ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-3924/17 от 12.10.2017 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело № А34-3924/2017

19 октября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 19 октября 2017 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Григорьева А.А.,

при ведении протокола секретарем Черновой И.А.

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

муниципального казенного учреждения города Кургана «Центр бухгалтерского учета школ № 2» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

заинтересованное лицо: Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>),

об оспаривании решения о привлечении к ответственности,

при участии в заседании представителей:

от заявителя - ФИО1, директор, распоряжение № 617-м от 20.09.2013,
от заинтересованного лица - ФИО2, доверенность № 11 от 09.01.2017,

установил:

муниципальное казенное учреждение города Кургана «Центр бухгалтерского учета школ № 2» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее – заинтересованное лицо) от 11.04.2017 № 1685 в части назначения суммы штрафа в размере 57 286 руб. 80 коп., просит снизить размер суммы штрафа до 2 000 руб.

В обоснование своих требований, заявитель указывает, что наличие в его действиях состава правонарушения Учреждение признает, просит учесть смягчающие обстоятельства и снизить размер назначенного штрафа.

В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал, просил заявление удовлетворить.

Заинтересованным лицом в материалы дела представлен отзыв, в котором Управление указывает, что основания для снижения штрафа отсутствуют.

Представитель Управления в судебном заседании доводы отзыва поддержал, представил дополнительный отзыв, против удовлетворения заявленного требования возражал. Полагает, что решение является законным и обоснованным, также указал, что в соответствии со статьей 20 Закона № 250-ФЗ положения закона, действовавшего до 01.01.2017, распространяются на правоотношения возникшие до этой даты, и, поскольку в рассматриваемом случае правонарушение совершено за периоды 2014 года, то подлежит применению статья 47 Закона № 212-ФЗ, а положения статьи 54 Конституции Российской Федерации в данной ситуации не применимы.

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

Установлено, что муниципальное казенное учреждение города Кургана «Центр бухгалтерского учета школ № 2» (МКУ «ЦБУШ № 2») является правопреемником МКУ «ЦБУШ № 1», МКУ «ЦБУШ № 3», МКУ «ЦБУШ № 4» (т.д. 5, л.д. 149-170).

На основании решения должностного лица территориального органа Пенсионного фонда от 27.02.2017 № 1685 (т.д. 2, л.д. 7) в период с 27.02.2017 по 17.03.2017 в отношении МКУ «ЦБУШ № 2»» проведена плановая выездная проверка правильности и полноты исчисления и уплаты страховых взносов.

Учреждению направлено требование о представлении для проверки документов (т.д. 2, л.д. 8).

По результатам проверки составлена справка от 17.03.2017 № 1685 (т.д. 2, л.д. 9), результаты зафиксированы в акте № 1685 от 17.03.2017 (т.д. 2, л.д. 11-17).

В ходе проверки выявлено, что за период апрель, май, июнь 2014 года страхователем допущено занижение базы для начисления страховых взносов. В частности, в объект обложения страховыми взносами неправомерно не включены вознаграждения, выплаченные опекунам (попечителям) в приемных семьях в отношении 49 человек в общей сумме 1 056 952 руб. 02 коп., в результате чего у Учреждения образовалась недоимка по страховым взносам за указанные периоды, которая в бюджет не уплачена.

По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных заявителем возражений на акт проверки, органом ПФ принято решение № 1685 от 11.04.2017 (т.д. 2, л.д. 24-28) о привлечении Учреждения к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) за занижение базы для начисления страховых взносов, в виде штрафа в сумме 57 286 руб. 80 коп., а также предложено перечислить недоимку в общей сумме 286 434 руб. и пени в общей сумме 88 664 руб. 89 коп.

Не оспаривая наличия в его действиях установленного нарушения, считая, что сумма штрафа является для него чрезмерной, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения органа Пенсионного фонда недействительным в части суммы назначенных штрафных санкций.

Исследовав материалы дела, суд считает, что в действиях заявителя подтвержден состав вмененного правонарушения на момент его совершения, исходя из следующего.

Часть 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иное неправильное исчисление страховых взносов или другие неправомерные действия (бездействия) плательщиков страховых взносов.

В силу части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

На основании части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для указанных плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 указанного Федерального закона № 212-ФЗ.

Статьей 9 Закона № 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса Российской Федерации («Опека и попечительство над детьми»).

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (пункты 1 и 2 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации).

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации).

Из положений пункта 2 статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации, усматривается, что Семейный кодекс Российской Федерации разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 16 указанного Федерального закона орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Из содержания приведенных норм следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.

В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации.

На территории Курганской области случаи, размер и порядок выплаты ежемесячного вознаграждения опекунам (попечителям) несовершеннолетних граждан, размер и порядок выплаты ежемесячного вознаграждения приемным родителям установлены Законом Курганской области от 01.12.2008 № 417 «О выплате ежемесячного вознаграждения опекунам (попечителям), приемным родителям».

Согласно части 1 статьи 1 указанного закона выплата ежемесячного вознаграждения производится опекуну (попечителю) в случае принятия под опеку (попечительство) несовершеннолетнего гражданина, который на момент передачи под опеку (попечительство) относится к одной из установленных категорий.

Установлено, что ежемесячное вознаграждение опекуну (попечителю), приемным родителям выплачивается в размере 4 500 рублей за каждого подопечного, относящегося к категории, указанной в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, и за каждого ребенка, переданного в приемную семью (статьи 2 и 3 Закона Курганской области).

Как следует из материалов дела, постановлениями Администрации города Кургана утверждены договоры и соглашения к ним об опеке и попечительстве, о передаче детей на воспитание в приемную семью, о назначении опекунов (т.д. 3, л.д. 156-172, т.д. 4, т.д. 5, л.д. 1-143). При этом, положениями договоров установлено, что денежные средства выплачиваются как на содержание приемного ребенка, так и на вознаграждение опекунов.

Указанные договоры заключены с лицами, в отношении которых в ходе проведенной органом Пенсионного фонда проверки установлено занижение базы для начисления страховых взносов.

Из приведенных выше норм законодательства, из анализа положений договоров на опеку следует, что предметом договора о приемной семье являются фактические и юридические действия приемных родителей, связанные, в частности с воспитанием, содержанием, образованием ребенка, за совершение которых приемные родители получают денежные выплаты.

В статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным названными нормами видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.

Таким образом, суд приходит к выводу, что наличие в действиях Учреждения состава вменяемого правонарушения подтверждено материалами дела, спорные выплаты не были включены в базу для начисления страховых взносов. Указанное также не оспаривается и самим заявителем, недоимка и пени им оплачены, что подтверждено материалами дела.

Вместе с тем, исследовав материалы дела, суд считает, что оспариваемое решение органа Пенсионного фонда подлежит признанию недействительным в части привлечения к ответственности в связи со следующим.

Из положений норм, закрепленных в статьях 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что данное решение заинтересованного лица может быть признано судом недействительным при одновременном наличии двух условий: не соответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что Учреждением допущено нарушение в виде занижения базы для начисления страховых взносов, в результате невключения в нее выплат, произведенных опекунам и приемным родителям.

При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае на момент совершения правонарушения (2014 год) указанные действия заявителя подлежали квалификации по части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ.

Вместе с тем, с 01.01.2017 функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов переданы налоговому органу. Правильность и своевременность уплаты страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по их уплате контролируются в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 20 Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статьей 19 указанного Закона установлено, что передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон N 243-ФЗ) установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Так, в рассматриваемом случае органом Пенсионного фонда проверка проведена в период, когда действие Закона № 212-ФЗ было прекращено, но в отношении периодов, предшествующих 01.01.2017. Оспариваемое решение № 1685 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности вынесено 11.04.2017, когда Закон № 212-ФЗ уже утратил силу, но контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, продолжал осуществляться соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, являющейся нормой прямого действия, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения» указано, что в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части (пункт 1).

Закон № 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Закона № 250-ФЗ, включая его положения части 1 статьи 47, предусматривающие ответственность плательщика страховых взносов за занижение базы для начисления страховых взносов.

Указанное в связи с принятием Законов №№ 243-ФЗ и 250-ФЗ не означает устранение ответственности за вмененное учреждению оспариваемым решением правонарушение (статья 122 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Закона № 243-ФЗ), но не позволяет в силу конституционных норм применять к нему в части привлечения к ответственности утративший силу закон.

В рассматриваемом случае, закон, которым установлены ответственность за совершенное Учреждением правонарушение прекратил свое действие, вместе с тем, применение меры ответственности с 01.01.2017 установлено иной нормой, в рассматриваемом случае – статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 01.01.2017, производится налоговыми органами с меры взыскания, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда.

На основании вышеизложенного оспариваемое решение является незаконным в части привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ, нарушающим права заявителя.

По указанным основаниям заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

Судебные расходы распределены в соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление удовлетворить.

Признать недействительным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) от 11.04.2017 № 1685 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части привлечения муниципального казенного учреждения города Кургана «Центр бухгалтерского учета школ № 2» к ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в виде наложения штрафа в сумме 57 286 руб. 80 коп.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

А.А. Григорьев