ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-15638/2021 от 24.08.2022 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело №А34-15638/2021

26 августа 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 26 августа 2022 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Ю.А. Луневой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пшеничниковой Е.Е., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>),

заинтересованное лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>),

третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ И КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТЯХ,

о признании недействительным представления,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 - доверенность №137 от 20.04.022, диплом, удостоверение,

от заинтересованного лица: ФИО2 - доверенность №43-18-26/31 от 28.12.2021, диплом,

установил:

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – заявитель, Управление МЧС, ГУ МЧС по Курганской области, Главное управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным представления от 16.08.2021 № 43-45-14/45-76, вынесенного УПРАВЛЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – заинтересованное лицо, Управление, административный орган, УФК, казначейство).

В обоснование заявленных требований заявитель полагает, что Управлением в пункте 1 обжалуемого ненормативного правового акта неправомерно обозначено нарушение, устраненное до оформления административным органом результатов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Также считает, что Главным управлением МЧС России по Курганской области не допущены нарушения норм бюджетного законодательства при доначислении сумм
суточных командировочных расходов в связи с экономией бюджетных средств в 2019 году, поскольку нормативные правовые акты по возмещению расходов, связанных со служебными командировками, не содержат прямых или косвенных указаний на то, что выплата дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточные) за счет экономии бюджетных средств, должна производиться на основании приказа руководителя учреждения о распределении средств экономии. Авансовый отчет составляется и утверждается руководителем единожды по каждому факту пребывания в служебной командировке, все дополнительные расчеты, связанные с доначислением либо удержанием сумм командировочных расходов, произведенные после утверждения и принятия к учету авансового отчета ф. 0504505, на основании бухгалтерской справки ф.0504833, распределение и выплата сумм экономии по командировочным расходам в пределах, установленных приказом МЧС России №337, производятся на основании реестра на перечисление денежных средств и заявки на кассовый расход, утвержденных руководителем. Также заявитель полагает, что из содержания пункта 3 представления не представляется возможным установить в каких конкретно действиях, совершенных Главным управлением по Курганской области, УФК по Курганской области усмотрело нарушение пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 261.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Законность предоставления жилых помещений в вышеуказанных зданиях пожарных депо гражданам, проживающим в них, при проведении проверки административным органом не проверялась. В рассматриваемом случае причиной невозможности использования Главным управлением МЧС России по Курганской области спорных жилых помещений в соответствии с установленными задачами и функциями, определенными Положением о территориальном органе, является то, что в данных помещениях проживают граждане, которым предоставлено право проживания до передачи указанного имущества в оперативное управление заявителю.

Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям заявления, просил суд заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица против заявленных требований возражал по мотивам ранее представленного отзыва на заявление. Полагает, что если бюджетное нарушение выявлено по результатам проверки органом государственного (муниципального) финансового контроля, информация о нарушении подлежит включению в представление, независимо от момента его устранения. В нарушение статьи 70, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 11, 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» Главным управлением произведено неправомерное расходование средств федерального бюджета за 2019 год в сумме 169 655,35 рублей по КБК 177-0310-1010390049-112, выразившееся в оплате командировочных расходов (суточных в размере свыше 100 рублей) по 121 работнику Главного управления при отсутствии соответствующих авансовых отчетов о произведенных расходах (сверх установленных норм), утвержденных руководителем, и приказа начальника Главного управления о распределении средств экономии. Указывает на необходимость получения объектом контроля разрешения на расходование дополнительных средств у начальника ГУ МЧС РФ по Курганской области. Кроме того, в нарушение пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в помещениях, расположенных в нежилых зданиях пожарного депо, являющихся федеральным имуществом, собственностью Российской Федерации и находящихся в оперативном управлении заинтересованного лица, проживают, в том числе, граждане, не являющиеся сотрудниками и работниками Главного управления. Проверяя использование помещений, расположенных в нежилых зданиях пожарного депо, являющихся федеральным имуществом - собственностью Российской Федерации и находящихся в оперативном пользовании Главного управления МЧС России по Курганской области, УФК по Курганской области не вышло за рамки своих полномочий, установленных положениями статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

На основании приказа УФК по Курганской области от 27.05.2021 № 434 «О назначении плановой выездной проверки ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ», приказа УФК по Курганской области от 23.06.2021 № 494 «О внесении изменений в приказ УФК по Курганской области от 27.09.2018 № 574 «О продлении срока плановой выездной проверки ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ, назначенной приказом Управления Федерального казначейства по Курганской области от 27.05.2021 № 424», в соответствии с пунктом 15 раздела I Плана контрольных мероприятий УФК по Курганской области в финансово-бюджетной сфере на 2021 год казначейством была проведена выездная плановая проверка.

Тема выездной плановой проверки: проверка финансово-хозяйственной деятельности.

Проверяемый период: 2019-2020 годы.

По итогам проверки составлен акт от 29.06.2021, в котором зафиксированы нарушения Управления МЧС нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (т.1, л.д. 74-175). В том числе, установлено, что

- в нарушение статьи 70, подпункта 5 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 114 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, пунктов 5, 6 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие распоряжением Министерством транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р, приказов МЧС России от 23.06.2008 № 336 «Об упорядочении нормирования расхода и порядка списания горюче­смазочных материалов при эксплуатации автомобильной техники в системе МЧС России», от 13.02.2012 № 56 «О применении показателей расхода топлива», от 18.09.2012 № 555 «Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», от 01.10.2020 № 737 «Об утверждении Руководства по организации материально-технического обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», приказов Главного управления от 18.04.2014 № 184, от 01.07.2019 № 269 (в редакции приказа от 04.10.2019 № 544), от 15.05.2020 № 371, от 03.08.2020 № 531 «О нормах расхода топлив и смазочных материалов» в соответствии с Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденными распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р, пункта 3.16 Учетной политики Главного управления, допущено:

списание на расходы текущего финансового года ГСМ, с превышением установленной нормы расхода моторных топлив, что привело к расходу моторных топлив сверх установленных норм на общую сумму 640,39 рублей, в том числе в 2019 году - 236,67 рублей, в 2020 году - 403,73 рублей, и является неправомерным использованием средств федерального бюджета (КБК 177 0310 10 2 01 90049 244).

В ходе проверки нарушение устранено путем внесения в кассу денежных средств в кассу Главного управления приходным кассовым ордером от 29.06.2021 № 145.

- в нарушение статьи 70, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 11, 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» Главным управлением произведено неправомерное расходование средств федерального бюджета за 2019 год в сумме 169 655,35 рублей по КБК 177-0310-1010390049-112, выразившееся в оплате командировочных расходов (суточных в размере свыше 100 рублей) по 121 работнику Главного управления при отсутствии соответствующих авансовых отчетов о произведенных расходах (сверх установленных норм) утвержденных, руководителем и приказа начальника Главного управления о распределении средств экономии.

- в нарушение пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации помещения, расположенные в нежилых зданиях пожарных депо, являющиеся федеральным имуществом - собственностью Российской Федерации и находящиеся в оперативном управлении Главного управления, по адресам:

<...>, согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:020809;1229;

<...>, согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:070311:341;

<...>; согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:040104:272;

<...>; согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:070209:17;

<...>; согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:010606:574;

<...>; согласно ЕГРН кадастровый номер 45:26:080112:154;

<...>, согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:030601:48,

использовались Главным управлением в проверяемом периоде (2019-2020 годах) и на момент проведения контрольного мероприятия не в соответствии с установленными задачами и функциями, определенными Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.03.2020 № 217, а именно, в помещениях, расположенных в нежилых зданиях пожарных депо, проживают граждане, в том числе не являющиеся сотрудниками и работниками Главного управления.

По указанным фактам Управлению выдано представление от 16.08.2021 № 43-45-14/45-76, в котором требовалось в срок до 01.10.2021 принять меры по устранению причин и условий совершения обозначенных нарушений (т.1, л.д. 18-21).

Не согласившись с представлением, заявитель обратился в суд с заявлением о его оспаривании в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав письменные материалы дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.

На основании пунктов 1, 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе, проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В силу пункта 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее – Правила № 1092).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 6 Правил № 1092 Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово - бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В соответствии с пунктами 66, 67 Правил № 1092 акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания акта.

По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

На основании пункта 68 Правил № 1092 при осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "а" и подпунктом "в" пункта 6 настоящих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление выдано уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции.

Реализуя полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере, надзорный орган вправе выдавать представления.

В соответствии со статьей 266.1 БК РФ получатели бюджетных средств являются объектами государственного (муниципального) финансового контроля.

Поскольку ГУ МЧС по Курганской области является получателем средств федерального бюджета, оно является участником бюджетных правоотношений и относится к субъектам, подконтрольным административному органу.

В соответствии с частью 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:

1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное, в том числе, государственным (муниципальным) заказчиком:

1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; 2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; 3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; 5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.

В пункте 1 оспариваемого представления административным органом зафиксировано нарушение статьи 70, подпункта 5 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 114 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, пунктов 5, 6 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие распоряжением Министерством транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р, приказов МЧС России от 23.06.2008 № 336 «Об упорядочении нормирования расхода и порядка списания горюче­смазочных материалов при эксплуатации автомобильной техники в системе МЧС России», от 13.02.2012 № 56 «О применении показателей расхода топлива», от 18.09.2012 № 555 «Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», от 01.10.2020 № 737 «Об утверждении Руководства по организации материально-технического обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», приказов Главного управления от 18.04.2014 № 184, от 01.07.2019 № 269, от 15.05.2020 № 371, от 03.08.2020 № 531 «О нормах расхода топлив и смазочных материалов» в соответствии с Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденными распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р, пункта 3.16 Учетной политики Главного управления, а именно:

списание на расходы текущего финансового года ГСМ, с превышением установленной нормы расхода моторных топлив, что привело к расходу моторных топлив сверх установленных норм на общую сумму 640,39 рублей, в том числе в 2019 году - 236,67 рублей, в 2020 году - 403,73 рублей, и является неправомерным использованием средств федерального бюджета (КБК 177 0310 10 2 01 90049 244).

Вместе с тем, административным органом в акте проверки и в оспариваемом представлении зафиксировано, что в ходе проверки нарушение заявителем устранено путем внесения в кассу денежных средств (представлен приходный кассовый ордер от 29.06.2021 № 145 на сумму 640,39 рублей), с последующим перечислением в доход федерального бюджета по платежному поручению от 08.07.2021 № 881605.

Таким образом, спорное нарушение выявлено и устранено Главным управлением МЧС России по Курганской области до оформления административным органом результатов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно пункту 5 статьи 270.2 БК РФ в представлениях и предписаниях органа государственного (муниципального) финансового контроля не указывается информация о нарушениях, выявленных по результатам внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, при условии их устранения.

Исходя из названной нормы, при устранении нарушения повторно требовать его устранения не требуется (подпункт 1 пункта 1 статьи 270.2), при этом требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения отражается только в случае невозможности его устранения (подпункт 2 пункта 2 статьи 270.2).

В рассматриваемом случае, поскольку нарушение выявлено по результатам внутреннего финансового контроля и устранено объектом контроля до оформления результатов проверки и их рассмотрения, суд считает, что на основании пункта 5 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации данное нарушение не подлежало отражению в оспариваемом представлении.

Вместе с тем, запрет на указание в представлениях и предписаниях органа государственного (муниципального) финансового контроля информация о нарушениях, выявленных по результатам внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, при условии их устранения, не ставится законодателем в зависимость от того, когда объектом контроля было устранено нарушение (до начала проведения проверки или во время ее проведения).

В рассматриваемом случае, спорное нарушение устранено объектом контроля до выдачи вышеуказанного представления и составления акта проверки УФК по Курганской области а, следовательно, в силу пункта 5 статьи 270.2 БК РФ не подлежало отражению в пункте 1 оспариваемого представления.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие спорного нарушения на момент выдачи оспариваемого представления, суд приходит к выводу о несоответствии пункта 1 данного представления действующему законодательству и признании его недействительным.

Приведенная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в Определении Верховного Суда РФ от 13.09.2021 N 307-ЭС21-15068 по делу N А05-7165/2020.

В пункте 2 оспариваемого представления административным органом зафиксировано нарушение объектом контроля положений статей 70, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 11, 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки», а именно: Главным управлением произведено неправомерное расходование средств федерального бюджета за 2019 год в сумме 169 655,35 рублей по КБК 177-0310-1010390049-112, выразившихся в оплате командировочных расходов (суточных в размере свыше 100 рублей) по 121 работнику Главного управления при отсутствии соответствующих авансовых отчетов о произведенных расходах (сверх установленных норм) утвержденных, руководителем и приказа начальника Главного управления о распределении средств экономии.

Из дела следует, что в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 13.10.2008. № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (далее - Постановление № 749) работники Главного управления МЧС России по Курганской области в течение 2019 года направлялись в служебные командировки на основании приказов начальника Главного управления МЧС России по Курганской области или лица, его замещающего, на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

На основании приказа Главного управления МЧС России по Курганской области о командировании работникам оформлялось командировочное удостоверение, в котором отметками «прибыл» и «выбыл» - с указанием даты, фамилии, инициалов и подписи должностного лица, подтверждался факт нахождения последнего в командировке.

В соответствии с положениями статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 11 Постановления № 749 работникам Главного управления МЧС России по Курганской области возмещались расходы по проезду и найму жилого помещения, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные). Дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места жительства (суточные), возмещались за каждый день нахождения работников в служебной командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также за дни нахождения в пути.

Из пункта 10 Постановления № 749 следует, что работнику при направлении его в командировку выдается денежный аванс на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

Согласно пункту 11 Постановления № 749 работникам возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации.

В соответствии с пунктом 26 Постановления № 749 работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение 3 рабочих дней авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в командировку денежному авансу на командировочные расходы. К авансовому отчету прилагаются документы о найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и об иных расходах, связанных с командировкой.

Из дела следует, что в соответствии с приведенными выше нормами, оплата всех расходов, связанных с направлением работников в командировку производилась Главным управлением МСЧ России по Курганской области непосредственно при направлении конкретного работника в соответствующую командировку, по окончании которой каждым работником предоставлялся авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих расходы, связанные с командировкой.

По возвращении из служебных командировок работники Главного управления МЧС России по Курганской области представляли в финансово-экономическое управление авансовые отчеты ф. 0504505 об израсходованных суммах, с приложением всех документов, подтверждающих фактические затраты работников в служебных командировках. Авансовые отчеты утверждались начальником Главного управления или лицом, его замещающим.

На основании заявок на кассовый расход и реестров на перечисление денежных средств, утвержденных руководителем, с подотчетными лицами производился расчет по расходам, связанным с их командированием.

Все дополнительные расчеты, связанные с доначислением сумм командировочных расходов, произведенные после утверждения начальником Главного управления МЧС России по Курганской области или лицом, его замещающим, авансовых отчетов и принятия их финансово-экономическим управлением к учету, производятся на основании Бухгалтерской справки ф.0504833, которая является унифицированной формой документа системы бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации организаций государственного сектора.

В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с приказом МЧС России от 23.05.2013 № 337 «О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, и гражданскому персоналу спасательных воинских формирований МЧС России за счет средств федерального бюджета» (далее - приказ МЧС России № 337) в течение 2019 года работникам Главного управления МЧС России по Курганской области дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), выплачивались из расчета 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти цели.

Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений» определен размер суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, подлежащих возмещению, а именно 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ № 729 расходы, превышающие размеры, установленные пунктом указанного постановления, а также иные связанные со служебными командировками расходы (при условии, что они произведены работником с разрешения или с ведома работодателя) возмещаются федеральными государственными органами, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и федеральными государственными учреждениями за счет экономии средств, сложившейся в процессе исполнения бюджетной сметы получателя средств федерального бюджета, средств соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также плана финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного учреждения.

Работник не может быть инициатором увеличения, возмещаемых ему суточных расходов и, следовательно, не обязан получать разрешение работодателя или уведомлять последнего об израсходованной сумме суточных расходов, поскольку не обязан документально доказывать данный вид расходов.

Пунктом 1 Приказа МЧС России от 23.05.2013 № 337 разрешено возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, и гражданскому персоналу спасательных воинских формирований МЧС России за счет средств федерального бюджета в размере не более 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.

При этом, из пункта 2 вышеуказанного приказа следует, что возмещение суточных расходов в размерах, превышающих 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке, но не более размеров, установленных пунктом 1 Приказа МЧС России от 23.05.2013 № 337, производить за счет экономии бюджетных средств, выделенных в установленном порядке на возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками, в соответствии с утвержденными планами основных мероприятий.

Таким образом, возместить суточные расходы в размерах, превышающих 100 рублей, но не более 300 рублей, как это предусмотрено Приказом МЧС России от 23.05.2013 № 337, возможно только при наличии экономии бюджетных средств, которая определяется в конце финансового года.

При этом суточные представляют собой компенсационные выплаты, направленные на возмещение работнику дополнительных расходов, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции по поручению работодателя вне места постоянной работы.

Данный вид расходов не предусматривает подтверждение какими-либо документами их расходования, следовательно, величина суточных расходов, указанная в авансовых отчетах зависит лишь от величины, суточных расходов, установленных нормативным правовым актом.

Поскольку действующий порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками не предусматривает возможности внесения изменений в уже представленный работником авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и не предоставляет право работнику представлять дополнительные авансовые отчеты, то не представляется возможным дополнительно отразить в авансовом отчете начисленные суточные расходы на основании Приказа МЧС России от 23.05.2013 № 337. При этом работодатель не лишен права на возмещение суточных расходов, превышающих 100 рублей, но не более 300 рублей в соответствии с Приказом МЧС России от 23.05.2013 № 337. Указанный факт не оспаривается административным органом.

В соответствии с Учетной политикой Главного управления, утвержденной приказом от 29.12.2018 № 585, при наличии экономии по командировочным расходам в 4 квартале текущего года производится доначисление суточных в размере не более 300 руб. за сутки, оформляется бухгалтерской справкой ф.0504833 и выплачивается в соответствии с заявкой на кассовый расход и реестром.

Таким образом, авансовый отчет составляется и утверждается руководителем единожды по каждому факту пребывания в служебной командировке, все дополнительные расчеты, связанные с доначислением либо удержанием сумм командировочных расходов, произведенные после утверждения и принятия к учету авансового отчета ф. 0504505, на основании Бухгалтерской справки ф.0504833, распределение и выплата сумм экономии по командировочным расходам в пределах, установленных приказом МЧС России №337, производится на основании реестра на перечисление денежных средств и заявки на кассовый расход, утвержденных руководителем.

Из содержания обозначенных правовых норм не следует, что для возмещения суточных расходов в размере более 100 и не более 300 рублей работникам требуется уведомление работодателя, довод заинтересованного лица в указанной части подлежит отклонению.

При этом, заинтересованным лицом в пункте 2 представления вменяется Главному управлению МЧС России по Курганской области нарушение, выразившееся в оплате командировочных расходов (суточных в размере свыше 100 рублей) 121-му работнику Главного управления при отсутствии соответствующих авансовых отчетов о произведенных расходах (сверх установленных норм), утвержденных руководителем и приказа начальника Главного управления о распределении средств экономии.

Из материалов дела следует, что все дополнительные расчеты, связанные с доначислением сумм командировочных расходов произведены Главным управлением на основании бухгалтерской справки форма 0504833 от 25.12.2019, которая является унифицированной формой документа системы бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации организаций государственного сектора, а, дополнительно начисленные и подлежащие возмещению суточные расходы, выплачены работникам на основании заявки на кассовый расход № ГУ004144 от 25.12.2019, подписанной исполняющим обязанности начальника Главного управления МЧС России по Курганской области - ФИО3

Таким образом, расходование бюджетных средств с целью дополнительного возмещения суточных расходов работникам, направленным в служебные командировки на основании Приказа МЧС России от 23.05.2013 № 337, произведено Главным управлением МЧС России по Курганской области на основании решения, принято уполномоченным на то лицом.

Кроме того, заявка на кассовый расход № ГУ004144 от 25.12.2019 подготовлена Главным управлением МЧС России по Курганской области по форме 0531851, утвержденной Приказом Казначейства России от 14.05.2020 № 21н «О Порядке казначейского обслуживания».

Согласно указанной форме в заявке на кассовый расход в качестве основания платежа указывается наименование и реквизиты документа. При этом в обозначенной строке заявки на кассовый расход № ГУ004144 от 25.12.2019 Главным управлением МЧС России по Курганской области указано основание: «Реестр № 1021 от 25.12.2019».

Нормативные правовые акты по возмещению расходов, связанных со служебными командировками, не содержат прямых или косвенных указаний на то, что выплата дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточные) за счет экономии бюджетных средств, должна производиться на основании приказа руководителя учреждения о распределении средств экономии. Приведенные административным органом в обжалуемом представлении нормы права такого требования не содержат.

Довод заинтересованного лица о том, что для совершения вышеуказанных действий необходим приказ начальника Главного управления МЧС России по Курганской области (или иного, уполномоченного лица) подлежит отклонению, как нормативно не обоснованный.

Таким образом, Главным управлением МЧС России по Курганской области
не допущены нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации и положений Постановления № 74 при доначислении сумм суточных командировочных расходов в связи с экономией бюджетных средств в 2019 году, требования представления, отраженные в части 2 признаются судом неправомерными.

В пункте 3 оспариваемого представления административным органом зафиксировано нарушение объектом контроля положений пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно: помещения, расположенные в нежилых зданиях пожарных депо, являющиеся федеральным имуществом - собственностью Российской Федерации и находящиеся в оперативном управлении Главного управления, по адресам:

<...>, согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:020809;1229;

<...>, согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:070311:341;

<...>; согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:040104:272;

<...>; согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:070209:17;

<...>; согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:010606:574;

<...>; согласно ЕГРН кадастровый номер 45:26:080112:154;

<...>, согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:030601:48,

использовались Главным управлением в проверяемом периоде (2019-2020 годах) и на момент проведения контрольного мероприятия не в соответствии с установленными задачами и функциями, определенными Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.03.2020 № 217, а именно, в помещениях, расположенных в нежилых зданиях пожарных депо, проживают граждане, в том числе не являющиеся сотрудниками и работниками Главного управления.

Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжениями Росимущества №302 и №303 от 28.04.2010 Главному управлению России по Курганской области переданы на праве оперативного управления «здания пожарного депо» по следующим адресам: <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>, Курган, пр-т Машиностроителей, дом 42.

На основании вышеуказанных распоряжений Главным управлением МЧС России по Курганской области приняты на баланс здания пожарных депо по вышеуказанным адресам как единый имущественный комплекс.

При этом на момент строительства и ввода объектов в эксплуатацию в зданиях пожарных частей имелись жилые помещения, которые в период с 1968 по 2005 годы предоставлялось работникам пожарной охраны и членам их семей для проживания в соответствии с действовавшим законодательством.

Также из материалов дела следует, что все проживающие в жилых помещениях зданий пожарных депо зарегистрированы по месту жительства до передачи Главному управлению в оперативное управление вышеуказанных зданий, что подтверждается карточками прописки и карточками регистрации.

Таким образом, с момента передачи в оперативное управление вышеуказанных зданий пожарных депо Главное управление МЧС России по Курганской области владеет вышеуказанным имуществом в виде зданий пожарных депо, но лишено права пользования жилыми помещениями, находящимися в поименованных выше зданиях, поскольку данные помещения используются гражданами, проживающими в них и получившими такое право до передачи имущества заявителю.

В соответствии с установленными задачами и функциями, определенными Положением № 217 не предусмотрено предоставление помещений в зданиях пожарных депо для проживания.

Согласно статье 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом.

При этом в силу статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введения его в действие.

Таким образом, к жилищным правоотношениям, возникшим до 01.03.2005 применяются нормы Жилищный кодекс РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 24.06.1983.

Кроме того, законность предоставления жилых помещений в вышеуказанных зданиях пожарных депо гражданам, проживающим в них, при проведении проверки административным органом не проверялась.

В рассматриваемом случае причиной невозможности использования Главным управлением МЧС России до Курганской области вышеуказанными жилыми помещениями в соответствии с установленными задачами и функциями, определенными Положением о территориальном органе, является то, что в данных помещениях проживают граждане, которым предоставлено право проживания до передачи указанного имущества в оперативное управление заявителю.

Материалами дела не подтверждается факт передачи Главным управлением МЧС России по Курганской области спорных жилых помещений, проживающим в них гражданам, не являющимся в настоящее время сотрудниками и работниками Главного управления МЧС России по Курганской области, какие-либо договоры аренды, найма с указанными гражданами не заключались. Административным органом не представлено доказательств обратного (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением, может быть изъято собственником имущества на основании пункта 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации регулирует основы бюджетного учета и бюджетной отчетности.

Из пункта 3 оспариваемого представления не представляется возможным установить в каких конкретно действиях, совершенных Главным управлением по Курганской области, УФК по Курганской области усмотрело нарушение статьи 261.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Из содержания пункта 3 представления следует, что заявителю вменяется использование помещений, расположенных в нежилых зданиях пожарных депо, являющихся федеральным имуществом и находящихся в оперативном управлении Главного управления, не в соответствии с установленными задачами и функциями, определенными Положением № 217, а именно - в помещениях, расположенных в нежилых зданиях пожарных депо, проживают граждане, в том числе не являющиеся сотрудниками и работниками Главного управления.

К данному выводу казначейство пришло в ходе контрольного мероприятия по результатам проведенного мониторинга недвижимого имущества, переданного Главному управлению на праве хозяйственного ведения.

Согласно пункту 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Проанализировав представление надзорного органа, суд установил, что пункт 3 оспариваемого ненормативного акта касается нарушений гражданского законодательства и содержит ссылки на соответствующую норму Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом связь обозначенных нарушений с бюджетными правоотношениями и предметом проведенной в отношении Главного управления проверки казначейством не подтверждена, как и не приведено фактов непосредственно нарушений бюджетного законодательства.

Суд отмечает, что УФК по Курганской области ни в акте проверки, ни в представлении не обосновало, в чем выражается вменяемое нарушение - использование помещений, расположенных в нежилых зданиях пожарных депо, не в соответствии с установленными задачами и функциями, определенными Положением № 217, не обозначило, к каким нарушениям бюджетного законодательства привел отраженный факт, не представило расчеты и не дало оценку эффективности использования спорного имущества, не установило лицо, которое несет расходы, связанные с содержанием данного имущества (в рассматриваемом случае это граждане, либо Главное управление).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств должен обеспечивать результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Контроль за эффективностью и целевым использованием бюджетных средств возлагается на Федеральное казначейство (статья 166.1 БК РФ).

В силу положений пунктов 6, 68 Правил № 1092, пункта 3 статьи 265, статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральное казначейство (его территориальный орган) осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании.

Таким образом, казначейство, являясь органом внутреннего государственного финансового контроля уполномочено на выдачу по итогам проверки в отношении объектов государственного финансового контроля обязательного для исполнения представления о выявленных нарушениях только бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требований о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. Контроль за соблюдением норм гражданского законодательства не отнесен к компетенции казначейства. Полномочия по направлению представлений об устранении нарушений законодательства иной отраслевой принадлежности, нежели бюджетного, нормативно не предусмотрено.

Учитывая, что выдача представления по устранению иных, отличных от бюджетных, нарушений, не относится к полномочиям надзорного органа, а указания на нарушения бюджетного законодательства в пункте 3 представления отсутствуют, суд приходит к выводу о его неправомерности в указанной части.

Довод казначейства, заявленный в ходе судебного разбирательства о том, что заявителю в обжалуемом представлении вменялось нарушение статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившееся в том, что жилые помещения в составе зданий пожарных депо, по данным бюджетного учета Главного управления МЧС России по Курганской области не числились, судом отклоняется, как несостоятельный.

Из буквального толкования обжалуемого представления следует, что заинтересованным лицом вменяется Главному управлению нарушение пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившееся в использовании помещений, расположенных в нежилых зданиях пожарных депо, не в соответствии с установленными задачами и функциями, определенными Положением № 217, а именно - в помещениях, расположенных в нежилых зданиях пожарных депо, проживают граждане, в том числе не являющиеся сотрудниками и работниками Главного управления.

Аналогичная формулировка вменяемого нарушения отражена в акте проверки от 29.06.2021 (стр. 100 акта проверки). Кроме того, указанное нарушение отражено в разделе «Нефинансовые нарушения» (стр. 99 акта проверки).

Таким образом, из буквального понимания обозначенной формулировки отраженного правонарушения следует, что заявителю вменяется именно использование вышеуказанного имущества не в соответствии с установленными задачами и функциями, определенными Положением, а не отсутствие в бюджетном учете Главного управления МЧС России по Курганской области жилых помещений в нежилых зданиях пожарных депо.

Между тем, суд отмечает, что представление органа финансового контроля должно быть исполнимым, понятным и конкретным для лица, которому оно адресовано, поскольку представление исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок.

Суд обращает внимание, что деятельность казначейства относится к сфере публичного права.

В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны обладать определенными гарантиями, обеспечивающими соблюдение прав и законных интересов при вторжении публичных органов в их деятельность.

К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов государственных органов.

Следовательно, представление должно содержать законные требования, быть реально исполнимо и иметь конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю для прекращения и устранения выявленного нарушения. При этом содержащиеся в представлении формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Оспариваемое представление не соответствует указанным в законе критериям, не отвечает принципу правовой определенности, поскольку не содержит сведений о нарушении конкретной нормы закона, а также сведений о порядке его исполнения, устранения нарушения.

Анализируя приведенные эпизоды, исследовав и оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание объяснения участвующих в деле лиц, исходя из доказанности установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что у УФК по Курганской области отсутствовали основания для выдачи Главному управлению представления от 16.08.2021 № 43-45-14/45-76. В нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации УФК по Курганской области не доказало правомерность своей позиции в рассматриваемом деле.

С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о незаконности представления.

В силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным предписания заинтересованного лица необходима совокупность двух условий: его несоответствия закону и иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя.

Поскольку совокупность оснований для признания представления недействительным подтверждена материалами дела, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Доводы УФК по Курганской области подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

Руководствуясь статями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление удовлетворить.

Признать представление УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ от 16.08.2021 № 43-45-14/45-76, вынесенное в адрес ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ, недействительным.

Обязать УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

Ю.А. Лунева