АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Курган
Резолютивная часть решения объявлена 23.08.2006 г.
Решение изготовлено в полном объеме 25.08.2006 г.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Губановой Е.И.
при ведении протокола судебного заседания судьей Губановой Е.И.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
заинтересованное лицо: Главный государственный инспектор отдела по экологическому надзору Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курганской области ФИО2
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя: явки нет
от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность от 03.07.2006 г.
у с т а н о в и л:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд Курганской области с заявлением об оспаривании постановления Главного государственного инспектора отдела по экологическому надзору Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курганской области ФИО2 от 05.07.2006 г. № 126 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в сумме 2000 рублей.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что в его действиях отсутствует состав правонарушения. Оспариваемое решение не соответствует ст. 11, ч. 3 ст. 18 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилам разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 г. № 461, нарушает имущественные права заявителя. Заявитель арендует магазин «Канцлер», осуществляет торговлю канцелярскими товарами, но при этом его деятельность не связана с обращением с отходами, упаковка из- под товаров возвращается поставщикам, имеется договор с МУП ЖКХ «Гарант» на услуги по вывозу мусора. Учитывая вид деятельности заявителя, разработать проект образования отходов и лимитов на размещение отходов не возможно.
В судебное заседание заявитель не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя заявителя. О времени и месте проведения судебного заседания предприниматель извещен надлежащим образом. В порядке ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании и в представленных отзыве и дополнении к отзыву против удовлетворения заявления возражал, по доводам, указанным в отзыве и дополнении к нему.
Рассмотрев материалы дела, заслушав мнение заинтересованного лица, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, прокуратурой Мишкинского района Курганской области проведена проверка исполнения законодательства об экологической безопасности предпринимателем ФИО1 В ходе проверки выявлены нарушения положений ст.ст. 19, 24, 34 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», выразившиеся в отсутствии нормативов образования отходов при эксплуатации магазина «Канцлер», расположенного в <...>.
По результатам проверки и.о. прокурора в отношении предпринимателя ФИО1 вынесено постановление от 21.06.2006 г. о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ.
На основании указанного постановления прокуратуры Главный государственный инспектор отдела по экологическому надзору Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курганской области ФИО2 постановлением от 05.07.2006 г. № 126 привлек предпринимателя ФИО1 к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 2000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 34 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В статье 11 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В силу ст. 18 вышеуказанного Закона в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам осуществляется деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Из положений ст. 19 того же Федерального закона следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации объектов обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся отходов, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 г. № 461 «О правилах разработки и утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (п. 2 Правил).
Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом, классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории (п. 3 Правил).
В соответствии с п.п. 4, 5 Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, на основании Методических указаний Министерства природных ресурсов РФ разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимиты на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Минприроды (ныне эти функции переданы Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курганской области).
Административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, планировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов установлена в ст. 8.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, предприниматель арендует магазин «Канцлер», осуществляет торговлю канцелярскими товарами. При эксплуатации магазина образуются отходы потребления хозяйственно-бытового характера, которые вывозятся из магазина МУП ЖКХ «Гарант» на свалку согласно Договору на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг, услуги по вывозке мусора оплачиваются предпринимателем. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и заявителем.
Исходя из указанного, в действиях предпринимателя имеется состав правонарушения, предусмотренный ст. 8.1 КоАП РФ. Предприниматель правомерно привлечен к административной ответственности по указанной статье Кодекса за несоблюдение экологических требований при эксплуатации магазина «Канцлер», поскольку на момент проверки у заявителя отсутствовали нормативы образования отходов. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела (постановлением прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении от 21.06.2006 г., объяснением предпринимателя).
Доводы заявителя о том, что у него отсутствует возможность и обязанность разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов потребления, поскольку он не занимается производственной деятельностью, осуществляет торговлю канцелярскими товарами, деятельность заявителя не связана с обращением с отходами, подлежат отклонению.
Согласно ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее отходы) – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии с классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 02.12.2002 № 786, отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (код 9120120001005);отходы, подобные коммунальным (код 91200000 00 000); мусор от бытовых помещений организаций несортированный (код 91200400 01 004). То есть, отходы образуются не только от производственной деятельности. Согласно материалам дела у заявителя образуются отходы при эксплуатации магазина.
Согласно п. 9 Методических указаний, утвержденных Приказом Минприроды от 11.03.2002 г. № 115 для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы разработка проектов образования отходов и лимитов на их размещение по решению территориального органа МПР России может осуществляться по упрощенной форме.
Таким образом, обязанность и возможность заявителя разработать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение установлены вышеуказанными Федеральными закона и нормативными правовыми актами.
Довод заявителя о том, что согласно Правил от 16.06.2000 г. № 461 проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение представляют только предприниматели, являющиеся пользователями недр, горно-добывающих, горно-перерабатывающих производств, судом отклоняется.
В соответствии с п. 6 указанных Правил лимиты на размещение отходов горно-добывающих и горно-перерабатывающих производств, а также на размещение отходов в недрах утверждаются территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации при выдаче лицензии на пользование недрами. То есть, Правила определяют условия утверждения лимитов на размещение отходов для предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в данной области, а обязанность разработать проект нормативов образования отходов и лимиты на размещение конкретного вида отходов определена экологическим законодательством.
Доказательств нарушения прав и законных интересов заявителем не представлено.
Учитывая указанные выше обстоятельства, заявление предпринимателя ФИО1 не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Решил:
В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Главного государственного инспектора отдела по экологическому надзору Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курганской области ФИО2 от 05.07.2006 г. № 126 о привлечении к административной ответственности предпринимателя ФИО1 по ст. 8.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 2000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Курганской области в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья Е.И.Губанова