АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,
тел. (3522) 41-84-84, факс (3522) 41-88-07
E-mail: info@kurgan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курган
Дело № А34-3845/2013
06 декабря 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06 декабря 2013 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Григорьевым А.И., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Шах-Даг» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
заинтересованное лицо: Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Курганской области
третьи лица: 1. Главное Управление по труду и занятости населения Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>); 2. Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Шадринска Курганской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 15.07.2013;
от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 12.09.2013; ФИО3, доверенность от 24.07.2013;
от третьих лиц: 1. ФИО2, доверенность от 02.07.2013; ФИО3, доверенность от 20.07.2013; 2. ФИО4, доверенность от 25.11.2013 № 1360;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Шах-Даг» (далее – заявитель, ООО «Шах-Даг») обратилось в арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным решения Межведомственной комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Комиссия) от 29.03.2013 (протокол № 1) в части отклонения заявки ООО «Шах-Даг» на привлечение 10 поваров из Азербайджана, 3 поваров из Узбекистана, отраженное в п.4 Реестра работодателей № 3, подавших заявку о потребности в привлечении ИРС в рамках дополнительной квоты на 2013 год, являющегося приложением к протоколу № 1 и обязании Комиссии устранить допущенные нарушения путем возложения обязанности в порядке, установленном Правилами определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 783 (далее – Правила № 783), повторно рассмотреть заявку ООО «Шах-Даг» от 31.01.2013 (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Мотивируя свои требования, заявитель указал, что решение Комиссии не соответствует пункту 18 Правил № 783, так как оснований для отклонения заявки не имелось. На момент рассмотрения заявки отсутствовала возможность удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных и местных трудовых ресурсов.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке, предусмотренном статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Главное Управление по труду и занятости населения Курганской области (далее - Главное Управление), Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Шадринска Курганской области» (далее - ГКУ ЦЗН города Шадринска).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении и уточнении к нему. Пояснил, что при принятии оспариваемого решения, Комиссия не учла позицию УФМС России по Курганской области о целесообразности сокращения квоты до шести человек, позицию Государственной инспекции труда о целесообразности удовлетворения заявки в полном объеме, позицию Администрации г. Шадринска и ГКУ ЦЗН города Шадринска о целесообразности сокращения квоты до восьми человек. Также Комиссия не учла невозможность переподготовки кадров в местных образовательных учреждениях. Просит заявленные требования удовлетворить.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании против заявленных требований возражали по доводам представленных отзывов. Пояснили, что при рассмотрении заявки общества, учитывался принцип приоритетного использования национальных трудовых ресурсов и наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов. На территории города Шадринска находится ГОУ «Профессиональное училище № 15», которое в соответствии с лицензией, осуществляют подготовку по специальности повар. При необходимости у ГКУ ЦЗН города Шадринска существует возможность направить безработных граждан на подготовку по соответствующей специальности. Заявитель 15.01.2013 представил в ГКУ ЦЗН города Шадринска «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)», которые содержали потребность в 1 администраторе и 3 официантах, информации подтверждающей наличие потребности в 13 поварах, сведения не содержали. В период с 12.04.2012 по 15.01.2013 ГКУ ЦЗН города Шадринска в рамках оказания государственной услуги по подбору подходящих работников обществу было направлено 6 кандидатов. Заявленные требования работодателя к кандидатам из числа российских граждан, являются завышенными по сравнению с требованиями, указанными работодателем в заявке от 31.01.2013, на привлечение иностранных работников по этой же профессии. Последним не требуется специального образования по профессии повар, а достаточно только 11 классов и опыта работы до 1 года. По данным автоматизированной информационной системы «Мониторинг рынка труда» по состоянию на 01.01.2013 в ГКУ ЦЗН города Шадринска состояло 13 граждан, обратившихся в целях поиска подходящей работы и признанных безработными, имеющих профессию по образованию повар или повар-кондитер или имеющих профессию последнего места работы повар или помощник повара. В случае предоставления работодателем ООО «Шах-Даг» в ГКУ ЦЗН города Шадринска информации о наличии вакансии повар в январе 2013 года, ему могли быть предложены работники из числа российских граждан. Просят в удовлетворении заявления отказать.
Представители Главного управления по труду и занятости населения Курганской области в судебном заседании поддержали правовую позицию заинтересованного лица, представили отзыв и дополнения к отзыву. Пояснили, что в заявках на 2012 год ООО «Шах-Даг» в дополнительных пожеланиях к кандидатуре работника не указывалось на знание национальной кухни, вместе с тем в заявке от 31.01.2013 указано на привлечение 10 поваров из Азербайджана, 3 поваров из Узбекистана, а в сведениях о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) от 01.03.2013 указано на знание узбекской кухни. Считают, что обществом не приняты меры по содействию трудоустройства российских граждан, не исчерпаны все ресурсы привлечения работников из числа российских граждан. ООО «Шах-Даг» не обращалась в Главное управление образования Курганской области за подбором работников из числа выпускников профессиональных учебных заведений 2012 года. В целях удовлетворения потребности общества на внутреннем рынке труда имелось предложение рабочей силы по заявленным работодателем профессиям. Просят в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ГКУ «Центр занятости населения города Шадринска Курганской области» разрешение спора оставляет на усмотрение суда. В судебном заседании пояснил, что решение о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы согласно реестра работодателей, подавших заявку о потребности в привлечении иностранной рабочей силы в рамках дополнительной квоты на 2013 год в ООО «Шах-Даг» принималось на основании предоставленных ООО «Шах-Даг» «Сведений о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)» от 01.03.2013 с учетом требований к работникам: наличие начального профессионального образования, знание узбекской кухни. В ответе от 07.03.2013 № 235 дано обоснование целесообразности привлечения 8 человек по квалификации повар: 6 из Республики Азербайджан и 2 из Республики Узбекистан. Частичное укомплектование планировалось за счет обучения граждан по рабочей квалификации повар учебными заведениями города Шадринска. В ноябре и декабре 2012 года ООО «Шах-Даг» подтверждал потребность в работниках по профессии повар по телефону. Из реестра вакансий, зарегистрированных в службе занятости, вакансия ООО «Шах-Даг» по профессии повар исключена 15.01.2013 в связи с предоставлением сведений о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) от 15.01.2013, в которых указана потребность в 1 администраторе и 3 официантах, а потребность в поварах не заявлена. ГКУ ЦЗН города Шадринска не имело возможности в январе - феврале направлять граждан, ищущих работу по профессии повар в ООО «Шах-Даг» по причине отсутствия потребности в указанных специалистах, а в марте по причине отсутствия специалистов имеющих знания узбекской кухни.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, судом установлено следующее.
Как следует из материалов дела, 31.01.2013 в Главное управление по труду и занятости населения Курганской области подана заявка ООО «Шах-Даг» на привлечение иностранных работников в рамках формирования дополнительной квоты на 2013 год, заявляя о потребности в привлечении 10 поваров из Республики Азербайджан и 3 поваров из Республики Узбекистан. В качестве причины привлечения иностранных работников указано отсутствие национальных кадров в регионе. Заявка получена уполномоченным органом 12.02.2013 (т.1 л.д.103).
29.03.2013 решением межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Курганской области заявка ООО «Шах-Даг» полностью отклонена, со ссылкой на пункт 18а Правил №783, что отражено в пункте 2 протокола №1 заседания Комиссии, о чем Главное управление по труду и занятости населения Курганской области информировало заявителя уведомлением от 17.06.2013 №05/1414 (т.1 л.д.101, 147-154). Основанием для отклонения заявки послужило указание на наличие возможности удовлетворения потребностей в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решением Комиссии, ООО «Шах-Даг» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Экономические, организационные и правовые основы государственной политики содействия занятости населения определены Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которому государственная политика в области содействия занятости населения направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда, а также на международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых договоров (статья 5 Закона).
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (статья 1 названного Закона).
Согласно пункту 9 статьи 13.1 Закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
В соответствии со статьей 17 Закона от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения" привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации. Привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 18 Закона N 115-ФЗ указано, что квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 18.1 Закона N 115-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. Определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 4 статьи 18.1 Закона N 115-ФЗ квоты, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда.
Процедура определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирование соответствующих квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации регулируется Правилами "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783.
Пунктом 7 указанных Правил предусмотрено, что работодатели ежегодно, до 1 мая, представляют в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками (далее - заявка работодателей).
В соответствии с пунктом 9 этих же Правил уполномоченные органы субъектов Российской Федерации ежегодно, до 1 июня, обобщают заявки работодателей и направляют их на рассмотрение: органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в соответствующих отраслях экономики, а также в области образования, занятости населения и других областях; территориальных органов Федеральной миграционной службы; территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией рассматривают заявки работодателей и ежегодно, до 15 июня, готовят для уполномоченных органов субъектов Российской Федерации заключения о целесообразности предусматриваемых в предстоящем году объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников (пункт 11 Правил N 783).
Территориальные органы Федеральной миграционной службы ежегодно, до 15 июня, направляют заключения по результатам рассмотрения заявок работодателей в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации (пункты 13 Правил N 783).
В силу пункта 15 Правил N 783 согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется в субъектах Российской Федерации межведомственными комиссиями по вопросам привлечения и использования иностранных работников.
Межведомственные комиссии ежегодно, до 10 июля, рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников (пункт 17 Правил N 783).
Согласно подпункту "а" пункта 18 Правил N 783 по решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично при наличии возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.
Функции по организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в Курганской области возложены на Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, в соответствии с Указом Губернатора Курганской области от 14.05.2007 N 91. Указанные органы власти рассматривают заявки работодателей и готовят соответствующее заключение и информацию на межведомственные комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников.
В соответствии с пунктом 15 Правил Указом Губернатора Курганской области от 23.05.2007 №106 создана Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Курганской области, утверждено Положение о комиссии, утвержден состав.
Установлено, что на заседании Комиссии при обсуждении заявок работодателей, в том числе заявки ООО «Шах-Даг», рассмотрены заключения исполнительных органов государственной власти, УФМС России по Курганской области, Государственной инспекции труда в Курганской области, Главного управления образования Курганской области, Департамента экономического развития торговли и труда Курганской области, Администрации г. Шадринска, ГКУ «Центр занятости населения города Шадринска Курганской области» (протокол заседания Комиссии от 29.03.2013 т.1 л.д.147-154).
Так, УФМС России по Курганской области в отношении заявителя представило предложение о целесообразности удовлетворения заявки в части, сократить заявленную численность до 6 человек, проверки не проводились (т.1 л.д.153, т.2 л.д.26-30).
Государственная инспекция труда в Курганской области в представленном заключении указало о целесообразности удовлетворения заявки в полном объеме, проверки не проводились (т.1 л.д.153, т.2 л.д.34-39).
Главное управление образования Курганской области, в заключении указало о нецелесообразности удовлетворения заявки. Дополнительно сообщило, что начиная с 2009, проводит мониторинг трудоустройства выпускников государственных образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования федерального, регионального подчинения, а также негосударственных учреждений профессионального образования. По данным мониторинга ежегодно учреждениями начального и среднего профессионального образования Курганской области пускаются более 250 человек по профессии повар. В г. Шадринске подготовку по профессии повар и специальности технология продукции общественного питания осуществляет Шадринский техникум профессиональных технологий – ранее «Профессиональное училище № 15» и Шадринский политехнический колледж. Исходя из количества выпускников по профессии повар, было дано заключение о нецелесообразности привлечения иностранных работников ООО «Шах-Даг» (т.1 л.д.153, т.2 л.д.94).
Департамент экономического развития торговли и труда Курганской области в заключении указал на нецелесообразность удовлетворения заявки по причине наличия региональных трудовых ресурсов (т.1 л.д.153, т.2 л.д.45-47).
Администрации г. Шадринска, и ГКУ «Центр занятости населения города Шадринска Курганской области» представили предложения о целесообразности сократить заявленную численность до 8 человек (т.1 л.д.153, т.2 л.д.48,49).
ГКУ ЦЗН города Шадринска в ответе от 07.03.2013 № 235 на письмо Главного управления от 05.03.2013 № 05/655 о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы согласно реестра работодателей, подавших заявку о потребности в привлечении иностранной рабочей силы в рамках дополнительной квоты на 2013 год в отношении ООО «Шах-Даг», дано обоснование целесообразности привлечения 8 человек по квалификации повар: 6 из Республики Азербайджан и 2 из Республики Узбекистан. Частичное укомплектование планировалось за счет обучения граждан по рабочей квалификации повар учебными заведениями города Шадринска.
Как указано в отзыве ГКУ ЦЗН города Шадринска решение о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы согласно реестра работодателей, подавших заявку о потребности в привлечении иностранной рабочей силы в рамках дополнительной квоты на 2013 год в ООО «Шах-Даг» принималось на основании предоставленных ООО «Шах-Даг» сведений о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) от 01.03.2013 с учетом требований к работникам: наличие начального профессионального образования, знание узбекской кухни.
Исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, судом установлено, что в рассматриваемом случае отклоняя поданную обществом заявку, Комиссия правомерно исходила из приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, ситуации на рынке труда в Курганской области.
ООО «Шах-Даг» на территории города Шадринска осуществляет деятельность в сфере общественного питания, владеет кафе «У пруда» по ул.Февральская 48, стр.1; «Шах-Даг» по ул. Ефремова, 4; «1000 и 1 ночь» по ул. Комсомольская, 16.
Как указывает заявитель кафе «У пруда» было открыто в 2013 году, имеет два зала обслуживания, в 2013 году планируется открыть третий зал.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.
Судом установлено, что ООО «Шах-Даг» представляло в ГКУ ЦЗН города Шадринска «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)» по профессии повар в 2012 году: 12 апреля, 24 мая, 09 августа, 09 октября (т.1 л.д.104-107). Заявляя о своей потребности в работниках, в том числе по профессии повар в количестве 5 человек. В качестве профессионально-квалификационных требований и дополнительных пожеланий к кандидатурам было указано: наличие начального профессионального образования, без опыта работы, предлагаемая заработная плата от 6000 до 6207 руб.
ГКУ ЦЗН города Шадринска в рамках оказания государственной услуги по подбору необходимых работников ООО «Шах-Даг» было направлено на работу 6 претендентов из числа безработных граждан, из них: один человек отказался от направления; три человека отказались от предложенного варианта трудоустройства после посещения работодателя по причине режима работы, по характеру работы; два человека получили отказ работодателя по итогам собеседования: не соответствует по стажу работы, не требуется по назначенной должности (т.2 л.д.15-20).
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 N 513 утвержден Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 70 Административного регламента работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) на основании заполненного бланка, содержащего сведения о работодателе, заявления-анкеты и бланка "Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)" осуществляет подбор работодателю необходимых работников.
Подбор работодателям необходимых работников осуществляется с учетом требований к исполнению трудовой функции (работе по определенной профессии (специальности), квалификации или должности), требований к кандидатуре работника, уровню его профессиональной подготовки и квалификации, опыту и навыкам работы, а также персональных данных граждан.
Подбор работодателям необходимых работников осуществляется с использованием программно-технических комплексов в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банке работников), содержащем персональные данные граждан.
Работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) задает критерии поиска кандидатуры работника в программно-техническом комплексе, содержащем регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
Работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) при наличии в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банке работников), содержащем персональные данные граждан, кандидатур работников, соответствующих требованиям работодателя, осуществляет вывод на печатающее устройство перечня, содержащего персональные данные граждан, выразивших согласие на передачу своих персональных данных работодателю, и предлагает его работодателю.
Как следует из дела предоставлением государственной услуги в подборе необходимых работников ООО «Шах-Даг» осуществлялось в соответствии с положениями Административного регламента.
Как установлено материалами дела, "Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)" по профессии повар предоставлялись ООО «Шах-Даг» в ГКУ ЦЗН города Шадринска в 2012 году: 12 апреля, 24 мая, 09 августа, 09 октября.
Пунктом 78 Административного регламента установлено, что работодатели при последующих обращениях в государственное учреждение службы занятости (центр занятости населения) представляют документы, установленные настоящим Административным регламентом. Работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) может принять от работодателя или его представителя сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) по телефону при условии последующего подтверждения указанных сведений путем получения бланка "Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)", оформленного в установленном порядке на бумажном носителе.
Как указывает представитель ГКУ ЦЗН города Шадринска в ноябре и декабре 2012 года ООО «Шах-Даг» подтверждал по телефону свою потребность в работниках по профессии повар при условии последующего подтверждения указанных сведений на бумажном носителе, оформленного в установленном порядке.
В нарушение требований пункта 78, абзаца 2 пункта 81 Административною регламента работодателем ООО «Шах-Даг» в этот период "Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)", оформленного в установленном порядке на бумажном носителе представлены не были.
ГКУ ЦЗН города Шадринска из реестра вакансий, зарегистрированных в службе занятости, вакансия ООО «Шах-Даг» по профессии повар исключена 15.01.2013 в связи с предоставлением «Сведений о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)» от 15.01.2013, в которых указана потребность в 1 администраторе и 3 официантах, а потребность в поварах не заявлена.
Судом установлено, что по данным автоматизированной информационной системы «Мониторинг рынка труда» по состоянию на 01.01.2013 в ГКУ ЦЗН города Шадринска состояло 13 граждан, обратившихся в целях поиска подходящей работы и признанных безработными, имеющих профессию по образованию повар или повар-кондитер или имеющих профессию последнего места работы повар или помощник повара (т.2 л.д.134-136).
Таким образом, в случае предоставления работодателем ООО «Шах-Даг» в ГКУ ЦЗН города Шадринска информации о наличии вакансии повар в январе 2013 года, обществу могли быть предложены работники из числа российских граждан.
В нарушении требования ст.25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", ООО «Шах-Даг» сведения о свободных вакансиях не предоставило.
Заключение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов привлечения иностранных работников готовится с учетом подпункта «е» пункта 11 Правил № 783: ожидаемого количества выпускников профессиональных образовательных учреждений по профессиям и специальностям, по которым работодатели предусматривают привлечение иностранцев.
По сведениям Главного управления образования привлечение иностранных работников по профессии повар работодателем ООО «Шах-Даг» нецелесообразно, т.к. на территории г.Шадринска имеется учебное заведение, ежегодно выпускающее таких специалистов в количестве 29 человек, по всей области 243 человек (т.2 л.д.94).
По данным автоматизированной информационной системы «Мониторинг рынка труда» по состоянию на 07.03.2013 в ГКУ ЦЗН города Шадринска состояло на учете 11 граждан, обратившихся в целях поиска подходящей работы и признанных безработными, имеющих профессию по образованию повар или имеющих профессию последнего места работы повар или помощник повара (т.2 л.д.134, 137-141).
Как следует из отзыва ГКУ ЦЗН города Шадринска за 2012 год прошли профессиональное обучение безработные граждане по квалификации повар в количестве 14 человек, а за текущий период 2013 года 7 человек.
Таким образом, ГКУ ЦЗН города Шадринска не имело возможности в январе - феврале 2013 года направлять граждан, ищущих работу по профессии повар в ООО «Шах-Даг» по причине отсутствия потребности в указанных специалистах, а в марте 2013 года по причине отсутствия специалистов имеющих знания узбекской кухни.
Кроме того, с учетом профессионально-квалификационных требований и дополнительных пожеланий к кандидатурам указанных обществом, знание национальной кухни, возможно, проверить только путем опроса претендентов, и невозможностью задания критерия поиска кандидатуры работника в программно-техническом комплексе работником ГКУ ЦЗН города Шадринска. Поскольку в качестве требований к кандидатуре работника, уровню его профессиональной подготовки и квалификации, опыту и навыкам работы указывалось на наличие начального профессионального образования, без опыта работы, знание узбекской кухни.
15.01.2013 ООО «Шах-Даг», подавая в ГКУ ЦЗН города Шадринска «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)» для предоставления государственной услуги по подбору необходимых работников, не указывает о наличии у себя вакансий поваров, а только подтверждает потребность в 1 администраторе и 3 официантах (т.2 л.д.102).
31.01.2013 ООО «Шах-Даг» обратилось в Главное управление с заявкой на привлечение иностранных работников в 2013 году на 13 поваров: 3 граждан Республики Узбекистан и 10 граждан Республики Азербайджана в рамках формирования дополнительной квоты на 2013 год (т.1 л.д.103).
01.03.2013 ООО «Шах-Даг» в ГКУ ЦЗН города Шадринска были представлены «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)», в которых указана потребность работодателя в 13 работниках по профессии повар. В качестве профессионально-квалификационных требований и дополнительных пожеланий к кандидатурам было указано: наличие начального профессионального образования, без опыта работы, знание узбекской кухни, предлагаемая заработная плата от 7200 руб. (т.3 л.д.27).
Анализируя указанные заявки общества, видно, что требования работодателя, заявленные к кандидатам из числа российских граждан, являются завышенными по сравнению с требованиями, указанными работодателем в заявке от 31.01.2013 на привлечение иностранных работников по этой же профессии, т.к. последним не требуется специального образования по профессии повар, а достаточно только 11 классов и опыта работы до 1 года.
Кроме того в заявках на 2012 год ООО «Шах-Даг» в дополнительных пожеланиях к кандидатуре работника не указывает на знание национальной кухни, вместе с тем в заявке от 31.01.2013 указано на привлечение 10 поваров из Азербайджана, 3 поваров из Узбекистана, а в сведениях о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) от 01.03.2013 указано на знание узбекской кухни.
Как установлено, работниками ГКУ ЦЗН города Шадринска обществу предлагались выписки и Регистров содержащих персональные данные о безработных граждан, в целях содействия в подборе необходимых работников, что подтверждается представленными документами из ГКУ ЦЗН города Шадринска об оказании государственной услуги в подборе кадров, предложение кандидатур по профессии повар.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что обществом не приняты меры по содействию трудоустройства российских граждан, не исчерпаны все ресурсы привлечения работников из числа российских граждан.
Доказательств обращения ООО «Шах-Даг» в Главное управление образования Курганской области за подбором работников из числа выпускников профессиональных учебных заведений 2012 года, не представлено.
Из анализа заявок следует, что при определении потребности в работниках для выполнения планируемых работ изначально возможный вариант привлечения российских работников на вакантные и вновь создаваемые места по заявленным профессиям и должностям обществом не рассматривался.
Вместе с тем, в силу прямого указания действующего законодательства еще на первоначальном этапе формирования потребности в рабочей силе работодателю следует определить общую потребность в трудовых ресурсах, исходя из объемов и видов работ с учетом приоритетного использования национальных трудовых ресурсов.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Комиссией, в материалы дела представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о возможности удовлетворения потребности общества в рабочей силе за счет привлечения работников с внутреннего рынка труда, что соответствует принципу приоритетного использования национальных трудовых ресурсов.
Доказательств обращения общества в службу занятости за услугой подбора соответствующего персонала с целью подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации и невозможности удовлетворения потребности в рабочей силе в связи с отказом центра занятости в материалах дела отсутствуют.
Суд приходит к выводу о соответствии решения Комиссии в оспариваемой части действующему законодательству и отсутствии доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, оспариваемым решением. Соответственно, основания для восстановления нарушенных прав заявителя путем возложения обязанности повторно рассмотреть заявку ООО «Шах-Даг» от 31.01.2013 также отсутствуют.
Исходя из указанного, доводы заявителя, изложенные в заявлении и приведенные в судебном заседании, не нашли своего подтверждения, подлежат отклонению.
Совокупность условий, несоответствие закону и нарушение законных прав и интересов, как основание для признания незаконным решения Комиссии материалами дела не подтверждена. Оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
При изложенных обстоятельствах заявление является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины отнесены на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Судья
Н.А. Обабкова