АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курган Дело №А34-1759/2010
27 июня 2011 года
резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2011 года,
полный текст решения изготовлен 27 июня 2011 года.
Судья Крепышева Татьяна Геннадьевна,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шумковым В.В., использовании средства аудиозаписи в ходе судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ОГРН <***>)
к Обществу с ограниченной ответственностью «КНК-Инвест» (ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 01.09.2010, паспорт,
от лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении: ФИО2 – представитель по доверенности от 27.05.2011, паспорт,
установил:
Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – УМТУ Росстандарта) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «КНК-Инвест» (далее – ООО «КНК-Инвест», Общество) к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 №118, при реализации нефтепродуктов.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20.06.2011 объявлялся перерыв до 09 часов 30 минут 21.06.2011, после окончания которого судебное заседание продолжено.
В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении о привлечении к административной ответственности и дополнительных пояснениях, указав, что Общество 04.04.2011 заявило для реализации топливо дизельное Евро, предназначенное для автомобильной техники экологического класса 4, с массовым содержанием серы 50 мг/кг, а фактически на момент проверки допустило к реализации топливо дизельное летнее Л-0,2-62 с массовым содержанием серы 391 мг/кг, чем нарушило требования Технического регламента в части представления информации о топливе для потребителя. Указал, что своими действиями Общество ввело в заблуждение потребителей, изъятие нефтепродукта производилось из резервуара №4, в котором хранилось дизельное топлива; в акте отбора образов для проверки указана цена реализации топлива дизельного Евро – 22 рубля 30 копеек за литр, цена определена исходя из предъявленного прайс-листа; в ходе проверки было реализовано около 400 л. дизельного топлива; жалоб от потребителей не поступало. Пояснил, что факт правонарушения подтверждается объяснениями директора Общества в протоколе об административном правонарушении, в журнале учёта нефтепродуктов не указано конкретное наименование дизельного топлива. Товарно-транспортные накладные на дизельное топливо и паспорт №339 при проверке не были предъявлены. 22.04.2011 Обществу выдано предписание об устранении нарушений и проведена проверка контроля выполнения предписания, в ходе которой также выявлены нарушения по содержанию массовой доли серы.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью «КНК-Инвест» в судебном заседании против заявленного требования возражал по основаниям, изложенным в отзыве, пояснил, что проверяющим были предоставлены документы не на тот вид топлива, который фактически реализовывался в момент проверки, вместо паспорта №339 от 21.03.2011 на дизельное топливо Л-0,2-62 ошибочно представлен паспорт №2 на дизельное топливо Евро; паспорт качества №2 предоставлен только в конце проверки, при этом руководитель Общества и менеджер заблуждались в сведениях о реализуемом дизельном топливе, на самом деле в резервуаре №4 находилось и реализовывалось на момент проверки дизельное топливо летнее Л-0,2-62, поставка которого подтверждается товарно-транспортной накладной № 1033 от 30.03.2011 и счётом-фактурой ОАО «НК «Роснефть»-Курганнефтепродукт» №3505 от 22.03.2011; дизельное топливо Евро на момент проверки уже было реализовано. Указал, что на АЗС находятся 4 ёмкости для хранения нефтепродуктов, топливо в резервуары заливается только после полной реализации предыдущей партии. Полагает, что результаты дополнительной проверки выполнения предписания к делу отношения не имеют.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «КНК-Инвест» зарегистрировано 18.12.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану, о чём внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***> (листы дела 50-53).
На основании распоряжения Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.03.2011 №46/46 государственными инспекторами ФИО3 и ФИО4 проведена плановая выездная проверка Общества с ограниченной ответственностью «КНК-Инвест» по вопросам соблюдения обязательных требований Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», с привлечением для проведения отбора проб (образцов) и лабораторных испытаний нефтепродуктов ФГУ «Уральский центр стандартизации, метрологии и сертификации».
В результате проверки заявителем установлены нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «КНК-Инвест» требований пункта 10 Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» при реализации дизельного топлива в отношении показателя массовая доля серы.
По результатам проверки составлен акт отбора образцов нефтепродуктов №46/46 от 04.04.2011, протокол испытаний №707 от18.04.2011, акт проверки №47 от 22.04.2011, протокол об административном правонарушении №16Ю от 22.04.2011 и Обществу с ограниченной ответственностью «КНК-Инвест» выдано предписание от 22.04.2011 №47 об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 66 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 19.19 Кодекса, составляют должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции и государственный метрологический надзор.
Пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 №294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии», установлено, что Федеральное агентство осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов. При этом согласно пункту 4 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 294, агентство осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации.
Таким образом, должностные лица Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.19 Кодекса, совершённых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.
Протокол об административном правонарушении №16Ю от 22.04.2011 вместе с другими материалами административного дела в соответствии со статьями 23.1, 28.3, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «КНК-Инвест» к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований технических регламентов при поставке (передаче) нефтепродуктов.
При оценке заявленного требования суд исходит из следующего:
В соответствии с частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере порядка управления. Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении требований технических регламентов и обязательных требований государственных стандартов при реализации, использовании, хранении, транспортировании либо утилизации продукции.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон «О техническом регулировании») под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключённым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Согласно пункту 3 статьи 7 названного Закона, содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пункт 1 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании»).
В соответствии с пунктом 10 Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 №118 (далее – Технический регламент), дизельное топливо должно соответствовать требованиям согласно приложению №2.
Приложением №2 к Техническому регламенту определено, что характеристика «массовая доля серы» для дизельного топлива, предназначенного для автомобильной техники экологического класса 4 не должна превышать 50 мг/кг.
При этом в соответствии с пунктом 11 Технического регламента в течение 3 лет со дня вступления в силу настоящего регламента наряду с оборотом дизельного топлива, соответствующего требованиям, предусмотренным приложением №2 к регламенту, допускается выпуск в оборот дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, с нормой 2000 мг/кг (0,2 процента массовых) по показателю «массовая доля серы, не более» при условии соответствия остальных характеристик требованиям, предусмотренным приложением №2 к настоящему регламенту.
В судебном заседании установлено, что ходе проверки 04.04.2011 были отобраны образцы от партий нефтепродуктов на стадии хранения и реализации, в том числе топливо дизельное (паспорт качества №2 от 20.03.2011, ТТН №1033 от 30.03.2011) для проверки на соответствие требованиям Технического регламента (листы дела 20-21).
Образцы отобранной продукции направлены в аккредитованную испытательную лабораторию ФГУ «Уралтест» для проведения испытаний.
Результаты проведённого ФГУ «Уралтест» испытания топлива дизельного отражены в протоколе испытаний №707 от 18.04.2011, согласно которому массовая доля серы дизельного топлива составила 391 мг/кг (лист дела 29).
Как следует из акта проверки от 22.04.2011 №47 и протокола об административном правонарушении от 22.04.2011 №16Ю, находящийся в обороте 04.04.2011 нефтепродукт заявлен ООО «КНК-Инвест» как топливо дизельное Евро, сорт С, вид II, предназначенное для автомобильной техники экологического класса 4 по предъявленному в ходе проверки паспорту №2 от 20.03.2011 (листы дела 5-7, 12-19).
В материалы дела заявителем представлен паспорт №2 от 20.03.2011, выданный Открытым акционерным обществом «Уфимский нефтеперерабатывающий завод» на топливо дизельное Евро, сорт С, вид II, предназначенное для автомобильной техники экологического класса 4, с содержанием фактического показателя «массовая доля серы» не более 50 мг/кг (лист дела 25).
Таким образом, вывод административного органа о том, что на реализации на принадлежащей ООО «КНК-Инвест» АЗС в момент проверки 04.04.2011 находилось именно топливо дизельное Евро, сорт С, вид II, предназначенное для автомобильной техники экологического класса 4, основан только на предъявлении проверяющим паспорта №2 от 20.03.2011.
Как пояснил представитель ООО «КНК-Инвест» в судебном заседании, фактически на момент проверки на АЗС реализовывалось дизельное топливо летнее Л-0,2-62 на основании паспорта №339 от 21.03.2011, вместо паспорта №339 на дизельное топливо Л-0,2-62 ошибочно представлен паспорт №2 на дизельное топливо Евро.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Следовательно, УМТУ Росстандарта должно доказать фактическую реализацию Обществом на момент проверки именно топлива дизельного Евро.
В акте отбора образцов дизельного топлива от 04.04.2011 №46/46 в указаны документы на партию продукции - паспорт качества №2 от 20.03.2011 и ТТН №1033 от 30.03.2011, а также цена за литр нефтепродукта – 22 рубля 30 копеек (листы дела 20-21).
При этом представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что в акте отбора образов указана цена реализации топлива дизельного Евро – 22 рубля 30 копеек за литр, цена определена исходя из предъявленного прайс-листа.
Согласно товарно-транспортной накладной №1033 от 30.03.2011 на АЗС №7 ООО «КНК-Инвест» поставлено дизельное топливо летнее объёмом 8545 литров (лист дела 70).
На дизельное топливо летнее Л-0,2-62, предназначенное для сельскохозяйственной и внедорожной техники, оформлен и у ООО «КНК-Инвест» имеется в наличии паспорт №339 от 21.03.2011 (лист дела 88).
В журнале учёта поступивший по товарно-транспортной накладной №1033 от 30.03.2011 нефтепродукт указан как топливо дизельное (листы дела 112-114).
Как следует из представленных ООО «КНК-Инвест» прайс-листов от 27.03.2011 и 30.03.2011, отпускная цена дизельного топлива летнего составляет 22 рубля 30 копеек за литр, дизельного топлива Евро – 23 рубля 30 копеек за литр (листы дела 129-130).
Следовательно, с учётом ссылки в акте отбора образцов от 04.04.2011 №46/46 на товарно-транспортную накладную №1033 от 30.03.2011, по которой на АЗС поставлено дизельное топливо летнее, а также указания на цену реализации дизельного топлива, соответствующей согласно прайс-листам цене дизельного топлива летнего, у суда возникли сомнения, какое именно дизельное топливо (Евро или летнее) фактически реализовывалось ООО «КНК-Инвест» на момент проверки 04.04.2011.
В дополнительных пояснениях от 17.06.2011 №05-08/236 УМТУ Росстандарта указывает, что по акту отбора образцов №46/46 от 04.04.2011 были отобраны образцы топлива дизельного Евро на стадии хранения и реализации, заявленного ООО «КНК-Инвест» для реализации в информации для приобретателей на АЗС с размещением паспортов продукции реализуемых нефтепродуктов для обозрения (листы дела 100-102).
Статьёй 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 31 Технического регламента изготовители (продавцы) автомобильного бензина и дизельного топлива обязаны в информационных материалах, размещённых в местах, доступных для приобретателей, указывать наименование продукции, марку автомобильного бензина или дизельного топлива, экологический класс автомобильной техники, для которой данная продукция рекомендована.
Однако, ни в акте проверки от 22.04.2011 №47, ни в протоколе об административном правонарушении от 22.04.2011 №16Ю не указано, какие именно паспорта и на какие нефтепродукты размещены Обществом в информационных материалах в местах, доступных для приобретателей.
При этом в соответствии с пунктом 3.4 акта проверки от 22.04.2011 №47 паспорт №2 от 20.03.2011 на дизельное топливо Евро был именно представлен сотрудникам УМТУ Росстандарта в ходе проверки (лист дела 17).
Кроме того, в судебном заседании 30.05.2010 представитель заявителя пояснил, что фактически были отобраны образцы дизельного топлива летнего, содержание серы в котором согласно требованиям стандарта не более 500 мг/кг (листы дела 89-91).
Следовательно, при наличии у ООО «КНК-Инвест» помимо паспорта №2 от 20.03.2011 на дизельное топливо Евро, также паспорта №339 от 21.03.2011 на дизельное топливо летнее Л-0,2-62, и при отсутствии доказательств размещения паспорта №2 от 20.03.2011 в информационных материалах в местах, доступных для приобретателей нефтепродуктов на АЗС, суд не может однозначно установить, какое именно дизельное топливо фактически реализовывалось Обществом на АЗС на момент проверки 04.04.2011.
В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что факт реализации ООО «КНК-Инвест» 04.04.2011 топлива дизельного Евро, сорт С, вид II, предназначенного для автомобильной техники экологического класса 4, заявителем не доказан.
Довод представителя заявителя о том, что товарно-транспортные накладные на дизельное топливо и паспорт №339 в ходе проверки не были представлены, судом отклоняется, поскольку в соответствии с частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на административный орган.
Поскольку судом установлено, что факт реализации ООО «КНК-Инвест» 04.04.2011 топлива дизельного Евро не доказан, а также учитывая, что установленный в ходе проведения ФГУ «Уралтест» испытаний показатель «массовая доля серы» изъятого дизельного топлива - 391 мг/кг соответствует нормативу, установленному Техническим регламентом для дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, нарушений требований Технического регламента Обществом не допущено, состав административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях ООО «КНК-Инвест» отсутствует и заявителем не доказан.
Учитывая изложенное, заявленное Уральским межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии требование удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «КНК-Инвест» место нахождения: <...>, зарегистрированного Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану, о чём внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***> к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объёме).
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Курганской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья Крепышева Т.Г.