ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-3290/10 от 17.08.2010 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

24 августа 2010 г.                                    Дело А34-3290/2010

Резолютивная часть объявлена 17 августа 2010 года.

Решение изготовлено в полном объеме 24 августа 2010 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Губановой Е.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Масленниковой Е.П.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального предприятия муниципального образования – город Шадринск «Водоканал»

заинтересованное лицо: Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя: Кудрявцева Н.С., доверенность от 16.04.2010

от заинтересованного лица: Вожжиков А.С., доверенность № М-1684 от 21.05.2010

                                        у с т а н о в и л:

Муниципальное предприятие муниципального образования – город Шадринск «Водоканал» (далее – заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением об оспаривании постановления Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области (далее – Департамент, административный орган) от 16.06.2010 № 07-10 о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) в виде взыскания административного штрафа в размере 100000 рублей.

В обоснование своих требований заявитель указал, что оспариваемое постановление является незаконным, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность предприятия направлять извещение о начале работ по переоборудованию объекта капитального строительства из здания мастерской в газовую котельную и газопровода низкого давления. Оспариваемое постановление вынесено Департаментом с нарушением двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса.

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивал. Суду пояснил, что согласно свидетельству о регистрации от 31.07.2009 система газопотребления предприятия, как опасный производственный объект, внесена в государственный реестр опасных производственных объектов. В связи с этим, в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» все контрольные и надзорные мероприятия, связанные с опасными производственными объектами, возложены на Ростехнадзор. Следовательно, обязанность направлять извещение о начале строительства газопровода Департаменту у заявителя отсутствует. Данное уведомление должно быть направлено в адрес Ростехнадзора строительно-монтажной организацией. Также пояснил, что  согласно пункту 39 статьи 28.3 Кодекса, Департамент не является компетентным лицом, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении и принятие оспариваемого постановления.

Заинтересованным лицом представлен отзыв, в котором Департамент указывает, что в удовлетворении заявления общества следует отказать. В данном отзыве Департамент указал, что в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации созданный заявителем объект капитального строительства – «Сооружение – газопровод низкого давления», входит в перечень объектов, при строительстве которых осуществляется государственный строительный надзор. Департамент является уполномоченным органом на осуществление государственного строительного надзора на территории Курганской области в силу постановления Правительства Курганской области «О Департаменте строительства, экспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области» от 24.06.2007 № 318. Заявитель, указывает Департамент, сообщил о начале строительства объекта только 13.05.2010, указав дату начала строительства - 12.12.2008. Тем самым срок извещения органа государственного строительного надзора предприятие нарушило 13.05.2010, именно эта дата является датой совершения административного правонарушения, ранее каких-либо извещений о начале строительства объекта в адрес Департамента не поступало.

В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы отзыва. Пояснил, что срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен, оспариваемое постановление принято в соответствии в  со статьей 4.5 Кодекса.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 13.05.2010 в адрес Департамента предприятием направлено извещение об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства – сооружение – газопровод низкого давления по проектной документации № 3076, выполненной ГУП ПИ «Кургангражданпроект» в 2007 году, протяженностью 263,9 м расположенного в г. Шадринске по ул. Луначарского, 42 (л.д. 87).

21.05.2010 сотрудником Департамента на имя директора Департамента составлена служебная записка о направлении в Департамент 13.05.2010 заявителем извещения об окончании строительства Сооружения – газопровода низкого давления, застройщиком которого является Муниципальное предприятие муниципального образования – город Шадринск «Водоканал», расположенного по адресу: г. Шадринск, ул. Луначарского, 42. Строительство и реконструкция указанного объекта осуществлялась с декабря 2008, извещение о начале работ на указанном объекте своевременно не было направлено и на сегодняшний день отсутствует. Строительство объекта проводилось без осуществления государственного строительного  надзора (л.д. 80).

На основании данной служебной записки 03.06.2010 Департаментом в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.5 Кодекса (л.д. 70).

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении предприятие извещено надлежащим образом. Указанные обстоятельства подтверждаются извещением Департамента от 24.05.2010 № 57-и, врученного заявителю согласно уведомлению органа почтовой связи 27.05.2010 (л.д. 76-77). При составлении протокола присутствовал главный инженер предприятия Ворошнин А.С., действующий на основании доверенности от 28.05.2010.

16.06.2010 постановлением Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области № 07-10 заявитель привлечен к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.5 Кодекса в виде штрафа в сумме 100000 рублей (л.д.67).

Дело рассмотрено в отсутствие законного представителя заявителя. О времени и месте рассмотрения материалов дела предприятие извещено надлежащим образом, о чем свидетельствует определение Департамента о назначении времени и места рассмотрения дела от 04.06.2010. Указанное определение вручено заявителю органом почтовой связи 09.06.2010 (л.д. 74-75).

Частью 2 статьи 9.5 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от 100 до 300 тысяч рублей.

Согласно части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее, чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы: 1) копия разрешения на строительство; 2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства; 3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; 4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ; 5) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 23.56 Кодекса органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4 и 9.5 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

К объектам капитального строительства пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесены здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования; отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами; отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Согласно части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

В пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительства, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения), указанных в статье 48.1 Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов.

В силу подпункта «а» пункта 11 статьи 48.1 к опасным производственным объектам относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"). Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно.

В соответствии с пунктом 2 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 (далее – Положение) государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы.

В силу пункта 5 названного Положения государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора (далее - органы государственного строительного надзора).

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 6 Положения).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в пункте 6 настоящего Положения, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (пункт 7 Положения).

Таким образом, в силу выше приведенных правовых норм, сооружение - газопровод низкого давления, не относится к опасным объектам и является объектом государственного строительного надзора исполнительного органа субъекта Российской Федерации, а не Ростехнадзора.

Из материалов дела (проектной документации «Кургангражданпроект», л.д. 16-34), следует, что объект капитального строительства сооружение – газопровод, строительство которого осуществлял заявитель, является  газопроводом низкого давления.

27.06.2007 Управлением государственной экспертизы Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области составлено заключение по рабочему проекту 3076 «Газопровод и котельная по ул. Луначарского, 42 в г. Шадринске» (л.д.89-91).

В соответствии с Положением «О Департаменте строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области», утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 24.07.2007 № 318, в функции Департамента входит осуществление государственного строительного надзора на территории Курганской области в соответствии с действующим законодательством (л.д. 97-100).

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса обстоятельства совершения административного правонарушения устанавливаются протоколом об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 29.10 Кодекса в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и мотивированное решение по делу.

Департаментом в нарушение статей 28.2, 29.10 Кодекса ни в протоколе об административном правонарушении, ни в обжалуемом постановлении, ни в служебной записке не установлены обстоятельства события вменяемого заявителю правонарушения: не указано описание объекта капитального строительства, протяженность, расположение относительно других объектов, из какого строительного материала изготовлен данный объект.

При указанных обстоятельствах, оспариваемое постановление не содержит мотивированного решения по делу.

Таким образом, Департаментом не представлено доказательств о наличии события административного правонарушения.

Согласно статье 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Длящимся является такое правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.

Часть 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает предельный срок для представления застройщиком или заказчиком в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора органы извещения о начале строительства.

Согласно Общему журналу работ предприятия по строительству сооружения – газопровода низкого давления строительство указанного объекта начато 12.12.2008, следовательно, извещение о начале строительства заявитель, являясь застройщиком, должен был направить не позднее 23.12.2008 (л.д. 95-96).

В связи с этим в установленный названным кодексом срок предприятие данное требование не выполнило.

Рассматриваемое административное правонарушение не является длящимся, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения правонарушения, а не с момента его обнаружения. Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено по истечении двухмесячного срока давности (23.02.2009) привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса.

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса исключает производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах Департамент необоснованно привлек общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.5 Кодекса, в связи с истечением срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Указанные выше обстоятельства носят существенный характер, поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, возможность их устранения отсутствует.

Исходя из изложенного, оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.

Учитывая вышеуказанное, доводы заинтересованного лица, изложенные в отзыве и приведенные в судебном заседании, о том, что им соблюдены требования части 1 статьи 4.5 Кодекса подлежат отклонению.

То обстоятельство, что правонарушение не было своевременно выявлено, не может служить основанием для его квалификации в качестве длящегося, поскольку, осуществляя контроль за соблюдением требований нормативных документов в области строительства, соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан своевременно выявлять и пресекать правонарушения в этой области и принимать меры для привлечения виновных лиц к установленной законодательством ответственности.

Доводы заявителя о том, что сооружение – газопровод низкого давления относится к опасным производственным объектам документально не подтверждены. Согласно представленному предприятием в дело свидетельству о регистрации от 31.07.2009 № А55-01380 в государственном реестре опасных производственных объектов зарегистрированы участок транспортный и система газопотребления предприятия. Сведений о регистрации газопровода низкого давления указанное свидетельство не содержит. Согласно вышеназванным правовым нормам сооружение - газопровод низкого давления не относится к опасным объектам.

В силу вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления предприятия.

На основании изложенного, руководствуясь статей 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

                                              решил:

Признать незаконным и отменить постановление Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области от 16.06.2010 № 07-10 о привлечении Муниципального предприятия муниципального образования – город Шадринск «Водоканал» к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 100000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                            Е.И.Губанова