ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-16762/2021 от 03.12.2021 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело №А34-16762/2021

07 декабря 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 07 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Пшеничниковой И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пшеничниковой Е.Е., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в предварительном и судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области (ОГРН 1024500517282, ИНН 4501008505) к Обществу с ограниченной ответственностью «Элмор» (ОГРН 1064501180226, ИНН 4501125914) о взыскании штрафной санкции в размере 6 500 руб.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: явки нет, извещен,

от заинтересованного лица: Старцева М.В. - директор, паспорт,

установил:

государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области (далее также оршан Пенсионного фонда, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Элмор» (далее также общество, ООО «Элмор») о взыскании штрафной санкций в сумме 6 500 рублей  за непредставление в установленные законом сроки индивидуальных сведений за отчетный период январь 2021 года по форме СЗВ-М.

Представитель заявителя в предварительное судебное заседание не явился, направил письмо, согласно которому просил судебное заседание провести в отсутствие представителя. Кроме того, заявитель указал, что уведомление об устранении несоответствий при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, не выносилось, в адрес                   ООО «Элмор» не направлялось, ссылался на положения ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и п. 40 Приказа Минтруда России от 22.04.2020 № 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах". Считал, что представление сведений на застрахованных лиц, не поименованных в «исходной форме», не является корректировкой сведений, а является представлением сведений о работниках за определенный период впервые (в деле).

Представитель заинтересованного лица в предварительном судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, представил отзыв на заявление с приложением документов. В обоснование заявленных возражений указал, что отчёт по форме СЗВ-М за январь 2021 года Обществом был отправлен вовремя, что подтверждается протоколом о приеме отчётности от 03.02.2021. В результате технического сбоя  в отчёте были указаны не все сотрудники. Ошибка в отчёте была обнаружена Обществом самостоятельно, была сдана дополняющая форма СЗВ-М за январь 2021 год от 13.04.2021. Управлением ПФР  был принят исходный отчёт по форме СЗВ-М за январь 2021 года, уведомление об устранении ошибок Общество  не получало. Кроме того, сведения об увольнении поименованных в дополняющей форме отчета за январь 2021 года  лиц были направлены в Пенсионный фонд 11.01.2021, таким образом сведения о том, что до 11.01.2021 года указанные лица работали в ООО «Элмор» у органа Пенсионного фонда были, однако, уведомление сформировано не было. В ходе проверки на самостоятельное обнаружение ошибки в спорном отчете Обществом также указывалось (л.д. 13), все документы от органа Пенсионного фонда обществом были получены.

В порядке статей 66, 81, 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв, поступившие с ним документы, позиция заявителя приобщены к материалам дела.

         В порядке статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание проведено в отсутствие заявителя.

     В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
    В порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, предварительное судебное заседание судом завершено, открыто судебное заседание в первой инстанции.

           Представитель заинтересованного лица в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве, поддержал.

        В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие заявителя.

Заслушав представителя ООО «Элмор», исследовав письменные материалы дела, суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «Элмор»является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, в том числе сведения по форме СЗВ-М.

Сведения по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2021 года в отношении 2-х застрахованных лиц представлены Обществом 03.02.2021 в установленный законом срок, что не оспаривается заявителем (л.д. 7-9).

При проверке указанных сведений каких-либо нарушений органом Пенсионного фонда не выявлено, уведомлений в адрес заинтересованного лица не направлялось, что подтверждено органом Пенсионного фонда.

13.04.2021 Обществом представлена в орган Пенсионного фонда  дополняющая форма СЗВ-М за отчетный период январь 2021 года на                      13 застрахованных лиц. В отношении указанных лиц сведения первоначально не представлялись (л.д. 10-12).

По результатам проведенной проверки дополнительно представленных сведений органом Пенсионного фонда сделан вывод о представлении               ООО «Элмор» сведений по форме СЗВ-М за указанный отчетный период с нарушением срока, о чем 24.06.2021 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 055S18210002155 (л.д. 6). Общестовм направлены письменные пояснения от 14.07.2021 (л.д. 13).

Решением от 29.07.2021 № 055S19210002568 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ в виде штрафа в общем размере 6500 руб. за не представление сведений о застрахованных лицах в установленный срок (л.д. 18).   

В адрес заинтересованного лица Управлением направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 27.08.2021              № 055S01210002537, с установлением срока  для уплаты финансовых санкций – до 14.09.2021 (л.д. 21).

В связи с неуплатой указанной суммы финансовых санкций страхователем в добровольном порядке, орган Пенсионного фонда обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

На основании пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах».

В соответствии со статьей 15 Федерального закона №27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Представление корректирующих сведений было предусмотрено пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 №766н, согласно которому за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несёт ответственность в соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ (аналогичные положения содержит Инструкция, утвержденная Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н – п. 40).

В случае представления страхователем уточнённых (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточнённые (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчётный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются. Дополняющая форма подаётся страхователем с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за соответствующий отчётный период.

При этом указанная Инструкция о порядке ведения учёта сведений… № 766н не содержала в себе указаний: какие именно сведения могут быть поданы в дополняющий форме, как не имеется детального разграничения тому – за непредставление в срок каких именно сведений наступает ответственность страхователя и в Федеральном законе №27-ФЗ.

Ответственность за нарушение сроков представления отчетности предусмотрена статьей 17 Закона № 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Таким образом, статьей 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Исходя из нормативных требований, отчетность по форме СЗВ–М за период: январь 2021 года страхователь обязан представить в территориальные органы Пенсионного фонда, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, то есть до 15.02.2021 включительно.

Материалами дела подтверждается и Управлением не оспаривается, что сведения по форме СЗВ–М за спорный период представлены Обществом с соблюдением нормативно установленного срока (тип «исходная»).

Привлекая страхователя к ответственности, заявитель исходил из того, что страхователем сведения по форме СЗВ-М за данный отчетный период не представлены в установленный срок в отношении 13 застрахованных лиц.

Между тем, 13.04.2021 заинтересованным лицом представлены сведения по форме СЗВ–М, тип «дополняющая», за отчетный период:                январь 2021 года, за который им уже представлялись сведения в установленный законом срок, то есть страхователь самостоятельно выявил и устранил допущенные им ошибки.

 Кроме этого, следует отметить, что недостающие в отчете сотрудники были уволены в январе 2021 года, о чем в орган Пенсионного фонда был отправлен отчет по форме СЗВ - ТД от 11.01.2021 в электронном виде, на сведениях указана дата и время приема Пенсионным фондом (в деле). При этом в феврале 2021 года органом Пенсионного фонда исходный отчет СЗВ-М за январь 2021 года принят без указания на отсутствие в нем сведений о каком-либо количестве сотрудников, уведомление в адрес общества сформировано не было.

Суд, оценив данные обстоятельства и доказательства их подтверждающие, приходит к выводу, что ошибка в исчислении количества застрахованных лиц была установлена и исправлена Обществом самостоятельно, в отчетность по собственной инициативе страхователя им были внесены изменения.

Действия страхователя судом оцениваются как реализация права на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного статьей 15 Закона № 27-ФЗ, в связи с чем у суда не имеется оснований для привлечения Общества к ответственности.

Также судом учитывается, что ответственность за несвоевременное представление дополняющих форм отчетности законом не предусмотрена.            В настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенные им ошибки самостоятельно, представив необходимые дополняющие сведения, недостоверность которых не установлена.

Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 02.07.2018 № 303-КГ18-99, оставляя в силе постановление суда нижестоящей инстанции, которым суд признал незаконным привлечение страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ на основании того, что общество самостоятельно выявило ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, откорректировав ошибку путем представления дополнительных сведений за указанный период, отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Суд также полагает необходимым отметить, что срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях, исходя из конструкции нормы статьи 17 Закона № 27-ФЗ, не установлен.

Данные о направлении органом Пенсионного фонда в адрес Отдела каких-либо уведомлений с установлением срока на устранение противоречий, иной неполноты представленных сведений в деле отсутствуют.

Ссылка заявителя на вступление в действие с 27.07.2020 года Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н,  отклоняется судом, поскольку указанная Инструкция является подзаконным нормативным правовым актом, при этом статья 17 Закона № 27-ФЗ, устанавливающая основания и порядок привлечения страхователя к ответственности, изменений не претерпела.

В этой связи суд пришел к выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения заинтересованного лица к ответственности, а потому основания для удовлетворения заявленных требований о взыскании с ООО «Элмор» финансовых санкций отсутствуют.

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с отказом в удовлетворении требований у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по настоящему делу (статья 333.37 Налогового кодекса российской Федерации, п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").

Руководствуясь статями 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

И.А. Пшеничникова