АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,
тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07
E-mail: info@kurgan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Курган | Дело №А34-13108/2019 |
10 марта 2020 года |
Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2020 года.
В полном объеме решение изготовлено 10 марта 2020 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Абдулина Р.Р., при ведении протокола судебного заседания: до перерыва – секретарем Родиной Н.Н., после перерыва - помощником судьи Черствых С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации города Кургана (ИНН 4501005007, ОГРН1024500521506)к акционерному обществу «Курганводоканал» (ИНН 4501175665, ОГРН 1124501005485)
о признании пожарных гидрантов частью единого имущественного комплекса – сети водоснабжения и обязании их приведения в исправное состояние
третье лицо: акционерное общество «Водный союз» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: ФИО1, доверенность от 14.01.2020, паспорт, ФИО2, доверенность от 25.02.2020,
от ответчика: ФИО3, доверенность № 2 от 03.02.2020,
от третьего лица: ФИО4, доверенность №55 от 05.07.2019, паспорт, диплом,
установил:
Администрация города Кургана (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к акционерному обществу «Курганводоканал» (далее – ответчик) о признании пожарных гидрантов частью единого имущественного комплекса - сети водоснабжения, об обязании привести в исправное состояние пожарные гидранты (в количестве 795 шт.), установленные на сетях водоснабжения.
В обоснование заявленных требований истец указал следующее. В Федеральном законе от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон № 123-ФЗ) установлены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно положениям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к пожарному оборудованию относятся пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы, которые должны обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий, сооружений и строений. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения (статьи 126, 127 Закона). Водопроводные сети и сооружения, в том числе, пожарные гидранты, проектируются и устанавливаются в соответствии с нормативными документами и объединяются с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом, следовательно, являются неотъемлемой частью водопроводных сетей.
Таким образом, по мнению заявителя, пожарные гидранты являются частью сложной вещи -водопроводной сети, представляя с ней единый комплекс недвижимого имущества, переданного при приватизации муниципального имущества АО «Курганводоканал». Следовательно, обслуживание и содержание пожарных гидрантов, как составной части системы водоснабжения, должно быть возложено на организацию, гарантирующую централизованное холодное водоснабжение, водоотведение и обеспечение подачи воды для целей пожаротушения в городе Кургане.
Определением суда от 29.01.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечено акционерное общество «Водный союз».
В судебном заседании представители истца на иске настаивали.
Представитель ответчика в судебном заседании заявил письменное ходатайство о признании иска. Представил копию устава общества и выписку из ЮГРЮЛ.
Представитель третьего лица в судебном заседании возражал против заявленных требований. Представил отзыв на иск.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 02.03.2020. После перерыва судебное заседание продолжено с участием сторон.
Представители истца на иске настаивали., заявили ходатайство о приобщении возражений на отзыв третьего лица.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал ранее заявленное письменное ходатайство о признании иска.
Представитель третьего лица в судебном заседании возражал против заявленных требований. Представил возражение на заявление о признании исковых требований.
Представленные документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66, 131 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Рассмотрев заявленное ответчиком признание исковых требований в полном объеме, суд определил следующее.
Согласно п. 5 ст. 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Признание ответчиком исковых требований по настоящему делу противоречит закону, а именно Федеральному закону от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», и нарушает права других лиц, в частности АО «Водный Союз», поскольку в соответствии с Договором аренды имущества №26-а/2012 от 21.12.2012г. заключенного между АО «Курганводоканал» и АО «Водный Союз», последний является лицом, непосредственно эксплуатирующим наружные водопроводные сети на территории г.Кургана и осуществляющим их обслуживание.
На основании изложенного, суд не принимает признание ответчиком исковых требований по настоящему делу и рассматривает дело по существу.
Заслушав доводы представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, АО «КВК» создано 01.06.2012 путем реорганизации в форме преобразования МУП «Курганводоканал».
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные данным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации)).
В силу ст. 2 Закона о приватизации муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится муниципальное имущество). Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них (ч. 1 ст. 11 Закона о приватизации).
Таким образом, в процессе приватизации осуществляется продажа муниципального имущества, а согласно ГК РФ по договору купли-продажи происходитпередача прав владения, пользования и распоряжения имуществом. В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными условиями, которые должны быть согласованы сторонами при заключении договора, являются условия о предмете договора, и условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида. Существенными также являются все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме преобразования прекращаются права реорганизуемого юридического лица и в порядке универсального правопреемства возникают права у вновь образованного юридического лица.
01.06.2012 Инспекцией ФНС России по г. Кургану в ЕГРЮЛ внесена запись о создании ОАО «КВК» путем реорганизации в форме преобразования, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации юридического лица серия 45 № 001027423 от 01.06.2012 (имеется в материалах дела). Следовательно, процесс преобразования (приватизации) МУП «Курганводоканал» завершился 01.06.2012 г.
Согласно п. 1.1. Устава АО «КВК» создано путём преобразования (приватизации) Муниципального унитарного предприятия «Курганводоканал», и является его правопреемником по всем правам и обязательствам.
Муниципальное имущество, закрепленное до 01.06.2012 на праве хозяйственного ведения за МУП «Курганводоканал» и подлежащее приватизации (отчуждению) определено и индивидуально поименовано в Постановлениях Администрации города Кургана от 28.02.2012 № 1173 «Об условиях приватизации МУП «Курганводоканал»; от 18.05.2012 № 3276 «Об утверждении передаточного акта имущества МУП «Курганводоканал», подлежащего приватизации»; от 24.05.2012 № 3381 «О внесении изменений в Постановление Администрации города Кургана от 18.05.2012 № 3276 «Об утверждении передаточного акта имущества МУП «Курганводоканал», подлежащего приватизации».
Согласно Передаточному акту имущества МУП «Курганводоканал» в ОАО «КВК» передано, в том числе, следующее имущество в составе производственного инвентаря и оборудования:
№ № п/п | Наименование объекта | Инвентарный номер | Количество | Балансовая стоимость | Начисленная амортизация | Остаточная стоимость |
11. | Гидрант пожарный | 70282 | 1 | 35466,72 | 35466,72 | 0,00 |
22. | Гидрант пожарный | 70270 | 1 | 201600,00 | 201600,00 | 0,00 |
33. | Пожарный гидрант | 30071 | 1 | 5754,78 | 5754,78 | 0,00 |
44. | Пожарный гидрант | 30070 | 1 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Вышеуказанные пожарные гидранты располагаются в г. Кургане на территориях производственных сооружений по адресам: ул. Набережная, 12; ул. Пушкина, 2; мкр. Арбинка.
Таким образом, в момент определения состава имущества МУП «Курганводоканал», подлежащего приватизации, так же как в момент передачи этого имущества в преобразованное предприятие, пожарные гидранты, поименованные в исковом заявлении, в ОАО «КВК» не передавались, в силу их отсутствия в составе имущества, закрепленного за МУП «Курганводоканал».
Следовательно, в результате сделки - приватизации муниципального имущества, перечень которого утвержден Постановлениями Администрации города Кургана от 28.02.2012 № 1173; от 18.05.2012 № 3276; от 24.05.2012 № 3381, пожарные гидранты, поименованные в исковом заявлении, в собственность Ответчика не отчуждались, и до настоящего момента АО «КВК» не передавались.Указанное подтверждается решениями Арбитражного суда от 07.03.2013 по делу №А34-5347/2012, от 24.03.2014 по делу №А34-3385/2013. Отдельно передаточный акт в отношении пожарных гидрантов АО «КВК» не подписывался.
То есть, фактически требования истца направлены на внесение изменений в сделку о приватизации, состоявшуюся в 2012 году, что положениями Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не предусмотрено и, соответственно, является незаконным.
Спорные пожарные гидранты включены в Реестр объектов муниципальной собственности, то есть являются муниципальным имуществом.
Указанное обстоятельство подтверждается, в том числе, Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 08.10.2019 № 33-2883/2019 по делу № 2-6143/2019 (Том 1, л.д.131-134).
Истцом ежегодно, во исполнение полномочий по решению вопросов местного значения в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах города Кургана, заключались муниципальные контракты на проведение ремонтных работ в отношении пожарных гидратов.
Кроме того, 12.12.2018 Советом директоров АО «КВК» принято решение о предварительном одобрении договора о внесении Единственным акционером Общества безвозмездного вклада в имущество Общества, оформленное Протоколом подведения итогов заочного голосования совета директоров №03/2018 от 12.12.2018. Вкладом акционера в имущество Общества является движимое имущество - пожарные гидранты, индивидуально поименованные в приложении №2 к указанному протоколу (в количестве 795 шт.) –в деле.
Таким образом, пожарные гидранты являлись и являются муниципальной собственностью, в собственность ответчика не отчуждались, и до настоящего момента ответчику не передавались.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.
Следовательно, поддержание находящихся на территории городского округа средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления и исключает удовлетворение требований истца о понуждении ответчика привести в исправное работоспособное состояние муниципальное имущество - технические устройства, предназначенные для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой (пожарные гидранты).
Довод истца, что пожарные гидранты являются частью единого имущественного комплекса, переданного ответчику при приватизации муниципального имущества, являются не состоятельными по следующим основаниям.
АО «КВК» в результате приватизации находящегося в муниципальной собственности города Кургана имущества МУП «Курганводоканал» переданы на праве собственности - сооружения - водопроводные сети, в том числе здания и сети водопровода, которые по факту не являются единым имущественным комплексом.
Действующее законодательство РФ понятия «единый имущественный комплекс» не содержит.
Понятие «имущественного комплекса» применяется только в отношении объекта — предприятия (ст. 132 ГК РФ).
Содержащееся в ст. 133.1 ГК РФ понятие «единого недвижимого комплекса» применяется только в случае если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь; к единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Таким образом, такой объект недвижимости как единый имущественный комплекс водоснабжения в АО «КВК» отсутствует.
Мнение истца о том, что отсутствие в передаточных документах указания на пожарные гидранты не опровергает их фактическую передачу ответчику как части единого комплекса водопроводной сети, опровергается фактическими обстоятельствами, установленными вступившими в силу судебными актами.
Как следует из материалов дела, в момент определения состава имущества МУП «Курганводоканал», подлежащего приватизации, так же как в момент передачи этого имущества в преобразованное предприятие,пожарные гидранты, поименованные в исковом заявлении, в ОАО «КВК» не передавались, в силу их отсутствия в составе имущества, закрепленного за МУП «Курганводоканал». Отдельно передаточный акт в отношении пожарных гидрантов не подписывался. Пожарные гидранты Обществу до настоящего момента не передавались.
Данные обстоятельства установлены вступившими в законную силу судебными актами: решением Арбитражного суда Курганской области от 07.02.2013 по делу № А34-5347/2012, решением Арбитражного суда Курганской области от 24.03.2014 по делу № А34-3385/2013,Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 08.10.2019 № 33-2883/2019 по делу № 2-6143/2019.
Мнение истца о том, что пожарные гидранты являются составной частью сложной вещи, являющейся собственностью ответчика, поскольку из условий приватизации МУП «Курганводоканал» явно не следует, чтопожарные гидранты, присоединенные к передаваемой сети водоснабжения, не входили в состав имущества, поименованного в качестве его объекта, является необоснованным на основании следующего.
Спорные пожарные гидранты не являются частью сложной вещи водопроводной сети и не представляют с ней единый комплекс недвижимого имущества, переданного при приватизации.
В соответствии с п. 3.2, 3.6 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178 (далее - Свод правил), под гидрантом понимается техническое устройство, предназначенное для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой. При этом под водопроводной сетью понимается совокупность водопроводных линий (трубопроводов) для подачи воды к местам потребления.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ "О водоснабжении и водоотведении") водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Согласно п. 8.7 Свода правил при прокладке линий противопожарных (и объединенных с противопожарными) водопроводов в тоннелях пожарные гидранты должны устанавливаться в колодцах. При наземной и надземной прокладке водопровода надземные гидранты устанавливаются непосредственно на сети. При этом пожарные гидранты и отключающая арматура должны размещаться в наземных камерах, исключающих замерзание пожарных гидрантов при отрицательных температурах наружного воздуха.
В силу ст. 126, 127 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарные гидранты относятся к пожарному оборудованию, которое должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара и должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Пункт 29 ст. 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определяет централизованную систему холодного водоснабжения как комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Таким образом, пожарный гидрант представляет собой техническое устройство, которое закрепляется в установленном месте водопровода для соединения с источником водоснабжения при тушении пожара, само по себе не имеющее неразрывной связи с землей и не являющееся единым комплексом недвижимого имущества, переданного при приватизации муниципального имущества в АО «КВК».
Данный вывод также подтвержден вступившими в законную силу судебными актами: решением Арбитражного суда Курганской области от 07.02.2013 по делу № А34-5347/2012; Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 08.10.2019 № 33-2883/2019 по делу № 2-6143/2019.
Пожарный гидрант является вещью отделимой от водопроводной сети.
На основании Постановлений Администрации города Кургана от 28.02.2012 № 1173 «Об условиях приватизации имущества МУП «Курганводоканал», от 18.05.2012 № 3276 «Об утверждении передаточного акта имущества МУП «Курганводоканал», подлежащего приватизации», от 24.05.2012 № 3381 «О внесении изменений в Постановление Администрации города Кургана от 18.05.2012 № 3276 «Об утверждении передаточного акта имущества МУП «Курганводоканал», подлежащего приватизации», имущество, ранее закрепленное на праве хозяйственного ведения за МУП «Курганводоканал», передано АО «Курганводоканал». В перечне имущества, передаваемого по передаточному акту, спорные пожарные гидранты отсутствуют, в технической документации, как составная часть сети холодного водоснабжения, не обозначены, государственная регистрацияправа собственности на них в отношении АО «Курганводоканал» не производилась.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации, коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Право собственности на имущество, переданное Обществу по передаточному акту, утвержденному Постановлениями Администрации города Кургана от 18.05.2012 № 3276, от 24.05.2012 № 3381, возникло с момента передачи, однако пожарные гидранты в этом акте не указаны.
Ссылка на то, что пожарные гидранты являются частью системы водопровода, и передаются по акту вместе с водопроводом без отдельного указания в данном акте, носит предположительный характер и в нарушение ст. 65 АПК РФ доказательств обратного Истцом не представлено.
В передаточном акте перечислено все передаваемое имущество с инвентарными номерами, кроме того, в свидетельствах о государственной регистрации права объектом права обозначены: сооружение - водопроводная сеть, указание же на спорные пожарные гидранты отсутствует в названной документации.
Следовательно, спорные пожарные гидранты являются вещами, которые после переноса на новое место сохраняют свои эксплуатационные качества и технические характеристики и могут передаваться не только в совокупности с иными вещами в качестве их части, но и как отдельные объекты.
Вступившими в законную силу судебными решениями Арбитражного суда Курганской области от 07.02.2013 по делу № А34-5347/2012, от 24.03.2014 по делу № А34-3385/2013 подтверждено, что пожарные гидраты не являются частью единой системы водопровода, и имуществом, которое может передаваться не только в совокупности с иными вещами, но и как отдельные объекты, так и то, что на момент определения состава подлежащего приватизации имущественного комплекса МУП «Курганводоканал» -31.03.2012 г., и на момент передачи имущества вновь образованному в результате реорганизации ОАО «КВК» - 18.05.2012 г. пожарные гидранты в составе приватизируемого имущественного комплекса МУП «Курганводоканал» отсутствовали.
При изложенных обстоятельствах, требования истцао признании пожарных гидрантов частью единого имущественного комплекса - сети водоснабжения, об обязании АО «Курганводоканал» привести в исправное состояние пожарные гидранты (в количестве 795 шт.), установленные на сетях водоснабжения, удовлетворению не подлежат.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме, то на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на истца.
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Судья | Р.Р. Абдулин |