ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-17507/19 от 03.12.2020 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело № А34-17507/2019

10 декабря 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2020 года,

В полном объёме решение изготовлено 10 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе: судьи Задориной А.Ф., при ведении протокола судебного заседания в письменном виде секретарем судебного заседания Чехомовой В.Н., с использованием средства аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ДАЛУР» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании постановления о назначении административного наказания

третьи лица: 1. МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН <***>, ИНН <***>); 2. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ФИО1» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности №099/67/2019-ДОВ от 11.03.2019, паспорт, диплом,

от заинтересованного лица: ФИО3 – представитель по доверенности от 31.12.2019 №43-18-26/37, удостоверение,

от третьих лиц: 1. явки нет, извещено, 2. явки нет, извещено,

установил:

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ДАЛУР» (далее также – заявитель, АО «Далур», Общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее также – заинтересованное лицо, административный орган) от 10.12.2019г. №43-45-25/2019/44 по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, виде административного штрафа в размере 2 600 000 руб.

Определением суда от 30.01.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (далее также – третье лицо-1); ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ФИО1» (далее также – третье лицо-2).

Представитель заявителя в ходе судебного заседания заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, возражениях на отзыв и доводы заинтересованного лица. Ходатайствовал о приобщении к материалам дела возражений на дополнительный отзыв административного органа от 17.11.2020, для сведения представлен протокол испытаний ФГАОУ ВО «УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ФИО1» № 796 (наименование объектов анализа: Al-Sс2 лигатуры. Пробы 4/1 и 11/1; дата поступления проб 23.11.2020, дата выдачи протокола – 24.11.2020), протокола № 028/20 результатов спектрального анализа 24.11.2020 (объект анализа: Al-Sс лигатура, пробы № 4/1 и 11/1), поступившие, согласно пояснениям представителя, в адрес заявителя от третьего лица-2 по электронной почте.

Представитель заинтересованного лица по требованиям заявителя возражал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительных отзывах, также ссылался на вступивший в законную силу судебный акт – решение Далматовского районного суда Курганской области от 13.02.2020 по делу № 12-7/2020, согласно которому постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Курганской области № 43-34-25/2019/45 от 24.12.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора Акционерного общества «Далур» ФИО4 оставлено без изменения, жалоба ФИО4 без удовлетворения.

Третьи лица-1,2 в судебное заседание явку представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения спора извещены надлежащим образом.

Согласно позиции третьего лица-1 (МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ), изложенной в отзыве от 02.06.2020, в нарушение статей 78, 158, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.3.1, 3.2 договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210, заключенного между Министерством образования и науки Российской Федерации и АО «Далур» не было обеспечено соблюдение получателем субсидии условия предоставления субсидии в размере 130 000 000,00 руб., выразившееся в том, что не создано высокотехнологичное производство новой (усовершенствованной) продукции (услуг)/высокой технологии, а именно: не создано высокотехнологичное производство алюмо-скандиевой лигатуры с использование продуктов скважинного подземного выщелачивания урана.Третье лицо-1 в отзыве выразило согласие с УФК по Курганской области в части выявления нарушений со стороны АО «Далур» по неисполнению пункта 1.3.1 договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (том 4 л.д. 1-3).

Согласно позиции третьего лица-2 (ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ФИО1»), изложенной в отзыве от 21.02.2020, работы по выполнению НИОКТР в рамках договора №21-2016 от 07.06.2016 года были необходимы АО «Далур» в связи с получением субсидии от государства. Качественные, надлежаще выполненные и оформленные работы по выполнению УрФУ НИОКТР, соблюдение УрФУ условий выполнения договора с АО «Далур», а также соответствие деятельности УрФУ и АО «Далур» целям проекта, достижение показателей программы были предметом оценки организатора конкурса, предоставившего субсидию – Министерства науки и высшего образования РФ. Как следует из представляемых АО «Далур» в ходе проверки Управления Федерального казначейства по Курганской области отчетов, актов и иных материалов, выполненные УрФУ работы по договору №21-2016 от 07.06.2016 года были приняты Министерством науки и высшего образования РФ как главным распорядителем бюджетных средств. Действия Уральского федерального университета по оформлению отношений с работниками и обучающимися по поручению выполнения НИОКТР гражданско-правовыми договорами не рассматривались Министерством науки и высшего образования РФ как привлечение третьих лиц (соисполнителей), влекущее невыполнение требования о минимальном стоимостном объеме работ, выполняемых УрФУ самостоятельно. Таким образом, согласно позиции третьего лица-2, можно утверждать, что Министерством науки и высшего образования РФ как главным распорядителем бюджетных средств согласовано привлечение УрФУ работников и обучающихся УрФУ для выполнения НИОКТР на основании гражданско-правовых договоров, нарушений условий предоставления субсидии не установлено. По вопросу невыполнения условия о налаживании производства и последующей реализации алюмо-скандиевой лигатуры на АО «Далур (пункт 1.3.1. договора №02.G25.31.0210 от 17.04.2016 года) пояснено, что предметом договора №21-2016 от 07.06.2016 года было выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по теме: «Разработка технологии: получения алюмо-скандиевой лигатуры с использованием продуктов скважинного подземного выщелачивания урана», объективная оценка результатов выполнения указанных работ требует познаний в области физики и химии.Как следует из заключения экспертизы № 14/2019/ФКУ0140, экспертиза проведена экспертом ФИО5 – кандидатом географических наукимеющим специальность «Геоэкология (науки о Земле); Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география» и стаж экспертной деятельности 3 года, а также экспертом ФИО6, имеющим высшее образование инженера по специальности «Механизация сельского хозяйства», а также средне-специальное образование техника по специальности «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» и стаж экспертной деятельности 1 год (к заключению экспертизы приложены документы, подтверждающие указанные квалификационные характеристики). По мнению третьего лица-2, имеющиеся у экспертов профессиональные познания, подтвержденные соответствующими документами об образовании и о квалификации, вообще не связаныс предметом исследований и работ, проведенных в рамках договора № 21-2016 от 07.06.2016 года; объективная оценка содержательной части выполненных УрФУ работ в заключении экспертизы отсутствует; вывод экспертов, положенный в основу решения о привлечении АО «Далур» к административной ответственности, о недостижении УрФУ при выполнении договора № 21-2016 от 07.06.2016 года целей, определенных техническим заданием, является необоснованным.Третье лицо-2 полагает выводы и решения административного органа необоснованными, сделанными на основании формального подхода к оценке представленных материалов и документов и нарушающими права как АО «Далур», так и Уральского федерального университета, просит удовлетворить заявленные АО «Далур» требования (том 2 л.д. 94-103).

Судом на основании статей 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие надлежащим образом извещенных третьих лиц-1,2.

Исследовав письменные материалы дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ДАЛУР»зарегистрировано 13.06.2001, о чём внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, поставлено на налоговый учёт с присвоением ИНН <***>.

Как следует из материалов дела, выездная проверка проведена на основании приказа Управления Федерального казначейства по Курганской области от 13.06.2019 № 348 «О назначении внеплановой выездной проверки в АО «Далур», в соответствии с письмом Федерального казначейства от 15.04.2019 №21-03-03/7486.

Тема выездной проверки: проверка использования средств федерального бюджета на реализацию комплексного проекта подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы». Проверяемый период: 2016 – истекший период 2019 годов.

К проведению проверки привлекались эксперты Общества с ограниченной ответственностью «Специализированная организация «Экспертиза поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг» - ФИО5, ФИО6.

В рамках выездной проверки проверочной группой проведены встречные проверки:

- в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Уральский федеральный университетимени первого Президента России ФИО1» на основании поручения Федерального казначейства от 25.07.2019 № 21-03-03/15818, приказа Управления Федерального казначейства по Свердловской области от 01.08.2019 №697 «О назначении встречной выездной проверки в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего, образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России ФИО1»,

- в Обществе с ограниченной ответственностью «Далматовский Специализированный строитель» на основании приказа УФК по Курганской области от 03.09.2019 № 493 «О назначении встречной проверки в Обществе с ограниченной ответственностью «Далматовский Специализированный строитель».

По результатам контрольных мероприятий составлен акт встречной проверки Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего, образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России ФИО1» от 02.09.2019 (том 1 л.д. 176-186), акт выездной проверки Акционерного общества «Далур» от 30.09.2019 (том 1 л.д. 125-151).

Из акта проверки Акционерного общества «Далур» от 30.09.2019 следует, что в результате выездной проверки выявлены следующие нарушения в использовании средств субсидии из федерального бюджета, предусмотренные условиями договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210:

- в нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта а) пункта 8 Правил предоставления субсидий на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств в рамках подпрограммы «Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 №218, пунктов 1.1, 3.3, 2.2.1 договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210, заключенного между Министерством образования и науки Российской Федерации и АО «Далур» об условиях предоставления и использования субсидии на реализациюкомплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства, выполняемого с участием Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России ФИО1» (далее - Уральский федеральный университет) на сумму 130 000 000,00 рублей (далее - договор от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210), на момент проведения контрольного мероприятия (30.09.2019) АО «Далур» не выполнены следующие условия предоставления субсидии из федерального бюджета с целью реализации комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства: «Создание высокотехнологичного производства, алюмо-скандиевой лигатуры с использованием продуктов скважинного подземного выщелачивания урана» (далее - субсидия), в том числе:

- в нарушение подпункта 1.3.1 договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210 не создано высокотехнологичное производство новой (усовершенствованной) продукции (услуг)/высокой технологии - не налажено производство и последующая реализация алюмо-скандиевой лигатуры на АО «Далур», что подтверждается результатами экспертизы, проведенной в ходе проверки специалистами Общества с ограниченной ответственностью «Специализированная организация «Экспертиза поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг» (Заключение экспертизы №14/2019/ФКУ0140),

- в нарушение подпункта 1.3.2 договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210 не выполнено условие предоставления субсидии в части выполнения головным исполнителем - Уральским федеральным университетом в рамках комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства алюмо-скандиевой лигатуры с использованием продуктов скважинного подземного выщелачивания урана не менее 60 процентов общего стоимостного объема научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКТР), затраты на которые возмещаются за счет средств субсидии, самостоятельно, без привлечения третьих лиц, т.е. в денежном выражении не менее 78 000 000,00 рублей;

Согласно подпункту 16.6 пункта 2.2.5 части 2 договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210 АО «Далур» обязан обеспечить организацию промышленного производства в 2018 году;

Фактически с учетом привлечения головным исполнителем - Уральским федеральным университетом к исполнению НИОКТР по договорам гражданско-правового характера третьих лиц, а также передачи части работ соисполнителям по выполнению НИОКТР, указанным в договоре от 07.06.2016 № 21-2016, заключенного между АО «Далур» и Уральским федеральным университетом на выполнение НИОКТР по теме: «Разработка технологии получения алюмо-скандиевой лигатуры с использованием продуктов скважинного подземного выщелачивания урана» (далее - договор от 07.06.2016 № 21-2016), процент самостоятельного выполнения головным исполнителем НИОКТР составил 32 процента (или 41 664 311,80 рублей), что подтверждается результатами встречной проверки, проведенной в Уральском федеральном университете по вопросу использования средств субсидии, перечисленных АО «Далур» в рамках договора от 07.06.2016 № 21-2016;

Одним из условий предоставления субсидии из федерального бюджета в соответствии с пунктом 1.2 договора от 27.04,2016 № 02.G25.31.0210 является направление АО «Далур» средств указанной субсидий на возмещение затрат, связанных с выполнением головным исполнителем - Уральским федеральным университетом НИОКТР, в рамках комплексного проекта в соответствии с договором от 07.06.2016 № 21-2016;

АО «Далур», которому в 2016-2017 годах предоставлена субсидия из федерального бюджета, нарушены условия ее предоставления (расходования).

По указанным фактам в отношении заявителя в присутствии его представителя 21.11.2019 составлен протокол № 43-45-25/2019/44 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Курганской области от 10.12.2019 № 43-45-25/2019/44 заявитель привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 2 600 000 руб. (1 300 000  х 2/100).

Протокол об административном правонарушении составлен, оспариваемое постановление вынесено уполномоченными лицами.

Не согласившись с данным постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В статье 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении юридического лица, а реализация такого права осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

Объектом правонарушения по статье 15.15.5 КоАП РФ являются бюджетные правоотношения, складывающиеся при предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.5.5 Кодекса, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий.

Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами.

Из содержания оспариваемого постановления следует, что Обществу вменяется совершение виновных действий по не соблюдению условий предоставления субсидии.

По смыслу бюджетного законодательства, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, согласно статьям 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Как устанавливает пункт 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, цели, условия и порядок предоставления субсидий определяются, в том числе, нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий.

В статье 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Как следует из материалов дела, Министерством образования и науки Российской Федерации с Акционерным обществом «Далур» (Получатель) в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления субсидий на государственную поддержку коопераций российских высших учебных заведений, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 № 218 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 16, ст. 1905; 2011, № 22, ст. 3180; 2012, № 42, ст. 5727) и на основании решения конкурсной комиссии по отбору организаций на право получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства (протокол от 21 марта 2016), 27.04.2016 заключен договор об условиях предоставления и использования субсидии на реализацию комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства, выполняемого с участием Федерального Государственного Автономного Образовательного Учреждения Высшего Профессионального Образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России ФИО1» № 02.G25.31.0210.

В соответствии с разделом 1 договора № 02.G25.31.0210 предметом настоящего договора является предоставление Минобрнауки России субсидии из федерального бюджета получателю с целью реализации комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства: «Создание высокотехнологичного производства алюмо­-скандиевой лигатуры с использованием продуктов скважинного подземного выщелачивания урана», шифр 2015-218-07-072 (далее – комплексный проект), осуществляемого получателем в кооперации с Федеральным Государственным Автономным Образовательным Учреждением Высшего Профессионального Образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России ФИО1» (далее – Головной исполнитель) (пункт 1.1 договора).

Получатель направляет средства указанной субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКТР), проводимых Головным исполнителем в рамках комплексного проекта в соответствии с договором на выполнение НИОКТР от 21.01.2016г. № 21-2016 (далее - договор на выполнение НИОКТР).

Условия предоставления субсидии отражены в пункте 1.3 договора № 02.G25.31.0210:

- Создание высокотехнологичного производства новой (усовершенствованной) продукции (услуг)/высокой технологии (пункт 1.3.1 договора).

- Выполнение Головным исполнителем в рамках комплексного
проекта не менее 60 процентов общего стоимостного объема НИОКТР,
затраты на которые возмещаются за счет средств субсидии, самостоятельно,
без привлечения третьих лиц (пункт 1.3.2 договора).

- Направление Получателем на реализацию комплексного проекта собственных средств в размере не менее 100 процентов от размера предоставляемой субсидии в каждом календарном году реализации комплексного проекта. При этом не менее 20 процентов указанных средств должны быть использованы на финансирование НИОКТР по комплексному проекту (пункт 1.3.3 договора).

Общий размер субсидии составляет 130 000 000 (Сто тридцать миллионов) рублей, в том числе: в 2016 г. - 70 000 000 (Семьдесят миллионов) рублей, в 2017 г. - 60 000 000 (Шестьдесят миллионов) рублей.

В соответствии с пунктом 1.5 договора перечисление субсидии из федерального бюджета осуществляется в установленном порядке на расчётный счет Получателя, указанный в настоящем договоре, по результатам рассмотрения отчета Получателя о расходах, связанных с выполнением НИОКТР Головным исполнителем в рамках комплексного проекта и подлежащих возмещению за счет средств субсидии.

В соответствии с пунктом 2.1 договора Минобрнауки России обязалось перечислить средства субсидии на расчетный счет Получателя,
указанный в настоящем договоре в размере и порядке, предусмотренном
пунктами: 1.4 -1.5 настоящего договора; осуществлять контроль за соблюдением Получателем условий, установленных настоящим договором, включая выездные контрольные проверки по месту создания высокотехнологичного производства.

В соответствии с пунктом 2.1 договора Получатель обязался: использовать полученную субсидию в соответствии с ее целевым назначением и условиями предоставления субсидии, указанными в пунктах 1.1-1.3 настоящего договора; дополнительно направить на реализацию комплексного проекта собственные средства в размере не менее 154 720 000 (Сто пятьдесят четыре миллиона семьсот двадцать тысяч) рублей. При этом не менее 48 720 000 (сорок восемь миллионов семьсот двадцать тысяч) рублей указанных средств должны быть направлены на финансирование НИОКТР по комплексному проекту; предоставлять Минобрнауки России не менее одного раза в год необходимые информационные материалы по комплексному проекту для проведения публичных мероприятий; участвовать в мероприятиях Минобрнауки России с презентациями результатов выполнения работ по комплексному проекту.

В соответствии с пунктом 2.2.5 договора Получатель обязался обеспечить достижение отраженных в договоре (период с 2016 по 2022 годы) значений показателей результативности реализации комплексного проекта.

В соответствии с подпунктом 16.6 пункта 2.2.5 договора Получатель обязан обеспечить организацию промышленного производства в 2018 году.

Как следует из оспариваемого постановления, Обществом в нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта а) пункта 8 Правил предоставления субсидий на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств в рамках подпрограммы «Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 № 218, пунктов 1.1, 1.3, 2.2.1 договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210, заключенного между Министерством образования и науки Российской Федерации и АО «Далур», на момент проведения контрольного мероприятия (30.09.2019) АО «Далур» не выполнены (нарушены) следующие условия предоставления субсидии из федерального бюджета с целью реализации комплексного проекта по созданию высокотехнолигичного производства: «Создание высокотехнологичного производства алюмо-скандиевой лигатуры с использованием продуктов скважинного подземного выщелачивания урана» в том числе:

- в нарушение подпункта 1.3.1. договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210 не создано высокотехнологичное производство новой (усовершенствованной) продукции (услуг)/высокой технологии - не налажено производство и последующая реализация алюмо-скандиевой лигатуры на АО «Далур», что подтверждается результатами экспертизы, проведенной в ходе проверки специалистами Общества с ограниченной ответственностью «Специализированная организация «Экспертиза поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг» (Заключение экспертизы №14/2019/ФКУ0140),

- в нарушение подпункта 1.3.2 договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210 не выполнено условие предоставления субсидии в части выполнения головным исполнителем - Уральским федеральным университетом в рамках комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства алюмо-скандиевой лигатуры с использованием продуктов скважинного подземного выщелачивания урана не менее 60 процентов общего стоимостного объема научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКТР), затраты на которые возмещаются за счет средств субсидии, самостоятельно, без привлечения третьих лиц, т.е. в денежном выражении не менее 78 000 000,00 рублей;

Согласно подпункту 16.6 пункта 2.2.5 части 2 Договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210 АО «Далур» обязан обеспечить организацию промышленного производства в 2018 году;

Фактически с учетом привлечения головным исполнителем - Уральским федеральным университетом к исполнению НИОКТР по договорам гражданско-правового характера третьих лиц, а также передачи части работ соисполнителям по выполнению НИОКТР, указанным в договоре от 07.06.2016 № 21-2016, заключенного между АО «Далур» и Уральским федеральным университетом на выполнение НИОКТР по теме: «Разработка технологии получения алюмо-скандиевой лигатуры с использованием продуктов скважинного подземного выщелачивания урана», процент самостоятельного выполнения головным исполнителем НИОКТР составил 32 процента (или 41 664 311,80 рублей), что подтверждается результатами встречной проверки, проведенной в Уральском федеральном университете по вопросу использования средств субсидии, перечисленных АО «Далур» в рамках договора от 07.06.2016 № 21-2016;

Одним из условий предоставления субсидии из федерального бюджета в соответствии с пунктом 1.2 договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210 является направление АО «Далур» средств указанной субсидий на возмещение затрат, связанных с выполнением головным исполнителем - Уральским федеральным университетом НИОКТР, в рамках комплексного проекта в соответствии с договором от 07.06.2016 № 21-2016;

АО «Далур», которому в 2016-2017 годах предоставлена субсидия из федерального бюджета, нарушены условия ее предоставления (расходования).

В оспариваемом постановлении также приведена ссылка на пункт 3.1 договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210, согласно которому, сторона, не исполнившая свои обязательства по настоящему договору или исполнившая эти обязательства ненадлежащим образом, несет за это ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как указано в постановлении, доказательств, что надлежащее исполнение обязательств по договору от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210 оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), Обществом в Управление Федерального казначейства по Курганской области не представлено (постановление №43-45-25/2019/44 от 10.10.2019 - том 1 л.д. 14-18).

Правила предоставления субсидий на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 № 218 (далее – Правила предоставления субсидий).

Дата совершения административного правонарушения определена административным органом – 01.01.2019.

Действующие на момент заключения договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210 Правила предоставления субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 - 2020 годы (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 № 218, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2015 № 119) (далее - Правила предоставления субсидий, в редакции постановления Правительства РФ от 12 февраля 2015 №119) не содержали условий предоставления субсидий.

Положения Правил предоставления субсидий в новой редакции, существенно отличаются от Правил предоставления субсидий (в редакции постановления Правительства РФ от 12 февраля 2015 № 119), в том числе в части условий предоставления субсидий.

В соответствии с постановлением административного органа АО «Далур» признано виновным в нарушении условий предоставления субсидий, в частности, предусмотренного подпункта 1.3.1 договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210, но в редакции новых Правил предоставления субсидий - «п.п. а) пункта 8 создание по итогам реализации проекта на территории Российской Федерации высокотехнологичного производства новой (усовершенствованной) продукции в соответствии с требованиями, предусмотренными договором о предоставлении субсидии».

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления субсидий (в редакции постановления Правительства РФ от 12 февраля 2015 г. № 119) Минобрнауки России утверждает форму договора (соглашения) между Получателем субсидии и Главным распорядителем бюджетных средств об условиях предоставления и использования субсидий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Изменения в Правила предоставления субсидий вступили в силу после даты заключения договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210.

Правилами предоставления субсидий в новой редакции не установлено, что их действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Пункт 1.3. договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210 содержит перечень условий, при одновременном соблюдении которых, осуществляется предоставление субсидии.

Согласно договору от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210 субсидии из федерального бюджета предоставляются Получателю субсидий с целью реализации комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства «Создание высокотехнологичного производства алюмо-скандиевой лигатуры с использованием продуктов скважинного подземного выщелачивания урана».

Таким образом, комплексный проект по созданию высокотехнологичного производства, являющийся предметом договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210, представляет собой комплекс процессов (НИОКТР, проектные, монтажные, пусконаладочные и т.д.), направленных на достижение его цели, обобщенных в плане-графике работ в составе комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства, утвержденном руководителями Головного исполнителя и Получателя субсидии (план-график – том 3 л.д. 14-21).

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления субсидий (в редакции постановления Правительства РФ от 12 февраля 2015 № 119) субсидии выделяются организации, отобранной в результате конкурса, на срок от 1 до 3 лет в объеме до 100 млн. рублей в год для финансирования научно-исследовательских, опытно конструкторских и технологических работ, проводимых российскими образовательными организациями высшего образования, государственными научными учреждениями по направлениям проектов.

Это же требование содержится в пункте 1.2 договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210 согласно которому, Получатель субсидии направляет средства субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, проводимых Головным исполнителем в рамках комплексного проекта в соответствии с договором от 07 июня 2016 № 21-2016.

Таким образом, за счет средств субсидий в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления субсидий (в редакции постановления Правительства РФ от 12 февраля 2015 № 119), пунктом 1.2 договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210 возмещаются расходы Получателя субсидии только на НИОКТР, одного из процессов по созданию высокотехнологичного производства новой (усовершенствованной) продукции (услуг)/высокой технологии.

Кроме того, из пункта 2.2.5 договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210 (п/п 16.6) следует, что организация промышленного производства должна быть осуществлена Получателем субсидии в 2018 году, тогда как субсидии предоставлялись в 2016 и 2017 годах.

Условиями договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210 (пп. 1 пункта 2.2.5) установлен период, с 2018 по 2022 г.г., в течение которого Получатель субсидии обязан предоставлять информацию о высокотехнологичной продукции, разработанной в рамках проекта и об объемах выпускаемой продукции. Причем наименование показателя звучит так: объем новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции (услуг), произведенной с использованием результатов выполненных НИОКТР.

Административным органом не оспаривалось, что изначально АО «Далур» произведены затраты в размере 130 000 000,00 (Сто тридцать миллионов) рублей на выполнение НИОКТР, в соответствии с условиями договора от 07 июня 2016 № 21-2016, и только после этого общество обратилось в Минобрнауки России за возмещением затрат в соответствии с пунктом 1.5 договора от 27.04.2016 02.G25.31.0210.

Из материалов дела следует, что субсидия была предоставлена Главным распорядителем бюджетных средств уже после произведенных АО «Далур» соответствующих расходов на НИОКТР и при наличии полного пакета документов, обосновывающих ее получение.

Из указанного следует, что обществом были предоставлены надлежащие документы, по итогам рассмотрения которых, им получена субсидия.

Из материалов административного дела следует, что АО «Далур» в кооперации с УрФУ создана и принята в эксплуатацию опытно-промышленная установка (ОПУ-1) для получения концентрата фторида скандия из раствора подземного выщелачивания урана; создано производство фторида скандия, являющегося исходным веществом как для получения оксида скандия, так и алюмо-скандиевой лигатуры.

Административным органом в материалы дела в ходе судебного разбирательства 27.05.2020 представлены приложения к возражениям АО «Далур» на акт выездной проверки, содержащие Акт от 30.06.2017 изготовления исполнителем (третье лицо-2) нестандартного оборудования для ОПУ-2, Акт от 26.10.2018 изготовления установки ОПУ-2, Акт от 12.11.2018 проведения пуско-наладочных работ, Акт о наработке опытных образцов лигатуры AlSc2 от 19.11.2018, протокол №1 взвешивания лигатуры AlSc2 от 16.11.2018, протокол №52/18 результатов спектрального анализа от 16.11.2018, акт приема-передачи лигатуры AlSc2 от 16.11.2018, акт о проведении приемочных испытаний от 26.11.2018, протокол №1 экспериментальных исследований от 26.11.2018, акт о наработке опытных образцов лигатуры AlSc2 от 27.04.2016, протокол №2 от 23.11.2018 взвешивания лигатуры AlSc2, акт №2 от 23.11.2018 приема-передачи лигатуры AlSc2 (том 3 л.д. 67-81).

Как указывает общество, технология производства фторида скандия в форме чернового скандиевого концентрата полностью отлажена. Это промежуточный, промышленный продукт, не имеющий собственных рынков сбыта. Но он является сырьем для изготовления как оксида скандия, так и алюмо-скандиевых лигатур - в этом состоит уникальность разработанной УрФУ технологии: изготовление лигатур, минуя стадию производства оксида. Создана и принята в эксплуатацию опытно-промышленная установка (ОПУ-2) для проведения плавок и получения лигатуры с использованием фторида скандия, используемая в настоящее время для производства оксида скандия (Акт изготовления нестандартного оборудования для ОПУ - получения лигатуры AlSc2, Акт изготовления установки ОПУ-2 от
26.10.2018, Акт проведения пуско-наладочных работ от 14.11.2018 - приложения №№ 1-3 к возражениям АО «Далур» на акт выездной проверки УФК по Курганской области от 30.09.2019).
В результате эксплуатации ОПУ-2 получены опытные образцы лигатуры AlSc2 (Акты о наработке опытных образцов лигатуры AlSc2 - приложения №№ 4, 7 к возражениям АО «Далур» на акт выездной проверки УФК по Курганской области от 30.09.2019).Создано производство высокотехнологичного товарного продукта - оксид скандия чистотой 99,9% (фотографии ОПУ-1, ОПУ-2, слитков алюмо-скандиевой лигатуры, фторида – том 4 л.д. 21-34).

Уникальность технологии изготовления лигатур подтверждена Роспатентом: Патент на изобретение № 2622201 «Способ переработки сбросных скандийсодержащих растворов уранового производства» на технологию производства фторида скандия выдан Роспатентом 13.06.2017. Патентообладатель –АО «Далур»; Патент на изобретение «Способ получения лигатуры «Алюминий-скандий» 25.04.2019 на технологию производства лигатуры выдан Роспатентом 30.10.2019. Патентообладатель - АО «Далур».

Новизну и актуальность результатов, проведенных в рамках комплексного проекта НИОКТР, подтверждает Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» в своем ответе на запрос УФК по Курганской области (том 4 л.д. 67-68) (страницы 43-44 акта выездной проверки АО «Далур» от 30.09.2019).

В ходе судебного разбирательства по делу обществом также представлены сведения о проведении 14-15 октября 2020 года плавки алюмо-скандиевой лигатуры AlSc на ОПУ-2; сведения о получении чернового скандиевого концентрата, являющегося сырьем для производства алюмо-скандиевой лигатуры AlSc, на ОПУ-1, размещенных в здании технологического корпуса АО «Далур» по адресу: Российская Федерация, Курганская область, Далматовский район, с. Уксянское (представлены фотографии, информационный носитель, содержащий видеозаписи), акт экспертизы от 20.10.2020, которым зафиксирован технологический процесс получения лигатуры AlSc (том 5 л.д. 23-33). В судебном заседании 03.12.2020 обществом для обозрения представлены: протокол испытаний ФГАОУ ВО «УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ФИО1» № 796 (наименование объектов анализа: Al-Sс2 лигатуры. Пробы 4/1 и 11/1; дата поступления проб 23.11.2020, дата выдачи протокола – 24.11.2020), протокол № 028/20 результатов спектрального анализа 24.11.2020 (объект анализа: Al-Sс лигатура, пробы № 4/1 и 11/1), поступившие в адрес общества от третьего лица-2.

В ходе судебного разбирательства по делу 19.08.2020 административным органом были представлены материалы административного дела, содержащие фотографии опытных образцов лигатуры (том 4 л.д. 63-66).

Как следует из материалов административного дела, административным органом выявлены нарушения условий договора 27.04.2016 № 02.G25.31.0210.

Согласно оспариваемому постановлению, обществом допущено нарушение условия предоставления субсидии, содержащегося в пункте 1.3.1 договора. Указанный пункт договора предусматривает «Создание высокотехнологичного производства новой (усовершенствованной) продукции (услуг)/высокой технологии».

В оспариваемом постановлении административный орган отождествляет действия по созданию высокотехнологичного производства новой (усовершенствованной) продукции (услуг)/высокой технологии с действиями по налаживанию производства и последующей реализацией алюмо-скандиевой лигатуры, что не является условием предоставления субсидии в рамках пункта 1.3.1 договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210.

Согласно заключению экспертизы № 14/2019/ФКУ 0140, подготовленному ООО «Специализированная организация «Экспертиза поставленных товаров, выполненных работ (их результатов) оказанных услуг» на объекте контроля АО «Далур»расположенном по адресу: <...> выполнена только стадия «Разработка», стадия «Производство» не выполнена, в нарушение условий предоставления субсидии, закрепленных в пункте 1.3 договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210, в АО «Далур» не создано производство алюмо-скандиевой лигатуры с целью её дальнейшей реализации».

Кроме того, согласно заключению экспертизы № 14/2019/ФКУ 0140 стадия «Разработка» в соответствии с ГОСТ Р 15.301-2016, включающая, в том числе разработку конструкторской и технологической документации, изготовление опытных образцов, испытания опытных образцов, приемку результатов опытно-конструкторских работ на объекте контроля, Получателем субсидии выполнена (том 1 л.д. 197-226).

Согласно оспариваемому постановлению, обществом допущено нарушение пункта 1.3.2 договора. Указанный пункт договора предусматривает «Выполнение Головным исполнителем в рамках комплексного проекта не менее 60 процентов общего стоимостного объема НИОКТР, затраты на которые возмещаются за счет средств субсидии, самостоятельно, без привлечения третьих лиц».

АО «Далур», в обоснование своих доводов, были представлены отчеты об использовании средств субсидий за отчетные периоды № 1 (с 27.04.2016 по 30.12.2016), № 2 (с 01.01.2017 по 30.06.2017), № 3 (с 01.07.2017 по 31.12.2017).

Пояснительная записка к Отчету об использовании средств субсидии (форма 1.2) отдельной строкой содержит информацию о фактических затратах Головного исполнителя на выполнение собственными силами без привлечения сторонних организаций соисполнителей, в том числе затраты на заработную плату и другие выплаты физическим лицам, непосредственно занятым выполнением НИОКТР по договорам гражданско-правового характера.

Кроме того, в ходе взаимодействия УрФУ с организацией-монитором ООО «Инконсалт К» по вопросам согласования отчетности, УрФУ были получены разъяснения, из которых следовало, что физических лиц, являющихся работниками УРФУ и выполняющих отдельные работы в рамках договоров на выполнение НИОКТР на основании гражданско-правовых договоров, не нужно относить к соисполнителям НИОКТР. Выполненные ими работы считаются работами, выполненными собственными силами УрФУ. Переписка с организацией-монитором ООО «Инконсалт К» приложена к отзыву УрФУ на заявление АО «Далур» об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности от 21.02.2020 года № 14-06/1-8 (том 2 л.д. 94-122).

Принимая во внимание нормы статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации о толковании договора, рассматривая в совокупности условия договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210, отчеты АО «Далур» о выполненных работах, предоставляемые в адрес Минобрнауки России, акты рассмотрения и приемки отчетной документации об исполнении в соответствующем отчетном периоде условий предоставления и использования субсидии, предоставляемой АО «Далур» по договору № 02.G25.31.0210 от 27.04.2016, переписку между УрФУ и назначенным Минобрнауки России организацией-монитором ООО «Инконсалт К» можно сделать вывод о том, что стороны договора выражают взаимное согласие с квалификацией работ, выполненных по гражданско-правовым договорам работниками УрФУ, как работ, выполненных самостоятельно Головным исполнителем без привлечения третьих лиц.

Статья 15.15.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение условий предоставления субсидий.

Как следует из акта выездной проверки от 30.09.2019 темой выездной проверки являлось проверка «использования» обществом средств федерального бюджета на реализацию комплексного проекта подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы». Из акта проверки от 30.09.2019 также следует, что в результате выездной проверки выявлены нарушения в «использовании» средств субсидии из федерального бюджета, предусмотренные условиями договора от 27.04.2016 № 02.G25.31.0210 (том 1 л.д. 125, 147).

Из протокола об административном правонарушении от 03.12.2019, оспариваемого постановления следует, что АО «Далур», которому в 2016-2017 годах предоставлена субсидия из федерального бюджета, нарушены условия ее «предоставления (расходования)» (том 1 л.д. 15, 155).

Учитывая изложенное, и в частности то, что объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий, суд приходит к выводу о том, что в действиях АО «Далур» отсутствует объективная сторона указанного правонарушения.

Из толкования положений Правил предоставления субсидий и условий договора следует, что вопрос о наличии или отсутствии у того или иного хозяйствующего субъекта условий для получения субсидии решается на стадии конкурсного отбора, суть которого состоит в проверке соответствия участника конкурса тем условиям, которые необходимы для получения субсидии, а также в оценке представленных им документов.

Достижение определенных результатов хозяйственной деятельности является условием использования субсидии, а не условием ее предоставления.

На стадии предоставления субсидии результаты хозяйственной деятельности, планируемые на длительную перспективу, отсутствуют, в связи с чем их предполагаемое достижение или недостижение не может являться условием предоставления субсидии по определению.

Из буквального толкования положений бюджетного законодательства следует, что законодатель различает понятия «условия предоставления субсидии» и «условия использования субсидии» как по их правовой природе, так и по правовым последствиям нарушений условий предоставления (часть 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и использования субсидий (статья 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Нарушение условий использования субсидии не охватывается диспозицией части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

Нарушение условий предоставления субсидии может возникнуть при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным или объективным критериям права на ее получение.

В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган не представил в дело надлежащих доказательств того, что Общество при прохождении отбора на получение указанной субсидии не представило необходимых документов для ее получения.

Из материалов дела следует, что субсидия была предоставлена уполномоченным органом уже после оплаты Обществом соответствующих расходов и при наличии полного пакета обосновывающих ее получение документов. Ни из материалов дела, ни из пояснений представителя административного органа не следует, что при привлечении общества к ответственности оспариваемым постановлением, в распоряжении административного органа появились иные документы, свидетельствующие о совершении обществом административного правонарушения.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (в том числе Постановление от 24.05.2001 № 8-П, Определение от 17.07.2012 № 1286-О), в Российской Федерации действует принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Соответственно, общество, приняв все зависящие от него меры, а именно предоставив надлежащие документы и получив субсидию по итогам их рассмотрения, было вправе полагать, что у административного органа нет претензий к условиям предоставления субсидии, вследствие чего в рассматриваемой ситуации отсутствует вина общества в совершении вменяемого правонарушения, и оно не могло было быть привлечено к ответственности оспариваемым постановлением.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие совершение заявителем вменяемого ему административного правонарушения.

Ссылка заинтересованного лица на подтверждение вины общества вступившим в законную силу решением Далматовского районного суда Курганской области от 13.02.2020 по делу № 12-7/2020, согласно которому постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Курганской области № 43-34-25/2019/45 от 24.12.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора Акционерного общества «Далур» ФИО4 оставлено без изменения, жалоба ФИО4 без удовлетворения (том 3 л.д. 139-151), в рассматриваемом деле подлежит отклонению.

Как следует из решения суда общей юрисдикции, вина ФИО4 в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждена собранными по делу доказательствами, которым лицо, вынесшее обжалуемое постановление в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ дало надлежащую оценку,  оснований для их переоценки не усматривается.

В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Участниками дела № 12-7/2020, рассмотренного Далматовским районным судом Курганской области являлись – генеральный директор Акционерного общества «Далур» ФИО4 и Управление Федерального казначейства по Курганской области.

Участниками рассматриваемого дела являются Акционерное общество «Далур» (заявитель), Управление Федерального казначейства по Курганской области (заинтересованное лицо), МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ФИО1» (третьи лица-1,2).

В каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств.

Из смысла положений части 3 статьи 69 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что преюдициальное значение могут иметь только фактические обстоятельства, установленные при рассмотрении дела судами и имеющие отношение к лицам, участвующим в настоящем деле, при этом арбитражный суд не лишен возможности дать им иную правовую оценку, тем более если представлены новые доказательства.

Кроме того, при рассмотрении настоящего дела судом исследовались также дополнительные доказательства, которые не были представлены при рассмотрении дела № 12-7/2020: материалы административного дела, представленные заинтересованным лицом только в ходе рассмотрения дела 27.05.2020 (приложения к возражениям на акт выездной проверки Общества от 30.09.2018 на 52 листах, заключение УФК по Курганской области на возражения Общества от 17.10.2019 на 15 листах – том 3 л.д. 64-132) и 19.08.2020 (экспертное заключение от 24.09.2019 эксперта ФГБОУ высшего образования «Российский химико-технологический университет имени Д.И.Менделеева»; фотоматериалы опытных образцов лигатуры (металлических пластин) на 4 листах, копии писем (запросов), направленных в высшие учебные заведения и ответы на запросы на 17 листах – том 4 л.д. 61-86), позиции привлеченных к участию в деле третьих лиц-1,2 и представленные сторонами документы, в том числе сведения о технологическом процессе получения лигатуры, о плавке алюмо-скандиевой лигатуры AlSc на ОПУ-2, получении чернового скандиевого концентрата, являющегося сырьем для производства алюмо-скандиевой лигатуры AlSc, на ОПУ-1.

Отсутствие события и состава административного правонарушения, в силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются обстоятельствами, исключающими административную ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Постановление Управления Федерального казначейства по Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 10 декабря 2019 года № 43-45-25/2019/44 о назначении АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ «ДАЛУР» (ОГРН <***>, ИНН <***>) административного наказания за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

А.Ф. Задорина