Арбитражный суд Курганской области
Именем Российской Федерации
г. Курган Дело № А34-1985/2006
29 ноября 2006г.
Полный текст решения изготовлен 29 ноября 2006г.
Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2006г.
Арбитражный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Шестаковой Л.П., судей Зенченко Г.Н., Крепышевой Т.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макеевой Н.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования «город Шумиха» Курганской области к Шумихинской районной Думе
о признании недействующим нормативного правового акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 09.12.2005г., ФИО2, доверенность от 19.06.2006г.
от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность от 30.06.06г., ФИО4, доверенность от 01.06.2006г., ФИО5, доверенность от 29.08.2006г.
установил:
Администрация муниципального образования «город Шумиха» обратилась в арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании пунктов 12, 13, подпунктов 1, 3 пункта 14 Решения Шумихинской районной Думы от 27.12.2005г. №96 «О районном бюджете на 2006г.» недействующими. Заявитель указывает, что оспариваемые пункты решения Шумихинской районной Думы не соответствуют требованиям ст.5 Закона Курганской области «Об областном бюджете на 2006г.» и ст. 56 Закона Курганской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Курганской области». Считает, что расчет дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений на 2006г. финансовым отделом Шумихинского района сделан не верно, допущены арифметическая и расчетная ошибки. По мнению заявителя, оспариваемый нормативный акт нарушает права и законные интересы муниципального образования на решение вопросов местного значения.
Определением арбитражного суда Курганской области от 07.07.2006г. производство по делу было прекращено на основании п.1 ст.29, п.1 ч.1 ст.150, п.3 ст.191 АПК РФ.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.09.2006г. определение арбитражного суда Курганской области от 07.07.2006г. отменено, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
В силу п.15 ч.2 ст. 289 АПК РФ указание арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело.
При новом рассмотрении дела заявитель на своих требованиях настаивал, представил дополнение к заявлению, указывает, что в силу ст.16 Закона Курганской области «Об областном бюджете Курганской области на 2006г» городские и сельские поселения имеют право воспользоваться дотацией из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов. Решением Шумихинской районной Думы от 27.12.2005г. №96 «О районном бюджете на 2006г.» выделенные дотации до настоящего времени для муниципального образования «город Шумиха» не распределены. Заявитель считает, что Шумихинской районной Думой при формировании районного фонда финансовой поддержки поселений нарушен закон, поскольку объем дотаций, выделяемых из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов, не включен в фонд финансовой поддержки поселений, чем искусственно уменьшен объем дотаций с последующим их неверным распределением между городскими и сельскими поселениями. Заявитель считает, что налоговый потенциал не подлежит к использованию при определении и распределении дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов.
Шумихинская районная Дума с заявленными требованиями не согласна, в дело представлен письменный отзыв. В судебном заседании представители заинтересованного лица пояснили, что ст. 5 Закона Курганской области «Об областном бюджете на 2006г» наделяет представительные органы муниципальных районов правом распределять между бюджетами городских и сельских поселений межбюджетные трансферты, выделяемые из областного бюджета бюджету муниципального района, предусмотренные в приложении 7 к Закону. Статья 56 Закона Курганской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе» предусматривает возможность формировать районный фонд финансовой поддержки поселений. Поскольку районный бюджет на 2006г. утвержден с превышением расходов над доходами, соответственно увеличить объем районного фонда финансовой поддержки поселений невозможно. Решением Шумихинской районной Думы районный фонд финансовой поддержки поселений установлен в сумме 11255тыс.руб., которые были распределены между поселениями района по единой методике согласно приложению 4 к Закону Курганской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Курганской области». Статьей 16 Закона Курганской области «Об областном бюджете на 2006г.» региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов на 2006г. утвержден в сумме 31978тыс.руб., которые направляются на исполнение расходных полномочий района с учетом переданных расходных обязательств. В силу ст. 45 Закона Курганской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Курганской области» определение объемов дотаций, их распределение между поселениями, входящими в состав Шумихинского района, является исключительным полномочием администрации района.
Заявителем в судебном заседании в порядке статьи 82 АПК РФ заявлено ходатайство о проведении экономической экспертизы.
Представители Шумихинской районной Думы возражали по ходатайству заявителя о проведении экономической экспертизы.
Судом данное ходатайство отклонено.
Заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев письменные материалы, установлено следующее.
Шумихинской районной Думой 27.12.2005г. принято решение №96 об утверждении районного бюджета на 2006г. Указанным решением в том числе утверждена функциональная, ведомственная и экономическая структура расходов районного бюджета на 2006г. согласно приложениям 5,6,7 к настоящему решению (п.12 решения); утвержден объем районного фонда финансовой поддержки поселений на 2006г. в сумме 11255,2тыс.руб. и распределение дотаций из него согласно приложению 8 к настоящему решению (п.13 решения); утверждены в составе раздела «Межбюджетные трансферты» функциональной классификации расходов бюджетов РФ дотации, передаваемые бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности в сумме 11255,0 тыс.руб. согласно приложению 8 (п.п.1.п.14 решения), дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов сельских поселений в сумме 124,5тыс.руб. согласно приложению 10 (п.п.3 п.14 решения).
Районный фонд финансовой поддержки поселений на 2006г. в сумме 11255,2тыс.руб. был распределен между поселениями входящими в состав муниципального района по единой методике расчета дотаций ( приложение 4 к Закону Курганской области от 05.12.2005г. №99 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Курганской области»). В соответствии с данной методикой распределение дотаций осуществлялось между поселениями, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых ниже уровня, установленного в качестве критерия выравнивания. По результатам данного расчета установлено, что уровень расчетной бюджетной обеспеченности бюджета города Шумиха превышает установленный критерий, в связи с чем дотации из районного фонда финансовой поддержки поселений муниципальному образованию «город Шумиха» не причиталось. Обоснованность определения объемов дотаций бюджетам городского и сельских поселений Шумихинского района была установлена Финансовым управлением Курганской области ( письмо от 01.06.2006г. №02-10 л.д.24-25).
В силу ст. 9 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами осуществляют бюджетные полномочия, в том числе по составлению и рассмотрению проекта местного бюджета, утверждению и исполнению местного бюджета, осуществлению контроля за его исполнением, составлению и утверждению отчета об исполнении местного бюджета, установлению и исполнению расходных обязательств муниципального образования, определению порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов и т.д.
Органы местного самоуправления муниципальных районов Курганской области наделяются полномочиями органов государственной власти Курганской области по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств областного бюджета (ст.45 Закона Курганской области от 05.12.2005г. №99 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Курганской области»).
В соответствии со ст. 5 Закона Курганской области от 30.12.2005г. №104 «Об областном бюджете на 2006г.» представительные органы муниципальных районов вправе определять для бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов, нормативы отчислений от федеральных, местных налогов и сборов, налогов предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов, и распределять между бюджетами городских и сельских поселений межбюджетные трансферты, выделяемые из областного бюджета бюджету муниципального района, предусмотренные в приложении 7 к настоящему закону.
В соответствии с Приложением 7 к указанному закону для муниципального образования - Шумихинский район выделены из областного бюджета дотации на поддержку мер по сбалансированности бюджетов в сумме 16208тыс. руб., дотации (трансферты) из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в сумме 31978тыс.руб.
Согласно ч.1 ст. 56 Закона Курганской области от 05.12.2005г. №99 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Курганской области» районные фонды финансовой поддержки поселений могут образовываться в составе расходов бюджетов муниципальных районов на очередной финансовый год в целях дополнительного по отношению к дотациям из регионального фонда финансовой поддержки поселений выравнивания финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений по осуществлению своих полномочий по решению вопросов местного значения.
Решение об образовании районного фонда финансовой поддержки поселений в составе расходов бюджетов муниципальных районов на очередной финансовый год принимается представительным органом местного самоуправления муниципального образования.
Объем средств районного фонда финансовой поддержки поселений и распределение дотаций из него утверждается решением представительного органа местного самоуправления муниципального района о бюджете на очередной финансовый год (ч.5 ст.56 Закона «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Курганской области»).
Размер дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений определяется в соответствии с единой методикой согласно приложению 4 к настоящему Закону (ч.4 ст.56 Закона «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Курганской области»).
Из анализа вышеперечисленных нормативных правовых актов следует, что Шумихинская районная Дума наделена правом распределять между бюджетами городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, межбюджетные трансферты, выделяемые из областного бюджета бюджету муниципального образования, а также правом определять объем средств районного фонда финансовой поддержки поселений и распределять дотации из него в соответствии с методикой распределения. Обязанность предоставления дотаций (трансфертов) из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов, из районного фонда финансовой поддержки поселений муниципальным образованиям района, в том числе муниципальному образованию «город Шумиха» действующим законодательством не установлена.
В соответствии с ч.1 ст.192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По мнению суда, при рассмотрении настоящего дела заявитель не представил доказательств того, что Решение Шумихинской районной Думы от 27.12.2005г. №96 «О районном бюджете на 2006г» в оспариваемой части не соответствует закону или иному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие - либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Судебные расходы распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ, отнесены на заявителя. В силу ст. 333.37 Налогового кодекса РФ заявитель освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Признать пункты 12, 13 , подпункты 1, 3 пункта 14 Решения Шумихинской районной Думы от 27 декабря 2005г. №96 «О районном бюджете на 2006г.» соответствующими ст. 5 закона Курганской области от 30.12.2005г. №104 «Об областном бюджете на 2006г.», ст.56 закона Курганской области от 05.12.2005г. №99 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Курганской области».
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Л.П. Шестакова
Судьи Г.Н. Зенченко
Т.Г. Крепышева
Арбитражный суд Курганской области
Именем Российской Федерации
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ
г. Курган Дело № А34-1985/2006
22 ноября 2006г.
Арбитражный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Шестаковой Л.П., судей Зенченко Г.Н., Крепышевой Т.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макеевой Н.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования «город Шумиха» Курганской области к Шумихинской районной Думе
о признании недействующим нормативного правового акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 09.12.2005г., ФИО2, доверенность от 19.06.2006г.
от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность от 30.06.06г., ФИО4, доверенность от 01.06.2006г., ФИО5, доверенность от 29.08.2006г.
установил:
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Признать пункты 12, 13 , подпункты 1, 3 пункта 14 Решения Шумихинской районной Думы от 27 декабря 2005г. №96 «О районном бюджете на 2006г.» соответствующими ст. 5 закона Курганской области от 30.12.2005г. №104 «Об областном бюджете на 2006г.», ст.56 закона Курганской области от 05.12.2005г. №99 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Курганской области».
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Л.П. Шестакова
Судьи Г.Н. Зенченко
Т.Г. Крепышева