ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-207/13 от 27.05.2013 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 41-84-84, факс (3522) 41-88-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело № А34-207/2013

03 июня 2013 года

  Резолютивная часть решения объявлена 27 мая 2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 03 июня 2013 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Поляковой А.И.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Черновой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Администрации города Кургана (ОГРН <***>, ИНН <***>)

заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

третье лицо: МКУ города Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям»

о признании незаконным решения от 03.12.2012 по делу № 109 и недействительным предписания от 03.12.2012 по делу № 109 Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, удостоверение №14, по доверенности № 4746 от 13.12.2010,

от заинтересованного лица: ФИО2, удостоверение № 4038, по доверенности №14 от 16.01.2013,

от третьего лица: ФИО3, по доверенности от 01.02.2013,

установил:

Администрация города Кургана (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным решения от 20.11.2012 по делу № 109 и недействительным предписания от 03.12.2012 по делу №109, выданных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС).

В обоснование заявленных требований заявитель полагает, что (л.д. 3-4, т.1, 39-40, т.2) оспариваемые ненормативные акты антимонопольного органа вынесены с нарушением действующего законодательства, так как МКУ города Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям» может оказывать платные виды услуг, поскольку доход, полученный МКУ от предоставленных услуг, поступает в бюджет, а не в самостоятельное распоряжение учреждения. Таким образом, у МКУ не образуется налогооблагаемая база. Перечень платных услуг предусмотрен уставом учреждения, тарифы платных услуг установлены решением Курганской Городской Думой №191 от 21.09.2011. Полагает, что указание в уставе МКУ основных видов деятельности (пункты 2.2.4, 2.2.5) и видов деятельности, приносящих доход (пункт 2.3) соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе статьям 6 и 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Считает, что МКУ города Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям» не является хозяйствующим субъектом по смыслу Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган не доказал нарушение части 3 статьи 15 указанного закона в действиях Администрации города Кургана, выразившихся в наделении хозяйствующего субъекта функциями контроля и разрешительными правами органами местного самоуправления. Оспариваемые акты УФАС незаконно возлагают на заявителя обязанность по определению в уставе отдельных видов деятельности, тогда как действующим законодательством установлена возможность осуществления МКУ как муниципальных услуг (функций), так и видов деятельности, приносящей доход. Обжалуемые решение и предписание не соответствуют статьям 41, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Указывает, что постановлением Администрации города Кургана № 3619 от 23.05.2011 утвержден перечень муниципальных услуг города Кургана, оказываемых Администрацией города Кургана и ее органами. В составе муниципальных услуг определена услуга «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Кургана» (пункт 18 раздела 2). Порядок оказания услуги установлен постановлением Администрации города Кургана от 17.07.2012 N 5044 "Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом развития городского хозяйства Администрации города Кургана муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Кургана". Согласно раздела II пункта 7 в предоставлении услуги участвует МКУ «Городская инспекция по земельным отношениям». В основные виды деятельности устава МКУ «Городская инспекция по земельным отношениям» включен пункт 2.2.5. - участие в осуществлении муниципального земельного контроля в рамках полномочий, предоставленных учредителем. Муниципальный земельный контроль осуществлялся учреждением в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Муниципальный земельный контроль не относится к муниципальным услугам, а является муниципальной функцией, так как осуществляется без запросов заявителей. На основании изложенного, полагает, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа подлежат отмене.

В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в заявлении, поддержал. Просит признать недействительным решение и предписание от 03.12.2012 по делу №109.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании против заявленных требований возражал по доводам отзыва (л.д.29-32, т.1). Указал, что согласно уставу МКУ оказывает определенные виды экономической деятельности, приносящие доход. Заявитель ошибочно полагает, что только самостоятельное распоряжение денежными средствами, полученными от приносящей доход деятельности, является основанием для признания МКУ города Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям» хозяйствующим субъектом. В указанных сферах у МКУ имеется возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на рынке, независимо от того, на какой счет перечисляются доходы. Оказание услуг МКУ может повлиять на конкуренцию данного рынка услуг, поскольку данные виды услуг могут быть оказаны иными хозяйствующими субъектами. Считает, что МКУ не может одновременно осуществлять контрольно – разрешительные функции и хозяйственную деятельность.

Представитель третьего лица в судебном заседании с заявленными требованиями согласен по доводам представленного отзыва (л.д. 91, т.1). Указал, что третье лицо хозяйственную деятельность оказывает согласно уставу МКУ. Иную хозяйственную деятельность учреждение осуществлять не может, поскольку это противоречит уставу. Учреждение не платит налог на прибыль, поскольку доходы, полученные от услуг, поступают в местный бюджет. Считает, что учреждение не может являться конкурентом на данном рынке, поскольку стоимость оказания услуг установлена решением Курганской городской Думы. В Уставе учреждения отсутствуют указания на осуществление контрольных или разрешительных функций. Участие в осуществлении контроля (пункт 2.1.4., пункт 2.2.5 Устава) не является идентичным понятием осуществления контроля, так же, как и участие в осуществлении иных муниципальных услуг (выдача разрешений на установку рекламных конструкций, пункт 2.2.4 Устава). Таким образом, обжалуемые ненормативные акты не соответствуют статьям 41, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и нарушают законные права и интересы заявителя, поскольку возлагают на заявителя не предусмотренные действующим законодательством обязанности. Поддерживает позицию заявителя по всем доводам в полном объеме.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив все письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела Курганским УФАС России при рассмотрении дела № 108, возбужденного в отношении МКУ «Городская инспекция по земельным отношениям» (далее – МКУ «ГИЗО», третье лицо) было установлено, что МКУ «Городская инспекция по земельным отношениям» выдало ИП ФИО4 предписание от 17.05.2012 о том, что срок действия ордера - разрешения на распространение наружной рекламы и информации № 566 от 25.04.2006 истек 25.04.2007 и ИП ФИО4 предписано в срок до 24.05.2012 явиться в Муниципальное казенное учреждение города Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям», в противном случае будет произведен демонтаж рекламной конструкции.

В ходе рассмотрения материалов названного дела, антимонопольный орган установил, что постановлением Администрации города Кургана от 23.12.2011 № 9567 утвержден Устав Муниципального казенного учреждения города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" (л.д. 53-65, т.2). Согласно пунктам 2.1.4. и 2.2.5. Устава МКУ "Городская инспекция по земельным отношениям" основными целями и видами деятельности учреждения являются участие в осуществлении контроля в рамках полномочий предоставленных учредителем, участие в осуществлении муниципального земельного контроля рамках полномочий предоставленных учредителем.

Далее УФАС России по Курганской области определил, что на сайте (www. kurgan-city.ru) Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана размещена информация о том, что в задачи и функции, выполняемые МКУ «Городская инспекция по земельным отношениям» входит: выдача разрешений на установку рекламных конструкций, муниципальный земельный контроль, геодезические работы (л.д. 48-49, т.2).

Усмотрев в названных событиях элементы нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольным органон приказом от 07.08.2012 № 162 в отношении Администрации города Кургана возбуждено дело по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» (л.д. 17, т.2).

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия УФАС по Курганской области пришла к выводу, что МКУ города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" осуществляет деятельность хозяйствующего субъекта в смысле, предусмотренном пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», так как получает доходы от оказания платных услуг, таким образом, совмещает функции органов местного самоуправления и хозяйствующего субъекта.

По результатам рассмотрения дела вынесено решение от 03.12.2012 (резолютивная часть оглашена 20.11.2012), согласно которому в действиях Администрации города Кургана признано нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в наделении хозяйствующего субъекта - МКУ города Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям» функциями контроля и разрешительными правами органа местного самоуправления (л.д.6-12, т.2).

Курганское УФАС России в своем решении, анализируя виды деятельности по ОКВЭД МКУ города Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям», а также деятельность, определенную уставом учреждения, приходит к выводу о том, что в деятельности Муниципального учреждения города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" совмещена деятельность хозяйствующего субъекта с функциями контроля и разрешительными правами органов местного самоуправления.

Также в рассматриваемом решении антимонопольный орган установил, что постановлением Администрации города Кургана от 23.05.2011 № 3619 «Об утверждении Перечня муниципальных услуг города Кургана, оказываемых Администрацией города Кургана и ее органами» утвержден перечень услуг города Кургана, оказываемых Администрацией города Кургана и ее органами. Платные услуги, оказываемые Муниципальным учреждением города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" утвержденные Решением Курганской городской Думы от 21.09.2011 № 191 «Об утверждении перечня и тарифов на платные услуги», прeдоставляемые Муниципальным казенным учреждением города Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям» не совпадают с услугами в Перечне услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг на территории города Кургана, утвержденным Решением Курганской городской Думы от 20.06.2012 года № 125 «Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг на территории города Кургана».

Далее в решении антимонопольный орган, исследуя содержание устава МКУ "Городская инспекция по земельным отношениям", указывает, что согласно пунктам 2.1.4. и 2.2.5. устава, к основным целям и видам деятельности учреждения относятся участие в осуществлении контроля в рамках полномочий, предоставленных учредителем, участие в осуществлении муниципального земельного контроля в рамках полномочий, предоставленных учредителем, что является функциями контроля и разрешительными правами органа местного самоуправления.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органа местного самоуправления. Таким образом, в рассматриваемом решении антимонопольный орган пришел к выводу, что, Администрацией города Кургана нарушен запрет, предусмотренный частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, 03.12.2013 Администрации города Кургана выдано предписание по делу № 109 о нарушении антимонопольного законодательства, в котором предписано в месячный срок со дня получения предписания, прекратить нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в наделении хозяйствующего субъекта - МКУ города Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям» функциями контроля и разрешительными правами органа местного самоуправления, а именно: Определить какими направлениями деятельности будет заниматься МКУ города Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям»: либо функциями органа местного самоуправления, либо предоставлять услуги коммерческого характера и внести соответствующие изменения в Устав МКУ города Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям» (л.д. 13-14, т.2).

Не согласившись с названными решением и предписанием антимонопольного органа, Администрация города Кургана обратилась с настоящим заявлением в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-ФЗ), определяющей полномочия антимонопольных органов, они вправе проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями; выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе, создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» и пунктом антимонопольный орган выдает обязательные для исполнения предписания территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям.

Администрация города Кургана является органом местного самоуправления, и её постановления и распоряжения являются актами, на которые распространяется полномочия Курганского УФАС России предусмотренные указанной выше нормой.

Таким образом, анализируя приведенные выше нормы права, суд приходит к выводу о том, что Курганское УФАС России на законных основаниях, в соответствии с предоставленными законодательством полномочиями, рассмотрело дело № 109, по результатам рассмотрения которого вынесло решение и выдало Администрации города Кургана предписание от 03.12.2012.

Целями Закона N 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1).

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).

Как следует из пункта 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ, признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Статьей 15 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.

В рассматриваемом случае Управление вменило Администрации нарушение части 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ в связи с наделением ею МКУ «ГИЗО» функциями контроля и разрешительными правами органов местного самоуправления.

Применительно к рассматриваемым обстоятельствам суд установил, что Решением Курганской городской Думы от 16.11.2011 № 244 «Об утверждении перечня муниципальных казенных учреждений города Кургана, создаваемых путем изменения типа муниципальных бюджетных учреждений города Кургана» Муниципальное учреждение города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" преобразовано в Муниципальное казенное учреждение города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям".

Как видно из материалов дела, постановлением Администрации города Кургана от 23.12.2011 № 9567 утвержден Устав Муниципального казенного учреждения города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям". Согласно пунктов 2.1.4. и 2.2.5. Устава МКУ "Городская инспекция по земельным отношениям", основными целями и видами деятельности учреждения являются: участие в осуществлении контроля в рамках полномочий предоставленных учредителем; участие в осуществлении муниципального земельного контроля рамках полномочий предоставленных учредителем. Согласно пунктам 2.1.5. и 2.3. устава, инспекция осуществляет определенные виды деятельности, приносящие доход: Оформление текстовых и графических материалов по вопросам архитектурной, строительной и кадастровой деятельности; Составление схемы границ земельных участков, проводит работы по определению местоположения границ земельных участков; Осуществление геодезической и картографической деятельности; Осуществление оценочной деятельности; Выполнение работ по обследованию технического состояния рекламных конструкций, вывесок, кронштейнов (л.д. 60-64, т.1).

Решением Курганской городской Думы от 18.11.2009 N 273 "Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории города Кургана" (ранее действующая редакция) установлено, что муниципальный земельный контроль на территории города Кургана - деятельность Администрации города Кургана либо иного уполномоченного Администрацией города органа по контролю за использованием земель на территории города Кургана.

Как следует из размещенной на сайте (www. kurgan-city.ru) Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана информации, в задачи и функции, выполняемые МКУ «Городская инспекция по земельным отношениям» входит: выдача разрешений на установку рекламных конструкций, муниципальный земельный контроль, геодезические работы (л.д. 48-49, т.2).

Решением Курганской городской Думы от 18.04.2012 N 77 утверждены Правила выдачи разрешений на установку рекламных конструкций в городе Кургане.

Порядок оказания услуги установлен постановлением Администрации города Кургана от 17.07.2012 N 5044 "Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом развития городского хозяйства Администрации города Кургана муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Кургана". Согласно раздела II пункта 7 в предоставлении услуги участвует МКУ «Городская инспекция по земельным отношениям»: специалист отдела размещения рекламы и информации Учреждения осуществляет проверку документов и сведений, содержащихся в заявлении и приложенных к нему документах и при непредставлении заявителем согласований рекламной конструкции и места ее размещения с уполномоченными органами, указанными в пункте 12 раздела II настоящего Административного регламента, осуществляет необходимые согласования (глава 5 пункт 32).

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" дано определение понятию "муниципальная услуга", предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определена сфера действия настоящего закона, а именно:

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

Действие настоящего Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг.

Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 1 статьи 11 вышеуказанного закона государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Пункт 7 статьи 11 Закона N 210-ФЗ устанавливает, что формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.

Согласно статье 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ предусмотрено 3 основных категории муниципальных услуг: муниципальные услуги, предоставляемые непосредственно органами местного; самоуправления; услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; услуги, оказываемые муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета, включенные в реестр муниципальных услуг и предоставляемые в электронной форме.

Судом установлено, что постановлением Администрации города Кургана от 23.05.2011 № 3619 «Об утверждении Перечня муниципальных услуг города Кургана, оказываемых Администрацией города Кургана и ее органами» утвержден перечень муниципальных услуг города Кургана, оказываемых Администрацией города Кургана и ее органами (л.д. 77-80, т.2).

Решением Курганской городской Думы от 21.09.2011 № 191 «Об утверждении перечня и тарифов на платные услуги, предоставляемые Муниципальным казенным учреждением города Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям» установлен Перечень услуг и тарифы на них в следующих сферах: Услуги в сфере геодезической деятельности. Услуги в сфере оценочной деятельности. Услуги в сфере рекламной деятельности. Иные услуги (Представительство в государственных и иных органах и организациях. Консультация по вопросам земельных отношений. Подготовка экспертного судебного заключения), (л.д. 81-85, т.2).

Анализируя приведенные выше аргументы, суд приходит к выводу, что Муниципальное казенное учреждение города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" наделено полномочиями и функциями муниципального образования городского округа в рекламной, оценочной и геодезической деятельности.

Реализация политики, в частности, в области рекламы Департаментом развития городского хозяйства Администрации города Кургана не исключает возможности осуществления МКУ «ГИЗО», возложенных на него, согласно уставу, функций, в том числе, по выполнению работ по обследованию технического состояния рекламных конструкций, вывесок, кронштейнов, в сфере выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, а также участия в муниципальном и земельном контроле, то есть решения вопросов местного значения.

По сведениям с официального сайта Российской Федерации для размещения информации об учреждениях (//www.bus.gov.ru/) Муниципальное казенное учреждение города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" занимается следующими видами деятельности по ОКВЭД: 75.12 Государственное управление социальными программами. 74.20.32 Картографическая деятельность; 74.30.9 Прочая деятельность по техническому контролю испытаниям и анализу. 74.20.1 Инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве. 74.20.11 Архитектурная деятельность. 74.20.31 Топографическая, геодезическая деятельность. 74.2035 Инженерные изыскания для строительства. 74.40 Рекламная деятельность. 70.31.1 Предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества. 70.31.2 Предоставление посреднических услуг при оценки недвижимого
 имущества (л.д. 50-51, т.2).

Перечисленные виды деятельности соответствуют видам деятельности, разрешенным Муниципальному казенному учреждению города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" в его Уставе.

Довод заявителя о том, что учреждение не является хозяйствующим субъектом, в связи с тем, что доходы, полученные учреждением от разрешенной в соответствии с его уставом деятельности, поступают в бюджет города, судом отклоняется, исходя из следующего.

Статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Некоммерческие организации, включая бюджетные учреждения, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела (Устава учреждения, л.д.60-64, т.1, налоговая декларация, л.д. 4-11, т.3, карточек счетов, л.д. 13-114, т.3) следует, что учреждением осуществляется деятельность, приносящая доход.

МКУ города Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям» является некоммерческой организацией. В силу части 5 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.

Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Цель использования доходов полученных от осуществления экономической деятельности не является признаком хозяйствующего субъекта в толковании, предусмотренном в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции».

Легальное определение хозяйствующего субъекта, приведенное в пункте 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

По смыслу приведенной нормы некоммерческая организация, осуществляющая приносящую доход деятельность, признается хозяйствующим субъектом независимо от того, на какие цели направляются полученные денежные средства.

Таким образом, довод заявителя о том, что только самостоятельное распоряжение денежными средствами, полученными от приносящей доход деятельности, является основанием для признания МКУ города Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям» хозяйствующим субъектом, несостоятелен.

Названные выше виды деятельности учреждения являются видами экономической деятельности и соответственно конкурентного соперничества.

В соответствии со статьей 16 Закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: 1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В приведенных выше сферах у МКУ города Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям» имеется возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на рынке не зависимо от того на какой счет перечисляются доходы.

Оказание услуг МКУ может повлиять на конкуренцию данного рынка услуг, поскольку данные виды услуг могут быть оказаны иными хозяйствующими субъектами.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в деятельности Муниципального учреждения города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" совмещена деятельность хозяйствующего субъекта с функциями контроля и разрешительными правами органов местного самоуправления.

В силу пункта 26.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится в том числе выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

В соответствии с названным законом, к полномочиям органов местного самоуправления относится также осуществление муниципального земельного контроля.

В данном случае, утвердив устав учреждения, Администрация передала МКУ "ГИЗО" полномочия органов местного самоуправления по вопросам геодезической и картографической деятельности; оценочной деятельности; выполнению работ по обследованию технического состояния рекламных конструкций (пункты 2.1.5, 2.3 устава); предоставила право участия в осуществлении муниципального земельного контроля (пункты 2.1.4, 2.2.5 устава), то есть фактически предоставила право на осуществление контрольно-разрешительных функций, что свидетельствует о наделении учреждения властными функциями органа местного самоуправления.

Администрация города Кургана также полагает, что обжалуемые решение и предписание не соответствуют статьям 41, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ссылаясь на статью 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой казенное учреждение - муниципальное учреждение, осуществляющее оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Исходя из смысла указанной нормы права, муниципальное казенное учреждение создается для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и исполнения муниципальных функций.

Осуществление деятельности в сферах выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе», а также муниципального земельного контроля — данное направление деятельности являются исполнением муниципальных функций.

МКУ города Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям» может оказывать платные виды услуг, поскольку доход, полученный МКУ от предоставленных услуг, поступает в бюджет, а не в самостоятельное распоряжение учреждения. Таким образом, у МКУ не образуется налогооблагаемая база.

На основании изложенного, заинтересованное лицо считает, что оспариваемые акты УФАС незаконно возлагают на заявителя обязанность по определению в уставе отдельных видов деятельности, тогда как действующим законодательством установлена возможность осуществления МКУ как муниципальных услуг (функций), так и видов деятельности, приносящей доход.

Исследуемый довод заинтересованного лица судом отклоняется, исходя из следующего.

В материалах дела имеются пояснения Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области в отношении деятельности МКУ города Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям» в качестве хозяйствующего субъекта, направленные по запросу Курганского УФАС России (л.д. 38-39, т.2).

Как следует из материалов дела, МКУ «Городская инспекция по земельным отношениям» имеет статус казенного учреждения, в отношении которых в целях налогообложения главой 25 Налогового кодекса (далее -Кодекс) установлен особый порядок определения доходов, учитываемых при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций.

Так, в частности подпунктом. 33.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.

Таким образом, на основании пункта 48.11 статьи 270 Кодекса затраты казенных учреждений, связанные с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также с исполнением

государственных (муниципальных) функций, не включаются в расходы.

Названные выше положения статьи 251 Кодекса, не распространяются на иные виды оказанных казенными учреждениями услуг и выполненных работ. Доходы, полученные казенными учреждениями от оказания услуг (выполненных работ), не относящихся к государственным (муниципальным) услугам (работам), формируют налогооблагаемую базу в целях исчисления налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) услуги (работы) - это услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

В связи с этим, положения подпункта 33 пункта 1 статьи 251 Кодекса применяются к тем государственным (муниципальным) услугам (работам), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными законодательством Российской Федерации полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Специальные положения в главе 25 Кодекса, регулирующие порядок налогообложения казенных учреждений, введены в связи с принятием Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ).

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16.10.2010 N СС-П16-7135 разработаны "Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Закона N 83-ФЗ (далее - Рекомендации).

В пункте 2 Рекомендаций "Государственные (муниципальные) услуги" указано, что в связи с использованием в законодательстве Российской Федерации близких терминов и понятий в рамках Рекомендаций целесообразно "разделить" понятия услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее -Закон от N 210-ФЗ), и услуг, оказываемых в контексте Закона N 83-ФЗ.

Закон N 210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).

Положения Закона N 83-ФЗ применяются к услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в рамках определенных для этих учреждений заданий.

Услуги, оказываемые учреждениями в соответствии с Законом N 83-ФЗ, включаются в перечень услуг.

Рекомендациями установлено, что первый шаг в реализации положений Закона N 83-ФЗ - это формирование перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) (далее - перечни услуг), которые оказываются учреждениями в целях обеспечения предусмотренных законодательством полномочий органов власти в соответствующих сферах деятельности.

Пунктом 10.1 Рекомендаций определено, что формирование перечня услуг является базовым условием реализации положений Закона N 83-ФЗ.

В перечни услуг рекомендуется включать показатели объема и качества услуг, категории потребителей, группы учреждений, оказывающих соответствующие услуги (выполняющих работы).

Рекомендациями предлагается следующее определение "услуг" и "работ": Услуга - это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица - получателя услуги. Работа - это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом.

Суд также отмечает, что, как следует из материалов дела, платные услуги, оказываемые Муниципальным учреждением города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" утвержденные Решением Курганской городской Думы от 21.09.2011 № 191 «Об утверждении перечня и тарифов на платные услуги, предоставляемые Муниципальным казенным учреждением города Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям» не совпадают с услугами, определенными в Перечне услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг на территории города Кургана, утвержденным Решением Курганской городской Думы от 20.06.2012 № 125 «Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг на территории города Кургана» (л.д. 72-76, т.2).

Анализируя приведенные выше положения устава, задачи и функции, выполняемые МКУ «Городская инспекция по земельным отношениям», виды деятельности учреждения по ОКВЭД, в их совокупности, суд приходит к выводу, что в деятельности Муниципального учреждения города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" совмещена деятельность хозяйствующего субъекта с функциями контроля и разрешительными правами органов местного самоуправления.

Поскольку Постановлением Администрации города Кургана от 23.12.2011 года № 9567, которым утвержден Устав Муниципального казенного учреждения города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям", учреждение наделено контролирующими функциями в сферах, отнесенных действующим законодательством к компетенции органов местного самоуправления, то вывод антимонопольного органа о том, что данным постановлением нарушен запрет предусмотренный частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», является обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оспариваемые Решение и Предписание вынесены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

При таких обстоятельствах оспариваемые ненормативные акты антимонопольного органа являются законными и обоснованными, доводы заявления не содержат аргументов, дающих основания для признания недействительными решения и предписания Управления от 03.12.2012 по делу № 109.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167–170, 201 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Администрации города Кургана (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными и отмене решения от 03.12.2012 № 109 и Предписания от 03.12.2012 № 109 Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по делу о нарушении антимонопольного законодательства, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

А.И. Полякова