ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-15577/19 от 02.03.2020 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело № А34-15577/2019

Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 10 марта 2020 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Желейко Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания в письменном виде и с использованием средств аудиозаписи секретарем Чехомовой В.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ВАРЕЛ НТС» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к УРАЛЬСКОЙ ОПЕРАТИВНОЙ ТАМОЖНЕ (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности,

при участии до перерыва:

от заявителя: ФИО1, копия приказа № 13-10 л/с от 20.12.2010, предъявлен паспорт, ФИО2- представитель по доверенности № 205 от 31.12.2019, предъявлен паспорт, предъявлена копия и оригинал об образовании,

от заинтересованного лица: ФИО3- представитель по доверенности № 1 от 29.01.2020, предъявлено удостоверение, предъявлена копия и оригинал об образовании, ФИО4- представитель по доверенности № 3 от 21.02.2020, предъявлено удостоверение, оригинал диплома об образовании,

после перерыва:

от заявителя: ФИО1, копия приказа № 13-10 л/с от 20.12.2010, предъявлен паспорт,

от заинтересованного лица: ФИО3- представитель по доверенности № 1 от 29.01.2020, предъявлено удостоверение, предъявлен оригинал об образовании,

после перерыва:

от заявителя: ФИО1, копия приказа № 13-10 л/с от 20.12.2010, предъявлен паспорт,

от заинтересованного лица: ФИО3- представитель по доверенности № 1 от 29.01.2020, предъявлено удостоверение, предъявлен оригинал об образовании,

установил:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ВАРЕЛ НТС» (далее также – заявитель, ООО «Варел НТС») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к УРАЛЬСКОЙ ОПЕРАТИВНОЙ ТАМОЖНЕ (далее также – заинтересованное лицо, таможенный орган, Управление) об отмене постановления по делу об административном правонарушении №10507000-115/2019, вынесенного таможенным органом в отношении ООО «Варел НТС» по части 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением суда от 15.11.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением от 09.01.2020 суд перешел к рассмотрению дела в общем порядке административного производства, назначены дата и время предварительного судебного заседания и судебного заседания.

До начала судебного заседания, 13.02.2020, от заинтересованного лица через канцелярию суда поступило ходатайство (исх. № 04-15/00770 от 07.02.2020) о приобщении к материалам дела копий материалов административного дела.

Поступившие документы судом приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица заявил ходатайство о приобщении письменных пояснений и приложение копий материалов административного дела. На обозрение суда представил копии декларации (после судебного заседания возвращены представителю заинтересованного лица).

В судебном заседании представитель заявителя заявил устное ходатайство о допросе свидетеля. В ходе судебного разбирательства пояснил, что на рассмотрении данного ходатайства не настаивает. На обозрение суда представил копии декларации (после судебного заседания возвращены представителю заявителя).

По ходу судебного разбирательства представитель заявителя заявил ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании.

По результатам рассмотрения ходатайств суд вынес определение (без удаления из зала судебного заседания).

Документы заинтересованного лица судом приобщены к материалам дела на основании статьи 66, 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 02.03.2020 года до 14 час. 00 мин. Об объявлении перерыва в судебном заседании 02.03.2020 лица, участвующие в деле, уведомлены под расписку. После перерыва судебное заседание продолжено 02.03.2020 в 14 часов 00 минут.

До начала судебного заседания после объявления в нем перерыва от заявителя через канцелярию суда 28.02.2020 поступили возражения на пояснения Уральской оперативной таможни с приложением переписки.

Поступившие документы судом приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица заявил устное ходатайство о перерыве, для ознакомления с поступившими документами.

Судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 02.03.2020 года до 14 час. 40 мин. После перерыва судебное заседание продолжено 02.03.2020 в 14 часов 42 минуты.

В судебном заседании после объявления в нем перерыва представитель заявителя заявил ходатайство о приобщении копии письма от 04.09.2019 № 245, копии квитанции, копии конверта, копии сертификатов, копии письма от 02.06.2019, копии электронной переписки с переводом от 29.08.2019, от 18.10.2019. от 22.08.2019, от 28.08.2019, копия письма от 02.06.2019.

Представитель заявителя на обозрение суда представил копию распоряжения от 04.04.2014 № 109-р (после судебного заседания возвращено представителю заявителя).

Дополнительные документы заявителя судом приобщены к материалам дела на основании статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Копия письма от 02.06.2019 возвращена представителю заявителя, поскольку оно было представлено ранее и приобщено к материалам дела.

В судебном заседании после перерыва стороны поддержали ранее изложенную позицию.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ВАРЕЛ НТС» зарегистрировано в качестве юридического лица 23.09.2003, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>, постановлен на налоговый учет с присвоением ИНН: <***> (т.д. 1, л.д. 190-192).

Из материалов дела следует, что согласно докладной записке №41-09/773 от 08.05.2019, адресованной начальнику Уральского таможенного управления (т.д. 1, л.д. 57-58), в отдел таможенных проверок после выпуска товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Управления поступила информационно-аналитическая справка №10500000/210/060519/А008 в отношении заявителя, по результатам которой установлена вероятность нарушения международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза в сфере таможенного регулирования и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, в части заявления недостоверных сведений о коде товаров, помещенных под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» и задекларированных по декларациям на товары (далее также – ДТ) 10504110/200818/0018158, 10504110/180918/0020407, 10511010/280219/0027302, 10511010/260319/0040621 10504110/210818/0018193, 10504110/250918/0020959, 10511010/010319/0027806, 10511010/020419/0044111, 10511010/150419/0050317, 10504110/030918/0019295, 10504110/081018/0021957, 10511010/150319/0035231, 10511010/020419/0044131, 10511010/050419/0045784.

На основании данной информации сотрудниками Управления сделан вывод о целесообразности проведения таможенного контроля в форме камеральной таможенной проверки ДТ.

Согласно докладной записке №41-09/833 от 20.05.2019, адресованной начальнику Уральского таможенного управления (т.д. 1, л.д. 58-59), 06.05.2019 ОМиА СТКПВТ Управления подготовлена информационно-аналитическая справка №10500000/210/060519/А008, зарегистрированная в КПС «Постконтроль» в отношении заявителя. На основании данной информации сотрудниками Управления сделан вывод о целесообразности проведения таможенного контроля в форме камеральной таможенной проверки деклараций на товары.

Управлением в соответствии со статьями 331, 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее также – ТК ЕАЭС) проведена камеральная таможенная проверка ООО «Варел НТС» по вопросу соблюдения требований международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза в сфере таможенного регулирования, и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении товаров, задекларированных по 38 ДТ: 10504110/200818/0018158, 10504110/180918/0020407, 10511010/280219/0027302, 10511010/260319/0040621 10504110/210818/0018193, 10504110/250918/0020959, 10511010/010319/0027806, 10511010/020419/0044111, 10511010/150419/0050317, 10504110/030918/0019295, 10504110/081018/0021957, 10511010/150319/0035231, 10511010/020419/0044131, 10511010/050419/0045784.

22.05.2019 года в ходе камеральной таможенной проверки Управлением в соответствии со статьями 336, 340 ТК ЕАЭС в адрес ООО «Варел НТС» направлено требование № 41-21/5848 (т.д. 1, л.д. 59-61) о представлении в Управление документального подтверждения сведений о стране происхождения товаров, задекларированных в ДТ 10504110/090818/0017263, 10504110/040918/0019344, 10504110/161018/0022448, 10511010/150319/0035233, 10511010/120419/0049329, 10504110/060918/0019530, 10504110/181018/0022654, 10511010/180319/0036203, 10511010/120419/0049372, 10504110/240818/0018612, 10504110/021018/0021591, 10511010/050319/0029678, 10504110/200818/0018158, 10504110/180918/0020407, 10511010/280219/0027302, 10511010/260319/0040621 10504110/210818/0018193, 10504110/250918/0020959, 10511010/010319/0027806, 10511010/020419/0044111, 10511010/150419/0050317, 10504110/030918/0019295, 10504110/081018/0021957, 10511010/150319/0035231, 10511010/020419/0044131, 10504110/290818/0018894, 10504110/021018/0021566, 10511010/110319/0032332, 10511010/020419/0044082, 10504110/300818/0019034, 10504110/051018/0021882, 10511010/120319/0032507, 10511010/020419/0044088, 10504110/140818/0017711, 10504110/070918/0019644, 10504110/191018/0022713, 10511010/250319/0039949, 10511010/050419/0045784 в течение 21 календарного дня с даты получения названного требования.

14.06.2019 ООО «Варел НТС» в адрес Управления направлено письмо (исх. №169, т.д. 1, л.д. 62-66) с приложением имеющихся у заявителя документов, в котором также указано на отсутствие сертификатов происхождения товара.

04.07.2019 года Управлением в адрес ООО «Варел НТС» направлено требование № 41-21/7857 (т.д.1, л.д. 67) о представлении в Управление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе, оригиналов сертификатов о происхождении товаров, выданных уполномоченными государственными органами или уполномоченными организациями страны вывоза товаров, декларации о происхождении товаров с переводом на русский язык уполномоченным лицом (документы переводчика, диплом) в течение 21 календарного дня с даты получения названного требования.

В ответе на указанное требование (т.д. 1, л.д. 68) заявитель обращает внимание Управления на то, что экспортные таможенные декларации страны отправления у ООО «Варел НТС» отсутствуют, а остальные документы были представлены в Управление письмом №169 от 14.06.2019.

15.08.2019 года Управлением в адрес ООО «Варел НТС» направлено требование № 41-21/9928 (т.д. 1, л.д. 69) о представлении в Управление документов и сведений в течение 21 календарного дня с даты получения названного требования.

Письмами №233 от 22.08.2019 (т.д. 1, л.д. 70-71) и №245 от 04.09.2019 (т.д. 1, л.д. 71) «Варел НТС» на указанное требование заявитель представил в Управление оригиналы сертификатов происхождения по некоторым из перечисленных ДТ, в котором также содержатся пояснения об отсутствии части сертификатов о происхождении товаров.

Письмом Управления №71-21/10471 от 29.08.2019 (т.д. 1, л.д. 72) ООО «Варел НТС» вызвано в Управление для составления протокола об административном правонарушении 05.10.2019 к 11 часам 00 минутам.

Письмом Управления №41-21/10576 от 02.09.2019 (т.д. 1, л.д. 73) ООО «Варел НТС» вызвано в Управление для составления протокола об административном правонарушении 01.10.2019 к 11 часам 00 минутам.

В ответе на данное письмо (т.д. 1, л.д. 73) ООО «Варел НТС» проинформировало Управление о направлении своего представителя для составления протокола об административном правонарушении.

01.10.2019 уполномоченным лицом Управления в присутствии представителя заявителя составлен протокол №10507000-115/2019 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.д. 1, л.д. 52-56).

22.10.2019 административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении №10507000-115/2019 о привлечении ООО «Варел НТС» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей (т.д. 1, л.д. 10-15).

Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «Варел НТС» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Обосновывая заявленные требования заявитель указывает, что все необходимые документы для проведения таможенного контроля в целях подтверждения заявленных сведений о коде ТН ВЭД ЕАЭС, а также стране происхождения товаров направлены в УТУ письмом от 14 июня 2019 года и находились в распоряжении должностных лиц УТУ.Требование о предоставлении оригиналов сертификатов происхождения товара является излишним в силу того, что законность представленных сертификатов таможенными органами не ставилась под сомнение и необходимость в проведении экспертного исследования оригиналов на предмет их пользования таможенными органами в ходе камеральной таможенной проверки не обосновывалась. В соответствии с указанными нормами, регламентирующими порядок проведения таможенных проверок после выпуска товара, в ТК ЕАЭС отсутствует императивно установленное требование о предоставлении оригиналов документов. Ссылка таможенного органа в протоколе об административном правонарушении на п. 5 статьи 340 ТК ЕАЭС не является обоснованной, так как в тексте протокола чётко указана цель, с которой направлялось требование о предоставлении именно оригиналов документов, а именно, для проведения таможенного контроля в целях подтверждения заявленных сведений о коде ТН ВЭД ЕАЭС, а также стране происхождения товаров. Считает, что предоставление оригиналов сертификатов происхождения товаров является правом проверяемого лица, а не обязанностью.

Возражая против заявленных требований таможенный орган обращает внимание суда на то, что Таможенные органы вправе проверять соответствие представленных копий документов их оригиналам. Полагает, ООО «Варел НТС» не исполнена обязанность по предоставлению оригиналов сертификатов о происхождении товаров, выданных уполномоченными государственными органами или уполномоченными организациями страны вывоза товаров, при проверке Управлением соответствия представленных ранее копий сертификатов их оригиналам.Кроме этого указывает, что заявителем не представлены пояснения по факту отсутствия запрошенных документов. Полагает, объективных обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей, возложенных таможенным законодательством на заявителя, не установлено.

Исследовав письменные материалы дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений частей 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статьей 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Под административным правонарушением в соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, федеральный законодатель, раскрывая в приведенной правовой норме понятие административного правонарушения, использовал три юридических признака административного правонарушения, а именно противоправность, виновность и обязательное наличие правового запрета на совершение деяния в соответствующем акте законодательного уровня, при этом правовой запрет должен сопровождаться определенной применительно к каждому деянию санкцией.

Каждый из указанных признаков подлежит установлению при рассмотрении дела об административном правонарушении; лицо может быть привлечено к административный ответственности лишь при их совокупном наличии, отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность привлечения к административной ответственности.

Частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.

Объектом данного правонарушения является общественные отношения в сфере обращения информации при проведении таможенного контроля.

Объективная сторона выражается в непредставлении в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.

Субъектом данного правонарушения является лицо, на котором лежит обязанность по совершению таможенных операций, необходимых для выпуска товара (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС «ввоз товаров на таможенную территорию Союза» - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС «запреты и ограничения» - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

Пунктом 3 статьи 105 ТК ЕАЭС установлено, что декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, - при таможенном декларировании припасов.

Сведения, подлежащие указанию в ДТ, установлены статьей 106 ТК ЕАЭС. К таким сведениям в отношении товаров относятся, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС, относятся, в частности, сведения о происхождении товаров.

Как предусмотрено подпунктом 5 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы о происхождении товаров.

Перечень таких документов приведен в разделе 6 Приложения № 8 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов».

В соответствии с пунктом 6 статьи 29 ТК ЕАЭС документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара. Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

При этом таможенные органы вправе требовать от лиц, определенных настоящим Кодексом, представления только тех документов и (или) сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов о таможенном регулировании и законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, и представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 80 ТК ЕАЭС).

Согласно статье 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с указанным Кодексом. Таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

Как следует из пункта 1 статьи 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 340 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 340 ТК ЕАЭС перечень запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений определяется таможенным органом исходя из проверяемых документов и (или) сведений с учетом условий сделки, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств.

Таможенные органы вправе проверять соответствие представленных копий документов их оригиналам (пункт 5 статьи 340 ТК ЕАЭС).

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 336 ТК ЕАЭС установлено, что проверяемое лицо при проведении таможенной проверки обязано представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки документы и сведения на бумажном носителе, а при необходимости также на ином носителе.

Декларант, перевозчик, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные лица обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах (пункт 6 статьи 340 ТК ЕАЭС).

Из приведенных положений действующего законодательства следует, что документы, перечисленные в требовании таможенного органа при проведении им камеральной проверки, обязательны к представлению таможенному органу.

С учетом положений статьи 80 документы, перечисленные в требовании № 41-21/7857 от 04.07.2019, обязательны к представлению ООО «Варел НТС» в Управление, а довод заявителя о том, что представление истребуемых по названному требованию оригиналов сертификатов происхождения товара является правом ООО «Варел НТС» подлежит отклонению как противоречащий нормам действующего законодательства.

Кроме того, пунктом 5 статьи 1 ТК ЕАЭС установлено, что таможенные правоотношения, не урегулированные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, до урегулирования соответствующих правоотношений такими международными договорами и актами регулируются законодательством государств - членов Союза (далее - государства-члены) о таможенном регулировании.

В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проверяемое лицо при проведении таможенной проверки обязано в случае отсутствия документов (информации) и (или) возникновения иных обстоятельств, препятствующих их предоставлению в установленные сроки, предоставить до истечения установленного срока предоставления документов (информации) письменное объяснение причин неисполнения запроса.

В случае отсутствия документов и (или) сведений и (или) возникновения иных обстоятельств, препятствующих их представлению в установленные сроки, представить до истечения установленного срока представления документов и (или) сведений письменное объяснение причин неисполнения требования таможенного органа.

Материалами дела подтверждается, что документы, затребованные таможенным органом в требовании № 41-21/7857 от 04.07.2019, представлены заявителем в срок, установленный названным требованием, не в полном объеме (не представлены в полном объеме сертификаты происхождения товара), что образует состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, суд считает необходимым отметить, что частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

На основании статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Материалами дела наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом установлено.

Вместе с тем, представленной в материалы дела перепиской подтверждается, что  заявителем совершались действия, направленные на получение подлинников сертификатов происхождения товара, а также то, что названные сертификаты были представлены в таможенный орган, но за пределами срока их  представления, указанного в требовании таможенного органа.

Таким образом, учитывая отсутствие пренебрежительного отношения к выполнению своих публично-правовых обязанностей со стороны ООО «Варел НТС»,  принимая во внимание конституционный принцип соразмерности и справедливости наказания, учитывая, факт того, что ранее ООО «Варел НТС» к административной ответственности не привлекалось, суд считает, что цель достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в статье 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и предупреждения совершения новых правонарушений может быть достигнута в данном случае путем назначения заявителю минимального административного наказания по части 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в виде предупреждения.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным в части и изменить постановление УРАЛЬСКОЙ ОПЕРАТИВНОЙ ТАМОЖНИ (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) от 22.10.2019 №10507000-115/2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в части назначения ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ВАРЕЛ НТС» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) наказания по части 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. 00 коп., применив меру ответственности в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

Т.Ю. Желейко