Именем Российской Федерации
«14» сентября 2007 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 14 сентября 2007 года.
Арбитражный суд Курганской области
в составе судьи Петровой Ирины Геннадьевны,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антимоновым П.Ф.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к Обществу с ограниченной ответственностью «ПАТП-2»
о привлечении к административной ответственности,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 14.02.2007,
от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО2, директор, приказ №99 от 05.06.2007,
ФИО3, представитель по доверенности от 27.08.2007
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «ПАТП-2» (далее: ООО «ПАТП-2») к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
В судебном заседании представитель заявителя представила дополнительное заявление с обоснованием заявленных требований.
Представители лица, привлекаемого к административной ответственности представили копии водительских удостоверений.
Документы приобщены к материалам дела.
Требование о привлечении ООО «ПАТП-2» к административной ответственности представитель заявителя поддержал.
Представители ООО «ПАТП-2» факт правонарушения не признали, указали на наличие договора обязательного личного страхования пассажиров автомобильного транспорта и на то, что контролеры технического состояния не относятся к лицам, указанным в Приказе Министерства транспорта Российской Федерации №75 от 22.06.1998.
Заслушав объяснения представителей заявителя и лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив материалы дела, суд установил, что ООО «ПАТП-2» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Курганской области 24.12.2005 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 1054560017357, свидетельство серии 45 № 000433453 (л.д.8).
Управлением государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ООО «ПАТП-2» выдана лицензия АСС 45 008580 от 20.01.2006 на перевозку пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации. Срок действия лицензии с 23.01.2006 по 23.01.2011 (л.д.7).
На основании приказа начальника Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области от 03.08.2007 № 765 государственным инспектором ФИО4 14.08.2007 осуществлена плановая проверка выполнения ООО «ПАТП-2» лицензионных обязательств по соблюдению требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в области лицензируемого вида деятельности.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки № 529 от 14.08.2007 (л.д.10-13), протокол об административном правонарушении № 000010 от 14.08.2007 (л.д.6), в которых зафиксированы следующие нарушения: 1) квалификация специалистов предприятия не отвечает установленным требованиям;
2) при осуществлении перевозок пассажиров на междугороднем маршруте отсутствует договор обязательного личного страхования пассажиров.
Протокол об административном правонарушении №000010 от 14.08.2007 вместе с другими материалами административного дела в соответствии со статьями 23.1, 28.3, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «ПАТП-2» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Рассмотрев требование административного органа о привлечении ООО «ПАТП-2» к административной ответственности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Пунктами 4, 5.2.6 и 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398, предусмотрено, что территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осуществляют лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом, а также имеют право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.
Исходя из этого, заявитель уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, рассматривают судьи арбитражных судов.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено понятие «лицензионные требования и условия» как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. При этом под «лицензируемым видом деятельности» понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозка пассажиров автомобильным транспортом является лицензируемым видом деятельности. Порядок и условия лицензирования указанной деятельности определен Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 указанного Положения к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом отнесены выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.06.1998 №75 профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем образовании автомобильного профиля по указанным специальностям или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».
В нарушение указанного требования квалификация контролеров технического состояния автотранспортных средств ФИО5, ФИО6 не соответствует требованиям указанного Приказа.
Довод лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что требования, утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации №75 от 22.06.1998, не распространяются на контролеров технического состояния автотранспортных средств, является ошибочным, по следующим основаниям.
В силу подпункта «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 лицензиат должен иметь в штате работников необходимой квалификации, том числе и для осуществления технического обслуживания транспортных средств.
В соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, квалификация специалиста юридического лица или индивидуального предпринимателя определяется знаниями и опытом, необходимыми для организации и осуществления грузовых или пассажирских автомобильных перевозок, обеспечение требуемого уровня технического состояния подвижного состава безопасности движения.
В соответствии с перечнем специальностей по диплому об образовании содержащимся в Квалификационных требованиях к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, для
осуществления технического обслуживания и ремонта автомобилей и двигателей требуется среднее специальное образование.
Частями 1,2 статьи 16 «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995,установлено, что техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
В соответствии с представленной должностной инструкцией контролера технического состояния автотранспортных средств ООО «ПАТП-2», контролер технического состояния автотранспортных средств осуществляет контроль за техническим состоянием подвижного состава перед выпуском на линию и при возращении с линии, обеспечивает своевременный выпуск подвижного состава на линию.
Контролер технического состояния автотранспортных средств обязан принимать подвижной состав, возвращающийся с линии, производить осмотр и проверку его технического состояния, выпускать на линию подвижной состав в технически исправном состоянии в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.
Контролер технического состояния автотранспортных средств несет ответственность за выпуск на линию технически неисправного подвижного транспорта (л.д.52-54).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что должностное лицо организации, ответственное за техническое состояние транспортных средств, обладающее компетенций осуществления допуска автотранспортного средства к дорожному движению, принимает участие в осуществлении лицензируемого вида деятельности – перевозки автомобильным транспортом, и должно обладать необходимой квалификацией, которая может подтверждаться только документами, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.06.1998 №75.
Довод лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что о необходимых знаниях и опыте своих работников свидетельствует получение водительского удостоверения и наличие профессии водителя, суд находит необоснованными, поскольку водительское удостоверение подтверждает только право управления транспортными средствами.
Профессия «Водитель транспортного средства категории («А», «В», «С», «D», «Е») в соответствии со Стандартами начального профессионального образования Российской Федерации по профессиям водителей транспортных средств категорий «А», «В», «С», «D», «Е», утвержденными Минобразованием РФ от 15.10.1996, относится к категории начального профессионального образования.
Представленные удостоверения о прохождении обучения по программе: «Безопасность дорожного движения на автомобильном транспорте» сами по себе не являются доказательством надлежащей квалификации работника, а только подтверждают тот факт, что работник в
соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, прошел обязательное (не реже одного раза в пять лет) повышение квалификации.
Факт правонарушения подтверждается следующими материалами дела: актом проверки №529 от 14.08.2007 (л.д.10-13), протоколом об административном правонарушении №000010 от 14.08.2007 (л.д.6), данными о составе и квалификации специалистов по лицензируемому виду деятельности и обеспечению безопасности дорожного движения (л.д.43), должностной инструкцией контролера технического состояния автотранспортных средств ООО «ПАТП-2» (л.д.52-54).
Вместе с тем, суд находит обоснованным довод лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что договор обязательного личного страхования пассажиров автомобильного транспорта у Общества на момент проверки имелся, следовательно, указание на данное нарушение Обществом лицензионных требований, является необоснованным.
Факт наличия договора обязательного личного страхования пассажиров автомобильного транспорта №5300/068/Г059/06 от 01.01.2006, заключенный ООО «ПАТП-2» с одной стороны и ОАО «АльфаСтрахование» не опровергнут заявителем. В соответствии с ответом Курганского филиала ОАО «АльфаСтрахования» от 08.09.2007 исх.№ 860, действие указанного договора продлено до 31.12.2007.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от тридцати до сорока тысяч рублей.
Факт нарушения ООО «ПАТП-2» лицензионных требований, выразившихся в допуске к осуществлению перевозок автотранспортными средствами специалистов, без подтверждения соответствия установленной нормативными актами квалификации, установлен судом.
Следовательно, в действиях ООО «ПАТП-2» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, заявление Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта подлежит удовлетворению.
При назначении административного наказания суд считает возможным применить санкцию в виде минимального размера штрафа, установленного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц, то есть в размере 30 000 руб., с учетом привлечения к административной ответственности впервые.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта удовлетворить.
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «ПАТП-2», зарегистрированное в качестве юридического лица, о чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Курганской области 24.12.2005 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 1054560017357, свидетельство серии 45 № 000433453, юридический адрес: <...>, к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Реквизиты для уплаты административного штрафа: наименование получателя штрафа – Управление Федерального казначейства по Курганской области (УГДН по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) ИНН <***>, КПП 450101001, номер счета получателя платежа : 40101810000000010002, наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Курганской области, г.Курган, БИК 043735001, КБК 10611690040040000140 Код ОКАТО: 37401000000).
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr. ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья И.Г.Петрова