ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-3949/15 от 26.10.2015 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 41-84-84, факс (3522) 41-88-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело №А34-3949/2015

02 ноября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 октября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 02 ноября 2015 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Григорьева А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Черновой И.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах,

заинтересованное лицо: индивидуальный предприниматель Лыжин Леонид Дмитриевич (ОГРНИП 304451231000064, ИНН 451500012552),

о привлечении к административной ответственности,

от заявителя: Воронина А.В., доверенность от 15.10.2014 № 229, удостоверение от 01.09.2014 № 49,

от заинтересованного лица: Лыжин Л.Д., предъявлен паспорт,

установил:

В Арбитражный суд Курганской области от Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах (далее – заявитель, Территориальный отдел Управления) поступило заявление о привлечении индивидуального предпринимателя Лыжина Леонида Дмитриевича к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).

В обоснование данного требования заявитель указал, что по результатам проведенного административного расследования в отношении ИП Лыжина Л.Д., осуществляющего деятельность в магазине «Охотник» по адресу: Курганская область, Мокроусовский район, с. Мокроусово, ул. Тарасова, 35, в 12 часов 15 минут 17.06.2015, было установлено, что на реализации находится моторное масло для двухтактных двигателей «STIHL», изготовлено: made in Germany, объемом 200 мл., 1 литр, по цене 150 руб. и 400 руб. соответственно. На реализуемом товаре наклеена этикетка на иностранном языке, без маркировки единым знаком соответствия. На масле моторном для двухтактных двигателей «STIHL» отсутствует маркировка (единый знак обращения, подтверждение соответствия, информация для потребителей). Всего на реализации находилось масла для двухтактных двигателей «STIHL» 5 упаковок (бутылок) объемом 200 мл., 2 упаковки (бутылки) объемом 1 литр.

По мнению заявителя, ИП Лыжиным Л.Д. были нарушены требования статей 1, 7 ТР/ТС 030/2012 Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям (Решение от 20 июля 2012 года №59), Решение Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза», статьи 4, 10 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», пункты, 11, 12, 15 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал, по основаниям, изложенным в заявлении. Просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал. Просил суд в удовлетворении заявления отказать.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства дела.

Лыжин Леонид Дмитриевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чём в Единый государственный реестр внесена запись за основным государственным регистрационным номером 304451231000064 (л.д. 7–9).

25.05.2015 в Территориальный отдел Управления поступило письменное обращение по факту нарушения законодательства о защите прав потребителей (Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998, ТР/ТС 030/2012) индивидуальным предпринимателем Лыжиным Леонидом Дмитриевичем (л.д. 24–26).

Определением специалиста–эксперта Территориального отдела Управления от 02.06.2015 в отношении ИП Лыжина Л.Д. возбуждено дело об административном правонарушении, по признакам состава, предусмотренного статьей 14.46 Кодекса. Данное определение получено заинтересованным лицом в день его вынесения за подписью в тексте документа (л.д. 10).

02.06.2015 в рамках административного расследования вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела (л.д. 11). Данное определение получено заинтересованным лицом в день его вынесения за подписью в тексте документа (л.д. 11).

17.06.2015 с 12 час. 10 мин. по 12 час. 30 мин. специалистом–экспертом Территориального отдела Управления, в присутствии понятых произведен осмотр магазина «Охотник» по адресу: Курганская область, Мокроусовский район, с. Мокроусово, ул. Тарасова, 35, принадлежащего ИП Лыжину Л.Д.

В ходе осмотра было установлено, что на реализации при наличии ценников имеется моторное масло для двухтактных двигателей «STIHL», изготовлено в Германии, объемом 200 мл., 1 литр, по цене 150 руб. и 400 руб. соответственно. На товарах наклеена этикетка на иностранном языке, без маркировки единым знаком соответствия.

По результатам проведенного административного расследования 17.06.2015 должностным лицом Территориального отдела Управления в присутствии ИП Лыжина Л.Д. составлен протокол осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, с приложением фотоматериалов (л.д. 12, 14–17).

В объяснениях от 17.06.2015 ИП Лыжин Л.Д пояснил, что имеет на реализации масло «Штиль», без документов, товары берет малыми партиями (л.д. 13).

18.06.2015 должностным лицом Территориального отдела Управления в присутствии индивидуального предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении № 24, предусмотренном частью 1 статьи 14.46 Кодекса.

Указанный административный материал, был направлен к мировому судье судебного участка № 18 Мокроусовского судебного района Курганской области.

Однако, определением мирового судьи судебного участка № 18 Мокроусовского судебного района Курганской области от 23.06.2015 материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.46 Кодекса, в отношении ИП Лыжина Л.Д. возвращены заявителю в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции (л.д. 19).

Определением начальника Территориального отдела Управления от 01.07.2015 административный материал, возбужденный по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.16 Кодекса в отношении ИП Лыжина Л.Д. передан с заявлением  на рассмотрение в Арбитражный суд Курганской области (л.д. 4).

Исследовав письменные материалы дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 14.46 Кодекса установлено, что маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно примечанию к статье 14.46 Кодекса под знаком обращения продукции на рынке в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса следует понимать знак обращения на рынке Российской Федерации, единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и единый знак обращения продукции на рынке государств - членов ЕврАзЭС.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения и интересы организаций и граждан в сфере продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Объективную сторону правонарушения образует действие, выраженное в маркировке продукции знаком обращения продукции на рынке или знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 59 принят Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (ТР ТС 030/2012) (далее – Технический регламент).

Настоящий Технический регламент Таможенного союза  разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года, с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям, к отработанным смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям и к продуктам, полученным в результате переработки (утилизации) отработанной продукции на этапах жизненного цикла продукции, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

Согласно пункту 1.1 Технический регламент устанавливает требования к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям (далее – продукция), к отработанным смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям (далее – отработанная продукция), к продуктам, полученным в результате переработки отработанной продукции, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей), а также в целях ресурсосбережения.

Настоящий технический регламент распространяется, в том числе, на смазочные материалы – смазочные масла органического происхождения – масла моторные (универсальные, карбюраторные, дизельные, для авиационных поршневых двигателей).

Продукция, выпускаемая в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется (пункт 3.1).

Каждая партия смазочных материалов, масел и специальных жидкостей, выпускаемая в обращение и (или) находящаяся в обращении, должна сопровождаться паспортом качества продукции (пункт 3.4).

Согласно пункту 6.1. технического регламента, перед выпуском в обращение на рынок продукция должна быть подвергнута процедуре подтверждения соответствия в форме декларирования соответствия. При подтверждении соответствия заявителем может быть юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющееся изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом), или импортером (продавцом).

При декларировании соответствия по схеме 1Д заявитель формирует комплект документов, указанных в пункте 6.5 настоящего технического регламента, осуществляет производственный контроль и принимает все необходимые меры для того, чтобы процесс производства обеспечивал соответствие продукции требованиям настоящего технического регламента, проводит испытания образцов, принимает и регистрирует декларацию о соответствии и наносит единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (пункт 6.6)

При декларировании соответствия по схеме 2Д заявитель формирует комплект документов, указанных в пункте 6.5 настоящего технического регламента, проводит испытания образцов, принимает и регистрирует декларацию о соответствии и наносит единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (пункт 6.7).

Согласно статье 7 Технического регламента, смазочные материалы, масла и специальные жидкости, соответствующие требованиям настоящего технического регламента и прошедшие процедуры подтверждения соответствия согласно Статье 8 настоящего технического регламента, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском смазочных материалов, масел и специальных жидкостей в обращение на рынке.

Смазочные материалы, масла и специальные жидкости маркируются единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза при их соответствии требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется и предусматривающих нанесение данного знака.

Единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза наносится на каждую единицу упаковки, а также приводится в паспорте качества.

При обнаружении продукции, не соответствующей требованиям настоящего технического регламента или подлежащей подтверждению соответствия установленным к ней обязательным требованиям и поступающей или находящейся в обращении без документа о подтверждении соответствия и (или) без маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза, уполномоченные органы каждой Стороны принимают меры по недопущению выпуска данной продукции в обращение, по изъятию ее из обращения в соответствии с законодательством Стороны, а также по информированию об этом других Сторон (пункт 8.1).

Комиссией Таможенного союза 15.07.2011 № 711 принято решение «О едином знаке обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза» (вместе с «Положением о едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза») (далее – Решение).

В силу пункта 2 Решения, единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов Таможенного союза. Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок государств – членов Таможенного союза.

Изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим(и) техническим(и) регламентом(ами) Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия на территории любой из Сторон, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Таможенном союзе (пункт 4 Положения).

В соответствии с пунктом 5 Решения, единый знак обращения наносится на каждую единицу продукции, упаковку или сопроводительную документацию. В случае если на продукцию наносятся иные знаки соответствия, в том числе, знаки соответствия добровольных систем сертификации продукции, то они не должны ухудшать видимость, четкость и читаемость единого знака обращения.

С  учетом изложенных норм права в рассматриваемом случае  объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.46 Кодекса,  образует действие, выраженное в маркировке продукции (моторного масла) единым знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании.  А именно, маркировка знаком обращения произведена, а продукция не прошла процедуры подтверждения соответствия, предусмотренные статьей 6  ТР ТС 030/2012.

В данном случае ИП не производил маркировку масла моторного единым знаком обращения, которое не прошло процедуры подтверждения соответствия, предусмотренные   ТР ТС 030/2012.

То есть, в действиях предпринимателя не усматривается признаков объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.46 Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса).

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

А.А. Григорьев