ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-3574/06 от 23.08.2006 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Курган

Резолютивная часть решения объявлена 23.08.2006 г.

Решение изготовлено в полном объеме 25.08.2006 г.

    Арбитражный суд  Курганской области в составе судьи Губановой Е.И.

при ведении протокола судебного заседания судьей Губановой Е.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1

заинтересованное лицо:  Главный государственный инспектор отдела по экологическому надзору Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курганской области ФИО2

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя: явки нет

от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность от 03.07.2006 г.

                                                               у с т а  н о в и л:

     Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд Курганской области с заявлением об оспаривании постановления Главного государственного инспектора отдела по экологическому надзору Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курганской области ФИО2 от 05.07.2006 г. № 126 о привлечении к административной ответственности по   ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в сумме 2000 рублей.

     В обоснование заявленных требований заявитель указал, что в его действиях отсутствует состав правонарушения. Оспариваемое решение не соответствует ст. 11, ч. 3 ст. 18 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилам разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением  Правительства РФ от 16.06.2000 г. № 461, нарушает имущественные права заявителя. Заявитель арендует магазин «Канцлер», осуществляет торговлю канцелярскими товарами, но при этом его деятельность не связана с обращением с отходами, упаковка из- под товаров возвращается поставщикам, имеется договор с МУП ЖКХ «Гарант» на услуги по вывозу мусора. Учитывая вид деятельности заявителя, разработать проект образования отходов и лимитов на размещение отходов не возможно.

       В судебное заседание заявитель не явился, представил  ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя заявителя. О времени и месте проведения судебного заседания предприниматель извещен надлежащим образом. В порядке ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.

       Представитель заинтересованного лица в судебном заседании и в представленных отзыве  и дополнении к отзыву против удовлетворения заявления возражал, по доводам, указанным в отзыве и дополнении к нему.

     Рассмотрев материалы дела, заслушав мнение заинтересованного лица, суд приходит к следующему.

     Как видно из материалов дела, прокуратурой Мишкинского района Курганской области проведена проверка исполнения законодательства об экологической безопасности предпринимателем ФИО1 В ходе проверки выявлены нарушения  положений ст.ст. 19, 24, 34 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», выразившиеся в отсутствии нормативов образования отходов при эксплуатации магазина «Канцлер», расположенного в <...>.

    По результатам проверки и.о. прокурора в отношении предпринимателя ФИО1 вынесено постановление от 21.06.2006 г. о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ.

    На основании указанного постановления прокуратуры  Главный государственный инспектор отдела по экологическому надзору Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курганской области ФИО2 постановлением от 05.07.2006 г. № 126 привлек предпринимателя ФИО1 к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 2000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

     В соответствии с п. 1 ст. 34 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

    В статье 11 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

    В силу ст. 18 вышеуказанного Закона в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам осуществляется деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

       Из положений ст. 19 того же Федерального закона следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица  при эксплуатации объектов обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся отходов, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

    Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 г. № 461 «О правилах разработки и утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

     Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (п. 2 Правил).

     Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом, классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории (п. 3 Правил).

     В соответствии с п.п. 4, 5 Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, на основании Методических указаний Министерства природных ресурсов РФ разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимиты на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Минприроды (ныне эти функции переданы Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курганской области).

      Административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, планировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов установлена в ст. 8.1 КоАП РФ.

       Как следует из материалов дела, предприниматель арендует магазин «Канцлер», осуществляет торговлю канцелярскими товарами. При эксплуатации магазина образуются отходы потребления хозяйственно-бытового характера,   которые вывозятся  из магазина МУП ЖКХ «Гарант» на свалку согласно Договору на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг, услуги по вывозке мусора оплачиваются предпринимателем. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и  заявителем.

       Исходя из указанного, в действиях предпринимателя имеется состав правонарушения, предусмотренный ст. 8.1 КоАП РФ. Предприниматель правомерно привлечен к административной ответственности по указанной статье Кодекса за несоблюдение экологических требований при эксплуатации магазина «Канцлер», поскольку на момент проверки у заявителя отсутствовали нормативы образования отходов. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела (постановлением прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении от 21.06.2006 г., объяснением предпринимателя).

      Доводы заявителя о том, что у него отсутствует возможность и обязанность разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов потребления, поскольку он не занимается производственной деятельностью, осуществляет торговлю канцелярскими товарами, деятельность заявителя не связана с обращением с отходами, подлежат отклонению.    

      Согласно ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее отходы) – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

     В соответствии с классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 02.12.2002 № 786, отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (код 9120120001005);отходы, подобные коммунальным (код 91200000 00 000); мусор от бытовых помещений организаций несортированный  (код 91200400 01 004). То есть, отходы образуются не только от производственной деятельности. Согласно материалам дела у заявителя образуются отходы при эксплуатации магазина.

     Согласно п. 9 Методических указаний, утвержденных Приказом Минприроды от 11.03.2002 г. № 115 для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы разработка проектов образования отходов и лимитов на их размещение по решению территориального органа МПР России может осуществляться по упрощенной форме.

     Таким образом, обязанность и возможность заявителя разработать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение установлены вышеуказанными Федеральными закона и нормативными правовыми актами.

     Довод заявителя о том, что согласно Правил от 16.06.2000 г. № 461 проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение представляют только предприниматели, являющиеся пользователями недр, горно-добывающих, горно-перерабатывающих производств, судом отклоняется.

     В соответствии с п. 6 указанных Правил лимиты на размещение отходов горно-добывающих и горно-перерабатывающих производств, а также на размещение отходов в недрах утверждаются территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации при выдаче лицензии на пользование недрами. То есть, Правила определяют  условия утверждения лимитов на размещение отходов для предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в данной области, а обязанность разработать проект нормативов образования отходов и лимиты на размещение конкретного вида отходов определена экологическим законодательством.

      Доказательств нарушения прав и законных интересов заявителем не представлено.

     Учитывая указанные  выше обстоятельства, заявление предпринимателя ФИО1 не подлежит удовлетворению.

      На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса  РФ, суд

                                                             Решил:

    В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Главного государственного инспектора отдела по экологическому надзору Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курганской области ФИО2 от 05.07.2006 г. № 126 о привлечении к административной ответственности предпринимателя ФИО1 по ст. 8.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 2000 рублей отказать.

   Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Курганской области в течение 10 дней со дня его принятия.

    Судья                                                                                           Е.И.Губанова