ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-2849/16 от 06.07.2016 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 41-84-84, факс (3522) 41-88-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело №А34-2849/2016

07 июля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 07 июля 2016 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарём Черновой И.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

акционерного общества «Энергосбытовая компания «Восток» (ОГРН <***>, ИНН <***>), в лице филиала «Энергосбыт»,

заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция (ОГРН <***>, ИНН <***>),

третье лицо: ФИО1,

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО2, доверенность от 01.03.2016 № Дв-ЭК-2016-0164; ФИО3, доверенность от 31.12.2015 № Дв-ЭК-2015-0706 - после перерыва явки нет;  

от заинтересованного лица: ФИО4, доверенность  от 02.07.2015 №7; после перерыва ФИО5,  доверенность от 05.07.2016  №3;

от третьего лица: ФИО1, паспорт;  

установил:

Акционерное общество «Энергосбытовая компания «Восток», в лице филиала «Энергосбыт» (далее – заявитель,  АО «ЭК «Восток») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления начальника Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее – заинтересованное лицо, инспекция) от 16.03.2016 № 00018 о привлечении Энергосбыт – филиал АО «ЭК «Восток» Курганское управление к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).

В обоснование данного требования заявитель указал, что отсутствует событие административного правонарушения, к административной   ответственности привлечен филиал, а не юридическое лицо.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с согласия представителей заявителя, заинтересованного и третьего лица, завершено предварительное судебное заседание, открыто судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании представители заявителя на удовлетворении данного требования настаивали по основаниям заявления. Указали, что юридическое лицо не извещено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и его рассмотрении.

Заинтересованным лицом в материалы дела представлен письменный отзыв на заявление и дополнение к отзыву, в котором инспекция против удовлетворения заявленных требований возражает. Указывает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным. В ходе административного производства по делу нарушений норм  материального и процессуального права не допущено. 

Третье лицо ФИО1 в судебное заседание представила отзыв, поддержала правовую позицию инспекции.

Судом на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв, после перерыва судебное заседание продолжено.

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в государственную жилищную инспекцию Курганской области поступило обращение ФИО1, в котором указывалось на отключение электроэнергии по адресу: ул. Криволапова, 12-129 (л.д.100).  

Государственным жилищным инспектором на основании приказа начальника Государственной жилищной инспекции от 05.02.2016 № 00204 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Энергосбыт – филиал АО «ЭК «Восток» Курганское управление на объекте проверки <...> (л.д.101).

В ходе проведения проверки выявлены нарушения регламентирующие правила предоставления коммунальных услуг, п.9 Приложение 1, п.3 в), п.31 а) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354, а именно: 08.02.2016 коммунальная услуга по электроснабжению квартиры № 129 жилого дома по ул. Криволапова, 12 в г. Кургане не представляется, нарушено бесперебойное круглосуточное энергоснабжение с допустимой продолжительностью перерыва электроснабжения 24 часа – при наличии  1 источника питания. По результатам проверки государственным инспектором составлен Акт проверки  от 01.03.2016  № 00301 (л.д.102).

Административным органом при проведении надзорных мероприятий 01.03.2016 в филиале общества Энергосбыт – филиал АО «ЭК «Восток» Курганское управление, расположенном по адресу: <...>, в действиях филиала установлены признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена   ст. 7.23 Кодекса.

01.03.2016 в отношении Энергосбыт – филиал АО «ЭК «Восток» Курганское управление составлен протокол № 00023 об административном правонарушении, предусмотренном   статьёй 7.23 Кодекса (л.д. 103).

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлена факсограмма №00309 от 29.02.2016: Энергосбыт – филиал АО «ЭК «Восток» Курганское управление полномочному представителю (л.д.116).

16.03.2016 постановлением начальника Государственной жилищной инспекции Курганской области №00018 Энергосбыт – филиал АО «ЭК «Восток» Курганское управление привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьёй 7.23 Кодекса, в виде наложения штрафа в сумме 5 000 руб. (л.д. 109). При рассмотрении присутствовал ФИО3 по доверенности  от 31.12.2015 № Дв-ЭК-2015-0706 (л.д.108).

Не согласившись с данным постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.

В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).

Согласно ст. 24.1 Кодекса задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела и разрешение его в соответствии с законом.

Изложенное означает, что привлечение к административной ответственности возможно при совокупности двух условий: доказанности состава правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности и соблюдении процедуры привлечения к ответственности.

Статьей 1.6 Кодекса установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Статья 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде   наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).

Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги.

Согласно пункту 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам. При этом в приложении N 1 к Правилам N 354 указано, что должно обеспечиваться бесперебойное круглосуточное электроснабжение; допустимая продолжительность перерыва энергоснабжения - 2 часа при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания; 24 часа при наличии 1 источника питания.

Пунктом 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в том числе за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг (подпункт "а" пункта 149 Правил N 354).

Материалами дела подтверждается, что Общество отпускает электрическую энергию для бытового потребления абоненту по адресу: <...>.

В протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушений административный орган установил, что  в ходе инспекционной проверки, проведенной с 08.02.2016 по 01.03.2016 по жилому дому №12 по ул. Криволапова в г. Кургане, выявлены  нарушения законодательства регламентирующие правила предоставления коммунальных услуг, п.9 Приложение 1, п.3 в), п.31 а) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354. Нарушение Правил №354 выразились в следующем: коммунальная услуга по электроснабжению квартиры № 129 жилого дома по ул. Криволапова, 12 в г. Кургане не представляется, нарушено бесперебойное круглосуточное энергоснабжение с допустимой продолжительностью перерыва электроснабжения 24 часа – при наличии  1 источника питания. Лицом ответственным за соблюдение коммунальной услуги по электроснабжению является  Энергосбыт – филиал АО «ЭК «Восток». Нарушение требований, указанных нормативно-правовых  актов, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса. Таким образом, 01.03.2016 в 11.20 час. Энергосбыт – филиал АО «ЭК «Восток» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.7.23 Кодекса нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, т.е нарушение режима обеспечения населения коммунальной услугой по электроснабжению.

Как следует из текста протокола об административном правонарушении, дело об административном правонарушении возбуждено в отношении филиала общества, согласно тексту оспариваемого постановления к административной ответственности за вмененное правонарушение привлечен именно филиал общества.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 2.10 Кодекса юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II данного Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, по смыслу статей 2.1, 2.10 Кодекса субъектами административной ответственности могут быть граждане, должностные и юридические лица, филиал юридического лица или его структурное подразделение субъектом административной ответственности не является.

Следовательно, за административные правонарушения, связанные с деятельностью филиала, несет административную ответственность юридическое лицо.

В силу действия статьи 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственном хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

В силу действия статьи 55 ГК РФ, представительства или филиалы - обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, которые представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту (представительства) или осуществляют все функции или их часть, в том числе функции представительства (филиалы).

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Обособленными подразделениями юридического лица являются представительства и филиалы, что следует из статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений.

Вместе с тем, как следует из материалов дела об административном правонарушении и не оспорено представителями лиц, участвующих в деле, производство по делу об административном правонарушении по статье 7.23 Кодекса  инспекцией было возбуждено путем составления протокола об административном правонарушении в отношении правонарушителя – Энергосбыт – филиал АО «ЭК «Восток» Курганское управление, юридический адрес: <...>, фактический адрес: <...>. 

Как следует из материалов дела, административным органом дело об административном правонарушении также рассмотрено не в отношении юридического лица – акционерного общества «Энергосбытовая компания «Восток», а в отношении Энергосбыт – филиал АО «ЭК «Восток» Курганское управление.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 14.04.2016 акционерное общество «Энергосбытовая компания «Восток» является юридическим лицом и расположено по юридическому адресу: <...> (л.д.34-54). 

Энергосбыт – филиал АО «ЭК «Восток» не обладает статусом самостоятельного юридического лица и является филиалом общества, соответственно, не может быть самостоятельным субъектом ответственности и стороной по делу в суде.

Указанное обстоятельство в суде  представителями лиц, участвующих в деле также не оспаривалось.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении акционерного общества «Энергосбытовая компания «Восток»  инспекцией не возбуждалось.

Административный орган не оспаривает, и из совокупности всех представленных в материалы дела документов следует, что к административной ответственности привлечен именно филиал общества.

Представитель общества пояснил, что юридическое лицо не извещалось, извещение было адресовано Энергосбыт – филиал АО «ЭК «Восток» Курганское управление полномочному представителю.

В силу статьи 28.2 Кодекса   (части 3 - 5) при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Приведенные правовые нормы должны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.

В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 46 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. При этом существенный характер процессуальных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.02.2004 №12133/03).

При рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 24 названного постановления Пленума ВАС РФ N 10).

Законными представителями юридического лица в соответствии с частью 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым, поэтому представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является и его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Из пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не относится к существенным недостаткам протокола только в случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления.

По смыслу положений пункта 4 частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом разъяснений высших судебных органов составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя привлекаемого к ответственности юридического лица является существенным нарушением, если это лицо не было надлежащим образом извещено о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия.

Таким образом, направление извещения (факсограмма №00309 от 29.02.2016) в адрес Энергосбыт – филиал АО «ЭК «Восток» Курганское управление полномочному представителю, является ненадлежащим извещением самого юридического лица (л.д.116).

Представитель инспекции в судебном заседании указанные фактические обстоятельства дела не оспорил, доказательств, подтверждающих обратное, не представил.

Как следует из протокола об административном правонарушении, при составлении протокола присутствовал представитель ФИО3 действующий на основании доверенности от 31.12.2015 № Дв-ЭК-2015-0706. Доказательств извещения законного представителя общества о составлении протокола об административном правонарушении, о рассмотрении материалов дела административным органом во исполнение ч. 4 ст. 210 АПК РФ не представлено.

Нарушение порядка привлечения общества к административной ответственности, выразившееся в неизвещении общества на составление протокола об административном правонарушении, о рассмотрении дела является безусловным основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности.

Учитывая указанные обстоятельства, доводы заинтересованного лица, изложенные в отзывах и приведенные в судебном заседании, подлежат отклонению.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление административного органа   подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

решил: 

Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Курганской области от 16.03.2016 № 00018 о привлечении Энергосбыт – филиал АО «ЭК «Восток» Курганское управление к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме)  через Арбитражный суд Курганской области.

 Судья

Н.А. Обабкова