ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-24/08 от 30.01.2008 АС Курганской области

Арбитражный суд Курганской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган Дело № А34-24/2008

01 февраля 2008 г.

Резолютивная часть решения оглашена 30.01.2008 г.

В полном объеме решение изготовлено 01.02.2008 г.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Обабковой Н.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «Торговая фирма «Ежевика»

заинтересованное лицо: Административный орган – Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 26.12.2007 № 84

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель ФИО1, доверенность от 01.08.2005, после перерыва явки нет,

от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность № 07 от 09.01.2008,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Торговая фирма «Ежевика» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления, принятого заместителем руководителя Курганского Управления Федеральной антимонопольной службы России от 26.12.2007 № 84 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В обоснование требований заявитель указал, что оспариваемое постановление административного органа принято с нарушением ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, является незаконным и подлежит отмене, поскольку отсутствует состав административного правонарушения. Доказательств принадлежности листовки не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Торговая фирма «Ежевика», а также доказательств распространения данной листовки заявителем административным органом не добыто.

До принятия судебного акта заявитель представил заявление об уточнении требований. Указал, что при вынесении решения о привлечении к административной ответственности административным органом не учтены положения ст.26.2 КоАП РФ, надлежащих доказательств события правонарушения и вины заявителя в его совершении не представлено. Нарушен порядок изъятия листовки предусмотренный ст.27.10 КоАП РФ, в материалах дела отсутствуют данные об измерении, ином определении площади предупредительной надписи на листовке, что предусмотрено ст.26.8 КоАП РФ. Факт получения административным органом от предпринимателя ФИО3 экземпляра листовки не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе аналогично изъятой антимонопольным органом не зафиксирован.

Уточненное заявление принято судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлениях. Пояснил, что заинтересованным лицом не дана надлежащая оценка пояснениям заявителя, данным в ходе производства по административному делу, и доказательствам в виде представленного образца рекламной листовки полноцветной формата А3 утвержденного заявителем и согласованного в печать ЗАО «Дамми», где предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкоголя и пива соответствует рекламному законодательству. Просил признать постановление административного органа незаконным и отменить его, поскольку отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ.

Представитель заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласен. В судебном заседании, в представленном отзыве и дополнении к отзыву против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, указанным в отзыве и дополнении к отзыву. Пояснил, что проведенной проверкой в действиях ООО «Торговая фирма «Ежевика» как рекламодателя установлен состав правонарушения, предусмотренный ст. 14.3 КоАП РФ, выразившийся в ненадлежащей рекламе, с нарушением ч. 3 ст. 21, ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О рекламе».

В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв.

После перерыва судебное заседание продолжено, представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

Суд, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как видно из материалов дела в сентябре 2007 года заинтересованным лицом, в порядке осуществления контроля за законодательством Российской Федерации о рекламе, проведена проверка рекламной листовки ООО «Торговая фирма «Ежевика», распространенной на рекламных щитах, на остановках общественного транспорта г. Кургана.

В ходе проверки со стороны заявителя был выявлен факт размещения ненадлежащей рекламы, а именно: листовка с текстом «Любимые продукты! Низкие цены! Покупай и Экономь … 106,9 р (изображение трех бутылок водки «Пять озер» 55,9 р (изображение трех бутылок водки «Рогожская») 32,5 р (изображение трех бутылок пива «Жигулевское») 20,2 р (изображение трех бутылок пива «Т светлое») … Ежевика торговая фирма Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью», размещалась на рекламных щитах на остановках общественного транспорта г. Кургана по заказу ООО «Торговая фирма «Ежевика» индивидуальным предпринимателем ФИО3 Оплата на размещение данной листовки произведена ООО «Торговая фирма «Ежевика» на основании счет - фактуры № 358 от 24.09.2007 по платежному поручению № 2246 от 24.09.2007. Рекламодатель вышеуказанной рекламы - ООО «Торговая фирма «Ежевика».

В вышеуказанной листовке предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкоголя занимает около 1,2% рекламной площади, а предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива отсутствует совсем, что является нарушением ч. 3 ст. 21, ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе". Данные нарушения зафиксированы в акте осмотра рекламы от 28.09.2007.

По результатам проверки в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 77 от 25.12.2007 по ст. 14.3 КоАП РФ. Постановлением по делу об административном правонарушении принятого заместителем руководителя Курганского Управления Федеральной антимонопольной службы России от 26.12.2007 № 84 ООО «Торговая фирма «Ежевика» привлечено к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Пологая привлечение к административной ответственности незаконным, ООО «Торговая фирма «Ежевика» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Представленными материалами дела подтверждается факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ.

На основании ст.33 Федерального закона РФ «О рекламе» - антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: 1. предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства о рекламе; 2. возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В силу ст. 34 Федерального закона РФ «О рекламе» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица указанных органов, а также индивидуальные предприниматели, юридические лица и их руководители обязаны представлять в антимонопольный орган информацию, необходимую для осуществления им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, и обеспечивать его уполномоченным должностным лицам доступ к такой информации.

В соответствии с ч.3 ст.21 Федерального закона РФ «О рекламе» - реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В соответствии с ч.3 ст.22 Федерального закона РФ «О рекламе» - реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В силу п.6 ст.38 Федерального закона РФ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст.21, ч.3 ст. 22 данного закона.

В соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 № 210-ФЗ) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

Довод заявителя о том, что доказательств принадлежности листовки не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Торговая фирма «Ежевика», а также доказательств распространения данной листовки заявителем административным органом не установлено, поэтому отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ, суд считает несостоятельным.

Судом установлено, что на рекламной листовке изъятой ст. государственным инспектором управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области на остановке общественного транспорта «Центральный рынок», расположенной по адресу: <...> и представленным по запросу административного органа образцом листовки, размещенной индивидуальным предпринимателем ФИО3 предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкоголя занимает около 1,2 % площади, что определяется арифметическим отношением площади данного предупреждения 14,2 см и общей площадью листовки 1153 см.

Таким образом, предупреждению о вреде чрезмерного потребления алкоголя отведено менее 10 процентов рекламной площади (пространства). Предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива в листовке отсутствует. Данные нарушения зафиксированы в акте осмотра рекламы от 28.09.2007.

Порядок изъятия документов, установленных ст.27.10 КоАП РФ распространяется на производство в рамках административного дела, которое в отношении ООО «Торговая фирма «Ежевика» начато 25.12.2007. До указанного времени проверка Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области и дело № 144 по факту нарушения ч. 3 ст.21, ч. 3 ст. 22 Закона в отношении заявителя рассматривалось в рамках Федерального закона РФ «О рекламе».

Из представленных в материалы дела документов по административному делу, следует, что рекламно-информационным агентством «Квартал» индивидуальным предпринимателем ФИО3, на рекламных щитах города Кургана в период с 24.09.2007 по 30.09.2007 по заказу заявителя распространялась полноцветная листовка формата А3 ООО «Торговая фирма «Ежевика». Оплата за размещение данной листовки произведена ООО «Торговая фирма «Ежевика» на основании счет-фактуры № 358 от 24.09.2007 по платежному поручению № 2246 от 24.09.2007. Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Торговая фирма «Ежевика».

Сроки хранения рекламных материалов предусмотрены ст. 12 Федерального закона РФ «О рекламе» - рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.

По запросу управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 05.102.007 № 0406/27639 индивидуальным предпринимателем ФИО3 представлен архивный образец рекламной листовки ООО «Торговая фирма «Ежевика» предупреждение в которой о вреде чрезмерного потребления алкоголя занимает около 1,2% рекламной площади.

Факт распространения ООО «Торговая фирма «Ежевика» рекламной листовки, предупреждение в которой о вреде чрезмерного потребления алкоголя занимает около 1,2% рекламной площади, подтверждается актом осмотра рекламы ст. государственным инспектором управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 28.09.20007 и представленным по запросу административного органа образцом листовки, размещенной индивидуальным предпринимателем ФИО3

Допрошенные в судебном заседании индивидуальный предприниматель ФИО3, и менеджер ФИО4, подтвердили данные обстоятельства.

ФИО4 пояснила, что в сентябре 2007 от ООО «Торговая фирма «Ежевика» заказ на размещение листовки был единичен, из представленных на размещение листовок один экземпляр был оставлен в архиве, оставшиеся экземпляры листовки с аналогичным содержанием были размещены на рекламных стендах. В дальнейшем по запросу управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области ею лично архивный экземпляр листовки, счет- фактура № 358 от 24.09.2007, платежное поручение № 2246 от 24.09.2007 были переданы исполнителю запроса ФИО2. Архивный экземпляр листовки ООО «Торговая фирма «Ежевика» полностью соответствовал по содержанию ксерокопии листовки приложенной к запросу антимонопольного органа.

В ходе производства по административному делу, генеральный директор ООО «Торговая фирма «Ежевика» ФИО5 объяснить распространение листовки с нарушением законодательства о рекламе не мог, ссылался на человеческий фактор.

На обращение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области письмом от 20.12.2007 ЗАО «Дамми» указали, что в процессе согласования окончательного варианта листовки был изготовлен макет, который не сохранился, представить образец макета не представляется возможным.

Представленный ООО «Торговая фирма «Ежевика» образец листовки, утвержденный 19.09.2007 и согласованный в печать ЗАО «Дамми», где предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкоголя и пива соответствует рекламному законодательству, не может служить доказательством размещения данного образца листовки на рекламных щитах города Кургана в период с 24.09.2007 по 30.09.2007.

Суд приходит к выводу, что фактически напечатан и размещен в сентября 2007 на рекламных щитах на остановках общественного транспорта г. Кургана вариант рекламной листовки с нарушением ч.3 ст.21 и ч.3 ст.22 Федерального закона РФ «О рекламе».

Следовательно, реклама, произведенная ООО «Торговая фирма «Ежевика» распространенной на рекламных щитах на остановках общественного транспорта г. Кургана, является ненадлежащей рекламой, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе»). Заявителем не принято соответствующих мер по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации при размещении рекламы.

ООО «Торговая фирма «Ежевика» является рекламодателем, и в соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 21, ч. 3 ст. 22 Федерального закона 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу, что указанные нарушения произошли по вине заявителя, который не принял соответствующие меры по обеспечению соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

Суд полагает, что привлечение заявителя к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ административным органом произведено правомерно.

В связи с допущенными обществом нарушениями ФЗ «О рекламе», административным органом, в соответствии с предоставленными полномочиями ст. 23.48 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении № 77 от 25.12.2007 и принято постановление № 84 от 26.12.2007 о привлечении ООО «Торговая фирма «Ежевика» к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

В соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении присутствовал генеральный директор ООО «Торговая фирма «Ежевика» ФИО5 Права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, заявителю разъяснены, что отражено в тексте протокола об административном правонарушении.

О времени и месте рассмотрения материалов административного дела заявитель административным органом уведомлен, что подтверждается его подписью в протоколе об административном правонарушении от 25.12.2007 № 77. Требования ст. 25.1 КоАП РФ, предусматривающей извещение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области соблюдены.

Нарушений процессуальных требований и условий, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, заинтересованным лицом не допущено, антимонопольным органом представлены доказательства надлежащего оформления документов, в том числе и по извещению заявителя о датах и времени их оформления. Постановление заместителя руководителя УФАС по Курганской области № 84 от 26.12.2007 принято в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям закона,  с соблюдением порядка и сроков давности привлечения к административной ответственности, предусмотренных главами 28, 29 Кодекса. Размер штрафа, соответствует размеру санкции, предусмотренной ст. 14.3 КоАП РФ.

Доводы ООО «Торговая фирма «Ежевика» об отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих факт административного правонарушения, не нашли своего подтверждения.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования ООО «Торговая фирма «Ежевика» о признании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 26.12.2007 № 84 о привлечении к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей на основании ст.14.3 КоАП РФ незаконным и его отмене удовлетворению не подлежат. 

Руководствуясь статьями 167-170, 206-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления Обществу с ограниченной ответственностью «Торговая фирма «Ежевика» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 26.12.2007 № 84 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья Н.А.Обабкова

Арбитражный суд Курганской области

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган Дело № А34-24/2008

30 января 2008 г.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Обабковой Н.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «Торговая фирма «Ежевика»

заинтересованное лицо: Административный орган – Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 26.12.2007 № 84

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель ФИО1, доверенность от 01.08.2005, после перерыва явки нет,

от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность № 07 от 09.01.2008,

установил:

Руководствуясь статьями 167-170, 206-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления Обществу с ограниченной ответственностью «Торговая фирма «Ежевика» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 26.12.2007 № 84 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья Н.А.Обабкова