АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,
тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07
E-mail: info@kurgan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Курган | Дело № А34-1639/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2020 года,
В полном объеме решение изготовлено 14 августа 2020 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Желейко Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания в письменном виде и с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Глухих А.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «ЛИДЕР» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Государственной жилищной инспекции Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности №1/2019 от 17.02.2020, предъявлен паспорт, подлинник диплома о наличии высшего юридического образования, справка о заключении брака №2152,
от заинтересованного лица: ФИО2- представитель по доверенности № 07 от 17.12.2019, предъявлен паспорт.
установил:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «ЛИДЕР» (далее также – заявитель, ООО «Лидер») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (далее также – заинтересованное лицо) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении № 00059 от 05.02.2020, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушениях, заявителю назначен штраф в размере 250 000 рублей.
Определением от 27.02.2020 указанное заявление оставлено без движения, ООО «Лидер» предложено устранить допущенные нарушения, привести заявление в соответствие с требованиями статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 09.04.2020 срок оставления заявления без движения продлен до 07.05.2020.
Определением от 12.05.2020 заявление принято к рассмотрению в общем порядке административного производства, назначены дата и время предварительного судебного заседания и судебного заседания.
В судебном заседании представитель заявителя заявил ходатайство о приобщении к материалам дела справки Курганского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС» № М-33-264/461 от 29.07.2020.
Представитель заинтересованного лица ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительного отзыва.
Представленные документы судом приобщены к материалам дела в порядке статей 66, 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, и оценив имеющиеся доказательства в соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что ООО «Лидер» зарегистрировано 29.05.2007, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, поставлено на налоговый учет с присвоением ИНН: <***>.
060.04.2015 заявителю выдана лицензия №045000010 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 50).
Как следует из материалов дела, в Государственную жилищную инспекцию Курганской области поступило обращение № 108-АТИ от 13.01.2020 (исх.№28 от 13.01.2020, л.д. 54) о наличии события административного правонарушения по адресу: <...>.
По указанному обращению, на основании приказа №00149 от 15.01.2020 Государственной жилищной инспекции Курганской области в отношении заявителя проведено внеплановое мероприятие по лицензионному контролю.
Уведомлением №000149 от 16.01.2020 (л.д. 51) заявитель уведомлен о проведении в отношении него инспекционной проверки.
Названная телефонограмма направлена заявителю по электронной почте на адрес dam640015@mail.ru (л.д. 51).
По результатам контрольных мероприятий составлен акт №00149 от 21.01.2020 (л.д. 44-45), из которого следует, что в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований: дворовой проезд не очищен от снега, чем нарушены подпункт «б» пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», пункт 1 статьи 161, пункт 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», пункт 24 постановления Правительства Российской Федерации №290 от 03.04.2012 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (далее также – Правила № 290), пункты 3.6.1, 3.6.8, 3.6.10, 3.6.22 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.03.2003 №170 (Правила № 170).
Копия акта со всеми приложениями получена представителем ООО «Лидер» (ФИО3), о чем свидетельствует подпись в данном акте представителя заявителя.
Телефонограммой №00149 от 20.01.2020 (л.д. 49) заявитель приглашен 21.01.2020 в 14:15 в Инспекцию в кабинет 303 к ФИО4 для вручения акта, предписания и вручения протокола об административном правонарушении по итогам выездной инспекционной проверки МКД №10 по ул. Станционной в г. Кургане.
Телефонограмма направлена по электронной почте на адрес dam640015@mail.ru (л.д. 49), что также подтверждается журналом телефонограмм ООО «Лидер» (л.д. 65-66).
21.01.2020 по указанным фактам в отношении заявителя в присутствии его представителя (ФИО3) составлен протокол №00028 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 42).
Определением от 22.01.2020 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено (л.д. 41), определение направлено в адрес заявителя 24.01.2020 (л.д. 39) и им получено 01.02.2020 (л.д. 39).
В материалы дела также представлено письмо ООО «Лидер» (л.д. 37), направленное в адрес Государственной жилищной инспекции Курганской области, о том, что заявитель не согласен с составленным в отношении него протоколом, считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Постановлением начальника Государственной жилищной инспекции Курганской области №00059 от 05.02.2020 (л.д. 32-34) заявитель привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 125000 рублей.
Постановление направлено в адрес заявителя 08.02.2020 (л.д. 38) и им получено 11.02.2020 (л.д. 38).
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В статье 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении юридического лица, а реализация такого права осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (части 1, 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу пункта 2 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела.
Согласно пункту 4 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Приведенные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами, дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
Под надлежащим уведомлением понимается предоставление лицу возможности воспользоваться установленными законом правами (часть 3 статьи 24.3, часть 1 статьи 24.4, часть 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Надлежащим уведомлением лица о рассмотрении административного дела обеспечивается баланс между правом государства привлечь лицо к административной ответственности (то есть признания лица виновным в совершении административного правонарушения) и обязанностью государства обеспечить лицу, привлекаемому к ответственности, соблюдение всех предусмотренных законом гарантий.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела усматривается, что телефонограммой №00149 от 20.01.2020 (л.д. 49) заявитель приглашен 21.01.2020 в 14:15 в Инспекцию в кабинет 303 к ФИО4 для вручения акта, предписания и вручения протокола об административном правонарушении по итогам выездной инспекционной проверки МКД №10 по ул. Станционной в г. Кургане.
Телефонограмма направлена заявителю по электронной почте на адрес dam640015@mail.ru (л.д. 49), что также подтверждается журналом телефонограмм ООО «Лидер» (л.д. 65-66).
Представитель заявителя в ходе судебного разбирательства пояснил, что лицом, принявшем данную телефонограмму, является секретарь-делопроизводитель ООО «Лидер».
Согласно пункту 2.2 должностной инструкции секретаря-делопроизводителя, утвержденной и.о. Генерального директора ООО «Лидер» ФИО5 13.03.2020 (л.д. 74-75), секретарь-делопроизводитель принимает поступающую на рассмотрение руководителя корреспонденцию, передает ее в соответствии с принятым решением в структурные подразделения или конкретным исполнителям для использования в процессе работы либо подготовки ответов.
В соответствии с пунктом 2.4 должностной инструкции секретарь-делопроизводитель отвечает на телефонные звонки, фиксирует и передает служебную информацию руководителю, организует проведение телефонных переговоров руководителя.
Таким образом, из представленных в материалы дела документов и пояснений заявителя следует, что телефонограмма №00149 от 20.01.2020 (л.д. 49) принята должностным лицом ООО «Лидер».
21.01.2020 в отношении заявителя в присутствии его представителя (ФИО3) составлен протокол №00028 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 42).
Согласно положениям доверенности №6/2020 от 21.01.2020 (л.д. 47) ФИО3 наделен в том числе полномочием быть представителем заявителя при проведении проверок соблюдения требований законодательства, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях со всеми правами, предоставленными законом для исполнения данных функций.
Соответственно, лицо, привлеченное к административной ответственности, было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Более того, из письма ООО «Лидер» (л.д. 37), направленного в адрес Государственной жилищной инспекции Курганской области, следует, что заявителю известно о рассмотрении материалов проведенной проверки 05.02.2020.
При таких обстоятельствах заявитель не был лишен предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты своих прав.
Поскольку обязанность извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, является обязательным условием соблюдения процесса привлечения к административной ответственности, а материалы дела содержат доказательства о надлежащем информировании представителя заявителя о времени и месте рассмотрения дела, у суда не имеется оснований считать, что порядок привлечения к административной ответственности заинтересованным лицом не соблюден.
Вместе с тем, частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
Федеральным законом от 21.07.2014 №255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №255-ФЗ) на управляющие организации возложена обязанность получения лицензий.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 255-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015. После 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 1.3 указанной статьи деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случае.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию (пункт 51).
Согласно части 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации.
В настоящее время положение утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее - Положение о лицензировании).
Из содержания приведенных норм права следует, что законодателем с 01.05.2015 установлен запрет осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами без соответствующей лицензии.
Таким образом, поскольку с 01.05.2015 деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется на основании лицензии, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием (пункт 7 части 1 статьи 193, часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 3 Положения о лицензировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110), в связи с чем, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом с нарушением лицензионных требований представляет собой состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подпункт «б» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110) к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает, в том числе, и соблюдение Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170 (далее также – Правила №170), которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Согласно пункту 24 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года включают в себя очистку крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка.
В соответствии с пунктом 3.6.1. Правил № 170 уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами.
Пунктом 3.6.8. Правил №170 установлено, что уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности: вначале убирать, а в случае гололеда и скользкости посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории.
Согласно пункту 3.6.17. Правил № 170 сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в кучи и валы, расположенные параллельно бортовому камню или складировать вдоль проезда при помощи, как правило, роторных снегоочистителей.
В соответствии с пунктом 3.6.19. Правил № 170 работы по укладке снега в валы и кучи должны быть закончены на тротуарах I и II классов не позднее 6 ч с момента окончания снегопада, а на остальных территориях - не позднее 12 ч.
В силу пункта 3.6.20. Правил № 170 снег, собираемый во дворах, на внутриквартальных проездах и с учетом местных условий на отдельных улицах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений.
Согласно пункту 3.6.21 Правил № 170 участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом.
Пунктом 3.6.22. Правил № 170 установлено, что снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения.
Как следует из оспариваемого постановления, административным органом в качестве основания для привлечения заявителя к административной ответственности вменяется нарушение лицензионных требований, а именно не осуществляется своевременная площадок перед входами в подъезды, проезда со стороны дворового фасада на прилегающей территории дома №136 по ул. Коли ФИО6 в г. Кургане от уплотненного снега (пункты 3.6.22, 3.6.8 Правил № 170).
Указанное нарушение, по мнению административного органа, подтверждается актом проверки №00149 от 21.01.2020, актом осмотра от 17.01.2020 (л.д. 52), фототаблицей к акту осмотра (л.д.52-53).
Вместе с тем пункты 3.6.22, 3.6.8 Правил № 170 не содержат указания на сроки, в течение которых должны проводиться работы по уборке снега.
Временной промежуток, установленный для проведения работ по укладке снега в валы и кучи на территориях, за исключением тротуаров (12 ч.), определен в пункте 3.6.19 Правил № 170 и подлежит исчислению с момента окончания снегопада.
Конкретный временной промежуток для уборки участков тротуаров и дворов, покрытых уплотненным снегом, пунктом 3.6.21 Правил № 170 не установлен. При этом в данном пункте Правил № 170 содержится указание на необходимость ее проведения в кратчайшие сроки.
Вместе с тем, актом осмотра от 17.01.2020 зафиксировано только, что дворовые проезды не очищены от снега.
В акте проверки №00149 от 21.01.2020, также как и в оспариваемом постановлении, содержится непосредственно вывод об отсутствии своевременной очистки дворового проезда от снега. При этом акт проверки №00149 от 21.01.2020 не содержит сведений, позволяющих установить факт несвоевременности выполнения заявителем возложенных на него обязанностей (о дате и времени выпадения снега, о дате проведения очистки территории, предшествующей дате проведения проверки и др.).
Как следует из материалов дела и пояснений представителя административного органа, данных в судебном заседании, вопрос о дате выпадения осадков, в целях определения срока, в течение которого должна быть произведена уборка обслуживаемой территории от снега, а также о дате проведения работ по очистке территории, предшествующей дате проведения проверки, административным органом не исследовался. Указанные факты с использованием общедоступных сведений о температуре воздуха и осадках на территории города Кургана в январе 2020 года (https://www.gismeteo.ru/diary/4569/2020/1/) не устанавливались.
Согласно представленной в материалы дела справки Курганского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС» № М-33-264/461 от 29.07.2020 в период с 09.01.2020 по 17.01.2020 имелись осадки. В частности, 17.01.2020 – 1,3 мм.
Повторный осмотр через промежуток времени, необходимый для проведения работ по очистке территории от снега, в целях подтверждения события административного правонарушения, административным органом не проводился.
Ссылка представителя административного органа, на то, что событие административного правонарушения так же подтверждает акт осмотра Административно – технической инспекции г. Кургана №33 от 09.01.2020 (л.д. 55) и фототаблица (л.д. 55-57) является необоснованной, поскольку факт проведения (не проведения) работ по очистке дворовой территории от снега в период с 13.01.2020 по 17.01.2020 (период между проведением осмотров Административно – технической инспекцией г. Кургана и Государственной жилищной инспекции Курганской области) административным органом не устанавливался.
Выводы представителя заинтересованного лица, что уборка дворовой территории в указанный период заявителем не осуществлялась, основаны на предположениях, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судом.
Установление административным органом единичного факта наличия неубранного снега, без установления фактических данных, позволяющих сделать вывод о нарушении заявителем сроков проведения уборки территории, суд считает недостаточным для установления события административного правонарушения.
Иных доказательств, в подтверждение совершения административного правонарушения, ни оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности, ни материалы настоящего дела не содержат.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие совершение заявителем вменяемого ему административного правонарушения.
Отсутствие события и состава административного правонарушения, в силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются обстоятельствами, исключающими административную ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «ЛИДЕР» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Курганской области от 05.02.2020 №00059 о привлечении ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «ЛИДЕР» к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде назначения административного штрафа в размере 125 000 (ста двадцати пяти тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Судья | Т.Ю. Желейко |