АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курган Дело № А34-3027/2011
09 августа 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 09 августа 2011 года.
Арбитражный суд Курганской области
в составе: судьи Пшеничниковой И.А., при ведении протокола предварительного судебного заседания помощником судьи Пановой И.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>)
к Обществу с ограниченной ответственностью «Маршрутное такси Автолайт плюс» (ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 09.03.2011,
от лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении: ФИО2 – представитель по доверенности от 19.02.2010.
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Маршрутное такси Автолайт плюс» (далее – ООО «Маршрутное такси Автолайт плюс», Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.
Представители заявителя и ООО «Маршрутное такси Автолайт плюс» не возражали против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
Изучив имеющиеся материалы и принимая во внимание мнение сторон, суд на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, указав, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки деятельности ООО «Маршрутное такси Автолайт плюс» выявлены нарушения требований лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом. Допущенные нарушения создавали угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, в связи с чем просила назначить административное наказание в виде штрафа в пределах санкции части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель ООО «Маршрутное такси Автолайт плюс» факты нарушения Обществом лицензионных требований признал, пояснил, что указанные нарушения в настоящее время устранены: с водителями проведен специальный инструктаж, путевые листы оформляются согласно предъявляемым к ним требованиям, принимаются меры к соблюдению режима труда и отдыха водителей. Просил назначить минимально возможное наказание.
Заслушав объяснения представителей заявителя и лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, изучив материалы дела, суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «Маршрутное такси Автолайт плюс» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***> (лист дела 12).
Согласно пункту 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 №637, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Федеральной службой по надзору в сфере транспорта ООО «Маршрутное такси Автолайт плюс» 27.01.2004 выдана лицензия №АСС-45-008030 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозки более 8 человек. Срок действия лицензии продлён до 28.01.2014 (лист дела 13).
На основании приказа Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 21.06.2011 № 259 21 августа 2011 года была проведена внеплановая проверка соблюдения Обществом требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами по организации и осуществлению лицензируемого вида деятельности - перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Внеплановая проверка была проведена в связи с получением информации ОГИБДД УВД по г.Кургану от 21.06.2011 № 86/1569 (лист дела 11) о дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащего ООО «Маршрутное такси Автолайт плюс» транспортного средства ПАЗ 32053, государственный номер <***>.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 30.06.2011 № 67 и протокол об административном правонарушении от 30.06.2011 № 000263.
Протокол об административном правонарушении от 30.06.2011 № 000263 вместе с другими материалами административного дела, в соответствии со статьями 23.1, 28.3, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Маршрутное такси Автолайт плюс» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Рассмотрев требование административного органа о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Маршрутное такси Автолайт плюс» к административной ответственности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт наложение штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч рублей до сорока тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составляются должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, пунктами 5.2 и 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет лицензирование перевозок пассажиров, а также имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность. При этом Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта).
Исходя из этого, заявитель как лицензирующий орган уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено понятие «лицензионные требования и условия» как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. При этом под «лицензируемым видом деятельности» понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, является лицензируемым видом деятельности. Порядок и условия лицензирования указанной деятельности определён Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637.
В силу пункта 4 указанного Положения к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров относятся: наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении (подпункт «а»); соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»); соблюдение лицензиатом установленных статьёй 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»); наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование (подпункт «е»).
В силу пункта 2.3.4. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 обеспечение водителей автобусов информацией об условиях движения и работы на маршруте производится владельцами автобусов.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, с участием принадлежащих им транспортных средств.
В силу пункта 6 Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом, утвержденного Минтрансом РСФСР 20.01.1986 (РД-200-РСФСР-12-0071-86-09) при получении информации о совершенных происшествиях со всеми водителями проводится специальный инструктаж.
В нарушение указанных норм обществом с ограниченной ответственностью «Маршрутное такси Автолайт плюс» не проведен специальный инструктаж с водительским составом по факту получения информации от ГИБДД о дорожно-транспортном происшествии, совершенном водителем ФИО3 10.06.2011, что подтверждается актом проверки от 30.06.2011. № 67 (л.д. 19), протоколом об административном правонарушении от 30.06.2011 № 000263 (л.д. 6), журналом регистрации инструктажа по безопасности движения с водительским составом (л.д. 24-26), информацией ОГИБДД УВД по г. Кургану о совершенных ДТП от 21.06.2011 (л.д. 11).
В нарушение подпункта «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, пункта 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей,утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 12 часов, продолжительность ежедневной работы (смены) водителя ФИО4 27.06.2011 составила 14 часов 18 минут, водителя ФИО5 27.06.2011 составила 15 часов 06 минут, что подтверждается путевыми листами №№ 652, 646, от 27.06.2011, (л.д. 28-29), машинным расписанием № 5 маршрута № 395 «1мкрн-ОАО «Русич», № 1 маршрута № 311 «1мкрн-ОАО Синтез (л.д. 33-34), актом проверки от 30.06.2011. № 67 (л.д. 19), протоколом об административном правонарушении от 30.06.2011 № 000263 (л.д. 6).
Пунктом 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, установлено, что при суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю.
В нарушение подпункта «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, пункта 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей при суммированном учете рабочего времени водителей осуществляющих городские перевозки пассажиров по маршруту № 395 «1мкрн-ОАО Русич», № 311 «1мкрн-ОАО Синтез», время управления автомобилем в течение ежедневной работы (смены) водителя ФИО4 27.06.2011 составило 11 часов; водителя ФИО6 27.06.2011 составило 13 часов 07 минут, что подтверждается актом проверки от 30.06.2011 № 67 (л.д.19), путевыми листами №№ 652, 646 от 27.06.2011(л.д. 28-29), протоколом об административном правонарушении от 30.06.2011 № 000263 (л.д. 6), машинным расписанием № 5 маршрута № 395 «1мкрн-ОАО «Русич», № 1 маршрута № 311 «1мкрн-ОАО Синтез (л.д. 33-34).
В нарушение подпункта «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, подпунктов 3, 4 пункта 6, пункта 13 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152, в путевых листах № 341 от 15.06.2011, № 363 от 15.06.2011, № 353 от 15.06.2011, № 652 от 27.06.2011; 646 от 27.06.2011 отсутствуют сведения о водителе (имя и отчество), а также сведения о медицинском работнике (отчество), проводившим предрейсовый медосмотр, что подтверждается актом проверки от 30.06.2011 № 67 (л.д.19), путевыми листами (л.д. 28-32), протоколом об административном правонарушении от 30.06.2011 № 000263 (л.д. 6).
Таким образом, факты нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Маршрутное такси Автолайт плюс»требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности (перевозки пассажиров автомобильным транспортом) нашли подтверждение в ходе судебного разбирательства. Пояснения, данные в ходе судебного разбирательства представителем ООО «Маршрутное такси Автолайт плюс», свидетельствуют о признании факта совершения административного правонарушения.
Нарушений со стороны заявителя требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении и вынесении протокола об административном правонарушении судом не установлено.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества с ограниченной ответственностью «Маршрутное такси Автолайт плюс» заключается в нарушении условий и требований выданной ему лицензии № АСС-45-008030 от 27.01.2004 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом: несоблюдении требований к оформлению путевой документации, установлению режима труда и отдыха водителей, проведению специальных инструктажей по безопасности дорожного движения.
Доказательств отсутствия возможности соблюдения законодательно установленных требований к осуществлению данного вида деятельности предприятием в материалы дела не представлено.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения предприятия от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд не находит, поскольку в силу статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» выявленные в ходе проверки нарушения, в частности связанные с нарушением режима труда и отдыха водителей, непосредственно влияют на обеспечение безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств. Также судом учитывается основание проведения внеплановой проверки общества.
С учётом того, что ранее предприятие к административной ответственности в области предпринимательской деятельности, в том числе по статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не привлекалось (указанных обстоятельств заявителем не установлено, в материалах дела не содержится), факт совершения правонарушения предприятием признаётся, приняты меры к устранению выявленных нарушений, суд считает возможным назначить Обществу с ограниченной ответственностью «Маршрутное такси Автолайт плюс» административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей, что соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Пунктом 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что при назначении наказания в виде административного штрафа суд, руководствуясь статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направляет исполнительный лист на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту нахождения (жительства) лица, привлеченного к административной ответственности.
Исполнительный лист направляется в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Исходя из этого, в случае уплаты штрафа в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу, Обществу с ограниченной ответственностью «Маршрутное такси Автолайт плюс» следует сообщить об этом суду, в противном случае будет выписан исполнительный лист и направлен на исполнение в службу судебных приставов по месту жительства предпринимателя.
Наименование получателя штрафа: Управление Федерального казначейства по Курганской области (УГАДН по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) ИНН/КПП <***>/450101001 Номер счета получателя платежа: 40101810000000010002 Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Курганской области г. Курган БИК 043735001 КБК 10611690040040000140 Код ОКАТО: 37401000000.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Маршрутное такси Автолайт плюс» удовлетворить.
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Маршрутное такси Автолайт плюс», зарегистрированное в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером в Едином государственном реестре юридических лиц <***>; находящееся по адресу: <...>, к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 30000 рублей на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционные жалобы подаются через Арбитражный суд Курганской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://18aas.arbitr.ru).
Судья И.А.Пшеничникова