АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,
тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07
E-mail: info@kurgan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Курган | Дело №А34-11362/2020 |
20 ноября 2020 года |
Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2020 года.
Решение изготовлено в полном объеме 20 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Пшеничниковой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сидоровой В.В., без использования средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Департаменту финансов и имущества Администрации города Кургана (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании бездействия незаконным
третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КУРГАНА "СЛУЖБА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ" (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии в заседании представителей:
от сторон, третьего лица: явки нет, извещены,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кургану (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением, с учетом уточнения, принятого судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана (далее – заинтересованное лицо, Департамент), выразившегося в не приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КУРГАНА "СЛУЖБА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в финансовом органе в связи с неисполнением решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 248 от 12.09.2019.
Просит обязать Департамент финансов и имущества Администрации города Кургана приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КУРГАНА "СЛУЖБА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов, до полного исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 248 от 12.09.2019 за счет денежных средств, за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами, с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В обоснование данного требования заявитель указал, что Департамент, являющийся финансовым органом, в котором открыты лицевые счета третьего лица, в нарушение действующего законодательства не исполнил возложенную на него законом обязанность по приостановлению операций по лицевым счетам должника, в связи с неисполнением им указанного решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте заседания извещены надлежащим образом в силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В материалы дела от заявителя поступили заявления об уточнении заявленных требований и дополнительные доказательства, а также ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Судом уточнение заявленных требований принято в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поступившие документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ранее заинтересованным лицом в материалы дела был представлен отзыв, из которого следует, что заинтересованное лицо возражает по заявленным требованиям. Указывает на сложившуюся тяжелую финансовую ситуацию и отсутствие достаточных средств в бюджете города и на лицевых счетах третьего лица. При этом, Департамент не оспаривает наличие у него функций по открытию и ведению лицевых счетов должника (третьего лица), размер задолженности третьего лица по указанному решению, направление документов заявителем и их поступление к заинтересованному лицу в установленном порядке. Однако, сведения о погашении задолженности по указанному решению в материалы дела не представлены. Полагает, что приостановление операций по счетам третьего лица усугубит финансовую ситуацию, приведет к невозможности осуществления третьим лицом своих функций, в удовлетворении требований просит отказать.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что заявителем принято решение № 248 от 12.09.2019 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика в отношении третьего лица (л.д. 24).
Указанное решение было направлено в адрес Департамента для его исполнения (получение решения заинтересованным лицом не оспаривается), Департамент уведомил заявителя о неисполнении в установленный срок данного решения налогового органа (л.д. 36).
В связи с неисполнением Департаментом решения налогового органа о взыскании и считая незаконным бездействие заинтересованного лица, выразившееся в не приостановлении операций по счетам должника, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что третье лицо является казенным учреждением.
Согласно части 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) -организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) – организации (пункт 3.1 ст. 46 НК РФ).
Для взыскания налога в соответствии с указанной нормой налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента).
В пункте 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно пункту 1 статьи 242.6 БК РФ решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - решение налогового органа), направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее - должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.
Из пункта 2 названной статьи следует, что орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после дня получения решения налогового органа направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового органа и дате его приема к исполнению с приложением копии решения налогового органа.
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы соответствующего бюджета по исполнению решения налогового органа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года (пункт 3 статьи 242.6 БК РФ).
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (пункт 6 статьи 242.6 БК РФ).
При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (п. 6 ст. 242.6 БК РФ).
Таким образом, законодатель возлагает на финансовый орган особую функцию обеспечения исполнения решений налогового органа, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных учреждений, в том числе казенных.
При этом само по себе неисполнение должником в течение 30 дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа является достаточным основанием для применения указанных мер сразу после истечения указанного срока.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается и не оспаривается заинтересованным лицом наличие у него полномочий по ведению лицевых счетов учреждения (третьего лица).
Факт предъявления к исполнению решения № 248 от 12.09.2019 налогового органа подтвержден материалами дела и не ставится под сомнение заинтересованным лицом. Задолженность по указанному решению на момент рассмотрения дела по данным налогового органа не погашена (сведения об остатке задолженности по состоянию на 16.11.2020 в деле, представлены с уточненным заявлением 17.11.2020), акт сверки сторонами, третьим лицом не подписан. Сведения о полном исполнении решения налогового органа в деле отсутствуют.
Доводы заинтересованного лица об отсутствии денежных средств для погашения задолженности в бюджете города, недостаточности субвенций из областного бюджета судом отклоняются, поскольку вопросы фактического исполнения не влияют на обязанность заинтересованного лица приостановить операции по расходованию средств.
Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие порядок внесения изменений в бюджеты различных уровней, вопросы выделения и перечисления субсидий, субвенций, дотаций к рассматриваемому спору, касающемуся порядка приостановления операций, отношения не имеют, поэтому судом учтены быть не могут.
Указание заинтересованного лица на невозможность осуществления деятельности учреждением при приостановлении операций по счетам документально не подтверждено.
Наличие у третьего лица социально-значимых функций, сфера, в которой им осуществляется деятельность, для разрешения настоящего дела значения иметь не может, поскольку каких-либо изъятий из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации для различных учреждений не установлено.
Возможность урегулирования спора путем заключения мирового соглашения сторонами не использована. Сведений о принятии мер к изменению сроков уплаты спорных сумм в порядке гл. 9 Налогового кодекса Российской Федерации в деле не имеется.
Таким образом, заинтересованное лицо, установив неисполнение должником (третьим лицом) решений налогового органа, должно было в соответствии с положениями ст. 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника с уведомлением последнего.
Доказательств осуществления заинтересованным лицом указанных действий, направленных на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в данном органе (за исключением операций, предусмотренных законом), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, в материалы дела не представлено.
В связи с чем, бездействие Департамента, выразившееся в не приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах третьего лица подлежит признанию незаконным, нарушающим права заявителя на своевременное и полное взыскание долга.
В связи с удовлетворением требований заявителя, в резолютивной части решения в соответствии с положениями пункта 3 части 5 статья 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует указать на обязанность Департамента совершить действия по устранению допущенных нарушений, а именно – приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах третьего лица, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов, до полного исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 248 от 12.09.2019 за счет денежных средств, за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами, с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Указанная формулировка соответствует положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений статей 333.17, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, применительно к правовой позиции, содержащейся в пунктах 12, 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» основания для взыскания государственной пошлины со сторон по настоящему делу отсутствуют.
Руководствуясь статями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана, выразившееся в не приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КУРГАНА "СЛУЖБА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в финансовом органе в связи с неисполнением решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 248 от 12.09.2019.
Обязать Департамент финансов и имущества Администрации города Кургана (ОГРН <***>, ИНН <***>) приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КУРГАНА "СЛУЖБА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов, до полного исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 248 от 12.09.2019 за счет денежных средств, за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами, с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Судья | И.А. Пшеничникова |