024/2023-135280(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ул. Климова, 62, Курган, 640021, https://kurgan.arbitr.ru,
тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07
E-mail: info@kurgan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курган Дело № А34-12301/2023 25 декабря 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2023 года. Решение в полном объеме изготовлено 25 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Асямолова В.В.,
при ведении протокола секретарем Медведевой Е.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Прокуратуры Курганской области
заинтересованное лицо: Администрация Белозерского муниципального округа Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании бездействия незаконным, возложении обязанности при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1, служебное удостоверение,
от заинтересованного лица: нет явки, извещено,
установил:
Прокуратура Курганской области (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрация Белозерского муниципального округа Курганской области, выразившегося в непринятии мер по разработке и принятию муниципального правового акта - программы использования и охраны земель на территории Белозерского муниципального округа Курганской области, о возложении обязанности на Администрацию Белозерского муниципального округа Курганской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и принять правовой акт - программу использования и охраны земель на территории Белозерского муниципального округа Курганской области.
В предварительном судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.
Заинтересованное лицо в предварительное судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, письменный отзыв на заявление не представило, ходатайств не заявило, о времени и месте проведения предварительного судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также посредством размещения на официальном сайте Арбитражного суда Курганской области в сети Интернет информации о времени и месте проведения судебного заседания.
Суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству.
Признав дело подготовленным к разбирательству, суд, учитывая отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, относительно завершения предварительного судебного заседания, завершил предварительное судебное заседание и перешел к
рассмотрению дела по существу в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заинтересованного лица.
Рассмотрев заявленные требования, исследовав и оценив представленные доказательства, суд установил следующее.
Прокуратурой при проведении анализа исполнения земельного законодательства установлен факт бездействия Администрации, выразившего в непринятии мер по разработке и принятию программы использования и охраны земель на территории Белозерского муниципального округа Курганской области.
Курганской области ( л.д. 11-13).
В ответе от 14.08.2023 № 01-39/2534 Администрация сообщила о том, что муниципальная программа использования и охраны земель на территории Белозерского муниципального округа в настоящее время не утверждена.
Прокуратура, полагая, что Администрацией допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию программы использования и охраны земель на территории Белозерского муниципального округа Курганской области, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
По смыслу статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации (земельные отношения) как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, регулируются земельным законодательством, которое состоит из Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации и согласно Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 3 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Статьей 12 ЗК РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 1 статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
На основании статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
В целях охраны земель наряду с федеральными и региональными программами использования и охраны земель, разработка и реализация которых относится соответственно к полномочиям Российской Федерации и к полномочиям субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать муниципальные программы охраны земель, включающие перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
В соответствии со статьей 38 Устава Белозерского муниципального округа Курганской области, утвержденного решением Думы Белозерского муниципального
округа Курганской области от 15.07.2022 № 106 Администрация является исполнительно-распорядительным органом Белозерского муниципального округа Курганской области, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Курганской области.
Обязанность по разработке и реализации органами местного самоуправления местных программа использования и охраны земель возникла с момента введения в действие ЗК РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ, который изначально содержал положения статей 11 и 12 ЗК РФ.
В нарушение вышеприведенных норм права Администрация длительное время не принимала меры по разработке и принятию программы использования и охраны земель на территории Белозерского муниципального округа Курганской области.
Отсутствие указанного правового акта нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду, а также права и интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при использовании земельных участков в осуществлении хозяйственной деятельности.
До настоящего времени соответствующая программа не разработана, что свидетельствует о длительном бездействии органа местного самоуправления по реализации предусмотренных законом полномочий.
Суд, исходя из совокупности вышеприведенных норм права и установленных обстоятельств дела, приходит к выводу о доказанности материалами дела факта неправомерного бездействия Администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и принятию программы использования и охраны земель на территории Белозерского муниципального округа Курганской области.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с положениями статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты госпошлины по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Белозерского муниципального округа Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), выразившегося в непринятии мер по разработке и принятию муниципального правового акта - программы
использования и охраны земель на территории Белозерского муниципального округа Курганской области.
Обязать Администрацию Белозерского муниципального округа Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и принять правовой акт - программу использования и охраны земель на территории Белозерского муниципального округа Курганской области.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Судья В.В. Асямолов