ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-3785/09 от 02.10.2009 АС Курганской области

Арбитражный суд Курганской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган Дело № А34-3785/2009

02 октября 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 02 октября 2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено 02 октября 2009 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Пшеничниковой И.А.

при ведении протокола судебного заседания судьёй Пшеничниковой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

временного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «ТПР» Лещёва Сергея Николаевича

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану, заместителю начальника, советнику государственной службы Российской Федерации 3 класса Терентьеву А.В.

о признании действий должностного лица незаконными, обязании предоставить сведения,

при участии:

от заявителя – явки нет, извещён надлежащим образом;

от заинтересованных лиц: Утюпин Д.Н., госналогинспектор по доверенности от 11.01.2009 № 05-14/42 – от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану, по доверенности от 01.10.2009 – от заместителя начальника, советника государственной службы Российской Федерации 3 класса Терентьева А.В.,

установил:

Временный управляющий Общества с ограниченной ответственностью «ТПР» Лещёв Сергей Николаевич обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану, заместителю начальника, советнику государственной службы Российской Федерации 3 класса Терентьеву А.В. о признании действия по отказу в предоставлении сведений в соответствии со статьёй 66 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» незаконным, обязании заместителя начальника, советника государственной службы Российской Федерации 3 класса Терентьева А.В. предоставить информацию Обществу с ограниченной ответственностью «ТПР».

В порядке статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представителями налогового органа в судебном заседании использовались средства звукозаписи.

В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом (определение направлено факсимильной связью в порядке статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Представителем заинтересованных лиц поддержана позиция, изложенная в отзыве, дополнении к отзыву, полагал, что обязанности по предоставлению информации о филиале юридического лица временному управляющему ни у налогового органа, ни у должностного лица не имелось.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану, заместителя начальника, советника государственной службы Российской Федерации 3 класса Терентьева А.В., суд установил, что общество с ограниченной ответственностью «ТПР» (далее – общество, ООО «ТПР») зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись, основной государственный регистрационный номер 1057200644137, предприятие состоит на налоговом учете, в том числе по месту нахождения обособленного подразделения – филиала, расположенного в г. Кургане (л.д. 44-45).

Определением Арбитражного суда Тюменской области от 12.02.2009 в отношении ООО «ТПР» введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден Лещев Сергей Николаевич, с указанием на наделение его правами и обязанностями, предусмотренными статьями 66, 67 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ).

Временным управляющим ООО «ТПР» Лещевым С.Н. в налоговый орган по месту нахождения филиала – Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кургану направлен запрос от 04.05.2009, в котором со ссылкой на пункт 1 статьи 20 (3) Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» заявитель просил предоставить ему информацию в отношении филиала «Курганпромресурс» ООО «ТПР».

Письмом от 11.06.2009 № 16509 за подписью заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса А.В.Терентьева со ссылкой на Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, указанием на платность предоставления информации, а также с указанием на положения статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащей положения о налоговой тайне, и на пункт 1 статьи 66, пункт 1 статьи 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, временному управляющему ООО «ТПР» отказано в предоставлении запрошенной информации.

Полагая, что отказ в предоставлении информации нарушает его права временный управляющий общества с ограниченной ответственностью «ТПР» Лещев Сергей Николаевич (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану, заместителю начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану, советнику государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса А.В.Терентьеву, с требованиями о признании действия по отказу в предоставлении сведений в соответствии со статьёй 66 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса А.В.Терентьева незаконным, обязании заместителя начальника, советника государственной службы Российской Федерации 3 класса Терентьева А.В. предоставить информацию ООО «ТПР».

Поскольку требований к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану заявителем не сформулировано, на предложение суда уточнить состав заинтересованных лиц каких-либо уточнений не последовало, требования заявителем сформулированы только в отношении должностного лица и не уточнялись, суд полагает, что производство по делу по заявлению к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану следует прекратить.

При оценке требований, заявленных к заместителю начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану, советнику государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса А.В.Терентьеву (далее – должностное лицо) суд исходит из следующего.

В силу частей 1 и 5 статьи 5 Федерального закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества. Устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе общества сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Пунктом 2 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) установлена обязанность налогоплательщиков встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена названным Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, соответственно, по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Статьей 11 НК РФ для целей настоящего Кодекса предусмотрено понятие обособленного подразделения организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ.

Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (пункт 2 статьи 83 НК РФ). Согласно пункту 10 этой же статьи налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет.

Пунктом 1 статьи 84 НК РФ предусмотрено, что постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления. При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

В силу пункта 4 статьи 83 НК РФ при осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.

Из содержания приведенных норм права следует, что постановка на налоговый учет юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения является обязанностью общества как налогоплательщика, которая должна быть выполнена в установленный срок.

Согласно Уставу общества в редакции от 24.07.2008, сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, у ООО «ТПР» имеется 4 филиала, в том числе в г. Кургане, по ул. Красина, 66 (л.д. 44-45, 46-53).

Исполнение юридическим лицом обязанности по постановке на учет по месту нахождения данного обособленного подразделения представителем должностного лица в судебном заседании не отрицалось, в судебном заседании представлены учетные данные налогоплательщика, свидетельствующие о постановке организации на учет 16.12.2005.

Как следует из материалов дела, определением суда от 12.02.2009 в отношении ООО «ТПР» введена процедура банкротства – наблюдение, временным управляющим должника утвержден Лещев Сергей Николаевич.

В целях установления информации о должнике временным управляющим ООО «ТПР» Лещевым С.Н. направлен запрос в налоговый орган по месту нахождения структурного подразделения общества – филиала «Курганпромресурс», заявитель просил предоставить ему информацию в отношении филиала ООО «ТПР», а именно: сведения о расчетных и иных счетах в кредитных учреждениях, с указанием, при наличии, адресов соответствующих кредитных учреждений; копии балансов и отчетов о прибылях и убытках за последние три года; сведения о дебиторах и кредиторах филиала «Курганпромресурс»; сведения о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами по состоянию на дату введения наблюдения, а также перед различными предприятиями и организациями с момента регистрации предприятия и по настоящее время; копию учредительского договора; копии изменений, дополнений к Учредительному договору.

Указанный запрос направлен заявителем в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кургану со ссылкой на пункт 1 статьи 20 (3) Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», фактически статья 20.3, устанавливающая права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, введена пунктом 17 статьи 1 указанного Федерального закона.

В письме от 11.06.2009 № 06-27/16509 за подписью заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса А.В.Терентьева сделан вывод о невозможности предоставления запрошенной заявителем информации без оплаты за предоставление сведений, сообщены реквизиты для осуществления платежа.

Также заявителю разъяснены положения статьи 102 НК РФ, ограничивающей доступ к информации о налогоплательщиках, сделана ссылка на положения пункта 1 статьи 66 и пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с выводом о том, что поскольку сведения о финансовом состоянии должника прекращают относится к конфиденциальным с момента признания должника банкротом и открытия конкурсного производства, временный управляющий может получить любую информацию о должнике, за исключением конфиденциальной.

Указанным письмом заявителю рекомендовано получить необходимую информацию у ее собственника (предприятия – должника), либо в других органах исполнительной власти и управления, одновременно указано на отсутствие обязанности по представлению бухгалтерской отчетности ООО «ТПР» по месту регистрации филиала на территории г. Кургана (л.д. 9).

Одновременно статьей 67 Закона о банкротстве установлено, что временный управляющий должника, утвержденный арбитражным судом, обязан анализировать финансовое состояние должника.

Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 (далее – Правила), определены условия проведения арбитражными управляющими финансового анализа и состав сведений, используемых арбитражным управляющим при его проведении.

Исходя из пункта 4 Правил в состав документации, необходимой для финансового анализа должника, входят: статистическая отчетность, бухгалтерская и налоговая отчетность, регистры бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалы аудиторской проверки и отчетов оценщиков; учредительные документы, протоколы общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестр акционеров, договоры, планы, сметы, калькуляции; положение об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочий план счетов бухгалтерского учета, схемы документооборота и организационной и производственной структур; отчетность филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений; материалы налоговых проверок и судебных процессов; нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность должника.

Согласно пункту 1 статьи 66 Закона о банкротстве временный управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника. Пунктом 2 статьи 66 Закона о банкротстве предусмотрена обязанность органов управления должника представлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

При этом указанная норма не устанавливает обязанность временного управляющего запрашивать необходимую ему информацию только у органов управления должника. Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 66 Закона о банкротстве сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенных временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 855, в случае отсутствия у должника необходимых для проведения проверки документов арбитражный управляющий обязан запросить надлежащим образом заверенные копии таких документов у государственных органов, обладающих соответствующей информацией.

К числу указанных государственных органов относятся и налоговые органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, и обладающие вышеуказанной информацией. Кроме того, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 30.09.2004 № 506.

Следовательно, у должностного лица налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении информации арбитражному управляющему по его запросу, информация должна была быть предоставлена без взимания платы, при отсутствии сведений, запрошенных заявителем в соответствии с положениями Закона о банкротстве, на налоговом органе, осуществляющем от его имени действия должностном лице лежала обязанность по сообщению причин невозможности направления запрошенной информации в установленный законом срок.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного суд полагает, что требования заявителя о признании незаконными действий заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса А.В.Терентьева по отказу в предоставлении сведений подлежат удовлетворению.

Ссылка на конфиденциальность запрошенной информации в силу статьи 102 НК РФ не может быть признана судом обоснованной, поскольку специальной нормой – пунктом 2 статьи 66 Закона о банкротстве – временному управляющему предоставлено право на получение любой информации о должнике, принадлежащем ему имуществе, имущественных правах и обязательствах.

Требование заявителя об обязании заместителя начальника, советника государственной службы Российской Федерации 3 класса Терентьева А.В. предоставить информацию ООО «ТПР» связано с основным требованием и направлено на устранение допущенных нарушений прав заявителя. После обращения управляющего ООО «ТПР» с заявлением в арбитражный суд Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану в адрес заявителя с письмом от 24.09.2009 направлена информация: сведения о счете и справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 19.09.2009, также сообщено об отсутствии обязанности по предоставлению бухгалтерской отчетности у структурного подразделения ООО «ТПР» в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Однако данные действия не могут быть признаны судом устраняющими нарушение прав заявителя в полном объеме, поскольку в статье 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность организаций состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии.

Нормативное обоснование невозможности предоставления всей информации, перечисленной в запросе арбитражного управляющего, суду не представлено, сведения о ее отсутствии согласно перечню, изложенному в запросе, заявителю не приведены, в связи с чем допущенное нарушение прав временного управляющего ООО «ТПР» Лещёва С.Н. подлежит устранению путем направления заинтересованным лицом ответа на запрос заявителя с приложением всех имеющихся данных по филиалу общества с ограниченной ответственностью «ТПР» - «Курганпромресурс».

Расходы временного управляющего ООО «ТПР» Лещёва С.Н.по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде в размере 100 руб., уплата которых подтверждается квитанцией от 06.07.2009 № 0276, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.37 Налогового кодекса РФ подлежат возмещению заявителю за счет средств федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление временного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «ТПР» Лещёва Сергея Николаевича удовлетворить.

Действия заместителя начальника, советника государственной службы Российской Федерации 3 класса Терентьева А.В., выразившиеся в отказе предоставить временному управляющему информацию в отношении филиала общества с ограниченной ответственностью «ТПР», проверенные на соответствие положениям Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», признать незаконными, обязать устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем направления ответа на запрос заявителя с приложением всех имеющихся данных по филиалу общества с ограниченной ответственностью «ТПР» - «Курганпромресурс».

Возвратить временному управляющему Общества с ограниченной ответственностью «ТПР» Лещёву Сергею Николаевичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 рублей, уплаченную по квитанции от 06.07.2009 № 0276.

Производство по делу по заявлению временного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «ТПР» Лещёва Сергея Николаевича к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану прекратить.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru

Судья И.А.Пшеничникова