ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-3772/14 от 05.11.2014 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 41-84-84, факс (3522) 41-88-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело № А34-3772/2014

12 ноября 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 ноября 2014 года. В полном объеме решение изготовлено 12 ноября 2014 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Саранчиной Н.А., при ведении протокола и аудиозаписи помощником судьи Топкосовой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области (ОГРН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «УралАгро» (ОГРН <***>)

о взыскании 200861 руб.

при участии в заседании представителей:

от истца: ФИО1, доверенность от 09.01.2014,

от ответчика: явки нет, извещен (уведомление в деле),

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «УралАгро» (далее – ответчик) о взыскании излишне выплаченной субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в размере 200861 руб.

Определением Арбитражного суда Курганской области от 19.06.2014 дело принято к производству судьей Сухановой О.С. Дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением от 18.07.2014 произведена замена судьи Сухановой О.С. на судью Саранчину Н.А. для рассмотрения дела №А34-3772/2014.

Определением от 11.08.2014 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Определением от 30.09.2014 судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уменьшение размера исковых требований до 200860 руб.

Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, отзыв на иск не представил, о времени и месте заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением (в деле), в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Арбитражного суда Курганской области.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела суд

у с т а н о в и л:

Предметом спора является возврат излишне полученных ответчиком субсидий в размере 200860 руб. - средства на оказание несвязной поддержки в области растениеводства.

В рассматриваемый период действовал Порядок предоставления в 2013 году сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) субсидий за счет средств областного бюджета на оказание несвязной поддержки в области растениеводства, утвержденный Постановлением Правительства Курганской области от 12.03.2013 № 96 (далее – Порядок) (т.1 л.д. 34-38), и регламентирующий предоставление из областного бюджета Курганской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в том числе в области растениеводства.

Получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

19.04.2013 общество «УралАгро» обратилось в департамент с заявлением и пакетом документов в целях получения аванса субсидии на оказание несвязной поддержки в области растениеводства согласно пункту 10 Порядка.

Департамент направил в адрес ответчика уведомление о принятии решения о предоставлении субсидии (аванса) на оказание несвязной поддержки в области растениеводства (исх. № 13/1772).

Денежные средства в размере 397520 руб. были перечислены на расчетный счет ответчика, что подтверждается платежным поручением (т.1 л.д. 49).

Впоследствии 03.07.2013 ответчик обратился в департамент с заявлением и пакетом документов в целях получения субсидии.

По результатам рассмотрения заявления письмом от 18.07.2013 № 13/4562 истец потребовал возвратить денежные средства в размере 287175 руб. в связи со снижением в 2013 году посевной площади сельскохозяйственных культур, поскольку сумма выплаченного ответчику аванса на оказание несвязной поддержки превысила сумму причитающейся субсидии.

04.10.2013 общество «УралАгро» вновь обратилось с заявлением о предоставлении субсидии.

По результатам рассмотрения представленных документов принято решение о предоставлении ООО «УралАгро» субсидии на оказание несвязной поддержки в области растениеводства в пределах определенных бюджетных ассигнований на 2013 год. Сумма субсидии, согласно представленной справки-расчет, составила 86315 руб.

Субсидия в сумме 86315 руб. не была выплачена ответчику, так как аванс субсидии, полученный ответчиком, превышал сумму причитающейся субсидии.

В связи с тем, что ответчик в добровольном порядке не возвратил излишне полученные денежные средства, истец просит взыскать с общества «УралАгро» 200860 руб. в судебном порядке.

Постановлением Правительства Курганской области от 12.03.2013 №96 утвержден Порядок предоставления в 2013 году сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) субсидий за счет средств областного бюджета на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, который определяет цели, условия и порядок предоставления субсидий из областного бюджета, источником финансового обеспечения которых в том числе являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направляемых на оказание финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям при исполнении расходных обязательств Курганской области, на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.

Согласно пункту 2 Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Курганской области на один гектар посевной площади яровых сельскохозяйственных культур 2013 года и озимых культур 2012 года в целях возмещения произведенных затрат, размер субсидии определяется по формуле.

В соответствии с пунктом 7 Порядка для получения субсидий получатели субсидий представляют один раз в год в Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области следующие документы: заявление на получение субсидий и справку-расчет для получения субсидии по форме согласно приложению №2 к Порядку.

Аванс субсидии выплачивается получателю субсидии на основании документов, указанных в пункте 10 Порядка, по ставке 80 рублей на один гектар посевной площади яровых сельскохозяйственных культур 2012 года (площадь подтверждается формой федерального статистического наблюдения №29-СХ или №3-фермер за 2012 год, заверенной получателем субсидии, с отметкой о принятии и датой ее представления в орган государственной статистики), а выплата субсидии производится на основании документов, указанных в пункте 7 Порядка, но уже по площадям 2013 года (площадь подтверждается формой федерального статистического наблюдения №1-фермер и №4-СХ за 2013 год, заверенной получателем субсидии, с отметкой о принятии и датой ее представления в орган государственной статистики).

Как указывает истец, аванс субсидии получен ответчиком на указанную в справке-расчет посевную площадь сельскохозяйственных культур 2012 года 4969 га, фактически в 2013 году площадь была засеяна 680 га, что на 4289 га меньше при заявлении на предоставление аванса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Поскольку Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» предполагает расходование бюджетных средств на предоставление субсидии, отношения сторон, должны регулироваться нормами бюджетного законодательства.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.

Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права).

При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с Порядком, аванс субсидии выплачивается из расчета посевной площади сельскохозяйственных культур в 2012 году, которая согласно представленной форме статистического наблюдения составила 4969 га (т.1 л.д. 9-11). Субсидия выплачивается из расчета общей посевной площади яровых сельскохозяйственных культур 2013 года и озимых культур 2012 года, которая согласно представленной форме статистического наблюдения составила 680 га (т.1 л.д. 16-17).

Таким образом, условием предоставления аванса субсидии в текущем финансовом году является наличие посевной площади сельскохозяйственной культуры в предшествующем финансовом году, тогда как условием предоставления субсидии является наличие посевной площади в текущем финансовом году, при этом размер подлежащей выплате субсидии определяется из расчета посевной площади яровых сельскохозяйственных культур 2013 года и озимых культур 2012 года. Судом установлено, что цель предоставления субсидии в 2013 году - возмещение произведенных затрат.

Поскольку обществом «УралАгро» в 2013 году произведен посев яровых сельскохозяйственных культур в количестве 680 га (посев озимых культур в 2012 году не осуществлялся), тогда как, аванс субсидии получен из расчета 4969 га, в случае не произведенного посева, заявленного при авансировании, общество «УралАгро», должно возвратить излишне полученные денежные средства, поскольку аванс субсидии – денежная сумма, которая передается в счет дальнейшей выплаты субсидии.

В случае нарушения получателями субсидий срока возврата субсидий, установленного пунктом 22 Порядка, бюджетные средства взыскиваются в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что в 2013 году согласно Порядку ответчику подлежала выплате субсидия в размере 196660 руб. (110345+86315), с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 200860 руб.

В соответствии с частью 3.1. статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

При удовлетворении иска суд учитывает то обстоятельство, что ответчик не представил суду возражений по существу заявленных исковых требований и не воспользовался правом на состязательность в арбитражном процессе, несмотря на предложения суда (определения суда от 19.06.2014, 11.08.2014, 08.09.2014, 30.09.2014). Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицам, участвующим в деле, гарантируется право представлять арбитражному суду доказательства. Сторона, не представившая доказательства, несет риск наступления последствий не совершения процессуальных действий.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Государственная пошлина по делу уплачена не была, поскольку истец освобожден от ее уплаты в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Размер государственной пошлины по заявленным исковым требованиям составляет 7017 руб. (статья 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), указанная государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил :

  исковые требования удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «УралАгро» (ОГРН <***>) в пользу Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области (ОГРН <***>) денежные средства в размере 200 860 руб.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «УралАгро» (ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 7017 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

Н.А. Саранчина