Арбитражный суд Курганской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курган Дело № А34-1464/2008
23 июля 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 23 июля 2008 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Обабковой Н.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Гаражно-строительного кооператива № 209
к Администрации г. Кургана
о признании недействительным ненормативного акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, председатель, протокол собрания от 20.03.2007 № 3,
от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 04.04.2006 № 850,
установил:
Гаражно-строительный кооператив № 209 обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании распоряжения Главы городского самоуправления, мэра г. Кургана от 26.09.2002 № 5255-р «О предварительном согласовании гаражно-строительному кооперативу № 209 земельного участка для размещения восьми гаражей индивидуального пользования по ул. Тобольной в г. Кургане» недействительным, и обязать Администрацию г. Кургана устранить допущенные нарушения, путем вынесения распоряжения о предоставлении земельного участка общей площадью 0,0386 га в аренду гаражно-строительному кооперативу № 209 для строительства объекта «Реконструкции въезда ГСК № 3/ГСК № 209 по ул. Тобольная в г. Кургане на восемь индивидуальных гаражей».
В обоснование своих доводов заявитель указывает, что распоряжением Главы городского самоуправления, мэра г. Кургана от 26.09.2002 № 5255-р «О предварительном согласовании гаражно-строительному кооперативу № 209 земельного участка для размещения восьми гаражей индивидуального пользования по ул. Тобольной в г. Кургане» утвержден акт выбора и обследования земельного участка от 28.09.1998 с проектом границ, согласован предварительно ГСК № 209 земельный участок общей площадью 0,0386 га для размещения восьми гаражей индивидуального пользования по ул. Тобольная, разрешено ГСК № 209 проектирование гаражей индивидуального пользования, ГСК № 209 предписано: получить договор резервирования земельного участка и архитектурно-планировочное задание, предусмотреть выделение 30% гаражей Администрации города в соответствии с распоряжением мэра г. Кургана от 14.03.2000 № 1369-р, заказать в проектной организации проект гаражей индивидуального пользования, предоставить выполненный проект на экологическую экспертизу и согласование градостроительного совета.14.10.2002 года между Администрацией города Кургана в лице Департамента развития городского хозяйства и гаражно-строительным кооперативом №209 на основании распоряжения мэра г. Кургана №5255-р от 26.09.2002 был заключен договор резервирования №220-р земельного участка площадью 0,0386 га для проведения проектно-изыскательных работ по размещению восьми гаражей индивидуального пользования, расположенных по адресу: <...> в первой промышленной (1-Б) зоне градостроительной ценности территории города Кургана. По мнению заявителя, указанное распоряжение нарушает конституционные права ГСК №209 на осуществление экономической деятельности, противоречит ст.ст. 30,31,32,33 Земельного кодекса РФ, решению Курганской городской Думы от 04.10.2000 № 86, поскольку договор резервирования не подлежит государственной регистрации, пункту 5 частям 2, 3 ст.49 Градостроительного кодекса РФ, проект не подлежит государственной экспертизе. В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. Договор резервирования земельным законодательством не предусмотрен. Администрация г. Кургана отказала в предоставлении земельного участка под строительство объекта. О нарушении прав ГСК № 209 стало известно после получения письма Департамента развития городского хозяйства от 14.02.2008 № 69-р.
В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении требований настаивал, по основаниям, изложенным в заявлении. В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что с 2002 года согласован рабочий проект «Реконструкция выезда ГСК-209/ГСК №3 по ул. Тобольной в городе Кургане на 8 индивидуальных гаражей». На обращение заявителя в 2007 году с заявлениями о заключении договора аренды земельного участка для строительства 8 гаражей заинтересованное лицо ответило отказом, сославшись на истечение срока предварительного согласования места размещения объекта. Проект договора аренды земельного участка Администрации г. Кургана не направлялся.
Кроме того, представитель заявителя заявил ходатайство о проведении судебной экспертизы, по вопросу подлинности изготовления проектно-сметной документации для ГСК № 209. Ходатайство судом отклонено в порядке ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса РФ, как необоснованное.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву. В судебном заседании пояснил, что согласно распоряжения мэра города Кургана № 5255-р от 26.09.2002 ГСК №209 предварительно согласован земельный участок общей площадью 0,0386 га для размещения восьми гаражей индивидуального пользования по ул. Тобольной в первой промышленной (1-Б) зоне градостроительной ценности территории города Кургана. С учетом обращения председателя ГСК №209 от 15.12.2000 о переоформлении участков для строительства 8-ми индивидуальных гаражей без изменения разрешительной документации и изменений проекта границ к акту выбора земельного участка от 28.09.1998, этим же распоряжением ГСК№209 было разрешено проектирование гаражей. В целях разработки проекта ГСК № 209 необходимо было обратиться в Департамент развития городского хозяйства для заключения договора резервирования и получения архитектурно-планировочного задания, указанные документы необходимо было в установленный законом срок представить на экологическую экспертизу и градостроительный совет. В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе», в ред. действовавшей до 18.12.2006, обязательной государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня подлежат все виды градостроительной документации, в том числе проекты застройки участков городов (ст.12 Закона). Требование о проведении экологической экспертизы проектной документации по строительству гаражей на согласовываемом земельном участке являлось законным весь срок действия предварительного согласования места размещения спорного объекта. В соответствии с действующим на тот период времени решением Курганской городской Думы от 04.10.2000 № 86 «Об аренде земли на территории города Кургана» с ГСК № 209 14.10.2002 был заключен договор резервирования земельного участка за № 220-р. Согласно п. 1.2. договора резервирования земельного участка за № 220-р от 14.10.2002 года срок его действия определен сторонами и установлен до 25.09.2005. Учитывая отсутствие необходимых согласований, проектной документации, ГСК-209 в Администрацию города Кургана о продлении срока резервирования, или внесения каких-либо изменений в договор № 220-р не обращался. В соответствии с п.8 ст.31 Земельного кодекса РФ распоряжение мэра города Кургана № 5255-р от 29.09.2002 «О предварительном согласовании гаражно-строительному кооперативу № 209 земельного участка для размещения восьми гаражей индивидуального пользования по ул. Тобольной в г. Кургане» было действительно в течение трех лет, утратило силу 29.09.2005. Комитетом природных ресурсов по Курганской области в 2001 году дано заключение экологической экспертизы по рабочему проекту, согласно которому реализация объекта невозможна из-за несоответствия требованиям природоохранного законодательства, нормативной и инструктивно-методической документации. Указанное заключение утверждено приказом Комитета природоохранных ресурсов по Курганской области от 12.04.2001 № 132. Положительного заключения по проекту экологической экспертизы в Администрацию г. Кургана не представлено. Считает, что распоряжение от 26.09.2002 № 5255-р основано на законе, вынесено в пределах компетенции и не нарушает права заявителя. Доказательств несоответствия закону и нарушение законных прав и интересов ГСК №209 не представлено. Заявителем пропущен срок для подачи заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, установленный ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, без уважительных причин.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв. После перерыва судебное заседание продолжено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
В соответствии со ст.ст. 29, 197 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражными судами рассматриваются дела об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В соответствии с положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ и ст. ст. 198, 201 АПК РФ ненормативный правовой акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан недействительным при наличии в совокупности двух условий: его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации.
Судом установлено, что по распоряжению Главы городского самоуправления, мэра города Кургана от 27.12.2000 № 6770-р зарегистрирован гаражно-строительный кооператив № 209, расположенный в <...> - К.Маркса (т.1 л.д.60).
Из материалов дела следует, что 26.09.2002 года распоряжением Главы городского самоуправления, мэром города Кургана №5255-р «О предварительном согласовании гаражно-строительному кооперативу №209 земельного участка для размещения восьми гаражей индивидуального пользования по ул.Тобольной в г.Кургане» утвержден акт выбора и обследования земельного участка от 28.09.1998 года с проектом границ, а также предварительно согласован земельный участок для ГСК №209 общей площадью 0,0386 га, в том числе: 0,0193 га – участок № 1; 0,0193 га – участок № 2; для размещения восьми гаражей индивидуального пользования по ул. Тобольной в первой промышленной (1-Б жилой) зоне градостроительной ценности территории города Кургана, разрешено проектирование гаражей индивидуального пользования. Этим же распоряжением ГСК №209 предписано: получить в Департаменте развития городского хозяйства договор резервирования земельного участка и архитектурно-планировочное задание; предусмотреть выделение 30% гаражей Администрации города в соответствии с распоряжением мэра города Кургана от 14.03.2000 № 1369-р «О выделении участков для строительства гаражей, хозблоков, погребов в распоряжение Администрации города Кургана»; заказать в проектной организации, имеющей лицензию на выполнение проектных работ, проект гаражей индивидуального пользования; представить выполненный проект на экологическую экспертизу и согласование градостроительного совета (пункты 2.1, 2.2, 2.3,2.4 распоряжения). Категорически запрещается выполнение строительно-монтажных работ без согласования проектной документации на градостроительном совете и без документов подтверждающих право пользования земельным участком (пункт 3 распоряжения).
Данное распоряжение принято с учетом обращения председателя ГСК №209 от 15.12.2000 ФИО1 о переоформлении участков с ГСК № 3 на вновь образованный ГСК № 209 для строительства 8-ми индивидуальных гаражей без изменения разрешительной документации и изменений проекта границ к акту выбора земельного участка от 28.09.1998 (т.1 л.д.121).
В связи с указанным за основу был принят ранее согласованный акт выбора земельного участка и графический материал к акту для прирезки индивидуальных гаражей к ГСК № 3 по ул. Тобольной. Была уточнена площадь земельного участка согласно разбивочного плана, согласованного главным архитектором города 03.09.2002 (т.2 л.д.33).
Этим же распоряжением ГСК №209 разрешено проектирование гаражей индивидуального пользования. В целях разработки проекта ГСК № 209 необходимо было обратиться в Департамент развития городского хозяйства для заключения договора резервирования и получения архитектурно-планировочного задания, указанные документы необходимо было в установленный законом срок представить на экологическую экспертизу и градостроительный совет.
Пунктом 2.1 распоряжения ГСК №209 предписано получить в Департаменте развития городского хозяйства договор резервирования земельного участка и архитектурно-планировочное задание.
Пункт 2 оспариваемого распоряжения принят в соответствии с решением Курганской городской Думы от 04.10.2000 № 86 «Об аренде земли на территории города Кургана», действующим в период принятия распоряжения.
В соответствии с ч.2 п.10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 № 137-ФЗ распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялось органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное. Закон Курганской области «Об отдельных положениях регулирования земельных отношений в Курганской области», разграничивший компетенцию по распоряжению земельными участками между Правительством Курганской области и Администрацией города, вступил в законную силу 06.06.2003.
В соответствии с вышеуказанным решением Курганской городской Думы 14.10.2002 года между Администрацией города Кургана в лице Департамента развития городского хозяйства и гаражно-строительным кооперативом №209 на основании распоряжения мэра г. Кургана №5255-р от 26.09.2002 года был заключен договор резервирования №220-р земельного участка площадью 0,0386 га для проведения проектно-изыскательных работ по размещению восьми гаражей индивидуального пользования, расположенных по адресу: <...> в первой промышленной (1-Б) зоне градостроительной ценности территории города Кургана (т.1 л.д.30).
Решением Курганской городской Думы от 04.10.2000 № 86 «Об аренде земли на территории города Кургана» порядок предоставления земельных участков в аренду (п.2.4.5.) предусматривал, что после предоставления заявителем оформленного акта выбора и обследования земельного участка Департамент готовит проект распоряжения Мэра города о предварительном согласовании земельного участка на проведение проектно-изыскательских работ с указанием срока проектирования. Заявитель на основании данного Распоряжения заключает с департаментом договор резервирования земельного участка на срок проведения проектно-изыскательских работ с взысканием 10% от ставки платы за землю при проектировании до одного года, в сумме 20% - при продлении срока (п.2.4.6.). После проведения экологической экспертизы и утверждения проекта строительства Заявитель обращается в Департамент с заявлением о предоставлении предварительно согласованного земельного участка (п.2.5.1.).
Согласно п. 1.2. договора резервирования земельного участка за № 220-р от 14.10.2002 года срок его действия определен сторонами и установлен до 25.09.2005 года. В соответствии с условиями договора п.3.5. Заявитель (ГСК-209) в случае незавершения проектно-изыскательских работ в установленные сроки уведомить Администрацию города за 30 дней до окончания срока действия договора, для внесения в него изменений или его расторжения (т.1 л.д.30).
Заявитель в Администрацию города Кургана о продлении срока резервирования, или внесения каких-либо изменений в договор № 220-р не обращался.
Довод заявителя относительно продления договора резервирования №220-р от 14.10.2002 земельного участка площадью 0,0386 га для проведения проектно-изыскательных работ по размещению восьми гаражей индивидуального пользования, расположенных по адресу: <...> в первой промышленной (1-Б) зоне градостроительной ценности территории города Кургана сроком действия до 25.09.2005, суд находит необоснованным.
По мнению заявителя, данный договор действует до настоящего времени, так как ни одна из сторон по договору не проинформировала другую о прекращении действия данного договора, в связи, с чем полагают, что договор считается продленным на неопределенный срок. Данные доводы изложены заявителем в письме к мэру г. Кургана от 28.03.2007 (т.1 л.д.6), а также подтверждены в судебном заседании представителем заявителя.
Представленное ГСК № 209 заявление директору Департамента развития городского хозяйства о продлении договора № 220-р резервирования земельного участка с указанием даты подачи заявления: 08.09.2005; 29.09.2005; 30.01.2007 не подтверждает получение данных заявлений заинтересованным лицом. Кроме того, из представленного заявления невозможно определить, когда именно с данным заявлением обращался заявитель 08.09.2005; 29.09.2005; или 30.01.2007, и его дату, поскольку имеется только одно заявление. Каких-либо регистрационных данных о получении данного заявления заинтересованным лицом, либо отказа в получении данного заявления не имеется. В приложении к данному заявлению имеется приписка о невозможности предоставления земельного участка, в связи с отсутствием положительного заключения экологии и указанием даты: 30.01.2007 (т.1 л.д.45-46).
Заявитель указывает, что от принятия данного заявления отказались, однако сведения об отказе Администрации г. Кургана в получении данного заявления, либо о направлении данного заявления по почте, и его возврате в связи с отказом от получения отсутствуют.
Довод заявителя о том, что он продолжал вносить плату за резервирование земельного участка, не является основанием для продления срока договора резервирования земельного участка.
Оценивая в совокупности изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявитель – ГСК № 209, в Администрацию города Кургана с заявлением о продлении срока резервирования, или внесения каких-либо изменений в договор № 220-р не обращался.
Представитель Администрации г. Кургана считает, что в соответствии с п.8 ст.31 Земельного кодекса РФ распоряжение мэра города Кургана № 5255-р от 29.09.2002 «О предварительном согласовании гаражно-строительному кооперативу № 209 земельного участка для размещения восьми гаражей индивидуального пользования по ул. Тобольной в г. Кургане» было действительно в течение трех лет, и утратило силу 29.09.2005. Решение о признании утратившим силу распоряжение мэра города Кургана № 5255-р от 29.09.2002 не принималось.
Пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ устанавливает, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Истечение установленного срока действия решения автоматически не лишает заявителя права (при наличии к тому оснований) требовать совершения администрацией действий, необходимых для предоставления земельного участка.
Как пояснил в заседании заявитель, ГСК № 209 в установленный срок проводились работы как по оформлению архитектурно-планировочной, проектной документации, так и по оформлению документации, необходимой для предоставления земельного участка.
Письмом от 02.09.2002 № 1323 заинтересованное лицо информирует ГСК № 209 о необходимости предоставления документов необходимых для предоставления в аренду земельного участка: решение о предварительном согласовании земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ по размещению гаражей индивидуального пользования; геплан застройки участка, утвержденного градостроительным Советом; заключение Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Курганской области по проектной документации; межевое дело по отводу земельного участка для строительства гаражей индивидуального пользования, выполненное организацией имеющей лицензию на выполнение проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель (т.1 л.д. 50).
Из материалов дела следует, что данных о заключении по проекту «Реконструкция въезда ГСК № 3/ ГСК № 209 по ул. Тобольная в г. Кургане на 8 индивидуальных гаражей не имеется, о чем указано в ответе на определение суда от 08.07.2008 № 624 Департаментом развития городского хозяйства.
Распоряжением Администрации г. Кургана от 27.11.1997 № 5087-р утверждены Положения о Градостроительном и Художественном Советах при Комитете архитектуры и градостроительства Администрации г. Кургана. Из п. 4.10 Положения следует, что после согласования на Совете, с целью контроля за исполнением решения Совета, до получения выписки из Решения Совета, заказчик обязан представить в пользование Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г. Кургана, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об архитектурной деятельности в Российской федерации», один экземпляр архитектурного проекта, а также после устранения замечаний Совета, проектную документацию в двух экземплярах представить на согласование в отдел рассмотрения проектов в установленном порядке. В случае промежуточного или предварительного согласования на период дальнейшей разработки заказчик обязан сдать один экземпляр представленного и согласованного материла.
Заявителем не представлено доказательств наличия заключения по проекту «Реконструкция въезда ГСК № 3/ ГСК № 209 по ул. Тобольная в г. Кургане на 8 индивидуальных гаражей» утвержденного Градостроительным советом от 03.09.2002.
Представленный разбивочный план (т.1 л.д. 88) где имеется печать согласования с градостроительным советом от 13.05.1999 и от 03.09.2002, не подтверждает того факта, что имелось заключение по проекту «Реконструкция въезда ГСК № 3/ ГСК № 209 по ул. Тобольная в г. Кургане на 8 индивидуальных гаражей» утвержденного Градостроительным советом от 03.09.2002.
На обращение заявителя в 2007 году с заявлениями о заключении договора аренды указанного земельного участка для строительства 8 гаражей заинтересованное лицо ответило отказом, сославшись на истечение срока предварительного согласования места размещения объекта (письма от 05.03.2007 года №211-р -т.1 л.д.42 и от 25.10.2007 года №962 – т.1 л.д.38).
Заявителем отказ Администрации города Кургана в заключении договора аренды спорного земельного участка, либо бездействие заинтересованного лица в судебном порядке не оспаривается.
Подпункт 2.3, предусматривающий выделение 30% гаражей Администрации города Кургана, включен в распоряжение в соответствии с ранее установленным правилом о направлении 30% от проектного количества мест отведенной территории предприятиям и организациям для строительства индивидуальных гаражей, хозблоков и погребов в распоряжение Администрации города для последующего распределения гражданам, стоящим на очереди, через комиссию и распоряжением мэра города Кургана от 14.03.2000 № 1369-р «О выделении участков для строительства гаражей, хозблоков, погребов в распоряжение Администрации города Кургана», действующим на момент принятия оспариваемого распоряжения.
Суд приходит к выводу, что заявителем не представлено доказательств нарушения прав ГСК № 209 данным пунктом. Членство в ГСК формировалось через гаражную комиссию при согласовании Всероссийского общества автомобилистов.
Согласно ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 74-ФЗ, в редакции, действовавшей на период предварительного согласования места размещения объекта, предусмотрено, что обязательной государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня подлежат все виды градостроительной документации, в том числе проекты застройки кварталов и участков городов.
Требование о проведении экологической экспертизы проектной документации по строительству гаражей на согласовываемом земельном участке являлось законным весь срок действия предварительного согласования места размещения спорного объекта. Комитетом природных ресурсов по Курганской области от 12.04.2001 дано заключение экологической экспертизы по рабочему проекту, согласно которому реализация объекта невозможна из-за несоответствия требованиям природоохранительного законодательства, нормативной и инструктивно-методической документации. Представленные на государственную экологическую экспертизу материала рабочего проекта «Реконструкция въезда ГСК№ 3 по ул. Тобольной (8 боксов индивидуальных гаражей) не соответствует требованиям природоохранительного законодательства, экспертная комиссия считает неприемлемым строительство 8 индивидуальных боксов по ул. Тобольной в г. Кургане. Указанное заключение утверждено приказом Комитета природоохранных ресурсов по Курганской области от 12.04.2001, № 132 (т.1 л.д.98-99).
В дальнейшем заявитель повторно обратился в Комитет природных ресурсов по Курганской области для проведения экологической экспертизы, письмо от 26.11.2002 № 24, представив проектную документацию «Реконструкция въезда ГСК 3 209/ГСК № 3 по ул. Тобольной, 8 боксов индивидуальных гаражей в г. Кургане (т.2 л.д.3).
Из представленных заявителем ответов от 17.08.2000 № 01-10-69/2722, от 12.04.2001 № 01-10-69/1079, от 13.11.2003 № 02-10-69/4576, следует, что письмом ГУПР по Курганской области от 16.12.2002 № 02-10-69/2198 было отказано в проведении повторной государственной экологической экспертизы материалов рабочего проекта по причине отсутствия принципиальных решений по устранению замечаний экспертной комиссии и не соблюдения требований природоохранного законодательства, аргументировано изложенных в заключении государственной экологической экспертизы изложенных в заключении от 12.04.2001 № 132. За истекший период новых дополнительных материалов в ГУПР по Курганской области не поступало. В письме от 29.04.2004 № 01-11-69/1816 указывается, что по требованию экспертиза может быть проведена в третий раз, при предоставлении недостающих документов указанных в заключении экспертизы.
ГСК № 209 не обосновал, каким образом длительное рассмотрение его заявления о проведении экологической экспертизы повлекло нарушение его прав с учетом принятия правомерного заключения экологической экспертизы от 12.04.2001. Положительного заключения по проекту экологической экспертизы в Администрацию г. Кургана не представлено.
Довод заявителя относительно того, что согласованием размещения временного металлического гаража инвалиду второй группы Великой Отечественной войны ФИО3, повлияло на разработку и согласование проектной документации для ГСК № 209, суд находит несостоятельным.
По распоряжению мэра города Кургана от 28.01.2005 № 256-р, утвердившему по заявлению ФИО3 проект границ земельного участка для временного размещения металлического гаража, был выдан ФИО3 акт выбора земельного участка № 11 от 01.02.2005. При этом в акте выбора было предусмотрено согласование с председателем ГСК № 209. Акт выбора земельного участка председателем ГСК № 209 ФИО1 согласован (т.1 л.д.123).
Постановлением от 04.05.2005 № 382 земельный участок был представлен в аренду ФИО3 для размещения и эксплуатации временного металлического гаража типа «ракушки» сроком на 11 месяцев. В настоящее время срок разрешения на установку металлического гаража истек.
Исходя из изложенного, согласование места размещения временного металлического гаража не могло повлиять на согласование и экологическую экспертизу проектной документации ГСК № 209.
С учетом изложенного, оспариваемое распоряжение от 26.09.2002 № 5255-р Главы городского самоуправления, мэра г. Кургана принято в пределах имеющихся полномочий и в соответствии с действующим законодательством РФ, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Учитывая, что судом требования заявителя в части признания распоряжения от 26.09.2002 № 5255-р Главы городского самоуправления, мэра г. Кургана недействительным не удовлетворены, соответственно не подлежит удовлетворению и требование заявителя об обязании Администрации г. Кургана устранить допущенные нарушения путем принятия распоряжение о предоставлении земельного участка общей площадью 0,0386 га, в том числе 0,0193 га – участок № 1, 0,0193 га участок № 2 в первой промышленной зоне (1-Б жилой) градостроительной ценности территории города Кургана, в аренду Гаражно-строительному кооперативу № 209 для строительства объекта «Реконструкция въезда ГСК № 3/ГСК № 209 по ул. Тобольная в г. Кургане на восемь индивидуальных гаражей, заявленное в совокупности с требованиями, направленными на восстановление нарушенного права заявителя в виде указания непосредственных действий со стороны уполномоченного органа - Администрации г. Кургана.
Возложение на Администрацию г. Кургана обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия распоряжение о предоставлении земельного участка общей площадью 0,0386 га, в том числе 0,0193 га – участок № 1, 0,0193 га участок № 2 в первой промышленной зоне (1-Б жилой) градостроительной ценности территории города Кургана, в аренду Гаражно-строительному кооперативу № 209 для строительства объекта «Реконструкция въезда ГСК № 3/ГСК № 209 по ул. Тобольная в г. Кургане на восемь индивидуальных гаражей является самостоятельным требованием, не являющимся способом устранения допущенного в отношении заявителя нарушения.
Исходя из изложенного, доводы заявителя о несоответствии требованиям действующего законодательства распоряжения Главы городского самоуправления, мэра г. Кургана не нашли своего подтверждения. Совокупность условий, несоответствие закону и нарушение законных прав и интересов, как основание для признания решения незаконным материалами дела не подтверждена.
Кроме того, согласно ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. В случае отсутствия уважительных причин для восстановления этого срока, суд вправе отказать в удовлетворении требования по этим мотивам.
Представителем Администрации города Кургана заявлено о пропуске заявителем установленного законом срока для подачи заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На основании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, исследованных согласно требованиям, определенным ст.ст.65, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судом установлено, что заявителем пропущен трехмесячный срок, установленный ч.4 ст.198 указанного Кодекса для подачи заявления в арбитражный суд. Уважительные причины для восстановления срока на обращение в арбитражный суд отсутствуют.
Поскольку материалами дела подтверждается тот факт, что ГСК № 209 было известно об оспариваемом акте на дату заключения договора резервирования 14.10.2002, данные обстоятельства подтверждаются самим заявителем, суд не находит оснований для восстановления пропущенного заявителем трехмесячного срока.
Принимая во внимание, что пропуск срока подачи заявления, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и, учитывая, что судом не установлено оснований для восстановления пропущенного срока, а ГСК № 209 не представлено обоснования уважительности причин пропуска срока подачи заявления, оснований для удовлетворении заявленных требований не имеется.
Доводы заявителя, о том, что данный срок должен исчисляться с момента получения письма Департамента развития городского хозяйства от 144.02.2008 № 69-р, не основаны на законе. Письмом Департамента развития городского хозяйства № 69-р от 1.02.2008, на которое заявитель ссылается как на основание уважительности причин пропуска на обжалование, лишь разъясняется порядок предоставления запрашиваемых заявителем документов.
ГСК № 209 обратился в суд с рассматриваемым заявлением 17.04.2008, т.е. с нарушением трехмесячного срока, установленного ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Доказательств уважительности причин пропуска срока суду не представлено. О наличии иных уважительных причин пропуска срока для подачи заявления о признании незаконным распоряжения Главы городского самоуправления, мэра г. Кургана от 26.09.2002 № 5255-р «О предварительном согласовании гаражно-строительному кооперативу № 209 земельного участка для размещения восьми гаражей индивидуального пользования по ул. Тобольной в г. Кургане», несмотря на предложения суда, ГСК №209 не заявлено, соответствующих доказательств не представлено.
При изложенных обстоятельствах заявление ГСК № 209 является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы распределены в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, отнесены на заявителя. В соответствии со ст. 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче заявлений о признании нормативного правого акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для организаций – 2000 рублей. ГСК № 209 при подаче заявления была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины (определение от 13.05.2008) до рассмотрения дела по существу.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления гаражно-строительному кооперативу № 209 о признании недействительным распоряжения Главы городского самоуправления, мэра г. Кургана от 26.09.2002 № 5255-р «О предварительном согласовании гаражно-строительному кооперативу № 209 земельного участка для размещения восьми гаражей индивидуального пользования по ул. Тобольной в г. Кургане» и обязании Администрации г. Кургана устранить допущенные нарушения, путем вынесения распоряжения о предоставлении земельного участка общей площадью 0,0386 га, в том числе 0,0193 га – участок № 1, 0,0193 га участок № 2 в первой промышленной зоне (1-Б жилой) градостроительной ценности территории города Кургана, в аренду Гаражно-строительному кооперативу № 209 для строительства объекта «Реконструкция въезда ГСК № 3/ГСК № 209 по ул. Тобольная в г. Кургане на восемь индивидуальных гаражей, отказать.
Взыскать с гаражно-строительного кооператива № 209 в доход государства госпошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья Н.А.Обабкова
Арбитражный суд Курганской области
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курган Дело № А34-1464/2008
21 июля 2008 г.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Обабковой Н.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Гаражно-строительного кооператива № 209
к Администрации г. Кургана
о признании недействительным ненормативного акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, председатель, протокол собрания от 20.03.2007 № 3,
от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 04.04.2006 № 850,
установил:
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления гаражно-строительному кооперативу № 209 о признании недействительным распоряжения Главы городского самоуправления, мэра г. Кургана от 26.09.2002 № 5255-р «О предварительном согласовании гаражно-строительному кооперативу № 209 земельного участка для размещения восьми гаражей индивидуального пользования по ул. Тобольной в г. Кургане» и обязании Администрации г. Кургана устранить допущенные нарушения, путем вынесения распоряжения о предоставлении земельного участка общей площадью 0,0386 га, в том числе 0,0193 га – участок № 1, 0,0193 га участок № 2 в первой промышленной зоне (1-Б жилой) градостроительной ценности территории города Кургана, в аренду Гаражно-строительному кооперативу № 209 для строительства объекта «Реконструкция въезда ГСК № 3/ГСК № 209 по ул. Тобольная в г. Кургане на восемь индивидуальных гаражей, отказать.
Взыскать с гаражно-строительного кооператива № 209 в доход государства госпошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья Н.А.Обабкова