АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
августа 2009 года | Дело № А33-9804/2009 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2009 года.
В окончательной форме решение изготовлено 06 августа 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинова Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю (г. Красноярск)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (г. Красноярск)
о признании недействительными пунктов 1, 2 раздела II, пункта 1 раздела IIIпредставления от 29.05.2009 № 06-14-16
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя: ФИО1, доверенность от 21.10.2008; ФИО2, доверенность от 13.07.2009, ФИО3, доверенность от 13.07.2009,
представителя ответчика: ФИО4, доверенность от 01.09.2008,
при ведении протокола судебного разбирательства судьей Шайхутдиновым Е.М.
установил:
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю (далее – орган госстатистистики, заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (далее – Управление Росфиннадзора, ответчик) о признании недействительными пунктов 1, 2 раздела II, пункта 1 раздела IIIпредставления от 29.05.2009 № 06-14-16.
Заявление принято к производству суда. Определением от 24.06.2009 возбуждено производство по делу.
Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали, сослались на доводы, изложенные в заявлении, дополнительных письменных пояснениях.
Представитель ответчика в судебном заседании против заявленных требований возражал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление, дополнительных письменных пояснениях.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 11 час. 40 мин. 28.07.2009 до 17 час. 00 мин. 30.07.2009.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Орган госстатистистики зарегистрирован в ЕГРЮЛ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю 17.01.2008 за основным государственным регистрационным номером 1052464002645.
Из материалов дела следует, что по плану контрольной и надзорной работы на 2009 год сотрудниками Управления Росфиннадзора проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности заявителя за 2008 год.
На основании фактов, отраженных в акте ревизии от 20.02.2009, ответчиком установлены нарушения в использовании средств федерального бюджета в общей сумме 230 913, 77 рублей, в том числе:
- неправомерные расходы – 179 120, 96 руб.;
- прочие нефинансовые нарушения – 51 792, 81 руб. (нарушения бюджетного законодательства – 4611, 25 руб., нарушения в бюджетном учете и отчетности – 47 181, 56 руб.).
Ревизией также установлены нарушения, не имеющие суммарного выражения, такие как: уточнение лимитов бюджетных по истечении финансового года, нарушение порядка ведения трудовых книжек, порядка ведения кассовых операций и другие, которые частично устранены в ходе проведения ревизии.
29.05.2009 Управлением Росфиннадзора органу госстатистистики вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджета, согласно которому заявителю предписано рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства, а именно:
- неправомерного образования дебиторской задолженности за услуги почтовой и телефонной связи в общей сумме 179 120, 96 руб.;
- принятие денежных обязательств (сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств) по истечении установленного срока (сумма нарушения 32 597, 57 руб.);
- несоответствие данных ф. 0503169 «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности» данным бухгалтерского учета (сумма нарушения 1743,62 руб.);
- присвоение объектам основных средств группового учета единого инвентарного, а не уникального номера (сумма нарушения 45 437, 94 руб.).
Также названным представлением указано на необходимость сообщения в Управление Росфиннадзора о результатах его рассмотрения не позднее 30 дней с даты получения представления, а в случае принятия соответствующих мер по изложенным в представлении обстоятельствам – направить в адрес ответчика копии подтверждающих документов.
Представление Управления Росфиннадзора от 29.05.2009 № 06-14-16 расценено органом госстатистистики как нарушающее его права и законные интересы, что послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно статье 4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации компетенция арбитражного суда является специальной.
В силу пункта 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к компетенции арбитражного суда относится рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Действующее законодательство определения ненормативного правового акта не формулирует. Вместе с тем, судом установлено, что соответствующие разъяснения давались высшими судебными инстанциями Российской Федерации.
Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.02.2001 № 1 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика (пункт 48).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд признает, что к признакам ненормативного правого акта, который может быть оспорен в арбитражном суде, в том числе относятся:
- документальная форма акта;
- властный характер, выражающийся в возложении на конкретное лицо каких-либо обязанностей, создании каких-либо иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- обеспеченность мерами государственного принуждения (вытекающая из обязательности его исполнения лицом);
- издание (в том числе подписание) уполномоченным должностным лицом.
Оспариваемое органом госстатистистики представление от 29.05.2009 документально оформлено, подписано должностным лицом государственного органа - Управления Росфиннадзора, устанавливает обязанность заявителя по рассмотрению представления, указывая при этом на возможность привлечения органа госстатистистики к ответственности за невыполнение предписания. Следовательно, заявление об оспаривании пунктов 1, 2 раздела II, пункта 1 раздела III представления Управления Росфиннадзора от 29.05.2009 №06-14-16 подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Статьей 265 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлены формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами.
Частью 1 статьи 266 Бюджетного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, осуществляютФедеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. При этом формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 2 приведенной нормы).
В соответствии с частью 1 статьи 268 Бюджетного Кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
В статье 283 Бюджетного Кодекса Российской Федерации содержится перечень оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Указанный перечень не является исчерпывающим, указывает на наличие иных оснований в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 284 Бюджетного Кодекса Российской Федерации руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 настоящего Кодекса, в том числе выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.
В соответствии с пунктами 1, 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.14. указанного Положения в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право, в том числе направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (подпункт 5.14.3.).
Пунктом 6.13 Положения о территориальном органе государственной статистики по Красноярскому краю (утверждено Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 18.12.2006 № 76) предусмотрено, что орган госстатистики осуществляет функции получателя бюджетных средств Росстата, предусмотренных на содержание территориального органа Росстата и реализации возложенных на них функций.
При таких обстоятельствах, оспариваемое органом госстатистистики представление от 29.05.2009 № 06-14-16 вынесено Управлением Росфиннадзора в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу приведенных норм при рассмотрении дела об оспаривании ненормативного правового акта, решений и действий юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются обстоятельства:
- соответствия (несоответствия) оспариваемого ненормативного правового акта, действия, решения действующему законодательству (нормативным правовым актам);
- нарушение (не нарушение) прав и законных интересов обратившего в арбитражный суд лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом из текста статей 65, 198, 200 Кодекса следует, что заявитель не освобождается от доказывания факта нарушения оспариваемым актом, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов, представления соответствующих доказательств.
Орган госстатистики не заявил достаточных доводов, не представил доказательств, подтверждающих факт нарушения оспариваемым представлением Управления Росфиннадзора его прав и законных интересов.
Статьей 282 Бюджетного Кодекса Российской Федерации предусмотрены меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства, а именно:
- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- блокировка расходов;
- изъятие бюджетных средств;
- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
- наложение штрафа;
- начисление пени;
- иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Как изложено выше, часть 2 статьи 284 Бюджетного Кодекса Российской Федерации предусматривает полномочия руководителя территориального органа Росфиннадзора, в том числе по вынесению руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.
Судом установлено, что представление Управления Росфиннадзора от 29.05.2009 № 06-14-16 носит информационный характер, не нарушает прав и законных интересов заявителя, не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей в сфере экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю о признании недействительными пунктов 1, 2 раздела II, пункта 1 раздела IIIпредставления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае от 29.05.2009 №06-14-16 отказать.
Проверено на соответствие Бюджетному Кодексу Российской Федерации.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Е.М.Шайхутдинов |