АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курган
Дело № А34-11392/2018
27 декабря 2018 года
решение в виде резолютивной части изготовлено 19 декабря 2018 года,
в полном объёме текст решения изготовлен 27 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Курганской области
в составе судьи Крепышевой Т.Г., рассмотрев в порядке упрощённого производства материалы дела по заявлению Заместителя прокурора города Кургана к Обществу с ограниченной ответственностью «ТЕХНОХИТ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности,
установил:
заместитель прокурора города Кургана обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении Обществу с ограниченной ответственностью «ТЕХНОХИТ» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением суда от 23.12.2018 указанное заявление принято к производству в порядке упрощённого производства и лицам, участвующим в деле, предложено в установленные сроки представить определённые документы и доказательства (22.11.2018, 13.12.2018), о чём лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (почтовые уведомления №13733, 13734), определение размещено на официальной сайте арбитражного суда и приложенные к заявлению документы также размещены в режиме ограниченного доступа на официальной сайте арбитражного суда (листы дела 1-148).
В установленный арбитражным судом срок 20.11.2018 от лица, в отношении которого вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении поступил отзыв на заявление с приложением документов, в отзыве Общество указывает, что нарушение лицензионных требований генеральным директором ООО «ТЕХНОХИТ» признаны и устранены в кратчайшие сроки, нарушения не повлекли за собой вреда окружающей среде и здоровью человека, нарушения лицензионных требований, выявленное заявителем у помощника инженера – химика ООО «ТЕХНОХИТ» ФИО1 отсутствует, так как её деятельность определена в трудовом договоре и должностной инструкции и должностные обязанности не связаны с обращением с отходами I-IV классов опасности и осуществляется по другому адресу, все работы по обращению с отходами с начала осуществления деятельности ООО «ТЕХНОХИТ» производились инженером – химиком ФИО2, имеющим действующее свидетельство на право работы с отходами I-IV классов опасности (размещены в режиме ограниченного доступа на официальном сайте арбитражного суда – листы дела 155-178).
20.11.2018 от заявителя поступили пояснения, в которых указал, что в трудовом договоре №02/17 от 01.11.2017, заключенном с ФИО1, её рабочим местом является цех термохимической обработки. В обязанности помощника инженера – химика входит очищение отдельных концевиков (электронных компонентов) литиевых тионихлоридных батарей от остатков стеклопластика, компаунда и металлических шплинтов. Таким образом, доводы о том, что помощник инженера – химика, в своей трудовой деятельности не взаимодействует с отходами, необоснован (размещены в режиме ограниченного доступа на официальном сайте арбитражного суда – лист дела 154).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощённого производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и 19.12.2018 по делу принято решение путём подписания резолютивной части решения.
Принятая по результатам рассмотрения дела резолютивная часть решения размещена 20.12.2018 на официальном сайте арбитражного суда в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».
21.12.2018 от заявителя поступило ходатайство о составлении мотивированного решения.
В связи с чем, суд принимает решение по данному делу по правилам, установленным главой 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и составляет мотивированное решение по настоящему делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Судом установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «ТЕХНОХИТ» зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану 17.12.2015, о чём внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***> (лист дела 159).
Прокуратурой города Кургана, в период с 04.09.2018 по 03.10.2018 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами I-IV классов опасности, по результатам которой в деятельности ООО «ТЕХНОХИТ» выявлены нарушения требований законодательства при обращении с отходами производства и потребления, в части соблюдения лицензионных требований.
По результатам проверки 16.10.2018 заместителем прокурора города Кургана в отношении Общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Исходя из этого, заявитель уполномочен выносить постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.10.2018 в соответствии со статьями 23.1, 28.4, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлено в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «ТЕХНОХИТ» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершённых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.
Исследовав письменные материалы дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление либо составивший протокол об административном правонарушении.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
На основании пункта 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определён Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Положения о лицензировании предусмотрено, что лицензионным требованием для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтверждённой свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
Из материалов дела следует, что ООО «ТЕХНОХИТ» осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности на основании лицензий №04500051 от 10.05.2016, №(24) – 3291 – СТРБ от 06.04.2017, выданной федеральной службой по надзору в сфере природопользования (листы дела 143-146, 147-148).
В ходе проведённой в отношении ООО «ТЕХНОХИТ» проверки, заявителем установлено, что к осуществлению деятельности по сбору и транспортированию отходов I-IV класса опасности допущены лица (генеральный директор ООО «ТЕХНОХИТ» ФИО3, помощник инженера – химика ФИО1), не имеющие профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности.
Указанный факт подтверждается приказом №5 от 16.08.2017 о приёме на работу в качестве генерального директора ФИО3 (лист дела 126), трудовым договором №02/17 от 01.11.2017 (листы дела 123-125), договорами на оказание услуг по транспортировке, обработке и утилизации б/у химических источников тока, состоящих из одного или нескольких источников тока на основе системы литий/тионилхлорид от 19.01.2018 №09, от 30.05.2018 №03, ль 26.04.2018 №10 от 28.02.2018 №05, от 07.11.2016 №03, от 11.05.2016 №01, от 16.05.2016 №02, счет - фактурами №9 от 18.09.2017, №10 от 18.09.2017, №11 от 02.10.2017 №12 от 02.10.2017 №13 от 30.10.2017, №14 от 30.10.2017, №15 от 30.10.2017, №16 от 30.10.2017, №17 от 30.10.2017, №18 от 30.10.2017, №19 от 31.10.2017, №20 от 31.10.2017, №21 от 31.10.2017, №27 от 11.12.2017, №28 от 11.12.2017, №29 от 14.12.2017, №1 от 10.01.2018, №3 от 19.02.2018, №4 от 19.02.2018, №5 от 26.02.2018, №6 от 26.02.2018 №10 от 26.07.2018, №11 от 21.08.2018, №12 от 22.08.2018 (листы дела 44-67, 75-121), постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (листы дела 7-10).
Между тем, согласно пункту 3 Положения о лицензировании объективной стороной правонарушения, являющегося нарушением лицензионных требований, является именно отсутствие у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
В данном случае, оценивая действия юридического лица, суд учитывает не только положение о лицензировании, но и положения Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в частности статьи 15, согласно которой, лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности (пункт 1).
При этом пунктом 2 статьи 15 прямо предусмотрено, что ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несёт соответствующее должностное лицо организации.
Суд считает, что данная норма Федерального закона № 89-ФЗ исключает возможность привлечения юридического лица к административной ответственности, относящийся к нарушению лицензионных условий, несмотря на то, что согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъектами правонарушения могут быть, как должностные лица, так и юридические лица, осуществляющие лицензируемую деятельность с нарушением лицензионных требований, поскольку такое действие как приём на работу работников и их допуск к деятельности в области обращения с отходами, может осуществлять только соответствующее должностное лицо.
В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные выше обстоятельства приводят к выводу об отсутствии состава вменяемого Обществу с ограниченной ответственностью «ТЕХНОХИТ» административного правонарушения в виде нарушения лицензионных требований, что в силу части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При указанных обстоятельствах, суд, исследовав представленные в дело доказательства и, оценив их в совокупности и взаимосвязи с учётом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «ТЕХНОХИТ» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», частью 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «ТЕХНОХИТ» (зарегистрированного 17.12.2015 за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>, место нахождения: Курганская область, г. Курган, ул. Лесопарковая, 10-3) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение суда по настоящему делу подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Лица, участвующие в деле, вправе подать ходатайство о составлении мотивированного решения в течение пяти дней со дня размещения резолютивной части решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно телекоммуникационной сети «Интернет».
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объёме.
Судья
Т.Г. Крепышева