ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-370/08 от 17.03.2008 АС Курганской области




АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган Дело № А34-370/2008

  «20» марта 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2008 года,

Полный текст решения изготовлен 20 марта 2008 года.

Судья Арбитражного суда Курганской области Крепышева Татьяна Геннадьевна,

при ведении протокола судебного заседания судьей Крепышевой Т.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к индивидуальному предпринимателю ФИО1

о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя – ФИО2, зам. начальника управления по доверенности от 04.02.2008;

от лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО1, предприниматель, свидетельство серии 45 № 000472700, паспорт серии <...>;

ФИО3, адвокат, удостоверение № 0216 от 10.01.2003, ордер № 040878 от 21.02.2008,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал и указал, что в ходе проведения внеплановой проверки предпринимателя ФИО1 было выявлено нарушение требований лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, а именно отсутствие у предпринимателя диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля или удостоверения о прохождении курса и сдачи экзамена по программе «Организация перевозок автомобильным транспортом», также пояснил, что ранее предприниматель к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ не привлекался, выявленное правонарушение является длящимся, факт совершения правонарушения установлен 04.02.2008 в ходе проведения проверки, что зафиксировано актом проверки от 04.02.2008 № 12 и протоколом об административном правонарушении от 04.02.2008 № 000075.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 и её представитель против заявленного требования возражали по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что состав правонарушения отсутствует, поскольку в штате предпринимателя имеются специалисты с необходимым профильным образованием, предприниматель ФИО1 перед получением лицензии в 2004 году прошла соответствующую аттестацию и в марте 2008 года обучение по организации перевозок автомобильным транспортом. Кроме того, об отсутствии документов, подтверждающих наличие соответствующего образования, заявителю было известно ещё в 2004 году при получении предпринимателем лицензии на перевозку пассажиров от 26.03.2004, следовательно, в настоящее время истёк срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил, что ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кургану Курганской области 07.08.2002, о чем внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304450105100050, свидетельство серии 45 № 000472700.

26.03.2004 Курганским областным отделением Российской транспортной инспекции предпринимателю ФИО1 выдана лицензия АСС 45 008125 на перевозку пассажиров автомобильным транспортом по территории Российской Федерации. Срок действия лицензии с 04.04.2004 по 03.04.2009.

На основании приказа Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области от 28.01.2008 № 68 государственным инспектором ФИО4 осуществлена внеплановая проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО1 лицензионных требований и условий в области лицензируемого вида деятельности.

По результатам проведенной внеплановой проверки составлен акт от 04.02.2008 № 12 и протокол об административном правонарушении от 04.02.2008 № 000075, в которых зафиксировано, что предприниматель ФИО1 не соответствует квалификационным требованиям, установленным приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 № 75, а именно у предпринимателя отсутствует диплом о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля или удостоверение о прохождении курса обучения и сдачи квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».

Согласно части 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляются должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, пунктами 5.2 и 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет лицензирование перевозок пассажиров, а также имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность. При этом Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта).

Исходя из этого, заявитель как лицензирующий орган уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении от 04.02.2008 № 000075 вместе с другими материалами административного дела в соответствии со статьями 23.1, 28.3, 28.8 КоАП РФ направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.

При оценке заявленных требований суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено понятие «лицензионные требования и условия» как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. При этом под «лицензируемым видом деятельности» понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, является лицензируемым видом деятельности. Порядок и условия лицензирования указанной деятельности определен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637.

В соответствии с пунктом 4 указанного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом являются, в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»); соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении таких перевозок, утверждаемым Министерством транспорта РФ (подпункт «д»).

В соответствии с пунктом 1 Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Минтрансом РФ от 22.06.1998 № 75 (далее - Квалификационные требования), квалификация специалиста юридического лица или индивидуального предпринимателя определяется знаниями и опытом, необходимыми для организации и осуществления грузовых или пассажирских автомобильных перевозок в соответствующем виде сообщения, обеспечения требуемого уровня технического состояния подвижного состава, безопасности движения, соблюдения природоохранных норм, техники безопасности и охраны труда на автомобильном транспорте. Профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации». Специалисты юридических лиц и индивидуальные предприниматели в течение всей трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки, создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения, закреплена в статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Управлением государственного автодорожного надзора по Курганской области в ходе проверки установлено, что предприниматель ФИО1 не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров, поскольку не имеет высшее или среднее специальное образование автомобильного профиля или удостоверение о прохождении курса обучения и сдачи квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ», что зафиксировано в акте проверки от 04.02.2008 № 12 (пункт 3.1) и протоколе об административном правонарушении от 04.02.2008 № 000075 (л.д. 6, 10).

Как пояснили представители сторон, и следует из материалов дела, предприниматель ФИО1 имеет среднее специальное образование, в 1982 году окончила Курганское базовое медицинское училище по специальности «акушерка», диплом ДТ-1 № 344883 (л.д. 32, 43), при этом высшего или среднего специального образования автомобильного профиля не имеет.

Однако в судебном заседании установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 имеет четырех специалистов, прошедших в установленном порядке аттестацию на право занимать должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, и прошедших соответствующее обучение в Государственном образовательном учреждении «Курганский областной учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта» по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации» - директор по безопасности дорожного движения ФИО5, механик ФИО6, механик ФИО7, начальник по производству ФИО8

Указанные обстоятельства нашли подтверждение в материалах дела, так директор по безопасности дорожного движения ФИО5 имеет удостоверения: о повышении квалификации и обучении в Государственном образовательном учреждении «Курганский областной учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта» по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации» от 25.10.2004, об аттестации в комиссии Курганского областного отделения Российской транспортной инспекции на соответствие занимаемой должности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте №002599; механик ФИО6 имеет удостоверения: профессиональной компетентности и обучении в Федеральном государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Курганский областной учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта» по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации» от 12.08.2005 КН №032407, об аттестации в комиссии Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области на соответствие занимаемой должности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте №000237; механик ФИО7 имеет удостоверения: о повышении квалификации и обучении в Государственном образовательном учреждении «Курганский областной учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта» по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации» от 25.10.2004 КН №000291, об аттестации в комиссии Курганского областного отделения Российской транспортной инспекции на соответствие занимаемой должности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте №002908, начальник по производству ФИО8 имеет удостоверения: о повышении квалификации и обучении в Государственном образовательном учреждении «Курганский областной учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта» по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации» от 25.10.2004 КН №000290, об аттестации в комиссии Курганского областного отделения Российской транспортной инспекции на соответствие занимаемой должности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте №002909 (л.д. 47-60) и заявителем не оспариваются.

Кроме того, из материалов дела следует, что, и предприниматель ФИО1 имеет удостоверение об аттестации в комиссии Курганского областного отделения Российской транспортной инспекции на соответствие занимаемой должности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте №002598, с 03.03.2008 по 14.03.2008 проходила обучение в Федеральном государственном учреждении «Курганский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта» по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации» и получила удостоверение о профессиональной компетентности от 14.03.2008 КН № 032674 (л.д. 43-44).

При указанных обстоятельствах, а также с учетом содержания пункта 1 Квалификационных требований и принципа равенства субъектов предпринимательской деятельности - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, суд приходит к выводу, что отсутствие у предпринимателя ФИО1 на момент проверки 04.02.2008 диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля или удостоверения о прохождении курса обучения и сдачи квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации», при условии, что такие документы (удостоверения) имеются у работников (специалистов) предпринимателя, не является нарушением лицензионных требований и условий.

Следовательно, в действиях предпринимателя ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, довод административного органа о том, что ФИО1 допущено нарушение лицензионных требований, установленных приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 № 75, судом не принимается.

Кроме того, квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 № 75 приняты в период действия утратившего силу Положения о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.03.1997 № 295), которым предусматривалось представление данных о составе и квалификации специалистов предприятия (юридического лица) по лицензируемому виду деятельности, а также по обеспечению безопасности дорожного движения.

И действующее в период проверки 04.02.2008 и в настоящее время Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637), в качестве лицензионного требования и условия устанавливает соответствие квалификации именно должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии), а не самого индивидуального предпринимателя.

Также, суд признает обоснованным довод индивидуального предпринимателя об истечении к моменту рассмотрения дела, срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьёй 4.5 КоАП РФ.

В силу статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся правонарушении этот срок исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно пунктам 4, 6 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.06.2002 № 402, действовавшего на момент получения предпринимателем ФИО1 лицензии на перевозку пассажиров от 26.03.2004 АСС 45 008125, для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, а также копии документов, подтверждающих соответствующую установленным требованиям и условиям квалификацию индивидуального предпринимателя. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Как следует из материалов дела данные о квалификации предпринимателя и работающих у него специалистов с приложениями копий дипломов, свидетельств и удостоверений предпринимателем ФИО1 представлены в лицензирующий орган 22.03.2004 (л.д. 29, 32-36).

То есть лицензирующий орган уже 22.03.2004 располагал сведениями об отсутствии у предпринимателя ФИО1 диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля, а также удостоверения о прохождении курса обучения и сдачи квалификационного экзамена по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».

Тем не менее, разрешение на выдачу лицензии на перевозку пассажиров предпринимателю ФИО1 было выдано 26.03.2004 (л.д. 28, 30).

Следовательно, о том, что предприниматель ФИО1 осуществляет деятельность по перевозке пассажиров на основании выданной лицензии без наличия соответствующего диплома или удостоверения, заявителю стало известно более чем за два месяца до момента обращения в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.

При этом дата составления протокола об административном правонарушении - 04.02.2008 - сама по себе не свидетельствует о дате обнаружения административного правонарушения.

Доводы Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области о том, что факт совершения правонарушения установлен в ходе проведения проверки 04.02.2008, судом отклоняются, как опровергаемые материалами дела – описью принятых документов на оформление и получение лицензии, а также данными о составе и квалификации специалистов от 22.03.2004 (л.д. 29, 32-36).

Таким образом, заявителем пропущен срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая вышеизложенное требование Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1, место жительства: <...>, зарегистрированной Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кургану Курганской области 07.08.2002, о чем внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, свидетельство серии 45 № 000472700, к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья Крепышева Т.Г.