подготовку документов для подготовки и подписания проекта распоряжения администрации города о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо мотивированного решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги осуществляется запрос на получение заключения по состоянию земельного участка в отделе муниципального     контроля     Департамента     муниципального     имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.

Специалистами    отдела    муниципального    контроля         Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска после поступления заявления ОАО «Красфарма» осуществлен выезд с целью составления заключения по состоянию испрашиваемого земельного участка. В ходе выезда установлено, что участок огражден совместно со смежными землепользователями, проезд к данному земельному участку осуществляется только по территории смежного землепользователя, насосная станция водозабора расположена за границами предоставления, на земельном участке расположены только колодцы, нежилое здание третьих лиц (фотоматериалы прилагаются).

       В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпункте 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации,  а именно, на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.

        В оспариваемом отказе Департамента имеется указание на то, что планировалось предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью 7734 кв.м. в целях последующего приобретения в аренду земельного участка для эксплуатации и обслуживания сооружения - насосной станции водозабора, общая площадь которых составляет 172,5 кв.м.

       В силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

        Согласно пункту 3 статьи 35 Земельного кодекса РФ собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

         В соответствии со статьями 39.6, 39.20 Земельного кодекса РФ без проведения торгов договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключается в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственниками зданий, сооружений, помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ. Исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

         Из анализа действующего законодательства следует, что предоставление в аренду земельных участков, на которых находятся объекты недвижимого имущества,   собственникам   соответствующего   имущества   осуществляется с учетом фактического землепользования. Собственник недвижимого имущества, обращающийся за предоставлением в аренду земельного участка, обращающийся за предоставлением в аренд)

земельного  участка,   на  котором   такое   имущество  расположено,   должен обосновать        необходимость        предоставления        земельного       участка в испрашиваемом размере.

На  основании  изложенного,  учитывая,   что  площадь  испрашиваемого спорного     земельного     участка          значительно     превышает     площадь расположенного на нем здания, принадлежащего ОАО «Красфарма» основания для утверждения схемы расположения земельного участка в испрашиваемых границах и предварительного согласования предоставления земельного участка в целях эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности, отсутствуют.

      Факт нахождения на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащим третьим лицам, подтверждается заключением по состоянию земельного участка от 17.01.207, составленном специалистами отдела муниципального контроля. Как указывалось ранее, в ходе выезда и визуального осмотра земельного участка установлено, что на спорном земельном участке расположены колодцы и нежилое здание третьих лиц (заключение и фото прилагаются).

         По информации, имеющейся в департаменте муниципального имущества и земельных отношений, ФИО1 обращался в департамент с заявлением   о   предварительном   согласовании   предоставления   земельного участка общей площадью 4 654 кв.м., расположенного по адресу: <...>, занимаемого нежилым зданием. В предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано в связи с необоснованием заявителем необходимости приобретения земельного участка такой площади (копия отказа прилагается). ФИО1 предоставлял в департамент документы на объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером 24:50:0700142:455.

       Из ситуационного плана усматривается, что земельный участок, в отношении      которого   ОАО   «Красфарма»   обратилось  в   департамент   с  заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка общей площадью 7734 кв.м., расположенного в городе Красноярске в районе ул. Прибойная, 37 и об утверждении схемы расположения границ земельного участка, имеет наложение на земельный участок, в отношении которого подавалось заявление ФИО1 (копия плана прилагается).

       В соответствии с данными публичной кадастровой карты, размещенными на общедоступном интернет - ресурсе  на испрашиваемом заявителем земельном участке виден объект недвижимости, принадлежащий третьим лицам (распечатка прилагается).

       Таким образом, отказ является законным и обоснованным в связи с нахождением на спорном земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего третьим лицам.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 отзыв на заявление не представил, но указал в судебном заседании, что по результатам совместного обследования земельного участка, на который претендует заявитель, им, с помощью кадастрового инженера,   были сделаны корректировки площади (1721 кв.м.) и местонахождения земельного участка, на котором находятся объекты индивидуального предпринимателя. По итогам данной корректировки наложение на земельный участок, на который претендует заявитель, отсутствует.

Рассмотрев представленные по делу доказательства, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства дела.

 28.12.2016г. заявитель обратился с заявлением в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с заявлением  о предварительном согласовании  предоставления земельного участка на основании ст.ст.39.14,39.15, п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве аренды в целях эксплуатации и обслуживания сооружения  - насосной станции водозабора <...>, соор.4, кадастровый номер 24:50:070142:0000:400026.

 К заявлению была приложения схема расположения земельного участка общей площадью 7734 кв.м. на кадастровом плане территории, свидетельство о государственной регистрации права на сооружение – насосную станцию водозабора серия 24 ЕГ 000145, другие документы.

 В соответствии с выпиской из ЕГРН от 12.01.2017г. №24/001/004/2017-3099 подтвержден факт нахождения в собственности у заявителя вышеуказанного сооружения.

 17.01.2017  департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в лице начальника отдела муниципального контроля составлено заключение по состоянию земельного участка. Согласно данного заключения, фактически насосная станция, принадлежащая заявителю расположена за границами предоставления, на земельном участке располагаются только колодцы, нежилое здание третьих лиц.

26.01.2017 департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска подготовлен ответ №1682-ги об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В качестве основания отказа, департамент указал следующие обстоятельства:

 -  Согласно визуальному обследованию в границах образуемого земельного участка расположено нежилое здание третьих лиц. В соответствии с пп. 2 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ (далее - Ко­декс) уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, ко­торый предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основа­нию, указанному в пп. 4 ст. 39.16 Кодекса, а именно, на земельном участке рас­положены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принад­лежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если со­оружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) раз­мещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участ­ке размещен объект, предусмотренный п. 3 ст. 39.36 Кодекса (объекты, разме­щение которых может без предоставления земельных участков и установления сервитутов), и это не препятствует использованию земельного участка в соот­ветствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, поме­щений в них, этого объекта незавершенного строительства.

- Учитывая представленные материалы планируется предварительно согла­совывать предоставление земельного участка, площадью 7734 кв.м.  В силу п. 1 ст. 35 Кодекса при переходе права собственности на сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участ­ка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

       Согласно п. 3 ст. 35 Кодекса собственник здания, сооружения, находя­щихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установ­ленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве об­щей собственности постороннему лицу.

        В соответствии со ст.ст. 39.6, 39.20 Кодекса без проведения торгов дого­вор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключается в случае предоставления земельного участка, на котором располо­жены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в  случаях, предусмотренных ст. 39.20 Кодекса. Исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граж­дане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

       Из анализа действующего законодательства следует, что предоставление в аренду земельных участков, на которых находятся объекты недвижимого иму­щества, собственникам соответствующего имущества осуществляется с учетом фактического землепользования.

      Собственник недвижимого имущества, обращающийся за предоставлени­ем в аренду земельного участка, на котором такое имущество расположено, должен обосновать необходимость предоставления земельного участка в ис­прашиваемом размере.

       Вышеуказанный отказ департамента получен заявителем, согласно штампа входящей корреспонденции 01.02.2017г. вх.№345.

       В связи с отказом департамента заявитель обратился (исх.№506-1 от 06.02.2017)  к кадастровому инженеру (общество с ограниченной ответственностью «Роза ветров») осуществившем подготовку схемы расположения земельного участка, с просьбой предоставить документ подтверждающий нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимого имущества.  Согласно ответа общество с ограниченной ответственностью «Роза ветров» (от 12.02.2017), кадастровый инженер подготовил схему расположения земельного участка, после дополнительного обследования земельного участка на местности, согласно которой, на земельном участке отсутствуют какие-либо строения.

   06.07.2017г. обществом с ограниченной ответственностью «Бинк» по результатам обследования с проведением геодезической сьемки формируемого земельного участка площадью 7734 кв.м., расположенного по адресу: <...>, соор.4 составлено заключение, согласно которому: в результате камеральной обработки полученных, при обследовании объекта данных, установлено отсутствие пересечений местоположения формируемого земельного участка площадью 7734 кв.м., расположенного по адресу: <...> соор.4 и расположенных вблизи нежилого здания гаражный бокс-мастерская, а также объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером 24:50:0700142:516. К заключению приложены: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, каталог координат угловых точек здания, схема расположения границ земельного участка. Согласно представленной в дело выписки из ЕГРН от 19.07..2017г. №99/20117/23208962 здание с кадастровым номером 24:50:0700142:516 (склад ГСМ)  принадлежит обществу с ограниченной ответственностью «Енисейзавод».

        Согласно выписки из ЕГРН №90-30244171 от 12.12.2016 здание склада ГСМ с кадастровым номером 24:50:0700142:455 принадлежит на праве собственности ФИО1.

        08.12.2016г. ФИО1 обращался в департамент муниципального имущества и земельных отношений с заявлением о предварительном согласовании ему предоставления земельного участка площадью 4654 кв.м. в целях эксплуатации вышеуказанного здания склада ГСМ.

        29.12.2016 департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска подготовлен отказ (исх. №Б-19563) Бондарю О.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Основным мотивом отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка было указано, что заявитель не обосновал необходимость предоставления земельного участка заявленной площадью учитывая, что площадь здания составляет 128 кв.м. 

      Открытое акционерное общество «Красфарма» обратилось в суд с заявлением  о признании недействительным письма «об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка» №1682-ги от 26.01.2017, т.к. считает, что данный отказ противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации и просит суд в качестве восстановительной меры  обязать департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города,  в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда по настоящему заявлению принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка общей площадью 7 734 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, район ул. Прибойная, д. 37 и об утверждении схемы расположения границ земельного участка.

 Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел                       к следующим выводам.

       В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации  решения         и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы     в суд.

       Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства,  возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением  организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела                        об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов      и должностных лиц, затрагивающих права и законны интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

       Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений      и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется нормами   главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (беих в деле, арбитражный суд  установил следующие обстоя_ глвы 24 Арбитражного процессуального кодекса

       Согласно пункту 1 статьи  198  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд            с заявлением о признании недействительными  ненормативных  правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый  ненормативный  правовой акт,  решение и  действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

       Основанием для принятия решения суда о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иным нормативным правовым актам, так и нарушение этими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в арбитражный суд                с соответствующим требованием в соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

       Обязанность доказывания  законности решений, действий (бездействия) возлагается           на орган, чей акт, оспаривается заявителем, в соответствии  с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

       Согласно пункту 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Заявитель оспаривает решение департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от 26.01.2017 №1682-ги. Согласно   штампа входящей корреспонденции на оспариваемом отказе, он был получен заявителем 01.02.2017г. (вх.№345).

Заявитель направил заявление в   Арбитражный суд Красноярского края  посредством почтовой связи.  Согласно  штемпеля органов почтовой связи, конверт с заявлением принят к отправке - 02.05.2017, то есть срок, установленный  пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  с учетом положений ст.114 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации, заявителем не пропущен.

      Согласно статье  15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

       Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной            и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции Российской Федерации).

        В соответствии со статьей 33 Основного Закона, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

        В силу статьи 35, 34 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

       Согласно ст.36 Основного Закона,  граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.  Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.  Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

       В соответствии со ст.132 Конституции Российской Федерации,  органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

       Согласно ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

 2) проектная документация лесных участков;

          3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

         Как следует из положений ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации,  схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

  Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

  Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В этом случае в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:

1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;

3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;

4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;

5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

В соответствии с п.16 ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации,  определены основания  для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

 Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

 Согласно п.49 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска (утв.Распоряжением администрации г.Красноярска от 23.05.2013г. №110-р) -  в функции департамента входит утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

           Распоряжением  администрации г. Красноярска от 07.11.2011 N 1311-ж  утвержден  Административный регламент предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Согласно п.1 данного административного регламента, данная муниципальная услуга осуществляется  департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города.

        Действие настоящего Регламента распространяется на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа города Красноярска, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с федеральным законодательством возложены на органы местного самоуправления.

Муниципальная услуга по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - Схема КПТ) предоставляется в случаях необходимости образования земельного участка или земельных участков в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в целях:

1) образования земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования;

2) образования земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования;

3) образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если многоквартирный дом не расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, и при отсутствии утвержденного проекта межевания территории;

4) перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой;

5) образования земельного участка для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

6) образования земельного участка для проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае, если отсутствует утвержденный проект межевания территории;

7) исполнения вступивших в законную силу решений суда, обязывающих Департамент утвердить Схему КПТ.

 В  п.15 Административного регламента определены также основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги, это:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

         Как следует из оспариваемого заявителем отказа департамента, основанием для принятия такого решения послужили следующие основания:

 -  согласно визуальному обследованию в границах образуемого земельного участка расположено нежилое здание третьих лиц. В соответствии с пп. 2 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ (далее - Ко­декс) уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, ко­торый предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основа­нию, указанному в пп. 4 ст. 39.16 Кодекса, а именно, на земельном участке рас­положены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принад­лежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если со­оружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) раз­мещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участ­ке размещен объект, предусмотренный п. 3 ст. 39.36 Кодекса (объекты, разме­щение которых может без предоставления земельных участков и установления сервитутов), и это не препятствует использованию земельного участка в соот­ветствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, поме­щений в них, этого объекта незавершенного строительства.

- Учитывая представленные материалы планируется предварительно согла­совывать предоставление земельного участка, площадью 7734 кв.м.  В силу п. 1 ст. 35 Кодекса при переходе права собственности на сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участ­ка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

      Суд считает, что данные основания отказа не соответствует фактическим обстоятельства и как следствие противоречат положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи со следующим.

Как следует из оспариваемого отказа,  факт нахождения на испрашиваемом заявителем земельном участке, схема которого, была представлена в департамента, объектов   недвижимого имущества, принадлежащего третьим лицам, определена департаментом посредством визуального осмотра начальником отдела  муниципального контроля  ФИО5. В качестве доказательств возможности данного должностного лица визуально, без применения каких-либо средств изменения, определять местонахождение объектов недвижимого имущества на земельном участке, с определенным обозначением характерных точек границ и координат на представленной заявителем схеме, суду представлено удостоверение  о повышении квалификации ФИО5 с 12.09.2016 по 14.09.2016г. в центре дополнительного образования Юридического института ФГАОУВО «Сибирский федеральный университет» по дополнительной профессиональной программе «Земельный кодекс», а также должностная инструкция начальника отдела муниципального контроля.

Суд считает, что вышеуказанными документами не подтверждается наличие у вышеуказанного должностного лица департамента права на предоставление достоверных сведений о местонахождении объектов недвижимого имущества в границах земельных участков.

Согласно п.п..4,4.2. ст.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности», кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества  сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).

 В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.

Таким образом, установление  местоположение зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства на земельном участке является кадастровой деятельностью, которую вправе осуществлять только лицо, имеющее правовой статус кадастрового инженера.

         В соответствии с п.1 ст.29 Федерального закона «О кадастровой деятельности», кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров. В п.2 данной нормы определены дополнительные требования к лицу, для принятия его в состав саморегулируемой организации.

      Доказательств наличие у начальника отдела муниципального контроля департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска статуса кадастрового инженера суду не представлено.

      В материалы дела заявителем представлены заключения  кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью «Роза ветров» (от 12.02.2017), согласно которого, на  испрашиваемом заявителем земельном участке отсутствуют какие-либо строения.

        06.07.2017г. обществом с ограниченной ответственностью «Бинк» по результатам обследования с проведением геодезической сьемки формируемого земельного участка площадью 7734 кв.м., расположенного по адресу: <...>, соор.4 составлено заключение, согласно которому: в результате камеральной обработки полученных, при обследовании объекта данных, установлено отсутствие пересечений местоположения формируемого земельного участка площадью 7734 кв.м., расположенного по адресу: <...> соор.4 и расположенных вблизи нежилого здания гаражный бокс-мастерская, а также объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером 24:50:0700142:516. К заключению приложены: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, каталог координат угловых точек здания, схема расположения границ земельного участка.

         Вышеуказанные заключения департаментом муниципального имущества и земельных отношений не опровергнуты.  

В соответствии со с п.1 ст.65 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации,  обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что департамент муниципального имущества и земельных отношений не доказал факт нахождения на испрашиваемом заявителем земельном участка объектов недвижимого имущества принадлежащих третьим лицам.

Кроме того, в основании оспариваемого заявителем отказа, департаментом приведены доводы, которые отсутствуют в  п.16 ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации,  в котором содержится исчерпывающий перечень оснований  для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:

Факт того, что ФИО1 ранее претендовал на часть земельного участка, который имел наложение на границы земельного участка, на который претендует заявитель, не может служить основанием для отказа в предварительном согласовании, и в оспариваемом отказе данное обстоятельство не нашло своего отражения.

Согласно акта обследования земельного участка от 20.10.2017г. №583 составленного всеми участниками процесса, на земельном участке, на который ранее претендовал ФИО1, и который находится в границах участка, на который претендует заявитель находятся головки 5 скважин (являющиеся частью сооружения насосная станция-водозабора, находящегося в собственности заявителя), металлическая емкость, контейнер, 2 металлических вагончика, часть автотранспорта, дрова, строительный материал.

Таким образом, данное обследование, также не подтвердило факт нахождения в границах земельного участка, на который претендует заявитель объектов недвижимого имущества, принадлежащего третьим лицам.

           Индивидуальный предприниматель ФИО1 указал   в судебном заседании, что по результатам совместного обследования земельного участка, на который претендует заявитель, им, с помощью кадастрового инженера,    были сделаны корректировки площади (1721 кв.м.) и местонахождения земельного участка, на котором находятся объекты индивидуального предпринимателя. По итогам данной корректировки наложение на земельный участок, на который претендует заявитель, отсутствует.

        Ссылка департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска на то, что размер испрашиваемого заявителем земельного участка превышает общую площадь объекта недвижимого имущества, принадлежащего заявителю (насосная станция-водозабора) не может быть принята судом, т.к. данное обстоятельство прямо не было указано в основаниях отказа в предварительном согласовании, а также в связи с тем, что данное возражение сделано  без учета особенностей самого объекта недвижимого имущества, в составе которого определены: нежилое здание площадью 241,7 кв.м., скважины (№1-№20), сифонный водовод протяженностью 810,2 п.м., сифонный водовод протяженностью 94 п.м..

         Согласно ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, законодателем декларируется  исключительное  право  на приобретение земельных участков в собственность или в аренду  граждан, юридических лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

        Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительное согласование предоставления земельного участка является одним из начальных этапов процедуры предоставления земельного участка на том или ином праве, в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации.

        Учитывая вышеизложенное, решение от 26.01.2017 №1682-ги  департамента муниципального имущества и земельных отношений признается судом  не соответствующим вышеуказанным положениям Земельного кодекса Российской Федерации и положениям Административного регламента предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения заявления по делу об оспаривании ненормативных актов  органов, осуществляющих публичные полномочия, в резолютивной части решения должны содержаться указания на  обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия,  устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Из изложенной нормы следует, что, в случае признания оспариваемого ненормативного  акта органа местного самоуправления незаконным, суд,  в резолютивной части решения, должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом применяемая судом восстановительная мера должна отвечать нескольким критериям - быть адресована тому же органу, чей акт был обжалован, обеспечивать восстановление права, нарушенного этим актов, быть обусловленным существом спора.

Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.

Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.

При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела и установленные по делу обстоятельства позволяют применить конкретную восстановительную меру.

        Учитывая, что оспариваемый заявителем отказ фактически воспрепятствовал заявителю в праве на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,   суд считает, что устранением нарушенных прав заявителя, будет возложение на департамент обязанности по  принятию решения о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка общей площадью 7 734 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, район ул. Прибойная, д. 37 и  утверждении схемы расположения границ земельного участка, предоставленной с заявлением от 28.12.2016г.

 Руководствуясь статьями 110,    167 – 170, 198-201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

         Заявление открытого акционерного общества «Красфарма» г.Красноярск удовлетворить.

        Признать незаконным решение департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка выраженное в письме  №1682-ги от 26.01.2017, как противоречащее положениям Земельного кодекса Российской Федерации

         В качестве мер по устранению нарушений прав и законных интересов открытого акционерного общества «Красфарма» г.Красноярск обязать департамент муниципального имущества и земельных отношений  принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка общей площадью 7 734 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, район ул. Прибойная, д. 37 и  утверждении схемы расположения границ земельного участка, предоставленной с заявлением от 28.12.2016г.

         Взыскать с департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в пользу открытого акционерного общества «Красфарма» г.Красноярск судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

   Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может  быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, находящийся в г.Красноярске.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Р.В. Лесков